Внутришкольная система управления качеством образования: традиции и инновации Кузьмина Анастасия Викторовна, исполнительный директор программ развития школы «Олимп-Плюс»



Скачать 69,06 Kb.
Дата11.02.2016
Размер69,06 Kb.
#974
Внутришкольная система управления качеством образования:

традиции и инновации

Кузьмина Анастасия Викторовна, исполнительный директор программ развития школы «Олимп-Плюс»

Любые социальные, в том числе образовательные системы, основываются на трех китах: ЗНАКОМСТВЕ с прошлым, УМЕНИИ творчески мыслить и НАВЫКЕ выживания на практике. Педагогическое сообщество часто сопротивляется инновациям, считая их абстракцией, сомнительным экспериментом, ведущим школу к катастрофе. Педагогов понять можно. Все их творческое мышление направлено на интерпретацию богатого культурного наследия человечества с целью воспитания духовно-развитой личности. Но навыку выживания в современных условиях, они научить, увы, никак не могут ибо сами им не владеют… Как часто приходится слышать сегодня о синдроме профессионального выгорания учителей, некомпетентной или неэффективной деятельности педагогического сообщества… В защиту консервативных коллег, хочется отметить, что в условиях модернизации российского образования «традиция выполняет функции инстинкта самосохранения, сопротивляемости разложению смысла».1 Но в поддержку реформаторов, скажем, что инновация – действие, преследующее сугубо адаптивные цели. Традиция – это феномен культуры, а инновация – феномен цивилизации. Одно без другого невозможно, ибо обеспечивает устойчивое развитие любой системы в изменившихся условиях. Культура заставляет Человека делать СЕБЯ лучше, а цивилизация – СЕБЕ лучше. Так давайте же не сопротивляться неизбежному, а искать рецепты успешной адаптации (интеграции) лучших традиций Отечественного образования к новым условиям современности. Переход школы «Олимп-Плюс» в инновационный режим стал возможен благодаря:

1) длительному опыту использования информационных технологий в управлении образовательной деятельностью (рейтинги образовательной деятельности обучающихся, электронные системы тестирования «Синтез», «Эффектон», «Votum» и др.);

2) более чем пятилетней практике использования модели системного анализа урока с позиции деятельностного, компетентностного подхода по авторской методике Г.И.Скворцовой;

3) разработке целевой программы «Учись на здоровье», позволяющей эффективно внедрять здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс, развивать и использовать ресурсы школьного Кабинета здоровья;

4) расширению функций и состава психологической службы школы, что позволило оптимизировать традиционные и успешно реализовать новые проекты психолого-педагогического сопровождения учащихся;

5) разработке учебно-методического и управленческого сопровождения компетентностно-ориентированного образования учащихся как результату совместной экспериментальной работы с кафедрой управления образовательными системами МПГУ под руководством С.Г.Воровщикова;

6) признанию социокультурной компетентности учащихся (базовой) приоритетной в образовательной деятельности учащихся частной школы, что отражается в программе воспитательной работы школы, а также системно-функциональной модели оценки качества работы педагога-воспитателя, разработанных более 7 лет назад;



7) введению новой должности исполнительного директора программ развития школы, который, по сути, является и HR, и РR менеджером, и директором по развитию организации, и коучером, и медиатором в одном лице. Его главная задача – управлять инновационным развитием школы, опираясь на следующие принципы высокоэффективной деятельности2:

  1. Быть не столько менеджером сколько лидером, который не боится брать инициативу в свои руки и влиять на ход событий, не копается в мелочах, а вдохновляет на великие подвиги. В нашем случае, дословный перевод слова «педагог» очень символичен – «сопровождающий», «ведущий»; таким образом появление директоров-менеджеров ( а не педагогов-лидеров) в школах чревато печальными последствиями для образования в целом и педагогических инноваций в частности). Джек Уэлч, считающийся самым лучшим корпоративным лидером своего поколения, главный исполнительный директор General Electric Company (GE), повысивший капитализацию своей гигантской корпорации в 40 раз (!!!) говорил: «Кого мы ищем, так это лидеров на каждом уровне, способных заряжать людей энергией, возбуждать их интерес и вдохновлять, а не нервировать, подавлять и контролировать».

  2. Управлять в джазовом стиле, то есть создавать сильный творческий хаос внутри сильной направляющей структуры. Основополагающими (концептуальными) структурными элементами современной образовательной системы можно считать деятельностный подход (ритм) и ФГОС (тональность). Деятельность педагогов в таких заданных условиях вполне может считаться импровизацией на тему...

  3. Делать в первую очередь главные вещи (главными признаются только эффективные вещи, которые позволяют при 20% усилий получить не менее 80% планируемого результата). Задача исполнительного директора программ развития школы - защитить педагогическое сообщество от излишнего документооборота, бумажной волокиты и создать удобные (упрощенные) формы и матрицы по основным направлениям образовательной деятельности, способствующие повышению мотивации и эффективности инновационной деятельности.

  4. Стремиться к тому, чтобы выиграли все. Здесь отдельного рассмотрения требуют вопросы создания корпоративной культуры, единого командного духа образовательной организации. Интересно, что сотрудники Центра предпринимательского творчества и системных инноваций отмечают, что подход к созданию эффективной команды в России и в остальном мире сильно различается. По сути, разница в подходах сводится к одному ключевому вопросу: что важней – команда звезд или команда-звезда? В команде звезд упор делается на раскрытие индивидуальных талантов игроков, а в команде-звезде – на взаимодействие между ними. Положение о нормах профессиональной этики педагогов школы «Олимп-Плюс», создание комиссии по профессиональной этике во главе с исполнительным директором программ развития школы, проведение различных психологических тренингов, направленных на сплочение, выработку корпоративных ценностей и целей, позволяющих в любом конфликте увидеть новые возможности - действенные механизмы инновационного развития школы.

  5. Создавать синергию. Синергия - выгода, полученная в результате соединения двух или более элементов таким образом, что производительность результирующей комбинации выше, чем у суммы элементов по отдельности. Чтобы получить эффект синергии необходимо развивать кросс-функциональное мастерство педагогов, для этого надо не бояться перемещать людей с места на место, с одной должности на другую, создавать кросс-функциональные инновационные команды, состоящие из людей с разными точками зрения, чтобы они получили самый разнообразный опыт работы. Например, в нашей школе мы расформировали два методических объединения ( учителей гуманитарного цикла и учителей иностранных языков). Теперь эти педагоги работают в творческих группах по определенной проблеме ( «Развитие читательской компетентности и речи учащихся через интеграционные программы историков, литераторов, педагогов иностранного языка»; «Интерактивная доска на предметах гуманитарного цикла: проблема целесообразности и приемы эффективности» и т.д.). Методическое объединение воспитателей и классных руководителей было, наоборот, расширено представителями психологической службы школы для того, чтобы оптимизировать работу по ведению и анализу индивидуальных карт личностного развития учащихся школы. Какой синергетический эффект был получен? Педагогами и психологами нашей школы был разработан, теоретически обоснован и апробирован целостный учебно-методический комплекс интеллектуального клуба «КИТ», способствующего целенаправленному развитию учебно-познавательной компетентности старшеклассников; реализованы арт-терапевтические программы на базе сенсорной комнаты и лаборатории эко-творчества «Не сори, а твори»; разработаны и апробированы сценарии тренингов «Семья и школа в единстве – сила», позволяющие объединить в команду единомышленников педагогов, детей и родителей; в начальной школе было введено параллельно-раздельное обучение учащихся как составляющая часть здоровьесберегающих технологий; педагогами начальной школы создано большое количество «логических пятиминуток» как средство целенаправленного формирования и развития у учащихся начальной школы учебно-логических умений, являющихся составной частью деятельностного компонента содержания учебно-познавательной компетентности.3 Создан комплекс нормативно-правовых и методических документов по организации и сопровождению проектной деятельности каждого учащегося школы, что привело к увеличению количества участников, а также призеров и победителей конференций научно-исследовательских и проектных работ учащихся различных уровней («Мысли глобально, действуй локально», «Терра: территория роста», «Начало», «Территория интеллекта» и т.д.). Конечно же, стабильному развитию нашей школы способствует и активное сетевое взаимодействие с другими субъектами мирового инновационного пространства. Уже в 2009 году наша школа присоединилась к международным организациям, взявшим на себя обязательство достичь установленного уровня качества в соответствии с Моделью Всеобщего управления качеством QC100, а в 2010 году присоединилась к программе «Наши дети – будущее планеты» Международного общественного движения «Добрые дети мира», разработанной лабораторией технологий социального партнерства международной академии меценатства и международной академии общественных наук. Мы тесно сотрудничаем с МПГУ, Центром психологического сопровождения образования «Точкой ПСИ», компанией SMART Technologies и др. , понимая, что инновация - это не разовое событие, а постоянное реагирование на изменяющиеся условия.


1 Горчакова-Сибирская М.П. Взаимосвязь традиций и инноваций как источник и движущая сила развития современного образования. Электронный ресурс. Адрес: http://do.gendocs.ru/docs/index-231089.html?page=2#8891717

2 Автором статьи используются материалы сайта Центра предпринимательского творчества и системных инноваций www.cecsi.ru

3 150 пятиминуток вошли в книгу: «Развитие универсальных учебных действий: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ Под ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. – М.: 5 за знания, 2012.

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 69,06 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница