Урок по духовно-нравственному воспитанию, посвященный Дню славянской письменности и культуры «От буквы к книге»



Скачать 81,07 Kb.
Дата21.04.2016
Размер81,07 Kb.
#25390
ТипУрок
МКОУ Субботниковская ООШ


Урок
по духовно-нравственному воспитанию, посвященный
Дню славянской письменности и культуры
«От буквы к книге».

Методическая разработка

учителя русского языка и литературы,

высшей категории

Байковой Ирины Евгеньевны
Май 2013


Форма проведения урока - «Устный журнал».

Цели :

- познакомить с историей возникновения письменности, славянского языка;

- раскрыть смысл нравственного подвига Кирилла и Мефодия;

- развивать речь, внимание, выразительность устной речи;

- прививать любовь к своему родному языку, к своей Родине-России;

Оборудование, инструменты и материалы: плакаты, выполненные учащимися, выполнен.из листов ватмана журнал с иллюстрациями и рисунками;

Зрительный ряд: репродукция иконы «Святые Кирилл и Мефодий», 2 вида алфавита (современный и церковнославянский), выставка книг.

Дополнительная литература: Хабургаев Г.А «Первые столетия славянской письменной культуры». М.1994г.; Л.Успенский «По закону буквы». М.1980г.; В.Крупин «Святые заступники Руси». М. «Вече» 2007г.

Формы работы: индивидуальная, групповая.
Ход занятия:


  1. Оргмомент.

Учитель задает два предварительных вопроса для вступительной беседы с собравшимися.

-Что такое «праздник»?

(Это день торжества, установленный в честь или память кого- или того-либо).

-А что такое «письменность»?

(Это и совокупность языковых и графических средств письменного общения, и совокупность письменных памятников).

Наш устный журнал «От буквы к книге» посвящен празднику славянской письменности. В нем семь страниц.

(Перед присутствующими выступают 2 ведущих с большим макетом журнала с названиями страниц и соответствующими рисунками и фотографиями, тогда, называя страницу, ведущий переворачивает нужный лист, а выступают учащиеся, подготовившие ту или иную страницу. Ведущие начинают и заканчивают весь праздник. Им-то и принадлежат все реплики, которые нередко носят характер риторических вопросов.
1-ая страница «Дорога к письменности».

-Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора, компьютера?

-Трудно, но можно. У ваших прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизора, а компьютера и подавно; к ним домой не приходили театр, кино, спортивные соревнования, шоу-программы.

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

-Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.

-А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

-Не исключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно!»

Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники и т.п.

Вот и решайте, как лучше с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Н.М.Карамзин говорил: «История ума представляет собой две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир».

-Как вы думаете, сохраняют ли свое значение слова писателя в наше время? Согласны ли вы с ним или нет? Почему? Что об этом известно людям?

-Дорога к письменности была длинной и трудной. Все начиналось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое – то изображение. Так возникла дорога к письменности. Это было рисуночное письмо. Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. Об этом забавно рассказал Р.Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо».

На смену рисуночному письмо пришли «священные знаки»- иероглифы.

А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому алфавиту.

Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета, переведенными славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием.


2-я страница «»Кирилл и Мефодий, первоучители славянские».

Основные события жизни:

Около 805-815-х годов в городе Солунь (Солоники) родился Мефодий.

827 год – родился Константин.

858 год – поездка к хазарам-язычникам в Корсунь, в Крым. Обретение мощей папы римского Климента. Крещение двухсот человек.

862 год – поездка в Моравию, где читаются проповеди на славянском языке. Принесенные братьями книги на славянском языке вызвали неприязнь латинского духовенства. Вызов в Рим, на суд к папе Николаю I.

Папа римский Адриан разрежает славяноязычное богослужение.

863 год-Константин и Мефодий создают славянскую азбуку.

869 год – принятие Константином схимы с именем Кирилл. Кончина Святого равноапостольного Константина (в монашестве Кирилла).

Около 870 года0 посвящение Мефодия в епископы Моравии (Паннонии).

871 год-крещение Мефодием чешского князя Боривая и его супруги Людмилы.

Около 871-872 годов-ссылкаМефодия в Швабию.

874 год – отзыв Мефодия из швабской ссылки папой римским ИоанномVIII.

879 год – новый вызов Мефодия в римский суд. Оправдание первоучителя славянского. Переводы Мефодием Номоканона и библейских книг на язык одного из южнославянских, болгарских наречий.

885 год- кончина Святого равноапостольного Мефодия.
3-я страница «Порядок букв-мирозданья музыка».

Братья- Кирилл (ок 827 – 869гг.) и Мефодий (ок 815-885 гг.) исповедовали православную веру и были наставниками славян в христианстве.

В 862 году к императору Константину пришли послы славянского князя Ростислава из Моравии и стали жаловаться на притеснения со стороны немцев. Те заставляли их молиться на латыни и учиться на немецком языке. Ростислав просил прислать учителей, которые могли бы нести Слово Божие на славянском языке. Император пригласил Константина и сказал: «Необходимо тебе идти к славянам ибо никто лучше тебя это не выполнит». Кирилл спросил: «Есть ли у них буквы? Потому что проповедовать только устно – это то же, что писать на песке». Кирилл (Константин) просил, чтобы брат Мефодий помог ему.

С постом и молитвой приступили братья к работе. Славяне Горазд, Климент, Савва, Наум и Агляр помогали братьям составлять славянскую азбуку.

Дело составления азбуки-наитруднейшее. Стали Кирилл и Мефодий расставлять буквы будущего славянского алфавита в, казалось, привычном порядке – так, как это было до них в латинице. Многие буквы были взяты Константином из греческогоунициала.

И поняли братья, что не хватает таких знаков, которые точно соответствовали звуковому (фонетическому) составу славянских языков и наречий. Новой азбуке не хватало воздуха, свободного дыхания родных песен и гор, сказаний и залитых солнцем лугов. Нужны были новые начертания, иные – маленькие ясные рисунки- буквы. Таких начертаний не было ни в одной другой азбуке. Поэтому был изобретен целый ряд неповторимых буквенных написаний. И азбука зазвучала по - новому:по – славянски напевно широко, звонко и привольно.

Кроме этого братья-ученые перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги (Евангелие, «Деяния апостолов», «Псалтырь» и др.) и впервые ввели богослужение у славян на их родном языке. Братьями была открыта и первая школа, где велось преподавание церковнославянского языка в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.

4-я страница «Школа славянского языка».

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – «Повести временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных летописцем к 988 году.

Войдем в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года: штурм и взятые князем Владимиром византийским городом Корсуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя, его дружины и части киевлян, свержение языческих идолов…

И как самое ударное, завершающее год 988, - открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья книжного».

Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией. Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложились два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощенный 320буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давалась 44-45 буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка.

Для лиц, избравших духовную карьеру, главным было овладение богослужебной и церковно-учительной литературой. «Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах.



5-я страница «Буквицы древнерусского письма».

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы (или инициалы), заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают мысль о рукописной книге как о произведении искусства.

Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание.

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно было увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквицы поэт, скачут, говорят человеческим голосом.

Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

6-я страница «Из жизни русского алфавита».

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений.

Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен ПетромI в 1708 году. Его называют гражданской азбукой. Он лег в основу русского алфавита. В современном виде русский алфавит, содержащий 33 буквы, существует с 1918 года. Но своими корнями он восходит к кириллице.

А теперь попробуйте ответить на вопросы:

- Сравните количество букв в кириллице и современном алфавите. Что произошло?

Количество букв уменьшилось, очевидно.



Какие еще буквы перетерпели изменения? Были ли буквы, которые добавились в алфавит?

(Если вам это известно, обратитесь к книге Льва Успенского «По закону буквы». М. 1980г.)
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся

Скачать 81,07 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница