Уровневая процедура осуществления системного анализа



Скачать 228,5 Kb.
страница1/2
Дата31.12.2020
Размер228,5 Kb.
ТипАнализ
  1   2

Образовательная политика



ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МАРГИНАЛЬНОМ
СОЦИУМЕ

Е.Ю. Агеева,
Нижегородский архитектурно-строительный университет





Все реформы, так или иначе затрагивающие современное образование, развертываются на трех тесно взаимосвязанных, но все же поддающихся разведению уровнях. Первый уровень – общесистемный, или абстрактный. На нем происходит изменение концептуальных оснований, ведущее к смене образовательной парадигмы. Второй – внутрисистемный. Реформы связаны с обновлением содержания образования и методического инструментария. Третий – практический, или региональный. Здесь развертывается корреляция продуктов инновационных процессов с конкретной социокультурной средой или их отторжение как "чужеродной ткани".

Анализ, а тем более попытки проектирования развития процессов, происходящих на любом из трех уровней, требует сопоставления их с процессами, происходящими на двух других. Следовательно, инновационное развитие образования на региональном уровне должно отражать общесистемные и внутрисистемные тенденции, одновременно корректируя их применительно к конкретным местным условиям.

Поэтому, прежде чем анализировать роль и значение духовного фактора в развитии системы образования города, проследим его функционирование на первом и втором уровнях.

Важным результатом реформы образования в России на уровне идейных оснований стало осознание неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности "одухотворения" образовательной практики.

Центральное место в комплексе проблем гуманитаризации национальной системы образования, бесспорно, должны занимать задачи гуманитаризации содержания обучения. Следует четко осознать, что духовность в современном мире (реализуемая через гуманитаризацию) – это система научных знаний, позволяющая понимать окружающий мир и на рациональном, и на научно-интуитивном уровне.

Гуманитаризация содержания основ естественных наук предполагает получение системных знаний, формирующих в учащихся естественно-научную картину мира. Однако та научная картина, которая формируется сегодня в процессе изучения основ наук в школе, уже не совсем соответствует истинной картине мира. И здесь строгая, но дружеская критика в адрес «физиков» со стороны «лириков» вполне уместна и даже необходима. Это несоответствие необходимо устранять. Гуманитаризация изучения основ естественных наук предполагает обращение к человеку как объекту научного познания. В повседневном же обучении естественным наукам в школе человека редко представляют как частицу природы. А между тем эту идею пропагандировали в свое время выдающиеся представители естественных и гуманитарных областей знаний: П.Флоренский, В.Соловьев, Д.Менделеев, А.Чижевский. В.Вернадский и другие. Известный палеонтолог Тейяр де Шарден писал о том, что «...если мы идем к человеческой эре науки, то эта эра будет в высшей степени эрой науки о человеке – познающий человек заметит наконец, что человек как предмет познания – это ключ ко всей науке о природе...». Такая направленность естественно-научной составляющей общего среднего образования на формирование мировоззренческих представлений о себе как части природы, поможет прийти к духовной целостности, к гармоническому миропониманию. В связи с этим в настоящее время актуальной дидактической проблемой является внесение в курс общего среднего образования представлений о новых концепциях и парадигмах естествознания.

Еще на одну (новую для нас) причину усиления бездуховности образования указывал в 60-х годах Эрих Фромм. Он писал, что на систeму образования на Западе сильное негативное влияние имеет формирующаяся у молодежи под влиянием социальных условий рыночная ориентация мышления: «От начальной до высшей школы цель обучения состоит в том, чтобы накопить как можно больше информации, главным образом полезной для pынка... Не интерес к изучаемым предметам или к познанию и постижению как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость, – вот побудительный мотив получения более широкого образования». Понимая эту проблему и пытаясь найти альтернативу, в США, например, уже давно задачи гуманитаризации образования сформулированы следующим образом: знакомство с шедеврами мирового искусства, формирование представлений о его роли в развитии цивилизации, повышение общекультурного уровня, развитие эрудиции, умения общаться с людьми. Результаты такого подхода оказались недостаточно эффективными. Как нам кажется, такой подход изначально суживает возможности в решении обозначенной выше проблемы.

Для педагогов-практиков сразу же возникает вопрос о том, как осуществлять шаги в сторону повышения духовности образования. Повышение духовности через гуманитаризацию может стать первоосновой реформы школьного образования. Гуманитаризация предполагает переориентацию приоритетов в определении образовательных идеалов – отказ от технократических подходов и направленность образовательного процесса на формирование прежде всего духовного мира личности, утверждение духовных ценностей как первоосновы в определении целей и содержания образования, «очеловечивание» знаний, формирование целостной гармоничной картины мира с полноценным отображением в ней мира культуры, мира человека.

Технократизм мышления может быть свойственен и представителю естественных наук, и политическому деятелю, представителю искусства, гуманитарию. Существенными чертами такого мышления являются примат средств над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, символа над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеческими ценностями. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Пока спорят «физики» и «лирики» – побеждают технократы.

На практике процесс гуманитаризации рассматривается достаточно упрощенно. Все сводится к формальному распределению учебного времени в пользу предметов гуманитарного цикла. Особенно популярны предложения по дополнению к существующим традиционным гуманитарным предметам еще «более гуманитарных» предметов. Но в современной школе изучение гуманитарных предметов подчинено ориентации на цели, приемы и методы социально-функционального манипулирования содержанием и ценностями культуры, что и лишает эти предметы гуманитарного содержания. Если взглянуть непредвзято, то преподавание гуманитарных предметов в школе почти ничем не отличается по форме и методам от технократического подхода в преподавании естественных наук. Tа же вербализация знаний, формализация умений и навыков, тот же антиисторизм в итоговом обобщении, те же претензии на истину в последней инстанции. Подмена культуры посредственным образованием происходит в том числе и под «защитной окраской» гуманитарности (ее имитации). Очевидно, что такой способ «повышения» духовности образования в школе с помощью гуманитарного «всеобуча» и придания ему национального колорита не приведет к качественным изменениям. Гуманитаризация – это качественно новые приоритеты в формировании содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса.

Сегодня проблемы воспитания – важнейшая составляющая образования – приобретают особое значение в связи с тем, что именно в этом направлении происходит нарастание негативных тенденций. Правда, это проблема не только сегодняшнего дня. Еще в 1864 году И.С. Аксаков, подчеркивая приоритет воспитания над обучением, писал: "Дело идет не о той или другой системе начинения детских или молодых голов положительными знаниями – но о тех нравственных результатах нашего публичного воспитания, которые у всех перед глазами". Введение в концептуальное поле образования понятия "духовно-нравственное воспитание" требует изменения самого представления о личности и природе моральных регулятивов. Личность уже не может больше рассматриваться только как "совокупность общественных отношений" или "развитая форма исходной сущности человека, его родовая сущность".

Реальное изменение образовательной парадигмы возможно лишь при условии признания самоценности личности, ее субстанционального характера. Личность не может быть полностью сведена к совокупности своих качеств, т.к. всегда выступает как субъект, носитель любых качеств и отношений. В своих глубинах тайна личности невыразима. Поэтому целью образования не может выступать задача формирования личности, как нередко считали до сих пор. Если личность самоценна, то в процессе обучения и образования могут быть созданы лишь условия для ее оформления и саморазвития. Это прекрасно осознавалось в русской педагогической традиции. Например, И.С. Аксаков писал: "Значение школьного обучения громадно, потому что оно имеет дело преимущественно с индивидуальностью человека... Цель школы – возбуждать личное самосознание в человеке, личную духовную самодеятельность". В качестве абстрактного понятия идея личности еще не является реальной основой образования, т.к. нельзя воспитывать человека вообще, как нет образования вообще. Для того чтобы выступить в качестве детерминирующего фактора образовательного процесса, понятие личности должно получить конкретное содержательное наполнение. Такое наполнение происходит посредством укоренения представлений о личности в национальной культурной традиции. Поэтому все системы обучения и воспитания носят ярко выраженный национальный характер.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, проведя сопоставительный анализ европейских и североамериканской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и используемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает "душу народа", его менталитет. Если существует английская, немецкая, французская и т.д. педагогики, то, естественно, в России педагогика, образование должно быть русским, иметь "свое лицо". Не надо бояться словосочетания "национальное образование", в нем нет национализма. Любовь к Отечеству, культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а, наоборот, объединяет людей. Как актуально звучат сегодня слова Ушинского, написанные более века назад: "Нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования – черту уважения к своему Отечеству; а ее-то именно, ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили".

Меняются представления о сущности человека, меняются педагогические системы, но остается "душа народа", его духовность, которая не позволяет оборваться нити культуры и дает нам и сейчас возможность "восхождения к истокам".

Еще одна важнейшая проблема концептуальных оснований современного образования требует пересмотра в связи с понятием духовности – природа морали и моральной мотивации. Система духовно-нравственного воспитания влечет за собой необходимость дополнения гуманистической морали моралью религиозной. Попытки государственного образования построить нравственное воспитание на основе неких общечеловеческих ценностей оказались малоэффективными. Декларация необходимости духовно-нравственного воспитания остается пустыми словами, а души детей заполняются тем временем чем попало: прагматизмом, стяжательством и вседозволенностью. Система духовно-нравственного воспитания должна опираться на глубинную религиозную мотивацию, предполагающую абсолютность и незыблемость нравственных норм. Не следует торопиться и делать вывод о столкновении двух подходов к нравственности: гуманистического и религиозного. Секулярный гуманизм также воспитывает человека на высоких нравственных стандартах, но для того чтобы воспитание было прочным и основательным, он непременно должен быть восполнен религиозной моралью. Это традиционная и наиболее устойчивая форма мотивации поступков и поведения человека.

Таким образом, краткий анализ духовности как фактора развития образования на общесистемном, концептуальном уровне дает возможность зафиксировать осознание важности духовно-нравственного воспитания, которое, правда, пока по большей части остается у нас неосуществленной задачей. Для претворения ее в жизнь требуется пересмотр образовательной парадигмы через обращение к духовной культурной традиции, в основе своей религиозной.

Духовно-нравственная проблематика затрагивает не только философско-концептуальный уровень системы образования, но и тесно связана с внутренними процессами, разворачивающимися в сфере содержания и методического обеспечения. В связи с тем что эти проблемы в большей мере касаются гуманитарного цикла предметов, попытаемся определить их духовно-нравственные основания. Научное знание, функционирующее в системе научного познания, отличается от научного знания, выступающего в качестве содержания предмета обучения. При изменении подхода меняются его функциональные и целевые характеристики. Эпистемологический и праксиологический аспекты уступают место аксиологическому и этическому. Ввиду того что процесс обучения неразрывно связан с воспитанием личности, ее устроением и сложением, научные знания неизбежно получают и духовно-нравственное значение. В наиболее полной форме духовные основы проявляются в гуманитарных науках, т.к. их предметное поле всегда включает человека. Вслед за Дильтеем их можно назвать "науками о духе", ибо человек есть существо духовное. Отсюда основная цель гуманитарного познания – понимание целей и смыслов, движущих человеком, его миросозерцания и мирочувствования, фиксируемых в культуре прошлого и настоящего.

Успех инновационных процессов во многом зависит от учета социокультурной среды, в которой они развертываются. С одной стороны, они должны соответствовать этим особенностям, с другой – оказывать активное воздействие, направленное на преодоление негативных сторон социума. Не вдаваясь в детальный социологический анализ, отметим лишь общие характеристики социальной среды современного города, наиболее важные, с нашей точки зрения, для моделирования развития системы образования. Для примера рассмотрим город Новокузнецк – типичный индустриальный город, продукт первых советских пятилеток, с сибирской спецификой ("зеки", химики, спецпоселенцы, спецпереселенцы и т.п.). "Сибирский Вавилон", втягивавший в себя, вольно или невольно, представителей разных народов, сословий, культур, религий. Город, отказавшийся от прошлого, начавшийся с нуля, на пустом месте, который как бы в самом названии обрывает все связи с культурной традицией, перегрызая пуповину: Ново-Кузнецк. Новокузнецк – маргинальный город и город маргиналов. Понятия "маргинальная личность", "маргинальная культура" вошли в понятийный аппарат социологии в 20-е годы. Главная черта маргинала – разрыв с родной культурной традицией и неспособность укорениться в новой. Он похож на всех и в то же время калека среди себе подобных – человек с отсеченными корнями, рассеченный на куски в недрах своей родной культуры, родной среды. Ему свойственны – деградация, люмпенизация, бездуховность. К сожалению, процесс маргинализации городского социума вовсю продолжается и сейчас, подхлестнутый крахом советской системы, коммунистической идеологии, бездуховной по своей сути, но ставшей для многих истоком, корнями, традицией. Маргинальный социум всегда нетерпим, враждебен и агрессивен.

Понятна поэтому в нынешних обстоятельствах особая роль духовно-нравственного воспитания, духовности как важнейшего фактора развития системы образования, способного оказать реальное влияние на социум посредством восстановления связей с духовной традицией. К сожалению, деятельность в области духовного образования и воспитания носит до сих пор стихийный, разобщенный характер, ощущается значительный недостаток программно-методического обеспечения. Преодоление отмеченных трудностей возможно лишь в рамках целостного, системного подхода на уровне региональной

программы. Программа развития образования г. Новокузнецка до 2005 года уже признает особое значение качественного обновления содержания образования, необходимость придания ему вариативного характера и принципиального изменения всей системы воспитательной работы. Для практического осуществления этих положений нужно:

– глубже разработать духовно-нравственный потенциал гуманистического знания, включить в его содержание религиозную составляющую;

– создать систему духовно-нравственного воспитания, основанную как на гуманистической, так и на религиозной традиции;

– обеспечить возможность получения религиозного образования в соответствии с убеждениями и по желанию детей и их родителей как дополнительного, факультативного;

– создать соответствующее программное и научно-методическое обеспечение;

– координировать деятельность образовательных и религиозных учреждений.

В рамках государственной светской школы знакомство и изучение православия возможно по двум направлениям: историко-культурологическому, через факультативы или включение материала в курсы гуманитарных предметов, и религиозному, через религиозное образование как дополнительное и на добровольной основе. Решение указанных задач требует скоординированных действий, что возможно осуществить при условии создания центра духовно-нравственного воспитания и религиозного образования на базе Новокузнецкого ИПК. Придание инновационным процессам в образовании духовного характера является первоочередной задачей, т.к. современное состояние российского общества характеризуется не столько кризисом экономическим или политическим, сколько кризисом духовным. Преодолеть его можно лишь на трудном, тернистом пути восхождения к нашим духовным истокам.



Об опасности трансформации социокультурного общества в технократическое (информационное, сверхиндустриальное) говорили в свое время участники Римского клуба. И повышение духовности образования сегодня – один из изначальных и главных способов заполнения духовного вакуума, который возник у молодежи в связи с распадом старых идеологических схем, один из основных источников новой социальной идеологии, способной в позитивном плане изменить менталитет нашего общества.





Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница