Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 Березка» г. Кудымкара Хорошева А.П. Консультация для родителей: ЯЗЫК МИМИКИ И ЖЕСТОВ
Невербальные способы общения - мимика и жесты – усваиваются детьми с раннего возраста. Натуры эмоциональные сопровождают свою речь множеством жестов и живой мимики. Для некоторых детей эти способы становятся более выразительными в передаче информации, нежели слова. В любом случае невербальные средства общения помогают более точно передать душевное состояние ребенка и его настроение. Жесты и мимика, несомненно, обогащают наше общение. Любая, самая интересная история, рассказанная без мимики и жестов, будет восприниматься сухо и безжизненно. Чтобы завладеть вниманием слушателя, нужно прибегать не только к нужным интонациям, красоте и образности слова, но и выразительности жестов и мимики.
В какой мере ребенок использует возможности невербального общения? Если он прекрасно владеет мимикой лица, его жесты гармоничны и уместны, значит, у него актерские способности. Он может воспользоваться своим даром не только на сцене, но и в жизни. В людях всегда привлекательно выражение лица. Это зеркало, которое притягивает внимание.
На лице человека более 50 мышц, которые могут принимать около 5000 выражений. Сколько из них в нашем активном пользовании? Психологи утверждают: чем живее мимика лица, тем свободнее личность.
Детей с раннего возраста можно приучать к гимнастике лицевых мышц. Полезно гладить кожу лица, тереть ее руками, жмуриться, хмуриться, гримасничать, показывать язык, высовывая его как можно дальше. Детям такая гимнастика полезна еще и тем, что помогает разрабатывать артикуляционный аппарат.
Ненужные движения. Есть жесты, похожие на слова-паразиты. Они не помогают, а усложняют общение, «засоряют» его ненужными движениями. Наматывать волосы на палец, крутить пуговицу, вертеть в руках ручку, одергивать без конца одежду и т. д. – это жесты, говорящие о волнении и неуверенности человека. Необходимо обращать внимание детей на эти проявления и работать не с жестами, а с причинами, которые их породили.
Неприличные жесты. Показывать пальцем, ковыряться в носу или в ушах, показывать язык прохожим – это уже неприличные жесты. Дети могут использовать в своем общении еще более неприличные жесты, о значении которых они даже не догадываются. Ситуация похожа на использование детьми бранных слов. И причины те же. Без внимания такие жесты оставлять нельзя.
Упражнения на тренировку жестов и мимики.
Дети любят игру «Угадай настроение». Можно использовать различные картинки с изображением лиц с разными эмоциями (радостные, злые, плачущие, хмурые, гневные, обиженные и т. д.). Подручным средством могут стать и лица играющих.
Попросите ребенка сопроводить следующие фразы мимикой и жестами: «Мне жарко», «Дождь пошел», «Вижу вдалеке человека», «Стираю белье», «Толкаем тяжелый предмет перед собой», «Я замерз» и т. п. Прекрасно развивает выразительность жестов и мимики пантомима.
Усадите ребенка перед зеркалом и попросите покривляться так, как ему вздумается. Это хорошо снимает мышечные зажимы на лице, а с другой стороны, ребенок может изучить живую и многообразную «карту мимики».