УРОК ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем разобраться, что означают понятия «права» и «обязанности». Часто мы слышим: «Я имею на это право.» Или «Ты не имеешь на это права.»
Викторина «Имею право!»
1 тур «Теоретический»:
Дать свою версию ниже перечисленных определений
Права
Обязанности
Свобода
- Что означают эти слова? (Выслушиваются ответы детей.)
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
- Словарь Ожегова гласит «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.»
Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека.
Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии и отменой рабства.
Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла большая необходимость в международных документах, которые защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года.
- Какие права имеют дети? (Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание, безопасность, свободу вероисповедания и др., но, самое главное, – право на жизнь.)
Всё начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право на жизнь было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Ст.38 Конституции РФ –
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Помимо прав у человека есть и обязанности.
Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека.
Ожегов: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».
Следует вместе с тем подчеркнуть, что определенное поведение не всегда осознается человеком, а это может привести к отступлению от требований норм. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения.
Так, Конституция РФ устанавливает:
- обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- ст. 59 четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
2 тур «Кто больше».
Команды поочередно называют нормативно-правовые документы.
За каждый правильный ответ 1 балл.
1).Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?
- Всеобщая декларация прав человека,
- Конвенция по правам ребенка,
- Международный пакт о гражданских и политических правах,
- Международный пакт об экономических, социальных культурных правах,
- Конституция Российской Федерации,
- Устав школы.
Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И государство обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать.
Есть ещё один документ, где можно познакомиться с правами человека: «Конвенция о правах ребёнка»
О правах человека говорит Конституция РФ.
Там, где речь идет о правах человека, Конституция РФ использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
2). Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
-
1 июня – Международный день защиты детей
-
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
-
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
-
10 декабря – День прав человека
-
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
3 тур «Блицтурнир»
Более подробно поговорим о правах. От каждой команды участвует по одному человеку.
Вы по цепочке называете группы прав, и как пример по одному праву человека на эту группу.
1 балл зарабатывает тот, кто ближе будет к верному ответу.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Личные
|
Политические
|
Экономические
|
Социальные
|
Культурные
|
Ст. 20 -Право на жизнь;
Ст. 21 -Право на охрану личности;
Ст. 22 -неприкосновенность личности;
Ст. 29 -свобода слова и мысли.
|
Ст. 32 -
Право на участие в управлении государством (избирать и быть избранным);
Ст. 31 -
Право на митинги, де-монстрации.
|
Ст. 34 –
Предпринимательская деятельность;
Ст. 35 -
Право на частную собственность;
Ст. 36 -
Право частной собственности на землю.
|
Ст. 37 -
Право на труд;
Ст. 38 -
Право на материнство, детство;
Ст.40 -
Право на жилье;
Ст. 43 -
Право на образование.
|
Ст. 44 - Свобода творчества.
|
4 тур – «Сказочный»
Какие права и свободы героев нарушены?
-
Сказка «Золотой ключик»
Злой Карабас Барабас, директор кукольного театра, использовал труд несовершеннолетних детей: Мальвины, Пьеро, Арлекино. Он не давал им возможности жить свободно, по сути, держал их в плену, и поэтому куклы вынуждены были убежать от Карабаса Барабаса. Таким образом, куклы использовали свое законное право обрести свободу. Буратино, главный герой сказки, не послушался своего отца папу Карла и самовольно ушел из дома, оказался предоставленным самому себе и поэтому попал под дурное влияние Карабаса Барабаса, кота Базилио и лисы Алисы. Буратино нарушил право на образование. Он отказался от уроков, которые предложила ему Мальвина, не хотел учиться.
Ст.43 - Каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно.
Ст.37 – Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
-
Сказка Снежная королева»
Кай оказался в плену у Снежной королевы. Писатель ничего не говорил о том, что она его кормила, дала возможность связаться с родными. Кай вынужден был выкладывать из льдинок слово «ВЕЧНОСТЬ», и только горячее сердце Герды сумело растопить чертоги Снежной королевы.
Нарушены права пленного и права ребенка на свободу творчества.
-
Сказка Шарля Перро «Золушка»
Героиня сказки Шарля Перро «Золушка» подвергалась принудительному непосильному труду, была лишена возможности отдыхать вместе со свободными сестрами на балу у короля. Только при помощи доброй волшебницы она смогла попасть во дворец, где познакомилась с принцем.
Таким образом, нарушено право Золушки на отдых, мачеха не имела права заставлять Золушку трудиться целыми днями.
Ст.37 - Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
-
«Муха-Цокотуха».
Ст.22 - Право на свободу и личную неприкосновенность
-
«Три поросенка».
Право на частную собственность
Ст.25 – Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.
-
«Морозко».
Мачеха даёт падчерице непосильную работу.
Ст.37 – Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
5 тур «Литературный»
За каждый правильный ответ 1 балл.
Соотнеси пословицы с названием прав:
-
Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
-
Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
-
Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
-
Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
-
При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
-
Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
-
Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
-
Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
-
Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
(Приведены статьи Всеобщей декларации прав человека)
Подведение итогов
После всего того, о чем мы говорили, ответьте на вопрос:
Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, и права других людей не нарушались?
-
Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
-
Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
-
Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Поделитесь с Вашими друзьями: |