Виды информации



Скачать 122,87 Kb.
Дата16.02.2016
Размер122,87 Kb.
Виды информации.

Коммуникация – это одна из форм взаимодействия людей в процессе общения.

Коммуникацию рассматривают как информационный аспект общения.

Психологи обозначают термином “коммуникация” процессы обмена продуктами психической деятельности.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.

Учитывая позиции тех и других, коммуникацию можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Если коммуникация рассматривается как процесс, то информация – это то, что передается в ходе этого процесса.

Можно выделить два вида информации: биологическую (генетическую) и социальную.

Биологическая информация содержится в хромосомах организмов и передается по наследству. Социальная информация заново приобретается каждым поколением (индивидом).

Информация, которую использует человек, решая практические жизненные задачи, обычно рассматривается как знание.

Один из создателей кибернетики Н.Винер дал следующее определение информации:

"Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств". Некоторые ученые склонны считать науку "машиной" по переработке информации.

В повседневной практике под информацией обычно понимают сведения, представляющие определенный интерес, которыми обмениваются люди в процессе общения.

Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. В ней отражаются практически все формы и виды человеческой деятельности – политика, экономика, наука, моральные нормы и религиозные ценности, искусство, идеология, образцы поведения и т.д.

Попытаемся как-то классифицировать циркулирующую в обществе информацию. Очевидно, что ее можно разделить на два больших массива: систематизированную (регламентированную по времени, объему, содержанию, составу отправителей и получателей) и несистематизированную (случайную, безадресную).

Если в роли источника выступает субъект управления, говорят об управленческой информации.

В зависимости от направления ее разделяют на вертикальную (циркулирующую между органами управления разного уровня) и горизонтальную (между структурами одного уровня).

В.Афанасьев предлагает различать управленческую информацию в зависимости от того, какие функции управленческого процесса она обслуживает.

Информацию, которая кладется в основу принятия решения, называют исходной.

Информацию, которую используют при реализации решения, выполнении конкретных организационных действий, называют организационной информацией.

Любое управленческое решение сопровождается определенными предписаниями, нормами, правилами, рекомендациями. Такого рода информация называется регулирующей.

На завершающем этапе управленческого цикла фигурирует учетно-контрольная информация .

В дальнейшем будет показана важность деления управленческой информации на внешнюю (об окружающей организацию среде) и внутреннюю (непосредственно данной организации).

По мнению американских исследователей Р.Акофф, и Ф.Эмери, информацию по типу производимых ею изменений можно разделить следующим образом:



  • сообщения информирующего характера,

  • сообщения инструктирующего характера,

  • сообщения мотивирующего характера.

Очевидно, что множество сообщений содержат в себе признаки каждого из этих трех типов.

Человек живет в мире, переполненном информацией. Информация формирует человека. Делает из него личность.

"Что такое я сам? – восклицает Гете. – Что я сделал ? Я собрал и использовал все, что видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различны индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами… Детство, зрелый возраст, старость – все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа, и носит он имя Гете". Носителями социальной информации являются речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства.

Источником социальной информации является человеческая деятельность.

Специалисты называют четыре основных способа выработки информации: самонаблюдение, взаимодействие, сообщение и анализ.

Самонаблюдение – это собственные источники информации человека: образование, опыт, квалификация и другие приобретенные знания.

Взаимодействие – это общение с одним или несколькими людьми, сопровождающееся взаимным обменом информацией.

Сообщение – это письма, файлы данных и специально организованные исследования.

Анализ – это выработка информации путем использования количественных моделей и методов принятия решений .
МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Автор исследований по проблемам массовой коммуникации Б.Грушин дает определение массовой информации, основываясь на понятии информационная деятельность. Под информационной деятельностью он понимает различные виды оперирования информацией: создание информации (формулирование суждений, закрепление их в соответствующих текстах, системах знаков), перевод информации из одной знаковой системы в другую, – размножение информации, – распространение информации, потребление информации, – использование информации (манипулирование текстом, создание новой информации), хранение информации (обеспечение возможности ее многократного использования), – разрушение информации.

Отсюда и определение массовой информации как любой социальной информации, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла оперирует масса. Таким образом:

– это информация, которая рождается в массовой аудитории, или

– это информация, которая распространяется по массовым каналам, или

– это информация, которая потребляется массовой аудиторией .

Масштабы охвата общества массовой информацией чрезвычайно велики. Границы ее распространения условны или, как говорят сегодня политики, – прозрачны. Многие страны поднимают в ООН вопрос об информационном суверенитете. Но – тщетно. Спутники связи положили конец надеждам. Мир, по словам канадского профессора М.Маклюэна, превратился в глобальную деревню.


МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
По определению известного отечественного социолога Б.Фирсова, вошедшему в ряд учебников и словарей, "массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории".

Б.Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы: докоммуникативную, коммуникативную и послекоммуникативную.

Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории.

Вторая – непосредственной реализацией этих запросов.

Третья – использованием полученной информации
Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи:

1. Создает и поддерживает общую "картину мира".

2. Создает и поддерживает "картину отдельной общности".

3. Передает от поколения к поколению ценности культуры.

4. Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Американский социолог У.Шрамм дает систематизированную картину потребностей общества и индивида, которым, как ожидается, должна удовлетворять массовая коммуникация.

Цели коммуникации

с точки зрения общества

с точки зрения индивида

Установить общие взгляды на окружающую среду

Проверить (подтвердить) и расширить картину реальности, узнать о возможностях окружающей среды и об опасностях, которые с нею связаны

Добиться политического единодушия, завоевать сторонников и последователей, установить контроль над поведением



Прийти к решению там, где существует выбор; предпринять действия на основе полученной информации, наметить социально предпочтительную линию поведения

Взаимодействуя вместе с семьей, школой, улицей, массовая коммуникация в силу своей всеобщности и всеохватности доминирует в формировании облика каждого нового поколения.


СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Наиболее распространенными и открытыми каналами информирования населения являются средства массовой коммуникации, или СМК.

Традиционно к СМК относят печать, радио, телевидение. Однако перечень этот может быть правомерно расширен.

Социальная роль средств массовой коммуникации определяется той системой функций, которые они выполняют, собирая, перерабатывая и распространяя актуальную, общественно значимую информацию.

Поскольку печать исторически предшествует всем другим перечисленным здесь средствам массовой коммуникации – ее родословная начинается чуть ли не с изобретения человечеством алфавита, – к ней, как к новому социальному институту, обратились взоры просветителей, политиков, философов, царедворцев. Какую роль будет играть пресса в системе общественных отношений?

Так, авторитарная теория печати, сложившаяся в ХVI-ХVII вв., определяла главное предназначение прессы поддерживать и проводить политику правительства, служить государству.

Теория, сформировавшаяся в конце ХVII в. из трудов Д.Мильтона, Д.Локка, Д.Милля, – основанная на свободе воли, – цели печати определяла так: информировать, развлекать, продавать, но главным образом помогать "открывать правду", контролировать действия правительства.

В конце ХIХ в. в рабочем движении возникла теория пролетарской печати. Ее главное назначение классики марксизма-ленинизма видели в разоблачении капиталистических порядков, пропаганде социалистических и коммунистических идей, ведении идеологической борьбы с классовым противником. В.Ленин рассматривал печать как орудие коммунистического строительства.

Середина ХХ в. ознаменовалась появлением еще одной теории. В США Комиссия по свободе печати вместе с группой ученых, на основе изучения практики и кодексов журналистов, сформулировала концепцию социально ответственной печати. Понятно, что здесь речь шла уже не собственно о печати, а о совокупности средств массовой коммуникации. Согласно концепции их назначение в обществе – информировать, продавать, развлекать, переводить конфликты в план дискуссии.



По мнению одного из западных исследователей массовой коммуникации Т.Петерсона, в свободном обществе у печати семь функций:

  • служить политической системе;

  • обсуждать общественные дела;

  • просвещать публику, с тем чтобы сделать ее способной к самоуправлению;

  • ограждать права личности от правительства;

  • служить экономической системе, соединяя покупателя и продавца товаров с помощью средств рекламы;

  • обеспечивать развлечения;

  • поддерживать свою собственную финансовую независимость.

Французские исследователи публицистики А.Катля и А.Каде выделяют пять основных функций средств массовой коммуникации.

Функция антенны: она снабжает общество разного рода информацией (вызывающей конфронтацию с культурой других стран) и нововведениями (стимулирующими агрессивные чувства), систематически предъявляет обвинения обществу по поводу различных воззрений, привычек, установок, обычаев. Как сами поднимаемые вопросы, так и формы подачи материала приводят к смещению стилей жизни. В этом заключается их стимулирующая роль: в результате происходит ниспровержение традиций и устоявшихся норм.

Функция усилителя: функция антенны, выполняемая средствами массовой коммуникации, вызывает нарушение баланса различных сторон жизни общества, и у индивида все более возрастает ощущение "непригодности его схем поведения"; функция усилителя обостряет и распространяет названный дисбаланс, пока это явление не охватит все общество. Выполняя функцию усилителя, средства массовой коммуникации драматизируют и преувеличивают факты и события местного значения.

Функция призмы: "так же как призма преломляет свет, каждое средство массовой коммуникации фильтрует, детализирует и передает новые тенденции, облекая их в простую, доступную форму с атрибутами повседневной жизни каждого индивида, и предлагает новые модели поведения и установки, адаптированные к новой социальной структуре. Эта роль распространения культурных инноваций и разнообразия вкусов выполняется специализированной прессой и ее бесчисленными разновидностями (журналами для домохозяек; журналами мод; секс направленными изданиями; журналами для мужчин, женщин, юношества; специализированными техническими журналами)".

Функция эхо: функция защиты и сохранения определенной социальной структуры, социального порядка. Эти средства информации противостоят инновациям, выступают против иностранной модели. Если изменения все же происходят и реализуются в новых товарах, новых поведенческих установках, новых ценностях, эти средства информации стараются примириться с ними и способствуют их натурализации... Они начинают говорить о становлении "новых тенденций". К таким средствам массовой коммуникации относятся прежде всего афиши, провинциальные газеты, издания для детей и семейного чтения, "дамские" журналы .

Очевидно, нет оснований возражать против такой трактовки функций СМК. Можно даже продолжить дальнейшую их детализацию.


СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Существуют различные мнения по поводу того, можно ли отождествлять средства массовой информации и средства массовой коммуникации – СМИ и СМК. Многие авторы и словари не делают между ними разграничений.

Строго говоря, различие между ними существует. Средства массовой коммуникации – понятие более емкое и кроме привычных прессы, радио, телевидения на полном основании может включать в себя и кинематограф, и театр, и почту, и телеграф, и телефон, и массу справочных служб. Высказываются мнения, что к СМК можно отнести железные дороги, авиалинии – все формы и средства связи, способствующие расширению человеческих контактов, общественной интеграции. Поразмышляйте над этим. Взвесьте все "за" все "против".

Когда же говорят о системе средств массовой информации, то под компонентами этой системы обычно понимают:

прессу – общероссийскую, местную; многотиражную; официозную, общественно-политическую, популистскую, бизнес-прессу; юношескую и детскую; научную и специализированную;

издательства – общероссийские, местные; научные, специализированные;

телевидение – общероссийское, местное; государственное, коммерческое;

радиовещание – общероссийское, местное; государственное, коммерческое;

информационные агентства;

службы связи с общественностью и прессой;

рекламные агентства.

Как видно, классифицирующим признаком, по которому определялись компоненты системы, является производство информации, рассчитанной на массовую, а также специализированную аудиторию.

Если же за основу брать участников процесса распространения массовой информации, то количество подсистем значительно увеличится.

Так, в систему СМИ можно будет включить и Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, и Государственный комитет по печати и средствам массовой информации, союзы журналистов, факультеты журналистики, агентства по распространению периодической печати, библиотеки и т.д.

Вся эта грандиозная система СМИ занимается сбором, анализом, переработкой и распространением актуальной, общественно значимой информации. Одни подсистемы только этим и занимаются, другие – как союзы журналистов, Судебная палата, факультеты журналистики, агентства по распространению периодики – в разной степени обслуживают этот процесс.


Систему средств массовой информации мы рассматриваем как подсистему в системе средств массовой коммуникации.
Наличие системы, обеспечивающей массовое информирование населения, – необходимое условие существования современного цивилизованного общества.




Каталог: distance -> SHIVERSK
distance -> Представление о личности в социологии Личность одно из центральных понятий в социологии. Оно играет важную роль в «строительстве»
distance -> Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию, 2002
distance -> Теории власти в политической философии
SHIVERSK -> Процесс принятия управленческих решений
SHIVERSK -> Имидж организации
SHIVERSK -> Коммуникации в организации
SHIVERSK -> Public Relations манипуляция или приглашение к сотрудничеству?
SHIVERSK -> Герберт Спенсер. Индукция Социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница