Внутренний мир человека и система представлений о себе



Скачать 27,48 Kb.
Дата19.04.2016
Размер27,48 Kb.
#17987

ТЕМА:

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ
Цель: сформировать представление о «Я-концепции», ее основных структурных компонентах, а также умение осуществлять самооценку развития личностных качеств.

I. Работа над новым материалом.

«Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Смысл этой лаконичной фразы очень глубок.

Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем ее протяжении перед каждым человеком, ищущим смысл жизни, постоянно встают вопросы: Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?

В ответах на вопрос типа «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нем вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики: в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей.

Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путем сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаете самих себя.

Познавать свое «Я» весьма не просто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся. Характеристики личности с разных сторон описывают внутренний мир человека, качества его души, особенности поведения [12].

Задумаемся над тем, что такое собственное «Я». Образ «Я» (или «Я-концепция») - сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?) (схема 1).



Схема 1

Становление устойчивого образа «Я»

Компоненты образа «Я»





Эмоциональный

Оценивание своих качеств. Самоуважение

Поведенческий

Практическое отношение к самому себе




Познавательный

Знание о себе, своих качествах и свойствах


Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Здесь и реальное «Я» (как вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь быть), и идеальное «Я» (каким я должен стать) и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «Я» [2].

Размышляя о профессиональном будущем, каждый из вас осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете о своих способностях в этой области искусства. И, конечно же, в будущем вы видите себя профессиональным музыкантом. Но для того чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

Ну а если у вас сегодняшний день еще не имеет четкого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, все равно вы, наблюдая за окружающим себя миром и за деятельностью людей, пытаетесь представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические. В своих мечтах вы видите себя в разных ролях. Перечень их может быть бесконечным и разнообразным. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты согласовывать с ними. Именно идеальные «Я»-реальное - отправная точка всех планов человека.

Недостатки знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Особую роль здесь имеет самооценка [12].

На основе самооценки формируется образ собственного «Я» (схема 2).

Схема 2

Формирование образа собственного «Я»
Самооценка
адекватная
реальная
неадекватная
завышенная
заниженная

Образ собственного "Я


Я-реальное ................ есть сейчас

Я-динамическое ........ стараюсь быть

Я-идеальное ............... должен стать

Я-фантастическое ...... мог бы быть…

Я-. . . (другие)

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый - это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, регулирующего поведение. Человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоутверждения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».

Второй способ самооценки - это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе мнит, а в числителе - то, что есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата - можно говорить о завышенной самооценке. При завышенной самооценке человек никогда не признает, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих.

Если уровень притязаний ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха [17].

Критическая оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков позволяет человеку при выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности, завышенная - приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе.

Основные понятия: «Я - концепция», самооценка, виды самооценки: адекватная, неадекватная, заниженная, завышенная.

Вопросы и задания:



  1. Что такое «Я-концепция» и каковы ее основные составляющие?

  2. Каковы формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии?

  3. Напишите сочинение на тему: «Мой образ «Я» и профессия».

  4. Какую роль оказывает заниженная самооценка на профессиональное самоопределение личности?

II. Практическая работа.
Методика самооценки личности

Оборудование: стимульный материал на карточке, лист бумаги, ручки.

Стимульный материал: слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, доброта, грубость, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

инструкция

Используя предложенный материал, составьте ряд «Идеал» из 20 качеств личности, которые ранжируйте (распределите) по следующему принципу: от наиболее незначимых для вас качеств до самых ценных. Затем из этих 20 качеств ряда «Идеал» составьте ряд «Я». Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а затем наиболее характерные.





Методика «Кто я такой?»

Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех остальных людей. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким, каким я считаю себя? Если они определяют меня иначе, то что же лежит в основе их восприятия и оценки?

Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу то из своих имен, к которому вы в наибольшей степени привыкли (это может быть имя, фамилия, уменьшительное имя, кличка). После этого:

А. Дайте 10 ответов на вопрос: кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову.

Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши отец и мать (выберите одного).

В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвался бы о вас ваш лучший друг (подруга).

Теперь сравните эти 3 набора ответов и в письменной форме укажите следующее:


  1. В чем состоит сходство?

  2. Каковы различия?

  3. Если есть различия, то как вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли принимаете на себя при общении с близкими людьми?

  4. Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих и других лиц, т.е. как их ожидания формируют те суждения о вас, которые вы им предписываете?

  5. Укажите, какие из 10 ответов вашей самохарактеристики касались:

а) физических качеств (облик, сила, здоровье);

б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера);

в) социальных ролей (профдеятельность, семейное положение)

Теперь установите очередность, которую вы считаете целесообразной при перечислении этих групп. Остаетесь ли вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самокритики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых выше качеств.

Если вы выполнили упражнение, то написанный вами итог можно определить как словесное определение вашей «Я-концепции» воспринимающих вас других людей, предпочитаемого вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих.

Методика определения уровня самооценки

Инструкция

Ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» — 4 балла;

«часто» — 3 балла;

«иногда» - 2 балла;

«редко» - 1 балл;

«никогда» - 0 баллов.



  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

  3. Я беспокоюсь о своем будущем.

  4. Многие меня ненавидят.

  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

  7. Я боюсь выглядеть глупцом.

  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

  10. Я часто допускаю ошибки.

  11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

  14. Я слишком скромен.

  15. Моя жизнь бесполезна.

  16. Многие неправильного мнения обо мне.

  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

  18. Люди ждут от меня очень многого.

  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

  20. Я слегка смущаюсь.

  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

  22. Я не чувствую себя в безопасности.

  23. Я часто понапрасну волнуюсь.

  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

  25. Я чувствую себя скованным.

  26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  27. Я уверен, что по характеру люди почти все легче, чем я.

  28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

  29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

  30. Как жаль, что я не так общителен.

  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

  32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.



Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большой степени страдает от «комплекса неполноценности».

Скачать 27,48 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница