В россии в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся



Скачать 112,5 Kb.
страница1/6
Дата03.03.2020
Размер112,5 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Разработка модели системы оценивания результатов обучения
В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся.

Важнейшей частью новых образовательных стандартов является Фундаментальное ядро общего образования, в котором зафиксированы элементы научных знаний и универсальные учебные действия.

В документах по внедрению новых образовательных программ создана примерная программа формирования УУД. В программе прописан и структурирован вклад предметов в формирование и развитие УУД.

В составе основных видов УУД, диктуемых целями современного общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Предполагается, что четкое выделение данных видов деятельности позволит уделить им приоритетное место в рамках конкретных предметов и образовательном процессе в целом. Развитие системы УУД должно осуществляться в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Отсюда процесс обучения и воспитания задает содержание и характеристики учебной деятельности учащегося и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД.

С учетом принятого подхода к стандарту, как к общественному договору, реализуемому в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта.

Система оценивания результатов должна включать как внутренние оценки (педагогов), так и внешние оценки, которые будут проводиться при аттестации учащихся и аккредитации ОУ. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование УУД превращает систему оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Новая система оценивания включает проверку формирования таких элементов, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки. Формируемая модель оценки результатов освоения образовательных программ предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной универсальной системой» в образовательный процесс ОУ.

Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, а также подобрать алгоритм оценивания, включающий только действия и деятельности, которые можно зафиксировать, измерить и оценить. А это значит:

- необходимо изменить общие подходы к преподаванию, т.е реализовать компетентностный подход (системная инновация) в каждом ОУ;

- выработать шкалу оценивания для каждого проверяемого элемента или направления вне зависимости от учебного предмета (системная инновация);

- создать условия для внешнего оценивания и самооценивания результатов формирования УУД, путем применения прозрачной системы критериев и валидной шкалы оценивания (системная инновация);

- наконец модернизировать ученический портфолио для активного применения как документа оценки формирования УУД для каждого ученика (могут быть варианты).

Становится ясно, что для достижения реальных результатов необходимо не только осознание всеми педагогическими коллективами необходимости инновационной работы по конкретизации и доработке системы мониторинга оценки качества образования, но и понимания глобальности изменений, связанных с организацией процесса обучения.

Следует подчеркнуть, что оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки.

Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую

этим требованиям?

Определяемые стандартом новые требования к результатам образования должны найти адекватное отражение в системе оценки качества образования. Достижению планируемых результатов подчинено проектирование всего образовательного процесса.

Главный критерий успешности освоения учебных предметов - «готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач (≠ «знания») на основе системы знаний и представлений …; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений».

Школьная система оценивания должна выполнять, как минимум, следующие функции:

- осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая учителю информацию о том, достиг он или нет поставленных педагогических целей, а ученику - информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и в ряде случаев - о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание;

- обеспечивать положительную мотивацию учебно-познавательной обучающихся (В этом плане важно использовать оценку как форму поощрения, а не наказания, сосредотачивая внимание в большей степени на продвижении и даже незначительных успехах учащихся, нежели на том, чего они не знают или не сумели достичь. Оценка должна ориентировать ученика на успех, а не служить средством наклеивания ярлыков, в том числе - связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница