Вопросы по нейропсихологии



Скачать 30,11 Kb.
страница1/8
Дата04.10.2019
Размер30,11 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Вопросы к экзаменам, 2017 – 2018 уч. год


ВОПРОСЫ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

  1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

  2. Методология клинического нейропсихологического исследования А. Р. Лурии.

  3. Три основных функциональных блока мозга – энергетический блок (или блок тонуса), блок приема, хранения и переработки информации, блок программирования и контроля.

  4. Теория системной динамической локализации высших психических функций.

  5. Теория формирования высших психических функций (ВПФ) Л. С. Выготского – А. Р. Лурия.

  6. Дефицитарность пространственных и квази-пространственных функций.

  7. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей). Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.

  8. Латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий; мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Специфика нейропсихологических синдромов у левшей.

  9. Мозговая локализация высших психических функций.

  10. Принципы локализации физиологических и психических функций. Различный вклад левого и правого полушарий мозга в мозговую организацию каждой психической функции.

  11. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга.

  12. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии. Методы исследования нарушений зрительного гнозиса.

  13. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства, тактильные агнозии. Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), буквенная и цифровая (тактильная алексия), агнозия пальцев (синдром Герстмана), агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Агнозия позы. Методы исследования нарушений работы кожно-кинестетической системы и тактильного гнозиса.

  14. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии. Виды слуховых агнозий: слухо-речевая, варианты нарушения слуховой памяти, способности к различению звуковых комплексов, аритмии, амузия, и др. Методы исследования нарушений слухового гнозиса.

  15. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные), локализация поражения. Методы исследования двигательных функций (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.).

  16. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий. Классификация афазий. Методы исследования нарушений речевых функций.

  17. Афазия как системный дефект. Отличие от других речевых расстройств (дизартарии, алалии, логоневрозов и др.). Методы исследования.

  18. Нарушения афферентных звеньев функциональной речевой системы (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, афферентная моторная, так называемая семантическая афазия). Методы исследования.

  19. Нарушения эфферентной основы функциональной речевой системы (эфферентная моторная, динамическая афазии). Методы исследования.

  20. Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии. Псевдоафазия. Методы исследования.

  21. Нарушений памяти при локальных поражениях мозга. Проблема амнезий. Методы исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти (метод гомогенной и гетерогенной интерференции, метод узнавания и др.).

  22. Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром.

  23. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.

  24. Нарушения памяти как мнестической деятельности (активного запоминания и воспроизведения) при поражении лобных долей мозга. Нарушения семантической памяти. Нарушения памяти: амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии

  25. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга. Методы исследования нарушений внимания.

  26. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиобазальных отделов лобных долей мозга.

  27. Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах.

  28. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. Методы исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления. Нейропсихологический анализ нарушения различных компонентов интеллектуальной деятельности (на примере решения задач).

  29. Нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления в клинике локальных поражений головного мозга. Структурные и динамические нарушения интеллектуальной деятельности.

  30. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга: распад мотивов, планирования и контроля над интеллектуальным процессом при сохранности различных умственных действий (операций).

  31. Нарушения мышления при поражении задних отделов мозга: распад отдельных операций (наглядно-пространственных, счетных и др.) при сохранности планирования и контроля.

  32. Нарушения мышления при поражении височных и премоторных отделов мозга.

  33. Особенности нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий головного мозга.

  34. Нарушения мышления при поражении глубоких структур. Нарушения мышления при поражении различных уровней неспецифической системы (истощаемость, низкая продуктивность, нарушения избирательности семантических связей и др.).

  35. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Методы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы. Экспериментально-нейропсихологическое исследование эмоций через познавательные процессы (работы В. Д. Хомской, Н. Л. Батовой и др.).

  36. Правое полушарие и эмоционально-личностная сфера. Особенности нарушений положительных и отрицательных эмоций при поражении левого и правого полушарий мозга.

  37. Нарушения эмоционально-личностной сферы при поражении лобных долей мозга и других мозговых структур.

  38. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом.

  39. Проявления нарушений произвольной регуляции различных форм психической деятельности и поведения в целом при поражении лобных долей мозга: псевдоагнозии, нарушения произвольного запоминания, воспроизведения, произвольного внимания, интеллектуальной, речевой деятельности (интеллектуальные, речевые персеверации, эхопраксия, эхолалия и др.).

  40. Нарушения целесообразности поведения, программирования и контроля элементарных и сложных поведенческих актов ("психические автоматизмы" и др.). Нарушения осознания собственных ошибок.

  41. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий.

  42. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга.

  43. Особенности нейропсихологических синдромов, связанные с поражением «полушарных» факторов.

  44. Особенности нейропсихологических синдромов, связанные с поражением «общемозговых» факторов.

  45. Опухолевые синдромы (при разных типах опухолей - внемозговых, внутримозговых, доброкачественных, злокачественных).

  46. Травматические синдромы.

  47. Сосудистые синдромы, синдромы, связанные с поражением различных магистральных сосудов.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Пояснительная записка к рабочей программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» в ооо «Учебный комбинат»
2017 -> Основная профессиональная образовательная программа
2017 -> Родительская семья как форвард процесса профессиональной социализации учащейся молодёжи в регионе
2017 -> Холостова Е. И. Генезис, методологические основы и современная практика социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. 2016. №3


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница