Зотов сергей Игоревич



страница1/35
Дата12.01.2021
Размер0,95 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие

4

Методологические основания исследования
политических традиций


8

Сущность, модификации и функции
политических традиций

8

Проблема научного осмысления традиций
в современных политических теориях

19

Политические традиции в современных
политических идеологиях

53

Либерализм

53

Консерватизм

62

Социализм

73

Либеральные традиции в американской
либеральной доктрине


83

Истоки и особенности формирования

83

Проблема соперничества консервативной
и либеральной традиций в Америке

116

Особенности нормативного потенциала
современной либеральной традиции

135

Свобода

141

Равенство

143

Справедливость

145

Нейтралитет

146

Моральный плюрализм

147

Заключение

162

Библиография

167



ПРЕДИСЛОВИЕ


Современное научное политологическое сообщество счи­тает общепринятым деление либерализма на «класси­ческий» и «реформаторский», или неолиберализм. Крите­рии определе­ния либерализма постоянно подвергаются значительной трансформации и в этой связи представляет­ся актуальным во­прос о том, какие черты современного либерализма остаются имманентными, а какие претерпе­вают изменения, получают новую интерпретацию в посто­янно меняющихся социально-политических условиях, в том числе в развитых странах.

Динамичные преобразования и трансформации в облас­ти политики вызывают изменения во всех сферах, регули­рующих социально-политические отношения, и тесно со­пряжены с та­ким показателем, как стабильность социаль­но-политической среды. В условиях продолжающихся структурных и систем­ных реформ большое значение для России имеет выбор либе­ральной модели. Не секрет, что трудности в реформировании российского общества, по­мимо всего прочего, в значительной степени были вызваны выбором модели «классического» ли­берализма, недооце­нивающего социальную составляющую.

В силу этого в общественном сознании большинства рос­сиян и значительной части политической элиты сло­жился сте­реотип, в соответствии с которым социальное го­сударство ас­социируется прежде всего с нелиберальными моделями. Раз­очарование россиян в неудачной социальной политике экстра­полировалось на либерализм как на поли­тическую идеологию, тогда как в странах Запада именно либерализм выступал ис­точником социального рыночного хозяйства.

В этой связи преодоление сложившихся стереотипов, изу­чение корреляции между традиционным ядром либе­ральных ценностей и его инновациями имеет исключи­тельно важное значение для российской политической практики.

Прогресс общества не мыслим без внутренних измене­ний и трансформации его как феномена в целом. Движу­щей силой является потенциал инноваций, опирающийся на накопленный и постоянно обогащающийся опыт, на традиции, сохраняю­щие ядро социально-исторических процессов.



В центре данного научного изыскания находится со­держа­тельный аспект понятия политических традиций, в особенно­сти политических традиций либерализма, эндо­генные и экзо­генные факторы, определяющие их основные черты, особен­ности и свойства, причинно-следственные связи преемствен­ности и ва­риативности традиций, а также их внутренние про­тиворечия.

Новые настроения в европейской и американской социаль­но-политической мысли отразили Ш. Айзенштадт, Т. Скокпол, К. Тримберджер, а также ряд других авторов, переосмысли­вающих модернизацию и рассматривающих общество как трансвременной феномен, не образующийся бытием в дан­ный момент, а существующий только через время и сла­гающийся посредством времени1. Прошлое влияет на насто­ящее, служит важным соопределяющим элементом состояния общества.

Эдвард Шилз в своей работе «Традиция» рассматривал традицию как социальное начало, как особую «цивилизацию», не зависимую от ее динамики. В традиции, говорил Шилз, происходит постоянная война оригинальности и привычных, устоявшихся форм, при этом данная война приобретает иногда и революционный характер. Но все трансформации общества в конечном счете идут в русле традиции и дают всегда лишь новые модификации той же традиции. Получается, что тради­ция в своих новых модификациях может настолько перерож­даться, что может постепенно уступить и всю себя, оставив лишь абстрактное место преемственности.

Ш. Эйзенштадт по праву считается партнером Э. Шилза, поскольку в 60-е годы XX века их позиции сблизились и Эй­зенштадт вскоре усвоил шилзовскую концепцию «Традиции». Развивая этот подход в 70-е годы, Эйзенштадт подвел своего рода итог двухсотлетнего социального и историософского ис­следования традиции. Он сделал это, построив параллельно свою версию сравнительно-исторического изучения цивили­заций, альтернативную как тойнбианской, так и парсонсов­ской. Эйзенштадт едва ли не впервые в официальной академи­ческой науке выдвинул мысль о новоевропейских революциях как об особом уникальном типе социальной трансформации, уникальном в том смысле, что их качественное содержание непереносимо в другие эпохи и цивилизации. Согласно Эй­зенштадту, в Западной Европе складывался небывалый в исто­рии «преобразовательный потенциал», воздействие которого он считал более значительным, чем последствия зарождения «мировых» империй и великих религий. Рассматривая тради­ции не в их историко-феноменологическом измерении, но в контексте последовавших за ними преобразований, Эйзен­штадт декларирует, что этот тип изменений является «наи­лучшим» и наиболее естественным, тем более что его модель распространяется по всему миру в силу нового технологиче­ского, информационного качества взаимоотношений внутри международных систем. Накопленный объем информации и опыта способствуют ускорению темпа общественного раз­ви­тия и происходит это не вопреки, а в силу и благодаря тради­ционности, поскольку модернизация и традиция — всего лишь равнозначные составляющие этого процесса.

Особым динамизмом характеризуются преобразования в области политики. Политические традиции являются факто­ром детерминации большинства политических процессов, за­дают им направление и определяют рамки. Они проходят че­рез века, накапливая и транслируя опыт; несут в себе пред­ставления индивидов о свободе, социальной справедливо­сти, демократии, роли государства и институтов власти, содержат потенциал социального порядка и влияют на соци­ально-поли­тические взаимодействия.

Динамичные преобразования и трансформации в облас­ти политики вызывают изменения во всех сферах, регули­рующих социально-политические отношения, и тесно со­пряжены с та­ким показателем, как стабильность социаль­но-политической среды. Меняется массовое сознание и убеждения людей, эти процессы бывают крайне неустой­чивыми и противоречивыми, появляются деструктивные тенденции и конфликты, возни­кают проблемы адаптации граждан к происходящим соци­ально-политическим трансфор­мациям. Чем выше планка на­меченных преобразований, тем выше риск утраты стабильно­сти. В связи с этим зна­чим для изучения и анализа опыт такой страны, как США, в которой наиболее успешно реализован либеральный про­ект.



Целесообразно отвергнуть сложившийся стереотип, в со­от­ветствии с которым понятие традиции лежит на «по­верхно­сти» консервативной идеологии, а в либерализме отсутствует вовсе. Следует снять идеализированные оцен­ки поляризации традиции и новации, искажающие реаль­ный процесс взаимо­действия ста­рого и нового, а также уделить значительное вни­мание теорети­ческому осмысле­нию проблемы напряженных отношений и конфликтов внутри фундаментальных либераль­ных нормативов.

В монографии дополнены представления о сущностных аспектах, специфических признаках, структурных и функ­цио­нальных особенностях и возможностях либеральных тради­ций, их способности стимулировать вариативность изменений и приспосабливаться к новым формам социаль­но-политиче­ского устройства.

Разобраться в тонкостях политических традиций, осо­бен­ностях их формирования, развития и трансформации, сотруд­ничества и соперничества возможно только на ме­тодологиче­ском основании, предполагающем исследова­ние сущности, особенностей и функций политических тра­диций, проблем их научного осмысления в современных политических теориях и идеологиях.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница