Утверждена



Скачать 191,8 Kb.
Дата15.02.2016
Размер191,8 Kb.
#6509
ТипПротокол

РАССМОТРЕНА

на заседании совета филиала



УТВЕРЖДЕНА

Директор филиала

__________________М.А. САЛТАНОВ


"_____"_________________20 г.

Протокол № ___


"_____"_________________20 г.






КОНЦЕПЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДОСКИНСКОГО ФИЛИАЛА ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ»

(ИНСТИТУТ)

ВВЕДЕНИЕ

В законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 года сказано, что «...воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье... формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» - является одной из главных функций государства.

Концепция Федоскинского филиала ФГБОУ ВПО ВШНИ (И) выполнена на основе Законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Актуальность интенсивного возрождения воспитательной деятельности Федоскинского филиала ВШНИ обусловлена все более возрастающим влиянием вневузовской среды на студенческую молодежь, отсутствием идеалов в жизни общества, трудным вхождением специалистов в рыночные отношения.

Престиж материального благополучия, во многом перечеркнули прежние идеалы, традиционные представления о добре и зле, чести, справедливости, что приводит к проявлениям в молодежной среде крайнего эгоизма, стяжательства, связям с организо­ванной преступностью.

Развитие современной вузовской педагогики характеризуется повышенным вниманием к студенческой молодежи, отличающейся наибольшей целеустремленностью, активностью жизненной позиции. Формирование положительной мотивации в деятельности студенческой молодежи является государ­ственно важным делом, а стремление к переустройству, самоутверждению, свойственное этой социальной группе, обусловлено созидательными началами.

Уровень воспитательной деятельности со студентами определяется и объективными обстоятельствами, связанными с ролью филиала в создании, формировании нового поколения. В настоящее время возникла острая необходимость в создании, формировании новой системы воспитания студенческой молодежи, определении ее целей и задач в новых условиях жизни государства, общества и коллектива филиала.

Настоящая Концепция состоит из двух частей – 1) «Концепция воспитательной деятельности в Федоскинском филиале ВШНИ» в которой изложена концептуальная основа воспитательного процесса в филиале, а также описаны технологические аспекты осуществления воспитательной деятельности.

2) «Механизм реализации научной концепции воспитательной деятельности в Федоскинском филиале ВШНИ». Она представляет собой собрание форм, методов и приемов реализации научной концепции воспитательной деятельности в филиале, с помощью которых можно получить достоверную информацию о развитии личности студента, формировании студенческого коллектива, наличии у педагогов удовлетворенности результатами воспитания.

Концепция воспитательной работы филиала представляет собой систему положений, определяющих: цель, задачи, стратегию, содержание, формы и методы воспитательной деятельности.


2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ
Методологическим основанием для разработки научной концепции Концепция воспитательной деятельности Федоскинского филиала ВШНИ, утвержденной его Советом, является фундаментализация образования на основе создания универсальной модели гармоничного мира, то есть органического единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих, обеспечивающих стройную систему, не отторгаемую миром и человеком. Вся совокупность знаний, культур и технологий составляет основы подготовки универсального человека, целью и смыслом деятельности которого является «целостное знание» и «целостный мир».

Переход на рыночную экономику нашего общества привел к резкой дифференциации доходов населения. Это вынудило значительные группы людей сократить количество культурных контактов, что привело к изменению культурных потребностей и интересов значительной части населения. Стала преобладать ориентация на массовую культуру, потребление которой не требует интеллектуальных, нравственных и этических усилий, что приводит к внедрению этих вкусов и в широкой студенческой среде.

С методологической точки зрения, в научной концепции воспитательной деятельности глобальные проблемы современ­ного образования и культуры с социально-практическим значением для общества будут интегрированы в повседневную практику.

Всепроникающий характер воспитательной деятельности позволяет добиться положительного результата в изменении социокультурной ситуации, способствует возрождению достоинства и духовного потенциала нации. Все это обеспечивается совокупностью имеющихся воспитательных структур, развитием и созданием новых образцов поведения, коллективными действиями и возможностью каждого человека как системно-целостного объекта воспринимать этот мир во всем его многообразии.

Системная целостность - это материально-технические, экономические, политические, педагогические, психологи­ческие компоненты, которые, в свою очередь, имеют собствен­ные, автономные законы функционирования и развития. Поэтому функционирование «сферы воспитания» в других сферах происходит с разной степенью «эффективности» в зависимости от адекватности образовательных и культурных сфер современным требованиям.

Наличие в обществе ценностных ориентации, культурных образцов, способных послужить духовной и социальной интеграции населения, позволяет студентам овладевать новыми базовыми процессами жизнедеятельности, создает условия для действия механизмов положительной обратной связи между различными сферами. Все эти законы действуют в сфере досуга. Досуг студентов стал жизненно важным направлением деятельности филиала, поэтому развитие и распространение вышеуказанных компонентов в сфере досуга ведет к более широкому распространению базовых образцов образования, культуры и искусства.

Досуг как специфическая сфера организации и развития человеческой жизнедеятельности, реализующийся через процессы использования опыта, преемственности и развития ценностных ориентации с помощью специальных социальных структур, нацеливает современное университетское воспитание на целостное понимание, единое мироустройство.

Концептуальная сложность объекта воспитания пред­полагает, что понятийный аппарат соответствующей теории не может быть построен сразу, а может быть результатом синтеза частичных аспектных знаний различных наук.

Культурно-досуговая деятельность в филиале является составной частью воспитательной деятельности и направлена на разработку концепции, принципов организационного обеспечения оптимального функционирования культуры и методов ее регулирования на локальном, региональном и федеральном уровнях.

Для достижения целей воспитательной деятельности филиал располагает комплексом средств интеллектуально-эмоционального воздействия на аудиторию.

Изменение целей, задач и принципов воспитательной деятельности связано с глубокими изменениями в обществе, переходом образования в режим самоорганизации, многослойностью проблем, уникальностью одновременного выполнения многообразных функций, которые не решает ни одна форма человеческой деятельности.

Как самоуправляемая и саморегулирующаяся система, воспитательная деятельность филиала способна интегрировать культурную политику, культурные инициативы общественных и частных фондов независимых организаций, учреждений культуры различных типов, юридических и частных лиц, аккумулировать отечественный и мировой опыт высшего образования, став профилирующей деятельностью всех специальностей в филиале.

В условиях коренных изменений социально-экономической, политической и культурной жизни российского общества, модернизации высшего образования, ориенти­рованного на демократизацию, гуманизацию, гуманитариизацию, , фундаментализацию, многовариативность, информатизацию, компьютеризацию, интегра­цию, система воспитательной деятельности является одним из самых значимых феноменов, роль которых неуклонно возрастает по мере совершенствования нашего общества.

В концепции развития филиала сделан акцент на то, что образованием является не только передача знаний, но и формирование важнейших личностных качеств будущего специалиста: патриота, профессионала с высокой личностной культурой и деловыми качествами.

Современная ситуация в жизни общества, в которой происходит социальное и профессиональное становление личности студента, неоднозначна и противоречива. Происшед­шие изменения в российском обществе разрушили идеалы, многие нравственные и культурные ценности, сложившуюся образовательную и воспитательную систему, что повлекло за собой изменение жизненных ориентации, снижение уровня образованности, ограниченность интеллектуальных интересов и воспитанности молодежи. Поэтому необходимо вновь интегрировать профессиональное обучение и воспитание в единый, целенаправленный, органический процесс.

В условиях рыночной экономики молодому специалисту необходимы личностные качества, позволяющие ему быстрее приспособиться к новым условиям жизни и работы. Это: способность к самоорганизации, самообразованию и саморазвитию, установка на сотрудничество и диалог развитие организаторских способностей, умение понимать и заинтересовывать людей, критически относиться к себе и своим стереотипам и привычкам, формировать новые ценностные ориентации.

Филиал сегодня представляет собой учебное заведение реализующая 1 специальность и 2 специализации (лаковая миниатюрная живопись Федоскино, художественная роспись по эмали), в котором воспитательной работой занимается заместитель директора по учебной и воспитательной работе, преподавательский состав, кураторы студенческих групп, секций.

Научная концепция воспитательной деятельности филиала основывается на глубокой интеграции определении общих целей, задач, стратегии, форм, методов всех подразделений, рассматривается как одно из приоритетных направлении деятельности филиала, которое требует научно обоснованного, системного и многоуровневого подхода.

Другим важным положением данной концепции является положение о том, что студенчество, являясь наиболее интеллигентной, творчески развитой и прогрессивной социально-активной частью молодежи, стремится стать основой формирования российской интеллигенции, выступать движущей силой построения гражданского общества в России.

Однако отсутствие жизненного и социального опыта, неумение реализовать свои возможности и творческие способности противостоять агрессивному воздействию «массовой» культуры и средств массовой информации требуют вовлечения в активное воспитание будущих специалистов, преподавателей и сотрудников филиала.

Модель воспитательной деятельности филиала рассматривается как процесс систематического и целенаправленного воздействия на патриотическое, нравствен­ное и физическое развитие личности студента в целях подготовки его к профессиональной и общественной деятельности, полноценной духовной и культурной жизни в обществе. Эта модель органически самодостаточная, способна воплощать единство содержательно-смысловых, организационно-педагогических, экономико-правовых, учебно-методических и научно-управленческих подсистем, обусловленное их взаимосвязью и функциональным воздействием, если будет представлять собой открытую культурную, информационную и искусство­ведческую систему, гибко адаптирующуюся к изменениям ситуации, готовую к инновациям и органически воспри­нимающую новые элементы в своей структуре.

Воспитательная деятельность филиала будет эффективно функционировать при условии соответствия:

- современным мировым тенденциям развития образовательных систем;

- традициям российского образования;

- особенностям формирования российского рынка труда и рынка образовательных услуг;

- социально-экономической ситуации;

- возможностями функционирования высших учебных заведений, обусловленных современной правовой базой.

Поэтому концепция воспитательной деятельности состоит в ценностно-деятельностном подходе к активному учебно-творческому и преемственно-ориентированному процессу как целостному технологическому, обеспечивающему подготовку уникальных специалистов для социально-культурной деятельности.


3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель воспитания студентов вузов культуры и искусств определяется объективными потребностями общества.

Главной целью воспита­тельной деятельности филиала является формирование отношения студента к миру, обществу, своему коллективу, товарищам, семье, себе, избранной профессии, включая отношение к учебным дисциплинам, учебному времени, свободному от занятий времени как к важному общественно-культурному акту, созидающему общечеловечес­кие ценности.

Специалист XXI века - это личность, разносторонне образованная, нестандартно мыслящая, обладающая широким культурным кругозором, граждански активная, духовно, нравственно и профессионально подготовленная к работе по избранной специальности. Выпускнику филиала надо знать себе цену на рынке труда, быть способным, если требуют обстоятельства, свободно менять специализацию в рамках полученной специальности. Ему важно быть психологически подготовленным строить межличностные отношения, уважать мнения других, быть толерантным, способным находить выход из сложных производственных и бытовых конфликтных ситуаций. Главный капитал - высокоразвитое чувство ответственности перед обществом, семьей, коллективом и, конечно же, перед самим собой, ибо объективная самооценка собственных личностных качеств - категория жизнестроительная.

Научная концепция воспитательной деятельности филиала предусматривает органическое единство учебного и воспитательного процесса, с четким разделением на следующие направления: воспитание в процессе обучения и воспитание во внеучебное время. Каждому из этих направлений свойственны специфические задачи, функции, принципы, содержание, средства, формы и методы, результат.

Цель научной концепции воспитательной деятельности филиала - формирование, развитие и становление личности студента, будущего специалиста социально-культурной сферы, сочетающего в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умение и навыки; активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям России, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры. Это и формирование новой системы духовных ценностей российского общества, обеспечивающей становление подлинной граждан­ственности и патриотизма, стремление к самообразованию и самовоспитанию, культуре общения и поведения.

Цель воспитательной деятельности филиала обусловила решение следующих задач:

- всемерное ускорение и сохранение лучших традиций, существующих в коллективе филиала, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности филиала и выбранной профессии, развитие творческих начал личности;

- поиск и разработка новых форм, приемов и методов воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов;

- непрерывное изучение интересов, творческих склонностей студентов, осмысление интересов личности, определение ее базовой культуры, сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии, активности жизненной позиции студента;

- формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного патриотического воспитания студентов филиала;

- поддержка талантливой молодежи, развитие художе­ственного, научного творчества студентов;

- развитие студенческого самоуправления;

- решение вопросов занятости;

- создание широкой многоуровневой системы внеучебной воспитательной работы; развитие института кураторов как важной составляющей воспитательной деятельности филиала;

- обеспечение хорошего психологического климата в коллективе;

- развернутой физкультурно-оздоровительной работы.

Достижению этих задач способствует созданная в филиале воспитывающая среда как важнейший фактор формирования профессиональ­ной направленности личности студента, развития ею профессиональных умений и навыков, увлеченности профессией, стремления к саморазвитию и самоопределению.
4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные принципы научной концепции воспитательной деятельности филиала:

- гуманизм, предполагающий отношение к личности студента как к самоценности, ценностной личности, одновременно свободной, ответственной и творческой, способной к саморазвитию, самообразованию, обладающей системой ценностей, обеспечивающей ей участие в становлении гражданского общества, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;

- патриотизм, предполагающий формирование нацио­нального сознания у студентов, его ориентацию на сохранение целостности России, связи поколений, воспитание гражданских качеств, чувство ответственности за благополучие, развитие, благосостояние национальных богатств и культуры России;

- толерантность, которая предполагает внимательное отношение к мнению других людей, других культур, традиций и объектов, религий, образу жизни, наличие плюрализма мнений и подходов для решения проблем, не выходящих за нормативные требования законов общества;

- вариативность - включение различных технологий в содержание воспитания и форм работы со студенческой молодежью;

- дифференцированный подход к различным категориям студентов;



  • индивидуальный подход к студентам.


5. СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стратегия воспитательной деятельности среди студентов состоит в следующем:

- воспитание должно стать функцией целого социального организма, каким является филиал;

- воспитательная деятельность эффективна, если это целостный феномен, который рассматривается в неразрывной связи с учебным процессом;

- в воспитательной работе студент - главная фигура в филиале. Тенденция к активизации личности студента в условиях высшей школы становится основополагающей;

- каждый преподаватель и сотрудник филиала - это педагог, наставник, воспитатель и помощник студента в развитии его духовных, нравственных качеств и профес­сиональном становлении;

- воспитательная деятельность в филиале есть продукт непрекращающегося сотрудничества, взаимодействия преподавателей и студентов. Творчество педагога направлено на формирование и развитие студента, творчество студента направлено на изменение мира вокруг себя и сопряжено с ответами на вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем я так поступаю? Чего хочу от жизни, от себя, от других людей? Чему мне надо учиться?

- студенческую группу можно назвать коллективом лишь тогда, когда у ее членов проявляется заинтересованность в выполнении общегрупповых заданий, взаимная требователь­ность, товарищеская взаимопомощь, ответственность и инициатива в учебной деятельности и во всем многообразии общественной жизни филиала;

- воспитательная деятельность куратора будет успешной только тогда, когда в его практике функционируют три основные подсистемы, трудовое сотрудничество, внутриколлективное управление, нравственное общение;



  • вся воспитательная деятельность среди студентов осуществляется целенаправленно, планомерно, интегрирован­ие, на профессиональном уровне с учетом опыта и практики филиала.


6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Патриотическое воспитание студентов
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Патриотическое воспитание студентов является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания и направлено на формирование и развитие личности, формирование мировоззрения и системы базовых фундаментальных ценностей - гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстроменяющемуся миру, российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у студентов как мотивов их деятельности.

Воспитание патриотизма предполагает любовь к Родине, заботу о ее интересах, готовность защищать ее от врагов, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия таких специфических морально-психологических качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения, желание жить, учиться и работать не только ради своих интересов, но и ради процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества. Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным воспитанием, так как Россия была и есть многонациональным государством.

Поэтому патриотическое воспитание является основой консолидации и укрепления единого Российского государства. В связи с этим в данном направлении необходимо обновление не только содержания, но и форм и методов воспитания.

К числу наиболее актуальных проблем патриотического воспитания, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, следует отнести:

- определение степени жесткости системы воспитания в условиях новейшего периода развития государства и на перспективу;

- соотношение свободы и принуждения личности в системе воспитания, что при слабом самоконтроле и самоорганизации деятельности личности может снизить эффективность воспитательных воздействий;

- формирование потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатке моральных стимулов к нему;

- координация воспитания и самовоспитания, выявление факторов повышения мотивации к самовоспитанию;

- разработка форм и методов становления национального самосознания и ценностных установок в соответствии с интересами различных социальных групп.


6.2. Нравственное воспитание студентов
Нравственное воспитание студентов является неотъемлемой частью всей воспитательной деятельности и пронизывает все ее направления. Задачи нравственного воспитания студентов заключаются в формировании уважи­тельного отношения к общественному долгу; нравственной культуры и духовности; культуры общения и межличностных отношений; активной гражданской позиции; здорового нравственно-психологического климата в коллективе, к здоровому образу жизни.

Борьба с пьянством, курением, наркотиками - это борьба за жизнь, а, значит, начинать следует с проблем, от решения которых зависит сохранение жизни, поддержание социальной стабильности и устойчивое в культурном отношении развитие личности и общества.

Содержание и познавательная работа по реализации программы нравственного воспитания являются только половиной ее методологии. В равной мере ее неотъемлемой частью является метод обучения, среда, в которой он осуществляется, и способ взаимодействия педагогов и студентов. Имеется в виду спокойная, эмоционально позитивно окрашенная атмосфера обучения, в которой новые психологические навыки изучаются и проверяются в межличностном взаимодействии. При этом в открытой доверительной обстановке разговор ведется «на равных», а преподаватель выступает как один из равноправных членов студенческой группы, периодически «подбрасывая» участникам разговора материал для обсуждения и контролируя направление дискуссии.

Безусловно, подобная техника проведения учебного занятия требует не только доверительного отношения внутри студенческого коллектива, но и определенного педагогического мастерства преподавателя, достаточного владения им основными методами работы, знания психологических особенностей молодежной среды.

Неотъемлемым свойством нравственного воспитания студента является патриотическое отношение к филиалу. Патриотизм проявляется в:

- создании новых и поддержании старых традиций филиала;

- утверждении символики филиала;

- организации галереи известных выпускников «Ими гордится филиал», возрождении Доски, почета студентов, преподавательского состава, сотрудников;

- возрождении духа соревновательности между отдель­ными личностями и подразделениями филиала в различных направлениях деятельности;

- ознакомлении всех групп первокурсников с историей филиала и историей промыслов Федоскино, ростовской финифти;

- проведении встреч студентов с выпускниками филиала разных лет - руководителями культурно-досуговых учреж­дений;

- корпоративной ответственности за будущее филиала;

- введении летописей подразделений филиала в учебный процесс;

- торжественном проведении праздников, вечеров, посвященных государственным датам, Дням знаний, посвящением в студенты первокурсников, выпускных балов студентов;

- обеспечении свободного обмена информацией через выпуск газет федоскинского поселения, газеты «Спектр» МФ ВШНИ, информационных листов;

- формировании у студентов чувства ответственности за сохранение помещений и оборудования, санитарное состояние и чистоту в учебных аудиториях, местах общественного пользования, на территории филиала;

- укреплении учебной, трудовой и исполнительской дисциплины;

- обеспечении неукоснительного и своевременного выполнения Положения о филиале, приказов, распоряжений и пр.;

- осуществлении подразделениями филиала комплекса мер по укреплению учебной, трудовой и исполнительской дисциплины, профилактике нарушений морально-нравственных и этических норм поведения, формированию высокой культуры отношений в коллективе.
6.3. Эстетическое воспитание студентов
Первостепенная задача эстетического воспитания студентов состоит в приобщении студентов, педагогов и сотрудников к культурным ценностям, развитии эстетического вкуса, привлечении к активной культурной деятельности, что осуществляется через:

- развитую гуманитарную сферу - библиотеку, кафедры социально-гуманитарного цикла, выставки и т.п.;

- организацию встреч с художниками декоративно-прикладного искусства, деятелями искусства, проведения мастер-классов художниками, научно-практических конференций в ВШНИ, Г. Гжель и др., научных чтений в Федоскинском филиале;

- посещение музеев, выставок, театров, культурных учреждений для студентов;

- создание творческих объединений студентов: молодых поэтов, художников, бардов и исполнителей студенческой песни;

- привлечение студентов к участию в фестивалях, КВН и других объединениях, к художественной самодеятельности;

- организацию выставок произведений творчества студентов, фотовыставок, выставок книг, декоративно-прикладного творчества;

- взаимодействие с творческими вузами и школами;

- проведение вечеров отдыха, тематических вечеров, дискотек, вечеров юмора;

- подключение студентов, педагогов и сотрудников к эстетическому оформлению учебных аудиторий, территории, к созданию эстетического внешнего облика филиала, проведение конкурсов.


6.4. Физическое воспитание студентов
Задача физического воспитания студентов - формирование здорового образа жизни, улучшение и укрепление физического и нравственного здоровья, совершенствование спортивного мастерства через:

- создание спортклуба филиала, организующего всю внутреннюю спортивно-оздоровительную работу и выступле­ния сборных команд филиала;

- привлечение студентов к активным занятиям на некоммерческой основе в спортивных секциях;

- развитие спортивной базы;

- участие студентов в городских спортивных, туристических и других оздоровительных мероприятиях;

- проведение спартакиад в филиале;

- проведение цикла лекций, посвященных борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией;

- проведение туристических походов.








Скачать 191,8 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница