«Всё ли можно измерить деньгами?»



Скачать 22,82 Kb.
Дата14.01.2022
Размер22,82 Kb.
#177518
Sociology essay
Связанные:
Ликунова Изменения женского биографического тайминга и оценка его социально — копия, Mini-issledovanie Likunova Emily Samarshaya oblast — копия

На тему «Всё ли можно измерить деньгами?»




3. Все ли можно измерить деньгами? Приведите примеры (из личного опыта или из СМИ) жарких общественных споров по поводу возможности купли-продажи тех или иных объектов или отношений. Как можно интерпретировать эти споры с социологической точки зрения?

«Всё ли можно измерить деньгами?»- извечный вопрос. Ответ на него вполне очевиден: конечно, нет, не всё измеряется купюрами. Однако существуют спорные виды объектов, насчёт измеримости которых ведутся общественные споры.

Я считаю, что определённо есть такие категории, которые нельзя купить, а, следовательно, оценить в денежном эквиваленте. Например, не получится приобрести настоящую любовь. Она появляется непредсказуемо, под влиянием не только внешних, но и внутренних факторов. Существует такое выражение, подтверждающее мою мысль: «Миром правят деньги и любовь». Её отделяют от денежных отношений, подчёркивая невозможность покупки искренности, которую каждый подсознательно или вполне осознанно ищет в других. Также невозможно купить и измерить деньгами дружбу, настоящую дружбу, отношения людей, которые никогда не предадут. Широко известен тот факт, что многие знаменитости и миллиардеры страдают от одиночества, потому что не могут найти настоящих друзей, которым важны личностные качества друга, а не уровень его жизни или счёт в банке. Недостижима покупка искренней веры: в Бога, в силы человека. Нельзя оценить и родство, человек не может дать цену своим родителям и родственникам, которых не выбирают. Факт рождения в той или иной семье не зависит от человека и не может являться объектом купли-продажи. Невозможно дать объективную оценку многим моральным ценностям: честности, добрым поступкам, человеколюбию.

С другой стороны, в мире наблюдается активный процесс коммодификации (товаризации)-придание стоимости различным видам человеческой деятельности. То, что раньше не поддавалось оценке, теперь является объектом купли-продажи (например, услуги по страхованию жизни). Карл Маркс утверждал, что такой общественный строй, как капитализм, чьи разновидности встречаются во многих государствах, предполагает органически расширяющуюся экономическую систему, которая подразумевает коммодификацию большего количества товаров и услуг. Общество развивается в направлении неизбежно увеличивающейся товаризации.

Существует концептуальная схема о рынках спорных товаров Вивианы Зелизер: на рынки «священных» товаров оказывают значительное влияние нерыночные ценности и внеэкономическая логика (экономическая логика предполагает максимизацию прибыли, рациональные и эгоистические действия акторов, которые максимизируют полезность). Имеется в виду, что на процессы коммодификации влияют социальные факторы в большей степени, чем экономические.

Рассмотрим категории спорных товаров и услуг, о продаже которых ведутся общественные дискуссии. Существуют уникальные объекты, при придании которым статуса товара лишает их ценности в общественном восприятии, процесс их десакрализации воспринимается как аморальный и неестественный. Первой такой услугой является суррогатное материнство.

Суррогатное материнство- метод вспомогательных репродуктивных технологий, который предполагает вынашивание ребёнка суррогатной матерью с его последующей передачей генетическим родителям. В современном мире активно обсуждается правильность превращения священного статуса материнства и способности подарить жизнь новому человеку в коммерческую услугу. Продуктом такой услуги является человеческая жизнь, вынашивание и рождение которой измеряется в денежном эквиваленте.

В одних странах эта услуга полностью запрещена, в других возможна её реализация на безвозмездной основе, в третьих она функционирует как полноценная коммерческая услуга, за оказание которой взимается относительно большая плата.

Суррогатное материнство было легализовано в России в 2011 году. Факт того, что генофонд родившегося ребёнка и его родителей совпадает позволил легитимировать эту практику в нашей стране, ведь по закону именно кровнородственные отношения определяют родство. Согласно демографической статистике (https://www.hospital-mmk.ru/zhenskoe-zdorove/kakova-statistika-besplodiya-v-rossii-i-v-mire.html), около 20% российских пар не могут зачать ребёнка без вспомогательных репродуктивных технологий. В последние годы в России наблюдается низкий уровень рождаемости и естественная убыль населения. Причинами являются большие внешние миграции населения, экономические и политические потрясения в стране, снижение доходов домохозяйств, падение патриархальных ценностей.

Противники оказания услуг суррогатного материнства уверены, что факт того, что дети становятся объектом купли-продажи является аморальным. Также от родившегося ребёнка могут отказаться его кровные родители (по причине его неизлечимой болезни, например), что придаёт человеческой жизни статус товара, нарушается её сакрализация. Не менее важным аргументом является и то, что между суррогатной матерью и вынашиваемым ребёнком нет крепкого эмоционального контакта, их отношения также становятся «суррогатными». Более того сама суррогатная мать эксплуатируется работодателями, которые стремятся достичь конечной цели, её здоровье подвергается опасности, последствия вынашивания не могут быть предсказаны наверняка.

Сторонники суррогатного материнства (чью позицию я разделяю) возражают оппонентам: услуга состоит не в покупке ребёнка, а в вынашивании плода и в реализации заложенной природой потребности стать родителем. Немаловажен факт генетической связи ребёнка с родителями, он передаётся не чужим людям, а любящим матери и отцу. Справедливо высказывание одного из владельцев клиники по оказанию услуг суррогатного материнства: «Суррогатная мать не может продать то, что ей не принадлежит». Согласно евро-американской концепции родства, в кровнородственных отношениях на первом месте стоит генетическое родство, наличие общего генетического кода, а на втором- социальные отношения, предполагающие следование членов семьи определённым поведенческим паттернам (рассмотрение социологического взгляда на проблему). Что касается отказа- оставить ребёнка в роддоме могут и мамы, которые родили самостоятельно, это не характерная черта именно суррогатного материнства. Наличие эмоционального контакта во время вынашивания не обязательно, ведь по факту рождения ребёнок передаётся биологическим родителям, с которыми в последствии будут налажены тёплые отношения. И последний контраргумент- процесс родов является вполне естественным, в организме матери происходят закономерные процессы, поэтому её тело насильно не эксплуатируется.

Таким образом, моя позиция по отношению к услугам суррогатного материнства- оно вполне законно и отвечает требованиям современного мира. Ребёнок генетически принадлежит биологическим родителям, а услуга состоит в вынашивании, а не в продаже жизни, поэтому не является аморальной или противоречащей нравственности. Оказание подобной услуги может быть измерено деньгами.

Похожим вопросом является трансплантация органов и услуги донорства. При рассмотрении этого вопроса стоит ввести термин объективации- превращение человеческого тела и его органов в объект экономического желания. В последнее время наблюдается и тенденция медицинской дегуманизации- видимые и невидимые (внутренние органы) части тела становятся научными рабочими объектами. Насколько это этично?

Моё мнение совпадает с позицией известного социолога Филиппа Штайнера- трансплантация органов может быть оказана только на безвозмездной основе. Именно таким образом и функционирует эта сфера на данный момент. Каждый имеет право на здоровую жизнь (а суррогатное материнство оплачивается, потому что родители хотят иметь детей- это дополнительная услуга, без неё не нарушается их право на физическое здоровье). Медицинские организации реализуют это право, оказывая больным услуги пересадки. Органы, которые трансплантируются, передаются родственниками донора или самим донором в дар организации, а та дарит их нуждающемуся. Родственники умершего донора считают, что такой акт дарения поможет дать шанс больному и сделать общество лучше.

Последним рассмотренным мной спором будет вопрос об оценке произведений искусства. Оказалось, что без установления конкретных цен эта сфера не могла бы эффективно функционировать.

Цены отражают многие аспекты искусства: происхождение и образование художника, культурную составляющую творчества. Ценообразование- это не только экономический, но и обозначающий акт. То есть деньги измеряют не столько количественные показатели (цена холста, красок, время работы художника), сколько историю создания картины, её внешний облик. Таким образом, на рынке искусства важны символические значения цен. В схемах оценивания присутствуют когнитивные ассоциации, которые рассматривают связь произведений искусства с репутацией и статусом художника, качеством исполнения работы. Цены у искусствоведов представляют особый язык, помогающий на основе знаний об искусстве понять место картины в сложной иерархии художественного творчества.

Выделяют эстетическое содержание произведений (эстетическая ценность), придание статусу обладателя престижа (социальная ценность) и удачное и выигрышное в долгосрочной перспективе вложение капитала (инвестиционная ценность). А экономическая ценность, выражающаяся в стремлении покупателя получить максимальную полезность, объединяет все виды ценностей.

Экономисты, проводившие исследования ценообразования на рынке искусства пришли к выводу, что данный рынок своими механизмами и экономическим поведением (рациональные действия ради максимизации полезности) участников не отличается от других.

Гуманитарная концепция рынка искусства предполагет, что установление цены на работы художников умаляет их духовную ценность, процесс калькуляции устраняет культурный аспект творчества, сакральные смыслы (у Вивианы Зелизер выделяется подход «враждебных миров», который предполагает, что смешение противоположных сфер экономической и культурной жизни недопустимо, ведь происходит разрушение культурных ценностей, а внедрение культуры в экономику приводит к снижению эффективности сделок, распределению ограниченных ресурсов). Искусство- это дар, а не товар.

Социологический подход состоит в следующем: установление цены- социальное действие, которое имеет культурное значение. Цены являются отражением не индивидуального, а коллективного восприятия вещей. Цены также выражают смыслы. Цены на произведения искусства становятся символами, которые идентифицируют статус владельца. Цена вменяет ценность произведениям искусства, ведя к их сохранению для будущего поколения. В этом контексте уместна цитата одного из критиков: «Общество может сохранить лишь ценные вещи».

Противоречит гуманитарной концепции роль цены в ситуации с проектом Тима Роббинсона. Художник-критик основал художественную программу «Дети выживания», помогающую детям с особенностями развития зарабатывать, реализуя свои таланты в искусстве. Успех программы измеряется в ценах за работу, которые возросли с 5 долларов до 150 тысяч долларов.

Художники оценивают свой успех стоимостью картин, оцениваемой дилерами, высокая цена вдохновляет их на дальнейшее развитие и поиски своего стиля. Интересен тот факт, что цены на произведения искусства могут быть снижены только в исключительных случаях- их снижение является негативным сигналом для публики, обозначающим потерю репутации художника. Цена важна не только в экономическом, но и в социальном смысле. Предметы искусства могут быть измереыо деньгами, это этично и не противоречит нормам общепринятой морали, а наоборот, служит стимулом духовных поисков.



Таким образом, процессы коммодификации являются вполне естественным признаком развития современного мира и трансформации сознания. Цены помогают упростить жизнь, ускорить сделки. Однако на ряд категорий никогда не может быть финансово измерен в силу своей природы. Искренность и все базирующиеся на ней отношения купить невозможно.
Скачать 22,82 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница