Защита права на окружающую благополучную среду



Скачать 43,01 Kb.
Дата02.04.2022
Размер43,01 Kb.
#181428
ТипРеферат
Связанные:
План экологическое право 18726


ТЕМА: Защита права на окружающую благополучную среду

Введение
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование права каждого на благоприятную окружающую среду


1.1. История развития права на благоприятную окружающую среду
1.2. Понятие и сущность права на благоприятную экологическую среду
1.3. Цели и принципы, система осуществления права человека на благоприятную окружающую среду
1.4. Содержание права каждого на благоприятную окружающую среду. Объекты и субъекты права
Глава 2. Реализация права на благоприятную окружающую среду
2.1. Нормативно-правовые акты в области обеспечения права на благоприятную окружающую среду
2.2. Судебная практика
2.3. Проблемы и их решение в реализации экологических прав граждан
Заключение
Список использованной литературы
Введение Мы живем в быстро меняющемся мире. За XX век человечество совершило колоссальный прорыв в технологической и производственной сферах: были разработаны ядерные технологии, открыты миллионы предприятий, проложены сотни тысяч километров железных дорог в различных точках мира. XXI век поддерживает тенденцию, совершая уже иные открытия, но являясь достойным последователем своего предшественника. В своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Президент обратил внимание на состояние окружающей среды в нашей стране. В.В.Путин поручил «подготовить программы сбережения уникальных природных символов России, таких как Волга, Байкал, Телецкое озеро на Алтае» 1 . Он также обозначил улучшение экологии как одно из основных направлений деятельности государственных органов. Предприятия по всему миру выбрасывают в атмосферу, сливают в воду, вывозят на неприспособленные площадки тонны отходов, загрязняя окружающую среду. Разрушается озоновый слой, в Арктике тают ледники, миру угрожает парниковый эффект. Но все это негативно сказывается не только на самой природе, но и на человеке, как неотъемлемой ее части. Негативное влияние окружающей среды сказывается как на ней самой, так и на здоровье человека непосредственно. Это ухудшает не только состояние здоровья отдельно взятого человека, но и всей нации, причем не только в текущий момент, но и в перспективе следующих поколений. Можно ли оставить без внимания такой важный вопрос? Разумеется нет. Именно поэтому для защиты себя и будущих поколений были выработаны нормы о защите человека, от негативного влияния окружающей среды. В настоящее время они носят название «право человека на благоприятную окружающую среду». Это означает, что человечество хочет жить не просто в пригодных, а в действительно благоприятных условиях. 1 Послание Президента Федеральному Собранию – kremlin.ru 4 Именно этой проблематикой обусловливается актуальность темы исследования. По официальной статистике за 2016 год в атмосферу Российской Федерации было выброшено более 20 миллионов тонн1 загрязняющих ее. Из них более 10 миллионов тонн оксида углерода (СО), около 3 миллионов тон оксида азота (NO2) и около 7 миллионов тон иных летучих органических соединений. Подобные цифры не могут остаться без внимания, поэтому 2017 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом экологии. Данная тема отличается высокой степенью научной разработанности. В работах В.Х.Адиханова, Л.Н.Бобылева, А.К.Голиченкова, О.А.Дубовых, О.С.Колбасова, С.А.Боголюбова, М.М.Бринчука, М.И.Васильевой, П.В.Горбачева, А.Г.Тарнавского, Ю.С.Шемшученко, Г.Н.Шеварнадзе, Н.Г.Жаворонковой, О.И.Крассова и других исследователей рассмотрены существенные аспекты права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере права на благоприятную экологическую среду, связанные с реализацией рассматриваемого права. Предметом исследования являются: нормы права на благоприятную экологическую среду. Цель работы: исследование права каждого на благоприятную окружающую среду (конституционно-правовой аспект). Реализация поставленной цели обусловила выполнение следующих задач:  рассмотреть эволюцию развития права на благоприятную экологическую среду;  рассмотреть право на благоприятную экологическую среду, его сущность и его закрепление в национальном законодательстве (в Российской Федерации); 1 Федеральная служба государственной статистики – gks.ru 5  определить механизм реализации права на благоприятную экологическую среду  определить роль органов государственной власти и местного самоуправления в реализации права на благоприятную экологическую среду. Методологической основой исследования является использование историко - правового, формально - логического, сравнительно - правового методов исследования. Это позволяет достаточно широко рассматриваемый предмет и охватить интересующие вопросы. 6 Глава 1. Конституционно-правовое регулирование права на благоприятную окружающую среду 1.1. История развития права на благоприятную окружающую среду Право человека на благоприятную экологическую среду возникло относительно недавно и относится к последнему «поколению» конституционных прав. Впервые оно было закреплено в статье 45 Конституции Испании, принятой 6 декабря 1978 года1 . В большинстве постсоветских республик, в том числе в России, подобное произошло горазда позже. В России в своем становлении право на благоприятную окружающую среду прошло три этапа2 : 1) возникновение, становление и развитие в рамках «земельного права в широком смысле»; 2) развитие в рамках природоресурсных отраслей 3) выход за рамки природоресурсных отраслей, самостоятельное становление и функционирование. Первый этап пришелся на 1917-1968 года. В это время создавались законодательные акты, регулировавшие исключительно сферу землепользования, например Декрет «О земле» 1917 года, «О недрах земли» 1920 года и т.д. В этот период земля рассматривалась как ресурс, и главным направлением деятельности было ее использование. В принимаемых в данный период правовых актах происходит исключение объектов природной среды из области товарных отношений, разграничение их статуса, отделение от объектов имущественного характера. Так, в статье 21 Гражданского кодекса РСФСР говорилось, что «земля 1 Конституция Королевства Испания – domeuropa.eu 2 Хабиров Р.Ф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Становление и развитие права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации» - Уфа, 1998 год, с.33. 7 является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение землей допускается только на правах пользования»1 . Государственное регулирование осуществлялось с позиции экономических интересов и не рассматривало природу или человека в связи с ней как объект охраны. Второй этап начался в 1969 году и продлился до 1990 года. Начало нового этапа связано с принятием в 1968 году Основ законодательства о земле, отделившими экологическое право от иных природоресурсных отраслей (лесного, горного и т.д.). К этому моменту становится абсолютно очевидно, что бесконтрольная деятельность человека оказывает губительное влияние как на окружающую среду, так и на людей, проживающих в ее пределах. Одним из предвестников формирования права на благоприятную окружающую среду является упоминание в 42 статье Конституции СССР 1977 года «мер по оздоровлению окружающей среды»2 . На данном этапе это рассматривается в составе права на охрану здоровья и еще далеко от самостоятельного существования и развития. Но уже начинается работа над законодательным обеспечением жизни человека в благоприятных экологических условиях. В 1970-х годах появляются Основы водного законодательства (1970 год), Основы законодательства о недрах (1975 год) и т.д. Это были годы принятия многочисленных правовые акты, которые стали регулировать не только пользование, но и охрану природных ресурсов. В соответствии с Основами союзных республиках были приняты земельные, водные, лесные кодексы и кодексы о недрах. В РСФСР в 1980 году были приняты Закон об 1 Гражданский кодекс РСФСР 1922 года – docs.cntd.ru, ст. 21 2 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 г. – hist.msu.ru 8 охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира. В 1970-х годах в составе министерств и ведомств были введены подразделения по обеспечению экологизации производственной деятельности подведомственных предприятий1 . Это был первый шаг к работе над созданием норм и регулированию последствий антропогенной деятельности и контролю за их соблюдением. Третий этап отсчитывается от принятия в 1991 году Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Это был первый нормативноправовой акт, обобщивший в себе все нормы, принципы и систему использования и охраны окружающей среды. Он дал значительный толчок развитию как экологического права в России, так и праву человека на благоприятные экологические условия. Наконец, в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, которая в статье 42 провозгласила право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ней и возмещение ущерба, нанесенного экологическим правонарушением2 . Это было первое закрепление такого права в России. С этого времени начинается создание согласованной законодательной базы, которая обеспечивает возможность человека пользоваться своим правом и защищать его. Помимо создания новых собственных нормативно-правовых актов и переработки уже имеющихся, происходит интеграция с международными нормами и требованиями. Например, подписание Российской Федерацией Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 год), Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения освоения и охраны недр (2001 год) и другие. 1 Постановление верховного совета СССР от 20 сентября 1972 года «О мерах по дальнейшему улучшению охрану природы и рациональному использованию природных ресурсов» – lawrussia.ru 2 Конституция Российской Федерации – pravo.gov.ru 9 За последние два десятка лет произошли значительные изменения: усилился государственный контроль предприятий, были изданы нормативноправые акты, совершенствующие механизм осуществления конституционного права на благоприятную экологическую обстановку (например, ФЗ «Об охране окружающей среды»). В современных условиях просматриваются следующие тенденции1 : 1. актуализация вопросов о необходимости соблюдения и осуществления права на благоприятную экологическую среду, как и иных экологических прав, закрепление их в стратегических и концептуальных документах государства (например, «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации в период до 2030»). 2. ущемление и ограничение экологических прав граждан нормативными актами (например, огораживание арендатором лесного участка при ведении любой деятельности (Лесной кодекс Российской Федерации) ограничивает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесу). Таким образом, видно, что становление права человека на благоприятную окружающую среду произошло не сразу, оно прошло несколько этапов развития, каждый из которых вносил что-то новое, отвечающее потребностям человека и общества в соответствующий период времени. Законодательное закрепление данного конституционного права произошло лишь 23 года назад, оно получило значительно развитие и поддержку иными нормативными актами. 1 Тимофеев Л.А., Абанина Е.Н. Некоторые тенденции развития института экологических прав граждан – Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция, 2014 год, выпуск №2, с.45-46 10 1.2. Понятие и сущность права на благоприятную экологическую среду Чтобы точно понять механизм реализации права на благоприятную экологическую среду, требуется определить, что понимается под этим правом. Для этого требуется дать понятие праву человека на благоприятную окружающую среду и раскрыть его сущность. Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» 1 . Термин «благоприятная обстановка» в российском законодательстве не раскрывается, но Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»2 содержит следующие определения: благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В свою очередь, непосредственно окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Также он содержит определения ряда нормативов, касающихся окружающей среды. Это означает, что под благоприятной экологической обстановкой можно понимать качество окружающей среды, соответствующее установленным законодательством стандартам. Этот вариант представляется наиболее универсальным, поскольку позволяет не только отслеживать экологическую обстановку в каждом конкретном регионе или районе, но и регулировать ее. 1 Конституция Российской Федерации – pravo.gov.ru 2 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 1 – pravo.gov.ru 11 Существуют и иные подходы к пониманию выражения «окружающая среда». Например, С.Н. Кравченко, на основе словаря терминов, изданного при содействии Международного союза охраны природы и природных ресурсов, окружающую среду определяет как «совокупность условий, окружающих человека и воздействующих на него»1 . В соответствии с данным толкованием в окружающую среду включается не только природная, но и социальная среда, и биосфера. Но подобное разъяснение приводит к смешению разнородных проблем и не дает четкого понимания специфики. Поэтому он представляется неэффективным. А.П. Анисимов пишет, что «право человека на благоприятную окружающую среду – это возможность для каждого человека, народов и всего человечества жить при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью» 2 . Это понятие также сложно рассматривать как базовое, поскольку оно охватывает большое пространство (весь мир) и не позволяет выделить конкретные элементы этого права. Хотя, несомненно, оно является верным и несет в себе действительный смысл. Правовая характеристика благоприятной окружающей среды как объекта права носит специфический характер. Она не похожа на объект вещных прав, объект обязательственных прав. Окружающая среда не принадлежит субъекту права, ею нельзя ни пользоваться (только природными ресурсами), ни распоряжаться. Присутствует лишь факт постоянного нахождения субъекта в ней, а какие-либо юридические связи не оформляются (кроме регистрации по месту жительства или пребывания). 1 Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды – Львов, Госуниверситет, 1998, с. 27 2 Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду – Гражданин и право, 2009, выпуск №2 12 Они не возникают даже в случае нанесения ущерба, поскольку правоотношения возникают между людьми (их объединениями) или людьми и государством. Право на благоприятную окружающую среду можно рассматривать как правовой институт и как субъективное право. В качестве правового института право на благоприятную окружающую среду представляет собой совокупность правовых норм, определяющих правовую природу и содержание данного права, его объекты и субъекты, виды иных экологических прав, являющихся средством реализации и защиты этого права, и условия их осуществления. А как субъективное право оно представляет собой принадлежащую каждому лицу возможность требовать соблюдения данного права путем применения предусмотренных законодательством правовых средств. Это право имеет неотъемлемый и неотчуждаемый характер и призвано обеспечить единство частных и публичных интересов в сфере охраны окружающей среды. Как правило, под «правом на благоприятную окружающую среду» понимается не только право отсутствие негативного влияния окружающей среды на человека, но и право на получение достоверной информации об ее состоянии и на возмещение ущерба, нанесенного экологическим правонарушением. И хотя каждое из них может выступать в качестве самостоятельного1 , рассмотрение и использование этих прав в совокупности крайне важно, поскольку только таким путем можно достичь действительной и эффективной реализации данного конституционного права. 1 Шафиков А.М., Сагандыков М.С. Конституционные права на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии как элементы специального правового статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации – Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, 2014 год, том 14, выпуск №2, с. 99-100 13 Вспомогательными можно считать следующие конституционные права и обязанности: o право человека на жизнь1 ; o обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность для ознакомления с документами материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы2 ; o право каждого на объединения для защиты своих интересов3 ; o право человека на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления4 ; o право каждого на охрану здоровья5 ; o право каждого на судебную защиту его прав и свобод, на обжалование в суде решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц6 ; o право на получение квалифицированной юридической помощи7 ; o обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам8 . Право на благоприятную окружающую среду всегда находится в процессе его реализации. Момент его возникновения – рождение человека ли въезд на территорию Российской Федерации, а прекращения – его смерть либо выезд за пределы Российской Федерации. В отличие от этого права, право на возмещение ущерба возникает только после совершения кем-либо экологического причиненного, причинившего ущерб. 1 Конституция Российской Федерации, статья 20 – pravo.gov.ru 2 Там же, статья 24 3 Там же, статья 30 4 Там же, статья 33 5 Там же, статья 41 6 Там же, статья 46 7 Там же, статья 48 8 Там же, статья 58 14 Из этого следует, что сущность права человека на благоприятную окружающую среду заключается в возможности проживать и находиться в благополучной обстановке, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, судебные инстанции для реализации и защиты этого права, а так же на возмещение понесенного ущерба. Комплексный анализ положений Конституции РФ дает возможность определить элементы, которые характеризуют право на благоприятную окружающую среду. Прежде всего, оно представляет собой государственноправовой институт, оно является неотчуждаемым, приобретаемым с рождения, относится к числу основополагающих конституционных прав человека и гражданина1 . Превыше всего оно ставит благополучие населения страны и создание условий, дающих возможность для развития населения и сохранения (или восстановления) его здоровья. Это полностью соответствует как концепции социального государства в целом, так и конкретно Российской Федерации. Следуют ей и принципы и цели права человека на окружающую среду. Из вышесказанного следует, что, несмотря на разнообразие подходов к толкованию термина «благоприятная среда», все они содержат в себе представление, что благоприятной средой стоит считать условия, не наносящие вред здоровью или имуществу человека. 1.3. Цели и принципы, система осуществления права человека на благоприятную окружающую среду В основе правового регулирования права на благоприятную окружающую среду лежат определенные начала, которые отражают его 1 Буркова Л.Н., Чепурнова Н.М. Конституционно-правовые гарантии права на окружающую среду – М., 2006 – с. 58 15 сущность. Выражаются они, прежде всего, в целях и принципах осуществления. В качестве целей законодательного закрепления и осуществления права на благоприятную окружающую среду можно выделить две тесно связанных между собой цели: 1) защита и охрана населения от негативного воздействия окружающей среды; 2) создание условий для жизни, труда и отдыха человека; 3) сохранение здорового генофонда нации. В достижении поставленных целей используются определенные принципы. Прежде всего, это общий принцип гуманизма, на который ориентировано все российское законодательство. Кроме него важную роль играет принцип социальности нашего государства. Помимо названных есть еще ряд принципов, часть которых закреплена в нормах конституционного, экологического и иных отраслях права. Можно выделить несколько основных принципов1 осуществления права на благоприятную окружающую среду, которые характеризуют систему права на благоприятную среду. 1. Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, государства, общества в целях обеспечения устойчивого развития экономики и сохранения благоприятной окружающей среды. Он призван сбалансировать потребности человека и возможности экономики, создать условия для обеспечения гарантий и благоприятных условий с одной стороны. А с другой, данный принцип способствует развитию экономики, учитывая негативное воздействие предприятий и иных промышленных объектов, антропогенных последствий в целом. Научное обоснование позволяет определить, что именно можно 1 Крассов О.И. Экологическое право: учебник – М., Норма: ИНФРА-М, 2016. с. 26-28 16 считать благоприятными условиями, и осуществлять хозяйственную деятельность человека в строго определенных рамках, сводя негативные последствия к минимуму. Его реализация происходит путем оценки состояние окружающей среды и влияние изменений путем экспертизы. 2. Принцип нормирования в области охраны окружающей среды. Это позволяет установить и закрепить в нормативно-правовых актах предельно допустимые нормы воздействие на окружающую среду. Данный принцип гарантирует экологическую безопасность населению в условиях хозяйственной деятельности. Реализация происходит путем законодательного закрепления предельно допустимых норм (ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Очевидно, он находится в тесной связи с первым принципом. 3. Принцип обеспечения охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. Применение этого принципа связано с контролем над использованием природных ресурсов и недопущением необратимых последствий для здоровья человека и состояния окружающей среды. Правила природопользования регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов, принцип позволяет закрепить определенные права и обязанности субъектов пользования. В некоторых случаях устанавливаются определенные границы либо запреты использования ресурсов, либо их части. Реализуется данный принцип путем закрепления в нормативно-правовых актах (ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). 4. Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Это означает возможность участия граждан и их объединений в решении вопросов, затрагивающих их интересы в сфере обеспечения благоприятной экологической обстановки, право требовать от государственных и муниципальных органов своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей 17 среды, ее загрязнении и мерах по охране. Реализация данного принципа обеспечивает людям возможность получать информацию и участвовать в деятельности, направленной на улучшение ее состояния (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). 5. Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды. Проблема сохранения (или создания) благоприятной окружающей среды носит глобальный характер. Негативные последствия антропогенной деятельности сказываются не только на жителях территории, на которой они были произведены, но и в ряде случаев на населении соседних стран или же всего мира. Тем более что ряд природных ресурсов используются одновременно несколькими странами (например, воды Мирового океана). Можно привести широкий ряд примеров от аварий на атомных станциях до разрушения озонового слоя. Поэтому наряду реализацией национальных мер, многие проблемы мировое сообщество решает сообща (Конвенция ООН по проблемам окружающей человека среды). Для осуществления права на благоприятную окружающую среду требуется обратиться к экологическому праву, поскольку именно эта отрасль во многом обеспечивает его практическое применение. Эту точку зрения высказывают многие юристы, например Л.А. Тимофеев, Е.Н. Абанина1 , К.К. Даваева2 и многие другие. Система экологического права – совокупность взаимосвязанных правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в 1 Тимофеев Л.А., Абанина Е.Н. Некоторые тенденции развития института экологических прав граждан – Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция, 2014 год, выпуск №2 2 Даваева К.К. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Конституционное право на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: правовое регулирование и судебная защита» - М., 2008 год 18 зависимости от выполняемой ими роли в сфере регулирования прав человека и отношений охраны окружающей природной среды1 . Система экологического права – это довольно сложное правовое явление, которое имеет закономерности и тенденции формирования и развития. Ее характер и содержание определяются объективными закономерностями развития законодательства об охране окружающей среды как отрасли права. Эти закономерности обусловливают классификацию нормативного материала по соответствующим правовым институтам. Институты общей части экологического права содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей системы отрасли значение. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование состава институтов особенной части. Последние подчинены первым, и их содержание касается определенного вида отношений в сфере охраны окружающей среды. Сфера их действия ограничивается областью отношений по поводу соответствующего вида негативных воздействий или охраняемых природных территорий и объектов животного мира. В содержание общей части экологического права входят основные направления регуляции и регламентации деятельности человека либо предприятий, связанную с воздействием на окружающую среду. Это такие институты как2 : o право каждого на благоприятную окружающую природную среду; o управление в сфере охраны окружающей природной среды; o процедуры оценки воздействия на окружающую природную среду и экологические экспертизы; o экономико-правовые меры охраны окружающей природной среды; 1 Крассов О.И. Экологическое право: учебник – М., Норма: ИНФРА-М, 2016. 2 Там же. 19 o нормирование негативных воздействий на окружающую природную среду; o техническое нормирование качества продукции и процессов ее производства, обеспечивающее экологическую безопасность; o экологические требования к размещению, созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов недвижимости; o аудит и охрана окружающей природной среды; o страхование экологических рисков; o ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды. В содержание особенной части экологического права включаются правовые институты, содержание которых определяется характером и видами природопользования, особенностями негативных воздействий на окружающую среду. Это следующие правовые институты1 : o правовая охрана окружающей среды в сфере природопользования; o правовая охрана окружающей природной среды от химического загрязнения; o правовая охрана окружающей природной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления; o правовая охрана окружающей природной среды от негативных физических воздействий и радиоактивного загрязнения; o правовая охрана окружающей природной среды от негативных биологических воздействий; o правовое обеспечение экологической безопасности; o консервативная охрана природы. Все эти институты (как общей части, так и особенной) направлены на сохранение окружающей среды в состоянии, пригодном для 1 Крассов О.И. Экологическое право: учебник – М., Норма: ИНФРА-М, 2016. 20 жизнедеятельности человека. В своей совокупности они обеспечивают не только поддержание надлежащих условий, но и реализацию каждым права на благоприятную окружающую среду. Из вышесказанного следует, что на осуществление человеком права на благоприятную окружающую среду направлены ресурсы не только конституционного права, но и экологического. А принципы и цели показывают, что основная цель обеспечения права человека на благоприятную среду – сохранение здоровья населения. Для ее достижения используются научные, экономические, социальные и иные пути. Принципы же поддерживают заданное направление и описывают основы, на которых базируется данное право. 1.4. Содержание права человека на благоприятную окружающую среду. Объекты и субъекты права Право на благоприятную окружающую среду является неотъемлемым и относится к числу естественных прав человека. Для полного понимания это присущего каждому права необходимо четко представлять, что именно в него входит. В данном случае можно выделить традиционные правомочия – элементы права1 . 1. Право пользования. Это возможность пользоваться природной средой как естественной (и единственной) средой обитания, ее ресурсами, в условиях пригодных для жизнедеятельности человека. Основной способ, позволяющий оценить пригодность условий – соответствие закрепленным в законодательстве нормативам. Это чистота, истощимость, ресурсоемкость, видовое разнообразие, экологическая устойчивость и многие другие. 2. Право требования. Это правовая основа возможности у субъекта требовать совершения каких-либо определенных действий от обязанных лиц 1 Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду – Гражданин и право, 2009 год, выпуск №2 21 в его интересах, а именно не препятствовать реализации данного права либо создать необходимые для этого условия. 3. Право действия. Это наличие у субъекта права возможности совершения положительных действий для реализации своего права или защиты (в случае его нарушения). Это означает, что управомоченный не обязан совершать какие-либо действия, он свободен в выборе осуществления действий. Ему не предписывается строго определенный вид поведения, человек волен выбирать обратиться ли ему с жалобой в органы местного самоуправления, пойти ли на митинг и так далее. Действия человека ограниченны только рамками интересов других лиц и законностью его действий. 4. Право притязания. Это возможность использования мер государственного принуждения через органы государственной или муниципальной власти, защиты своих интересов в судебном порядке. В данном случае необходимо подтверждение факта ухудшения состояния окружающей среды (нарушения права). Экологические права классифицируются в зависимости от субъекта (принадлежащие общему и специальным субъектам)1 . Помимо правомочий неотъемлемой частью содержания права на благоприятную окружающую среду являются объекты и субъекты рассматриваемого права. В праве человека на благоприятную окружающую среду выделяются следующие объекты права: здоровье человека, благоприятная окружающая среда, информация о состоянии среды. Говоря о благоприятной окружающей среде, понимаются условия, способные удовлетворить экологические (физиологические), экономические, 1 Комментарий к Федеральному закону от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). Ответственные редактор О.Л.Дубовик – доступ из СПС «Консультант-Плюс» 22 эстетические и иные потребности человека1 . Для установления сооответсвия данного объекта требования используются критерии, позволяющие оценить состояние окружающей среды, ее воздействие на здоровье и жизнедеятельность человека. Уровень благоприятности среды позволяют определить критерии (показатели) ее состояния. Показатели состояния природной среды характеризуют степень негативных физических, химических и биологических воздействий на нее, уровни загрязнения, засорения, заражения природы. Такие показатели отражают степень истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия и т.д. В их качестве выступают экологические требования, касающиеся осуществления различных видов хозяйственной и иной деятельности. Другим объектом права на благоприятную окружающую среду является здоровье человека. С.А. Боголюбов отмечает, что «сама охрана окружающей среды не является самоцелью. Ее основная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения. Жизнь и здоровье человека – основная цель охраны окружающей природной среды, всего экологического права»2 . Следующей составляющей рассматриваемого права является право на доступ к достоверной информации. Информация – единственный способ узнать о состоянии окружающей среды. Она позволяет понять, что требуется принять какие-то меры в случае неблагоприятной обстановки до того, как это становится видно невооруженным глазом и наносится ущерб как самой природе, так и здоровью человека. 1 Бринчук М.М. Экологическое право: учебник – М, 2010, с. 23 2 Боголюбов А.С. Экологическое право: учебник – М., 2011, с.64-65 23 Последним элементом является право на возмещение ущерба, если такое все-таки случилось. Это позволяет гражданам и организациям восстановить свое здоровье и имущество (в случае с организациями только имущество). Кроме того, это является сдерживающими мерами, поскольку возмещать ущерб будет именно тот, кто его нанес. Это должно заставить различные предприятия или же отдельных лиц быть более внимательными к своей деятельности. Право на благоприятную окружающую среду как субъективное право определяет содержание экологической правоспособности как общей способности быть субъектом всех тех прав, которые признаны экологическим правом, и в итоге содержания субъективного права на благоприятную окружающую природную среду. Каждый проживающий или временно находящийся на территории Российской Федерации человек является субъектом данного права, поскольку попадает в «сферу национальной безопасности»1 . Субъектами права на благоприятную окружающую среду признаются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и, при определенных обстоятельствах, еще не родившиеся дети. Также к субъектам права на благоприятную окружающую среду можно отнести государство, государственные и муниципальные органы и должностных лиц, поскольку они непосредственно участвуют в реализации данного права. Не являются субъектами данного права группы граждан и население, поскольку они вообще не признаются субъектами права. Не считаются субъектами права на благоприятную окружающую среду общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Такие организации создаются гражданами – субъектами права на благоприятную окружающую 1 Бринчук М.М. Конституционное право на благоприятную окружающую среду в свете национальной безопасности – Государство и право, 2014, выпуск №1 24 среду для реализации и защиты этого права, в результате чего экологические организации наделяются специальной правоспособностью. Субъективное право на благоприятную окружающую среду имеет содержанием отдельные проявления экологической правоспособности и осуществления этого права, т.е. реализации. На практике тех возможностей, которые предусмотрены данным правом как объективным правом. Под субъективным правом понимается обеспеченная объективным правом возможность проявления воли субъектом этого права. Всякое субъективное право является мерой возможного поведения управомоченного лица, и оно имеет определенные законом границы и условия его существования. Существуют объективные и субъективные условия реализации права на благоприятную окружающую среду. Объективными условиями являются те, что имеют законодательное закрепление для обеспечения экологических прав и обязанностей. Субъективные условия зависят от управомоченных лиц, без которых осуществление прав невозможно в принципе. Главным субъективным условием осуществления права является, прежде всего, волеизъявление носителя права на благоприятную окружающую среду. Необходимо различать такие понятия, как субъект права на благоприятную окружающую среду и конкретный субъект этого права, и соответственно возникновение права и его реализацию, т.е. защиту. Закон выступает основанием для признания данного права за каждым лицом. Однако одного закона для возникновения конкретного субъективного права на благоприятную окружающую среду недостаточно. Хотя право на благоприятную окружающую среду можно определить как непрерывно реализующееся1 , должны быть совершены соответствующие действия субъектом данного права, которые свяжут норму права и субъективные права 1 Габиева С.М, Курбаналиева Х..М. К вопросу о сущности и содержании права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации – Закон и право, 2015 год, выпуск №6 25 конкретного субъекта, т.е. должны состояться определенные юридические факты. Таким образом, право на благоприятную окружающую среду состоит из тех же элементов, что и любое другое право: право пользования, право требования, право действия и право притязания. И так же, как и любое другое право, рассматриваемое право имеет свои объекты и субъекты. Основным субъектом права на благоприятную окружающую среду является человек, а основным объектом этого права – здоровье человека. Защита права на благоприятную окружающую среду является основной формой реализации этого права, хотя существуют и иные варианты. 26 Глава 2. Реализация права на благоприятную окружающую среду 2.1. Реализация права на благоприятную окружающую среду гражданами Одним из главных критериев оценки любого права человека является возможность реализации данного права. Прежде всего следует обратить внимание на реализацию непосредственно названных в Конституции РФ прав на благоприятную среду, достоверную информации о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровья.


2.1 2.3. Нормативно-правовые акты в области обеспечения права на благоприятную окружающую среду Огромную роль в системе обеспечения права на благоприятную окружающую среду играют нормативно-правовые акты. Ведь именно на основании законов ведут свою деятельность государственные и муниципальные ораны, общественные организации и отдельные лица. Все нормативно-правовые акты можно разделить на несколько групп, в зависимости от субъекта их принявших1 . В первую очередь следует рассмотреть Конституцию Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным законодательным актам и занимает центральное место среди источников права. По отношению к экологическому праву Конституция РФ выполняет идеологическую, учредительную и юридическую функции2 . Рассматриваемое конституционное право содержится в 42 статье Конституции Российской Федерации в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Впервые в России право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба закрепили именно в этой норме. Оно обеспечивается путем реализации механизмов, закрепленных в ряде законодательных актов. 1 Крассов О.И. Экологическое право: учебник – М., Норма: ИНФРА-М, 2016. 2 Голиченков А.К. Конституция Российской Федерации и развитие экологического законодательства – Сборник по материалам международной научно-практической конференции, М, ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации, 2004 год. 36 Право на благоприятную окружающую среду согласно статье 17 Конституции РФ рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения (в соответствии с принципами международного права). Наряду с этим статья 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ее богатствам, т.е. не нарушать права других лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме этого Конституция РФ закрепляет разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находится в их совместном ведении1 . В общем виде Конституция определяет основные полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию отношений и прав, смежных с правом на благоприятную окружающую среду (землепользованиевладение2 , владение, пользование и распоряжение недрами, водными и другими природными ресурсами3 и др.). Реализация положений Конституции РФ обеспечивается путем реализации механизмов, закреплены в ряде иных законодательных актов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным законодательством4 , который находит подтверждение и в законодательстве об охране окружающей среды. В статье 82 ФЗ «Об охране окружающей среды» 1 Конституция Российской Федерации, статья 72, пункт «д» – pravo.gov.ru 2 Там же, статья 9 3 Там же, статья 72, пункт «в» 4 Там же, статья 15, часть 4 37 предусмотрено, что если международным договором в области окружающей природной среды, заключенным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем содержащиеся в законодательстве РФ, то применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 года № 101-ФЗ. Например, важным источником, регламентирующим право на благоприятную окружающую среду является Декларация Рио по окружающей среде и развитию от 14.06.1992 года. В ней сформулированы важнейшие принципы экологического поведения государств, которыми они должны руководствоваться. В декларации зафиксирован приоритет заботы о человеке1 , суверенное право каждого государства на использование своих природных ресурсов, которое одновременно рассматривается и как обязанность сохранять при этом окружающую среду2 . Международные договоры, являющиеся источниками экологического права (включая право на благоприятную окружающую среду), регулируют вопросы охраны окружающей среды, связанные с использованием не только внутригосударственных, но и тех природных объектов, которые находятся вне национальной юрисдикции, сферы государственного суверенитета. К числу международных природных объектов относятся Мировой океан за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, Антарктида, атмосфера Земли, космическое пространство. Правовой режим таких международных объектов регулируется главным образом международными договорами. 1 Декларация Рио-де-Жанейро от 14.06.1992 года, принцип 1 – un.org 2 Там же, принцип 2 38 Глобальное значение имеют проблемы охраны атмосферы Земли, климата и озонового слоя Земли. Российской Федерацией подписан ряд международных договоров, направленных на их сохранение1 . Следующим источником, регулирующим осуществление права на благоприятную окружающую среду, являются федеральные законы, центральное место среди которых занимает Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Федеральные законы содержат общие положения, касающиеся порядка проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. В них предусматриваются экологические требования различного характера: при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, эксплуатации объектов в зависимости от их местоположения и предназначения и др. Так же именно в Федеральных законах, особенно ФЗ «Об охране окружающей природной среды», прописаны права и обязанности граждан, общественных объединений и государственных (муниципальных) органов. Федеральные законы рассматривают и формирование экологической культуры, что крайне важно для воспитания уважения к окружающей среде, ее разумному пользованию и сохранению в будущем. Важную роль играет Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ, который определяет правовой режим государственных заповедников, национальных и природных парков государственных природных заказников и др., а также ответственность за нарушение этого режима. 1 Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 09.05.1992 года – un.org Венская конвенция об охране озонового слоя, 22.03.1985 года – un.org Заключительный акт Монреальского протокола по веществами, разрушающим озоновый слой от 16.09.1987 года – un.org и другие. 39 Особая группа законодательных актов регулирует вопросы охраны здоровья населения и окружающей среды от негативных воздействий. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит санитарно-эпидемиологические требования в том числе к окружающей среде (например, к планировке и застройке городских и сельских поселений1 ). Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» призван, помимо прочего, обеспечить предупреждение и устранение негативного воздействия на окружающую среду и, главным образом, человека в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий. Федеральный закон от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет полномочия местного самоуправления в области регулирования охраны окружающей среды. Существуют и иные значимые федеральные законы. Еще одним видом нормативно-правовых актов, влияющих на право на благоприятную окружающую обстановку являются указы Президента Российской Федерации. Например, по итогам Конференции ООН в Рио-деЖанейро в 1992 году был издан Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», в котором говорится в том числе и о «создании для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях»2 . В целом указы Президента нацелены на закрепление и подтверждение в принятых раньше нормативно-правовых актах, а также на инициацию каких-либо мероприятий. Например, Указом Президента Российской Федерации от 05.01.2016 года № 7 было объявлено о проведении в России Года экологии в 22017 году. 1 Федеральный закон от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статья 12 – доступ из СПС «Консультант-Плюс» 2 Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», статья с – доступ из СПС «Констультант-Плюс» 40 Большую группу источников, регулирующих осуществление права на благоприятную окружающую среду, составляют постановления распоряжения Правительства Российской Федерации. Стоит остановить внимание на одном из них. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1082-р утверждает план основных мероприятий по проведению в 2017 году в России Года экологии. По своей сути, это основной программный документ. Его положения содержат план различных мероприятий, от перехода на новую систему деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами до строительства новых очистных сооружений закрытого типа. В целом данный план направлении на повышения уровни безопасности окружающей среды, уровня ее благополучия и привлечения внимания общественности к данной актуальной проблеме. Последним блоком законодательства о праве на благоприятную окружающую среду являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты местного самоуправления. Поскольку 72 статьей Конституции Российской Федерации законодательство об окружающей среде отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то каждый из 85 субъектов РФ вправе издавать собственные нормативно-правовые акты. Прежде всего, стоит определить, что относится к сфере деятельности Российской Федерации, а что – к ее субъектам. Исходя из содержания Конституции РФ, можно сделать вывод, что к ведению Российской Федерации относится признание, учреждение и закрепление прав и свобод, а к совместному ведению – только их защита1 . 1 Брусницына С.В. Право на благоприятную окружающую среду в конституционном и уставном законодательстве субъектов Российской Федерации – Вестник Челябинского государственного университета, 2013 год, выпуск №27 (318) 41 Содержание законов и иных нормативных актов, принимаемы в субъектах РФ, определяется многими факторами. Значительное влияние на характер правотворчества оказывают природные условия, существующие на территории субъекта, состояние окружающей среды, уровень экономического развития. Во многих субъектах приняты законодательные акты, предметом правового регулирования которых является право на благоприятную окружающую среду. Учитывая актуальность данной темы, в ряде субъектов приняты законы, основной задачей которых является охрана здоровья человека и благополучия окружающей среды. Например, Закон Московской области от 22.12.2006 года № 240/2006-ОЗ «Об охране окружающей среды в Московской области» регламентирует работу органов на территории области, проведение экспертных оценок состояния окружающей среды и прочее. Важную роль в решении вопросов охраны здоровья человека и окружающей его среды должны выполнять органы местного самоуправления. Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, их работа регулируется соответствующими Федеральными законами1 . К их ведению относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поседения, использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов и т.д. Итак, из сказанного выше очевидно, что в Российской федерации существует разветвленная система нормативно-правовых актов, призванная благодаря разграничению ведений и полномочий, а также различному уровню работы максимально эффективно обеспечить право на благоприятную окружающую среду любому лицу, находящемуся на территории Российской Федерации. 1 Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - доступ из СПС «Консультант-Плюс» 42 Заключение Право на благоприятную среду – есть естественное и неотъемлемое право любого человека. Во все времена имело огромное значение состояние окружающей человека среды, поскольку она непосредственно влияет на здоровье людей, а в перспективе и многих последующих поколений. В наше время вопрос о благоприятности окружающей среды стал особенно остро, поскольку ускоренное развитие всего мира губительно сказывается на природе и человеке. Загрязнение водоемов, атмосферы, уничтожение лесов и многие другие причины подтолкнули различные страны к закреплению в своем законодательстве права на благоприятную экологическую среду. Россия не стала исключением. Хотя она позже многих на законодательном уровне признала данное право человека, за два десятилетия, что прошли с этого момента, она прошла значительный путь от самых основ права на благоприятную экологическую среду и преимущественно природопользовательского законодательства к стройной и развитой системе, существующей в настоящее время. В Российской Федерации предоставляются обширные возможности для реализации права на благоприятную окружающую среду, для большей эффективности уже в конституционной норме скрепленного с правом на достоверную информацию о состоянии среды правом на возмещение ущерба, нанесенного экологическим правонарушением. Человек может отстаивать свое право как лично, так и в составе экологических общественных организаций, которым предоставлены дополнительные права в области контроля, надзора и инициатив. Подкрепляет это все развитая система законодательных актов, охватывающая все уровни: от международных договоров и Конституции РФ 43 до нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, что позволяет наиболее эффективно решать все возникающие проблемы, а также предвидеть их и предотвращать. Российское законодательство не останавливается в развитии, не прекращается и введение новых мер для сохранения или же создания благоприятной среды. В числе прочего и Год экологии, под эгидой которого пройдет 2017 год. Правительством РФ запланировано множество мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для жизни человека в различных регионах нашей страны. И хотя нельзя сказать, что существующая на сегодняшний день система идеальна, поскольку она имеет ряд неразрешенных вопросов и не все механизмы до конца отточены, но можно уверенно заявить, что она уже сейчас отличается высоким уровнем организации. А в перспективе станет более эффективной и отлаженной, и позволит добиться действительно благоприятной окружающей среды. 44 Список использованной литературы: Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.pravo.gov.ru 2. Конституция Королевства Испания, принята 25.12.1978 года // http://www.domeuropa.eu 3. Конвенции о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 года // http://www.un.org 4. Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения освоения и охраны недр, Минск, 31.05.2001 года // http://base.garant.ru 5. Конвенция ООН по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 16.06.1972 года // http://www.un.org 6. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 09.05.1992 года // http://www.un.org 7. Венская конвенция об охране озонового слоя, 22.03.1985 года // http://www.un.org 8. Заключительный акт Монреальского протокола по веществами, разрушающим озоновый слой от 16.09.1987 года // http://www.un.org 9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.01.2017 года) // http://www.consultant.ru 10. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 11. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 года № 8-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 45 12. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 года № 149-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 13. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ (действующая редакция 2016 года) (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 14. Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 года № 209-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 15. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 года № 101-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 16. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 17. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года №131-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 18. Федеральный закон «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 19. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.pravo.gov.ru 20. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 год № 82-ФЗ (действующая редакция 2016 года) // http://www.pravo.gov.ru 21. Федеральный закон от 30.03.1999 года «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (действующая редакция 2016 года) // http://www.consultant.ru 46 22. Указ Президента Российской Федерации о проведении года экологии в России в 2017 году от 05.01.2016 года № 7 // http:// www.kremlin.ru 23. Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // http://www.consultant.ru 24. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии от 02.06.2016 № 1082-р // http://www.mnr.gov.ru 25. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации в период до 2030» от 30.04.2014 года // http://www.consultant.ru 26. Закон Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области»от 22.12.2006 года № 240/2006-ОЗ (действующая редакция 2016 года) // http://docs.cntd.ru 27. Декрет «О земле» 1917 года от 26.10.1917 года // http://www.hist.msu.ru 28. Декрет «О недрах земли» от 30.04.1920 года // http://www.hist.msu.ru 29. Закон об охране атмосферного воздуха от 25.06.1980 года //https://ru.wikisource.org 30. Гражданский кодекс РСФСР от 31.10.1922 года // http://www.docs.cntd.ru 31. Закон СССР от 13.12.1968 года № 3401-VII Об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных Республик // http://www.lawrussia.ru 32. Постановление верховного совета СССР от 20.09.1972 года «О мерах по дальнейшему улучшению охрану природы и рациональному использованию природных ресурсов» // http://www.lawrussia.ru 33. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, принята 07.10.1977 года // http://www.hist.msu.ru 34. Закон об охране и использовании животного мира от 26.06.1980 года // http://www.consultant.ru 47 35. Закон РСФСР от 19.12.1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» // http://www.consultant.ru Литература 36.Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду // Гражданин и право, 2009, выпуск №2, с.72-80 37.Боголюбов А.С. Экологическое право: учебник // М., Юрайт, 2011, 482 с. 38.Бринчук М.М. Экологическое право: учебник //М, Юристъ, 2010, 688с. 39.Бринчук М.М. Конституционное право на благоприятную окружающую среду в свете национальной безопасности // М., Государство и право, 2014 год, с. 74-83 40.Брусницына С.В. Система юридических гарантий права человека и гражданина на благоприятную. Окружающую среду // Вестник Челябинского государственного университета, 2014 год, выпуск № 19 (348), с. 10-15 41.Брусницына С.В. Право на благоприятную окружающую среду в конституционном и уставном законодательстве субъектов Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013 год, выпуск №27 (318), с. 11-18 42.Голиченков А.К. Конституция Российской Федерации и развитие экологического законодательства //Сборник по материалам международной научно-практической конференции, М, ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации, 2004 год, с. 169-175 43.Даваева К.К. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Конституционное право на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: правовое регулирование и судебная защита» - М., 2008 год, 175 с. 44.Даваева, К.К. Конституционное право на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: нормативно-правовое регулирование: монография// Уфа : Центр "Право Мира" 2012. - 124 с. 48 45.Комментарий к Федеральному закону от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). Ответственные редактор О.Л.Дубовик // http://www.consultant.ru 46.Конституционно-правовые гарантии права на окружающую среду. Буркова Л.Н., Чепурнова Н.М. // М., Юристъ, 2006, 191 с. 47.Конституционные права на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии как элементы специального правового статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации. Шафиков А.М., Сагандыков М.С. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, 2014 год, том 14, выпуск №2, с. 99-103 48.Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды // Львов, Госуниверситет, 1998 год, 155 с. 49.Крассов О.И. Экологическое право: учебник //М., Норма: ИНФРА-М, 2016, 528 с. 50.К вопросу о сущности и содержании права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации Габиева С.М, Курбаналиева Х..М. // Закон и право, 2015 год, выпуск №6, с. 49-52 51.Некоторые тенденции развития института экологических прав граждан Тимофеев Л.А., Абанина Е.Н. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция, 2014 год, выпуск №2, с. 43-50 52.Устьянцева О.В. Конституционно-правовые вопросы обеспечения экологической безопасности в современной России. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата юридических наук // Саратов, 2012 год, 30 с. 53.Хабиров Р.Ф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Становление и развитие права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации» // Уфа, 1998 год, 166 с.
2.3
В настоящее время реализация гражданами экологических прав обладает важным значением в связи с крайне негативной экологической обстановкой с одной стороны, а также с огромным объемом работы, проводимым в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду. Основные экологические права граждан закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 42 Конституции РФ можно выделить три основных экологических права [1]: 1) право на благоприятную окружающую среду; 2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; 3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением. Указанные экологические права находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, в целях реализации права на благоприятную окружающую среду человек должен обладать достоверной информацией об окружающей среде. Кроме Конституции РФ экологические права граждан закреплены в таких нормативных правовых актах как Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (глава III), Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 8), Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (глава 6) и др. Анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод об отсутствии в Российской Федерации системы экологических прав граждан, положения законов являются разрозненными, зачастую, права просто перечисляются (без раскрытия их содержания и механизма реализации). Данное обстоятельство существенно затрудняет возможность реализации экологических прав на практике. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» даёт понятие благоприятной окружающей среды, под которой понимается «окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» [3]. Однако в законодательстве не указаны критерии, характеризующее качество окружающей среды. А. Ю. Хворостов в качестве критерия благоприятной окружающей среды предлагает применять уровень здоровья населения [8, с. 248], М. В. Светличная в качестве критериев указывает соответствие среды требованиям незагрязненности, ресурсоёмкость, экологическое устойчивость, видовое разнообразие и сохранение естественных экосистем [7, с. 2]. Право на благоприятную окружающую среду в настоящее время остается скорее формально-закрепленным, чем имеющим место в действительности. Так, согласно данным Обзора состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2018 год в 46 городах (21 % городов) качество атмосферного воздуха характеризовалось высоким или очень высоким уровнем загрязнения, при этом около 60 % городов расположены в Сибирском федеральном округе [9]. В 37 городах с населением 12,6 млн. человек были отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК. При этом не наблюдается тенденция к снижению уровню загрязнения окружающей среды, количество населенных пунктов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха остается практически неизменным. Данное обстоятельство вызвано с отсутствием эффективного механизма предотвращения загрязнения, стимулирующего субъекты хозяйствования сокращать выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды конкретизировано в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4]. Однако данный закон содержит лишь общие положения относительно права граждан на получение любой необходимой информации. В качестве гарантии соблюдения права граждан на информацию статьёй 5.39 КоАП РФ установлена ответственность для лиц, не предоставивших необходимую информацию [2]. Однако указанные нормы не получили существенной реализации на практике. Для эффективной реализации гражданами своих прав, в том числе экологических, необходим действенный механизм исполнения соответствующих обязанностей со стороны государственных органов. Несмотря на то, что ст. ч.2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции закреплены обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять каждому информацию, касающуюся его прав и свобод, на практике данные нормы реализуются не в полной мере. Право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, реализуется путем обращения пострадавшего лица с иском в суд в соответствии с порядком, установленным ст. 75–80 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом обратиться с иском может не только пострадавший, а любое заинтересованное лицо, в том числе в целях защиты неограниченного круга лиц. В то же время механизм возмещения вреда недостаточно разработан, в частности, рассмотрение иска в отношении неопределенного круга лиц зачастую делает невозможным установление лиц, которым непосредственно был причинен вред экологическим правонарушением и которым должна быть выплачена компенсация [6, с. 153]. Более того, в настоящее время отсутствует методика определения размера причиненного вреда, для доказательства причинения вреда необходимо проведение дорогостоящей экспертизы. Проблемой реализации экологических прав граждан является и отсутствие реального механизма защиты экологических прав. Как показывает практика, граждане крайне редко участвуют в законотворческой деятельности, касающихся экологии [5, с. 612]. Несмотря на установленные в законодательстве меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, данные нормы на практике практически не применяются, граждане, зачастую, не обращаются в судебные и правоохранительные органы за защитой своих экологических прав. С учетом изложенных обстоятельств, можно сделать вывод, что в процессе реализации экологических прав в Российской Федерации граждане сталкиваются с такими проблемами как: сложности в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды, минимальная возможность влиять на принятие нормативных актов в сфере экологии и контроля за их выполнением, отсутствие действенного механизма защиты экологических прав граждан. В целях решения обозначенных проблем необходимо, прежде всего, внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации, в частности, определить критерии благоприятной окружающей среды, закрепить гарантии предоставления достоверной информации об окружающей среды и механизм получения данной информации, установить порядок определения размера вреда, причиненного экологическим правонарушением и т. д. Следует признать обоснованной точку зрения некоторых авторов о необходимости принятия отдельного закона «О доступе к экологической информации» [6, с. 152] Целесообразно также внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Литература: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Рос. газ. — 2001. — № 256. — 31 дек. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» // Рос. газ. — 2002. — № 6. — 12 янв. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Рос. газ. — 2006. — № 165. — 29 июл. Коробова А. П., Кавкаева Ю. А. Анализ проблем реализации экологических прав граждан в рамках системы экологического права Российской Федерации // Аллея науки. — 2019. — Т. 1. — № 1. — С. 610–613. Кравцова Е. А., Евтушенко В. И. Исторические предпосылки и современные проблемы законодательного закрепления механизма реализации экологических прав граждан в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 1. — С. 148–155. Светличная М. В. К вопросу об определении понятия «благоприятная окружающая среда» // Политика, государство и право. — 2012. — № 1. — С. 1–5. Хворостов А. Ю. Экологические права человека и гражданина: преодоление трудностей реализации // Юридические препятствия в реализации и защите прав и законных интересов: сб. науч. тр. / сост. В. Ю. Панченко, А. А. Петров. — Красноярск: Центр информации, 2015. — С. 245–255. Официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.meteorf.ru/upload/iblock/41e/Obzor_2018.pdf (дата обращения: 07.10.19).

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Шульгач, Ю. А. Проблемы реализации экологических прав граждан / Ю. А. Шульгач, К. Б. Куликова, К. И. Сорокина, А. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63466/ (дата обращения: 31.03.2022).
Скачать 43,01 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница