Вопросы к занятию



Скачать 30,48 Kb.
Дата15.09.2021
Размер30,48 Kb.

Тема 1 - 2. Основные этапы развития медицинской этики, деонтологии, биоэтики. Биоме-дицинская этика как наука и предмет преподавания. Основные этические теории биоме-дицинской этики. Теоретическая, прикладная, клиническая (практическая) биоэтика.

Цели и задачи: Получить представление о биоэтике как научной дисциплине, ее структуре, предмете и методологии. Показать место биоэтики в современном гуманитарном знании. Опре-делить исторические корни биоэтики, охарактеризовать этапы формирования медицинских этических взглядов. Оценить вклад отечественных врачей в медицинскую этику.

Основные понятия: этика, деонтология, утилитаризм, биомедицинская этика, биоэтика, мо-раль, религия, этикет, медицинское право.

Взаимосвязь с другими дисциплинами: история, философия, экономика, правоведение, профессиональная этика, культурология, история и теория религии, дисциплины профессионального цикла.

Вопросы к занятию.

1. Медицина и этика. Гуманистическая специфика медицинской науки и практики.

2. Основные этапы истории медицинской этики. Религиозные и философские исто-ки биомедицинской этики (этические представления Сократа, Платона, Аристотеля и др.)

3. Врачебная этика древнегреческих врачей. Клятва Гиппократа.

4. Врачебная этика и христианские ценности. Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время (этика И. Канта, И. Бентама и др.).

5. Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравственные установ-ки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.П. Гааза, Н.И. Пирогова, В. В. Вересаева. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач". Пироговские сьезды.

6. Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический контекст дости-жений советской медицины. Проблемы медицинской этики в трудах Н.А. Семашко и Н.Н. Пет-рова. Концепция советской медицинской деонтологии.

7. Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику.

8. Понятие "биоэтики" в концепции В. Р. Поттера и его эволюция в современной биомедицине.

9. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Взаимоотношения биомедицинской этики с философией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, медицинской социологией, психологией, правом, естест-венными науками и богословием. Соотношение понятий “биоэтика”, “медицинская этика”, “де-онтология”. Теоретическая и практическая биоэтика.

Основная литература

1. Балалыкин Д. А., Киселев А. С. История и современные вопросы развития биоэтики: учебное пособие. – М., 2012. – С. 5-62.

2. Лопатин В. П., Карташова О.В. Биоэтика: учебник для мед.вузов. - Изд.4, перераб. и доп.- М.: Гэотар-Мед, 2009.

3. Хрусталёв Ю. М. Биоэтика. – М., 2012.

4. Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Учебное пособие/ под ред. Ю. М. Лопухина, Б.Г.Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

5. Уильямс Д. Р. Руководство по медицинской этике: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006.

6. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: ЗАО ЛИТЕРА, 1997.

Дополнительная литература

1. Иванюшкин А. Я., Царегородцев Г. И., Кармазина Е. В. О соотношении понятий “медицинская этика”, и “биоэтика” // Вестник АМН СССР. – 1989 - №4. С. 53 – 60.

2. Лисицын Ю. П. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы соци-альной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 1998. - №2. – С. 7 – 13.

4

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



Темы рефератов, литература:

1. Врачебная этика древнегреческих врачей. Этические сочинения “Гиппокра-това сборника”.

1. Гиппократ. Избранные книги.- М., 1994. – С. 85 – 117.

2. Карпов В. П. Гиппократ и Гиппократов сборник. В кн.: Гиппократ. Избранные книги.- М., 1994. – С. 11 – 81.

2. Этические проблемы, поднятые В. В. Вересаевым в “Записках врача”.

1. Васильев К. Г., Васильев К. К. В. В. Вересаев и его “Записки врача” // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 2002. - №5. – С. 56 – 57.

2. Вересаев В. В. Записки врача. – М., 1961. - Т. 1. - С. 244 – 423.

3. Вересаев В. В. “По поводу “Записок врача””. - М., 1961. - Т. 1. - С. 424 – 460.

4. Тихонов Г. Врач и писатель В. В. Вересаев // Врач. – 1999. - №10. – С. 47 – 48.

3. Роль В.А. Манассеина в развитии отечественной медицинской этики.

1. Арсеньев Г. И. В. А. Манассеин. – М.: 1951.

2. Крылов В. А “Манассеинский рубль” // Медицинская газета. - 21 июля,1989.

4. М. Я. Мудров о врачебной этике.

1. Белов С. И. М. Я. Мудров о врачебной этике // Здравоохранение Белоруссии. – 1981. – №2. – С. 12 – 14.

2. Мудров М. Я. Избранные произведения. - М.: 1949.

5. Этические взгляды Н. И. Пирогова.

1. Коротких Р. В. Н. И. Пирогов и вопросы врачебной этики // Советское здраво-охранение. – 1981 - №12. – С. 54 – 57

2. Котельников В. П. Современное значение деонтологических принципов Н. И. Пирогова // Клиническая медицина. – 1985 – № 11. – С. 131 – 138.

3. Петровский Б. В. Гуманизм современной медицины и Н. И. Пирогов // Клиниче-ская медицина. – 1989 - №7. – С. 3 – 6.

4. Пирогов Н.И. Анналы хирургического отделения клиники императорского Дерптского университета // Собр. соч. в 8 томах. - Т. VIII. - М.: Медгиз, 1959. - С. 8-209.

5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача // Там же. - С. 227-320.

6. Врач-гуманист Ф. П. Гааз и его вклад в развитие врачебной этики.

1. Блохина Н. Н. Спешите делать добро (Ф. П. Гааз, 1780 – 1853) // Фельдшер и акушерка. – 1975. - №4. – С. 47 – 48.

2. Киреев П. М. Ф. П. Гааз (К 200-летию со дня рождения) // Советская медицина. – 1981. – №2. – С. 116 – 119.

3. Ногаллер А. М. Ф. П. Гааз – врач, гуманист // Клиническая медицина. – 2002. - №4. – С. 79 – 82

7. Проблема медицинской деонтологии в трудах П. П. Петрова.

1. Нуштаев И. А. Становление хирургической деонтологии в России // Вестник хи-рургии. – 1999 - №4 – С. 103 – 104.

2. Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. – 2-е изд. – Л.,1956.

Проблемные вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с нижеприведённым мифом, изложенным древнегреческим философом Протагором в диалогах Платона.

Было время, когда земля ещё оставалась необитаемой. Создали боги живых существ и стали распределять среди них способности. Одни сильные, но лишены быстроты; другие сла-бые, зато скоростные. Хищные существа размножаются медленно, а травоядные плодятся бы-стро. Один человек по недосмотру, случайно, остался нагой и беззащитный. И хотя Прометей украл для людей огонь и дал им способность к мастерству, всё равно люди не могли жить со-обща, страдали от зависти, злобы и раздоров, и начали вымирать. Тогда боги послали Гермеса,

5

чтобы ввести стыд и правду, вражду сменить доверием. Спросил Гермес, как распределять стыд и правду – как все искусства или иначе? Все искусства были распределены выборочно. И это разумно, ибо одного врача хватает на многих. Так же необязательно, чтобы все были кузне-цами.



Как Вы думаете, что ответил Зевс на вопрос Гермеса? Почему?

2. В начале своей работы В.В. Вересаев пытался быть бескорыстным, лечил пациен-тов безвозмездно и, чтобы заработать себе на пропитание, подрабатывал по вечерам перепис-кой документов для богатых людей. Однако позже его взгляды изменились, и он решил, что врач имеет полное моральное право на заслуженный им гонорар.

Как Вы думаете, почему?

3. В первые годы советской власти было выдвинуто предложение об отмене понятия врачебной тайны, так как «болезнь – не позор, а несчастье», а значит, сведения о болезни также не позорны и нет необходимости держать их в тайне. В частности, такой точки зрения придер-живался первый нарком здравоохранения РФ Н.А. Семашко.

Согласны ли Вы с аргументами Н. А. Семашко? Изменилась ли его точка зрения с течением времени? Если да, то как?

4. Проанализируйте содержание текста Клятвы Гиппократа, Женевской декларации (1948), Факультетского обещания русских врачей, Присяги врача Советского Союза (1971), Клятвы российского врача (1994), Клятвы врача Российской Федерации (1999).

Охарактеризуйте сходство и различия в этих документах, укажите возможные при-чины.

Основные документы по теме

КЛЯТВА ГИППОКРАТА Клянусь врачующим Аполлоном, Эскулапом, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и боги-нями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство. Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство счи-тать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвоз-мездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимаю-щимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи да-лёк от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подоб-ные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Клятва врача

6

Статья 71 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011. Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым o оказать медицинскую помощь, o хранить врачебную тайну, o внимательно и заботливо относиться к пациенту, o действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, нацио-нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места житель-ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществле-нию эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессио-нальному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.



ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ

Принята 2-й Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации, Женева, сентябрь 1948, дополнена 22-й (1968), 35-й (1983) и 46-й Всемирной медицинской ассамблеей (1994).

Вступая в члены медицинского сообщества, я торжественно обязуюсь посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;

я буду отдавать моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслужи-вают;

я буду исполнять мой профессиональный долг по совести и с достоинством;

здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением;

я буду уважать доверенные мне секреты, даже после смерти моего пациента;

я буду поддерживать всеми моими силами честь и благородные традиции медицинского сообщества; мои коллеги станут моими братьями и сестрами; я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической или национальной клановости, партийно-политической идеологии, расовой принадлежности, сексуальной ориен-тации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом,

я буду проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманно-сти;

я принимаю на себя эти обязательства торжественно, свободно и честно.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Принят 3-й Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации, Лондон, ок-тябрь 1949, дополнен 22-й (1968) и 35-й Всемирной медицинской ассамблеей, Венеция, октябрь 1983.

7

Общие обязанности врачей



Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.

Врач должен не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключи-тельно в интересах пациента

Врач должен ставить во главу утла сострадание и уважение к человеческому достоинст-ву пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.

Врач должен быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.

С нормами медицинской этики несовместимы:

а) самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодек-сом национальной медицинской ассоциации;

б) выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получение пла-ты или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лече-ния без достаточных медицинских оснований.

Врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.

Врач должен лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние

Врач должен быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых техноло-гиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.

Врач должен утверждать лишь то, что проверено им лично.

Обязанности врача по отношению к больному

Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни.

Врач должен обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможно-стей.

Врач должен хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.

Врач должен всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.

Обязанности врачей по отношению друг к другу

Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Врач не должен переманивать пациентов у своих коллег.

Врач должен соблюдать принципы Женевской декларации, одобренной Всемирной ме-дицинской ассоциацией.



Этический кодекс психолога I. Этические принципы психолога Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющи-ми для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формули-руют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу. Принцип уважения

8

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провоз-глашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными до-кументами о правах человека. Принцип уважения включает: Уважение достоинства, прав и свобод личности Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований. Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все дей-ствия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных науч-ными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц. Конфиденциальность Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе довери-тельных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласован-ных условий. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не мог-ли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рас-сматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфи-денциально. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследо-ваниях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы. Осведомленность и добровольное согласие Клиента Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах ис-пользования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоя-нии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рис-ках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть доброволь-ным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях

9

исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан пред-варительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психо-лог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и бла-гополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противо-речит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры пре-досторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения долж-ны быть сделаны после окончания эксперимента. Самоопределение Клиента Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопре-деления, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и пре-кращать их. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принима-ет лицо, представляющее интересы этого человека по закону. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации дру-гого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний). Принцип компетентности Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компе-тентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт. Принцип компетентности включает: Знание профессиональной этики Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен про-являть лояльность, терпимость и готовность помочь. Ограничения профессиональной компетентности Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной ком-петентности, основанной на полученном образовании и опыте. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опо-средованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психо-лого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента. Ограничения применяемых средств Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследо-вания, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиаг-

10

ностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормали-зованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психо-лога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искажен-ные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений. Профессиональное развитие Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентно-сти и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования). Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить ра-боту с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием. Принцип ответственности Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои дейст-вия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотребле-нием. Принцип ответственности включает: Основная ответственность Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предпо-лагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздей-ствие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, огра-ниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целе-направленно ограничивает дееспособность Клиента. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению со-стояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство. Ненанесение вреда Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результа-тах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласован-ным задачам психологического исследования. Решение этических дилемм Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим во-просам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о прин-ципах, отраженных в Этическом кодексе.

11

В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характе-ра, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией. Принцип честности Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соот-ветствующие этим задачам функции. Принцип честности включает: Осознание границ личных и профессиональных возможностей Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможно-стей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. Честность Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические ус-луги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психоло-гом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хране-ния и применения результатов исследования. Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что: – в пределах своей компетенции он будет действовать независимо; – он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон; – профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог; – для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс. При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этиче-ского кодекса. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит це-лям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в про-фессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффектив-ность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и при-меняемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью. Прямота и открытость Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избе-гать ее искажения в исследовательской и практической работе. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов ис-следования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компе-тентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.

12

Избегание конфликта интересов Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойст-венных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к кон-фликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиоз-ных, политических или идеологических интересах. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после фор-мального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Кли-ентами. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной обще-ственности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их про-фессиональные действия. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен ука-зать ему на это конфиденциально. II. Нарушение Этического кодекса психолога Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в ус-тановленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровож-дающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исклю-чении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о приме-няемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое обще-ство может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду. Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Рос-сийского психологического общества.



Указание

Внимательно изучите предложенные проблемные ситуации, письменно ответьте на по-ставленные вопросы.

1. Врач и энциклопедист Александрии Цельс так писал по поводу живосечений анатомом Ге-рофилом приговорённых к казни: «Это нельзя считать преступлением, так как ценой мучений преступников, и притом немногих, открываются лечебные средства для множества незапятнанных преступлениями людей всех веков».

Какую этическую теорию прекрасно иллюстрируют эти слова? Перечислите какие вам извест-

13

ны другие этические концепции и теории?



2. Приведите примеры изменчивости норм морали, её зависимости от многих обстоятельств - эпохи, характера общественно-экономической формации, вероисповедания и т.д.

3. Прочтите любимую молитву матери Терезы из Калькутты:

Дай мне, Господи,

Утешать, а не ждать утешения,

Понимать, а не ждать понимания,

Любить, а не ждать любви,

Ибо кто даёт, тот обретает,

Кто о себе забывает, находит себя,



Кто спасает, будет спасён…

Назовите имена великих врачей и подвижников прошлого и современности, вся жизнь которых «имеет достоинство этического аргумента». Объясните свой выбор.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница