Методы диагностики психического развития в норме и патологии
Вопрос 1 Системный принцип опирается на представление о строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
Динамический принцип предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития ребенка. Учет потенциальных возможностей - этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка.
Комплексныйпринцип к изучению развития психики ребенка, предполагающее вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов.
Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.
Вопрос 2 На этапе скрининг диагностики выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.
Цель этапа дифференциальной диагностики - определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка.
Цель этапа феноменологической диагностики - выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним.
Вопрос 3
Раннее детство – доски Сегена
Дошкольный возраст – выбор простых аналогий
Школьный возраст – подбор парных аналогий