Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением



Дата22.02.2016
Размер81,8 Kb.
Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением.

(Е.С.Стребелева) (Девочка, 4 года, диагноз – синдром Дауна)



Условия воспитания

  1. Всем взрослым соблюдать единые требования к Кате в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения.

  2. Все взрослые должны проводить с Катей подготовительную беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра утром поедем в группу. Там нас ждут – Костя, Аня, Паша».

  3. Напоминать Кате, называть себя в первом лице: «Я хочу…», «Я буду», «Я поела», «Я мою руки», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить». При этом обращаться к Кате на «ты»: «Ты и я пойдем гулять», «Я и ты будем смотреть мультфильмы».

  4. Взрослые, вступая в контакт с Катей, предлагают ей ситуативно-познавательное общение, используя настольные, подвижные, сюжетные игры, чтение потешек, считалок, рассказов, или проводят беседу по фотографиям, отражающим ее личный опыт.

Здоровье

Продолжать создавать необходимые условия для защиты, сохранения, совершенствования и укрепления здоровья ребенка; продолжать поддерживать и выполнять четко режим дня.

В процессе выполнения режимных моментов все взрослые обращают внимание на выполнение Катей самостоятельных движений и навыков самообслуживания.

Навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки.

Продолжать закреплять навык самостоятельной еды, используя ложку и вилку.

Продолжать учить тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой во время и после еды.

Продолжать учить надевать и снимать самостоятельно некоторые предметы одежды – трусы, колготки, брюки, шапку, куртку, рейтузы и обувь; учить аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик.

Продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и липучками.

Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой.

Учить выполнять некоторые действия самостоятельно (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, отжимать руки, а затем их вытирать).

Социальное развитие

Продолжать формировать представление о себе: называть свою фамилию, половую принадлежность («Меня зовут Катя», «Моя фамилия Козлова», «Я – девочка», «Я – дочка»).

Учить соотносить ее вещи, игрушки, с местоимениями: моя куртка, мои вещи, мой мяч. При этом важно, чтобы взрослые в своей речи употребляли личные местоимения: «Я пришла за тобой. – Что ты делала в группе?» «Где твои вещи» - Возьми свою куртку – Надевай куртку. – Ты умеешь одеваться, молодец! «Дай мне свою руку. – Вот моя рука. – Это твоя рука. – Пойдем вместе домой».

Продолжать совершенствовать представления Кати о ее частях тела и лица, их назначение, уточнить представление о назначениях рта, и носа (провести игру «Где носик, где ротик?» уточнить функции носа: через нос мы дышим, там есть ноздри, воздух туда попадает: «Да, это носик, мы им дышим; в нем есть дырочки – ноздри, через них проходит воздух, мы вдыхаем воздух и через ноздри дышим»).

Изучить рот (там есть губы, зубы, язык) «Это ротик, через него выходит воздух»; провести игру «Подуем на шарик».

Закрепить представления Кати о ее желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Мне надо вымыть руки».

Закрепить представление о том, что у других людей тоже есть свои желания: Аня хочет играть с куклой. Она играет с куклой, Костя хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть, Паша хочет пить, дай ему чашку с водой.

Продолжать формировать представления об отдельных эмоциональных состояниях: радость – грусть (весело – я улыбаюсь; грустно – я не улыбаюсь, я не играю).

Продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать : «Как дела у тебя?», «Как ты доехала?»

Познакомить Катю с тем, что у взрослые есть имя и отчество.



Физическое воспитание и физическое развитие

Учить выполнять движения и речевые высказывания: ходить вприсядку, руки на коленях (Мы маленькие цыплятки, мы говорим – цып – цып. Мы маленькие утятки, мы говорим – кря-кря.).

Учить ходить на мысках – руки вверх: «Мы большие жирафы, мы очень большие жирафы – вот такие», Тянуться вверх, стоя на мысках и произносить звук – «вооо».

Провести игру «Где носик, где ротик», уточнить функции носа.

Формировать правильное дыхание во время выполнения движений (темп медленный): руки поднять вверх, потянуться, приговаривая: «Мы высокие, высокие деревья, мы очень высокие деревья», при этом сделать хороший вдох носом, присесть на корточки – выдох через рот.

Учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте. Проводить подготовительную работу с Катей к прыжкам: учить сгибать и разгибать колени. Упражнение считается выполненным, если Катя сгибает и разгибает колени на ритм: раз, два, три, четыре. Взрослый обязательно хвалит, если Катя выполнила это упражнение очень важно для подготовки Кати к прыжкам и бегу.

Учить ходить по кругу, высоко поднимая колени (темп энергичный, считать надо – раз, два, три, четыре). При этом щелкать языком, приговаривая: «Так цокает лошадка»). Затем повернуться в другую сторону и попросить показать, как цокает лошадка, обязательно дождаться показа, при этом контролировать высоту поднимая коленей. Если упражнение проделано хорошо, похвалить, можно энергично пожать руку. Если плохо, то настойчиво, насколько это позволяет настроение Кати, добиться положительного результата.

Учить бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы бросать мяч вперед, отмечая каждый раз длину броска (можно бросать в обруч или другую цель).

Учить бросать мяч средней величины, а потом и маленький мяч.

Развитие познавательной деятельности

Сенсорное воспитание.

Учить складывать предметную картинку из разрезанных частей.

Продолжать учить выделять основной признак предмета по заданному параметру, отвлекаясь при этом от второстепенных признаков, т.е. выполнять группировку предметов из предложенных (по форме, величине, цвету, функциональному признаку).

Продолжать учить пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач.

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: за, перед (например: «Поставь машинку за шкаф, за домик»).

Вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например : «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный; лимон желтый, кислый»).

Продолжать учить дифференцировать слова, разные по слоговому составу (например: матрешка, кот, домик, барабан, кубик, дом; воробей, книга, сом) с использование картинок.

Учить выделять знакомое (заданное) слово из фразы (например, слов «елка» - «знают дети, что на елке есть зеленые иголки». На слово елка Катя должна выбрать среди других картинку с изображением елки и поднять ее).



Формирование наглядно-действенного мышления.

Познакомить с проблемными ситуациями, показать, что есть ситуации, когда рукой достать предмет или игрушку нельзя, надо искать вспомогательное средство, чем достать.

Учить пользоваться орудиями или вспомогательными средствами в проблемных практических ситуациях: достань игрушку, высоко лежащую или далеко закатившуюся.

Ознакомление с окружающим.

Учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону – игрушки, в другую – посуду.

Учить выделять по слову «одежда» картинки с изображением знакомых предметов.

Уточнить представления о явлениях природы: зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках; скоро весна – солнышко светит ярко, снег тает, бегут ручьи, появляется трава, полевые цветы – одуванчики.

Продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос «Какая сегодня погода?».

Закрепить представления о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья), познакомить с их детенышами.

Закрепить представления о диких животных и их детенышах (заяц, медведь, волк, белка, еж.)

Продолжать знакомить с овощами и фруктами (морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редис, салат; яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан).

Учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съела?».

Познакомить с видами транспорта (грузовая машина, троллейбус, автобус, лодка, самолет, вертолет).

Познакомить с предметами мебели (кресло, тумба, шкаф, вешалка).

Формирование количественных представлений.

Продолжать учить различать количества пустой – полный; употреблять в речи слова «пустой», «полный».

Учить выделять 1,2,3,4 предмета из группы по образцу.

Соотносить количество 4 с количеством пальцев, отвечать на вопрос «Сколько?».

Закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.).

Учить выполнять счетные операции в пределах 2, 3.

Учить находить заданное количество однородных предметов (1,2,3, много) в окружающей обстановке.

Учить составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только 1 предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение «Столько…, сколько….» (например: «Сколько елочек», столько грибочков»;)

Учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 3 (например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить непосредственно перед каждым предметом совершать только 1 хлопок).

Развитие речи.

Учить высказывать в речи свои потребности, желания, интересы: «Во что будем играть? Что дальше будем делать? Кто пришел? Кто приехал? Кто там идет?» и.д.

Учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту (например: «Где Катя была? – Гуляла на улице. Что там Видела? – Там холодно, много воды.»).

Учить выполнять инструкции, связанные с употреблением предлогов «на», «под», «в»; употреблять эти предлоги в речевых высказываниях (например: «Поставь юлу в шкафчик». «Куда поставил юлу?»).

Разучивать с Катей потешки, стихи, поговорки, считалочки, игры с пальчиками с речевым сопровождением.

Продолжать учить составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек: «Кто в домике живет? – там семья живет. Мама, папа и дочка», «Куда девочка идет? – Она идет к бабушке.».

Учить описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия с построением фразы из 3-4 слов (например: Девочка едет на велосипеде.).

Учить рассказывать по фотографиям, отражающим жизнь Кати в группе и дома, отвечать на вопросы: «Какой был праздник?».

Формировать интерес к совместному со взрослым пересказыванию эпизодов из знакомых сказок («Волк и семеро козлят», «Маша и медведи»).

Формирование деятельности.

Учить выполнять роли в процессе сюжетной игры: шофера, воспитателя, музыкального руководителя.

Продолжать учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, гуляние с ней, строительные игры – нагружать кубики, везем их строить зоопарк, строить дачу.

Продолжать учить купанию куклы, воспитывая эмоциональное отношение к чувствам куклы: ей холодно, жарко, горячо, довольна, недовольна, радуется, плачет.

Учить играть в сюжетную игру «Наша группа» (приход, уход, занятия, прогулки).

Учить основам драматизации сказок.



Лепка.

Формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин»).

Учить лепить предметы их трех кусков пластилина по образцу.

Аппликация.

Учить распределять аппликацию на всем пространстве листа бумаги и по показу «На столе ваза», «Мячики плавают в воде».

Продолжать учить наклеивать простые предметы по показу, подготавливая детей к выполнению элементарных композиций «Цветы в вазе», «Шары на ниточках».

Учить составлять предмет из 3 частей и наклеивать его (дом, неваляшка, девочка в пальто).



Рисование.

Закрепить способ обследования предметов разной формы перед рисованием, затем рисовать предметы квадратной и овальной формы.



Учить передавать в рисунке некоторые элементы сюжета различными изобразительными средствами: красками, фломастерами, карандашами «Дождливая погода», «Шарики на ниточках».

Конструирование.

Учить строить простейшие конструкции по показу и образцу, использовать различный строительный материал для создания 3 однотипных конструкций, обыгрывать постройки.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница