Выпускная квалификационная работа как показатель профессиональной компетен



Скачать 45,83 Kb.
Дата05.10.2019
Размер45,83 Kb.

З.И. Янсуфина

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНтности БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Для создания условий достижения нового современного качества российского образования правительственная концепция и стратегия его модернизации предлагает в основу этого процесса положить достаточно новый для нашей страны и давно используемый в мировой образовательной практике компетентностный подход к обучению [1, 2]. В Стратегии модернизации образования отмечается, что понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя как когнитивную и операционально-технологическую составляющую, а также и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [1]. Под компетентностью (в частности, профессионально-педагогической) мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности (профессионально-педагогической), основанные на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению [3].

Нами выделены следующие уровни профессиональной педагогической деятельности, которыми определяется качество деятельности преподавателя (учителя) [3]. Так, первый уровень педагогической деятельности репродуктивный, включающий, по мнению исследователей этой проблемы, педагогические способности и профессиональный потенциал педагога – система естественных и, приобретенных на этой основе в процессе профессиональной подготовки, качеств личности; он проявляется в стандартных педагогических ситуациях через решение стандартных педагогических задач и может быть еще назван педагогической грамотностью (образованностью). Второй уровень педагогической деятельности – педагогическая профессиональная компетентность, определяемая как готовность выполнять профессиональную деятельность через решение любых педагогических задач в соответствии с принятыми стандартами и нормами. Педагогическая компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в совместную деятельность. Профессионально-педагогическая компетентность может служить интегральной профессионально-личностной характеристикой педагога, т.к. выражается в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации. Третий уровень педагогической деятельности – педагогическое творчество, проявляется в процессе решения педагогических задач в нестандартных ситуациях. Способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности называют еще профессиональной культурой

В условиях стандартизации высшего профессионального образования можно соотнести знания и умения будущего учителя с требованиями к уровню профессиональной подготовки. Профессиональная компетентность (2-й уровень профессиональной педагогической деятельности учителя) характеризует достижение государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Таким образом, целью обучения студентов в вузе становится формирование определенного уровня профессиональной компетентности. В качестве составляющих профессиональной компетентности учителя математики можно выделить следующие компоненты: математическая компетентность, включающая компетентность в области высшей и элементарной (школьной) математики; педагогическая компетентность; психологическая компетентность; методическая компетентность; методологическая компетентность.

Показателем профессиональной компетентности будущего учителя математики может служить выпускная квалификационная работа (ВКР).

Выпускная квалификационная работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, а также навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной квалификационной работы соответствует проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Именно подготовка такой работы позволяет студенту не только совершенствовать специальные профессиональные знания и умения, но и ознакомиться с опытом работы школы, самостоятельно определить пути решения пусть не очень сложной профессиональной задачи, практически осуществить полученные результаты.

Выпускник, работая с конкретным предметным содержанием, определяет необходимый для раскрытия школьной темы уровень общего образования (класс), обосновывает, какие педагогические закономерности, дидактические принципы, психологические механизмы усвоения знаний и личностного развития школьника используются в проектировании системы уроков на заданную тему. Особое внимание уделяется обоснованию средств развития мотивации учебы школьников, новым технологиям обучения, в том числе информационным, использованию различных форм оценочной деятельности учителя, воспитательному потенциалу и здоровьесберегающим функциям учебного процесса.

Проведенное исследование может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника. Тематика выпускных квалификационных работ должна отражать актуальные проблемы развития образования и науки на современном этапе.

Выпускная квалификационная работа должна включать в себя следующие структурные элементы: введение, как минимум 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения (если это необходимо). Структура работы может варьироваться в зависимости от направленности и характера ее содержания.

При оценке выпускных квалификационных работ учитываются:



  • обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

  • уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

  • четкость структуры работы и логичность изложения материала;

  • методологическая обоснованность исследования;

  • применение навыков самостоятельной экспериментально-исследовательской работы;

  • объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

  • владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;

  • соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

  • содержание отзывов руководителя и рецензента;

  • качество устного доклада (защиты);

  • глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Лучшие работы по решению кафедры или ГАК могут участвовать в конкурсах студенческих научных работ, а также служить основой для продолжения образования в аспирантуре.

У студентов, приступающих к работе над ВКР, всегда возникает много вопросов, связанных с методикой ее написания, правилами оформления и процедурой защиты. Получить самостоятельно ответы на эти вопросы часто бывает весьма непросто, поскольку ВКР представляет собой совершенно новый и весьма специфический вид работы. Для подготовки студентов к работе над научным исследованием на кафедре методики преподавания математики и педагогической технологии проводятся специальные занятия в рамках методического спецкурса.

В рамках учебно-методического комплекса “Руководство для самостоятельной работы по курсу “Элементарная математика, теория и методика обучения математике””, под общей редакцией д.п.н., профессора О.Б. Епишевой, для организации самостоятельной работы студентов кафедрой разработано пособие “Выпускная квалификационная (дипломная) работа по педагогике с методикой обучения математики” [4].

Ниже приводятся некоторые обобщенные и актуальные темы выпускных квалификационных работ по педагогике с методикой обучения математике, каждая из которых допускает дальнейшую конкретизацию и детализацию.

1. Технология дифференцированного (уровневого, профильного, предпрофильного) обучения математике (арифметике, алгебре, геометрии) с использованием дифференцированных методов (средств, форм учебной деятельности учащихся) в _____ классах.

2. Технология академика В.М. Монахова в обучении математике в ____ классах.

3. Технология обучения математике на основе преобразования учебного материала (модульная, модульно-рейтинговая, проблемно-модульная, УДЕ, цикло-блочная и др.) в ______ классах.

4. Технология обучения математике на основе организации самостоятельной учебной деятельности учащихся (КСО, групповая технология, индивидуального обучения, технология мастерских и т.д.) в ______ классах.

5. Технология обучения математике (развития, воспитания в процессе обучения) на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся в ______ классах.

6. Технология развивающего (воспитывающего, личностно-ориентированного и т.п.) обучения математике в _____ классах.

7. Технология самообразования (саморазвития, самовоспитания) в учебном процессе по математике в _______ классах.

8. Технология проектирования системы учебных задач для достижения образовательных целей изучения темы ______ .

9. Технология проектирования тестов для диагностики достижения образовательных целей изучения темы _____ .

10. Коррекционная работа в процессе обучения математике в ____ классах.

Большое внимание в пособии уделено анализу литературы по различным аспектам и направлениям методики преподавания математики, приводятся примеры, даются рекомендации, практические советы по исследованию некоторых тем ВКР, а также их оформления и процедуры защиты.
__________________

1. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.

2. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А.А. Пинского. – М.: ООО “Мир книги”, 2001. – 95 с.

3. Янсуфина З.И. К вопросу о содержании понятия “Профессиональная педагогическая деятельность”. Актуальные проблемы обучения математике в школе и в ВУЗе: Сб. научных трудов / Отв. ред. А.В. Абрамов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 57–62.



4. Руководства для самостоятельной работы студентов по курсу “Элементарная математика, теория и методика обучения математике”. Выпуски I – XV. – Тобольск, 2001-2006 гг. (Приложение к выпуску X).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница