Становление и развитие методики обучения истории в России в ХVIII в. (История как предмет в первых школах ХVIII в.; учебники и учебные книги по истории; способы обучения истории).
Школьное историческое образование и методика обучения истории в XIX в. (Историческое образование и внедрение новых методов обучения в I половине XIX в.; методическая система исторического обучения во 2 половине XIX в.).
Школьное обучение истории в нач. ХХ в. (Программы, методические и учебные пособия по истории; методика обучения истории в школе в нач. ХХ в.).
Характеристика состояния школьного исторического образования в России с 1917 по 30-е гг. ХХ в.
Школьное историческое образование в СССР в 30-е – 50-е гг. ХХ в.
Школьное историческое образование в СССР в условиях осуществления среднего образования (60-е-80-е гг. ХIX в.)
Концепция общего среднего образования в СССР. Реформа общего среднего образования в стране. Четвёртая школьная реформа (сер. 80-х гг. ХХ в.).
Разработка стратегии и концепции школьного исторического образования в условиях реформирования школы.
Разработка Государственных образовательных стандартов по школьной истории (90-е гг. ХХ в. – нач. ХХI в.). Анализ стандартов по истории для средней школы.
Состояние школьного исторического образования на современном этапе.
Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе в условиях её реформирования.
Содержание школьного обучения истории. Учебник истории – важнейший источник знаний по истории и средство её изучения.
Разработка учебников истории нового поколения (нач. 90-х гг. ХХ в.).
Методика работы с учебником истории.
Программы по истории в прошлом и настоящем. Авторские программы.
Учебно-методические комплексы по истории.
Формирование исторических знаний учащихся. Структура исторических знаний. Методика формирования исторических представлений.
Исторические понятия. Классификация понятий. Методика формирования понятий в школьных курсах истории.
Методы и приёмы обучения истории. Классификация методов.
Устное слово – важнейший источник исторических знаний. Требования к устному слову (к содержанию и внешним формам выражения).
Наглядность в преподавании истории. Виды наглядности. Роль наглядности в изучении истории.
Методика работы с предметно-образной изобразительной наглядностью в процессе изучения истории.
Использование условной наглядности в преподавании истории (диаграммы, графики, схемы, таблицы и др.).
Разнообразие форм учебной деятельности в проведении уроков. Требования к их организации и проведению.
Результаты школьного обучения истории, критерии их проверки.
Дискуссионная модель обучения истории.
Планирование учебной деятельности по обучению истории.
Внеурочная работа по истории, её место и роль в учебно-воспитательном процессе.
Формы, методы, содержание, средства внеклассной работы.
Итоги десятилетней реформы по истории в школе.
Преподавание и изучение истории. Единство и взаимосвязь деятельность учителя (преподавание) и учащихся (обучение). Особенности изложения исторического материала. Виды изложения.
Деятельность учащихся на уроке. Пути организации познавательной деятельности учащихся. Использование приёмов и умений познавательной деятельности учащихся. Воспроизводящая, преобразующая, поисковая деятельность учащихся на уроках истории.
Методы и приёмы устного изложения исторических фактов (повествование, описание, характеристика и др.). Сочетание устного изложения с различными средствами обучения.
Методы и приёмы изучения теоретического материала (объяснение, доказательство, рассуждения, характеристика, беседы и др.). Применение логических приемов различных возрастных группах.
Произведения художественной исторической литературы на уроках истории. Приёмы использования художественной литературы.
Виды исторических источников. Требования к использованию исторических документов на уроках истории в разных возрастных группах.
Методика работы с картографическим материалом на уроках истории (исторические карты, карты-схемы, планы местности и др.)
Хронология на уроках истории. Приёмы изучения хронологии. Познавательные задания для развития умений работать с хронологией.