Урок должен нести в себе: развивающий и воспитывающий характер



Скачать 62,74 Kb.
Дата25.04.2016
Размер62,74 Kb.
ТипУрок
Семинар

Качество целей современного урока.

Требования к современному уроку



Современный урок



должен нести в себе:

- развивающий и воспитывающий характер



  • научность

  • доступность

  • личностную значимость для ученика

  • высокий уровень коммуникативной культуры

  • мотивацию




должен:

  • вооружать знаниями

  • быть валеологичен




учить:

  • рефлексии

  • целеполаганию

Цель урока – создание условий для развития, познавательной активности обучаемых. Реализация целей обеспечивает не только передачу и проверку знаний, умений и навыков, но и развитие познавательных интересов, эмоциональной сферы, гуманных и волевых качеств личности. Организация урока предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся на основе инновационных подходов. Современный развивающий урок предполагает использование разнообразных форм и методов. Среди них лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником и другими источниками, постановка проблем и проведение экспериментов, опытов, лабораторные работы, экскурсии, семинары, практикумы, зачеты и т.д. Немаловажную роль играют методы обучения, как полилог, диалог, дискуссии, дидактические игры, а также методы обучения, направленные на развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий (умений и навыков).

Сегодня следует выбрать такую систему обучения детей, которая бы предусматривала не только систему знаний, но и методы самообразования. Нужно последовательно обучать школьников сначала умению выделять главное, затем аргументировать свои мысли, свои выводы, учить умению творчески использовать знания на практике и, на конец, умению самостоятельно «открывать» знания, добывать их путем собственного эксперимента, анализа и обобщения.

Качество современного урока оценивается с трех позиций:




  1. Качество цели.

  2. Качество процесса.

  3. Качество результата.

Цели к уроку ставят три: познавательную, развивающую, воспитывающую.


«Цель – это образ желаемого результата, соотнесенного с возможностями, определенного во времени, операционально поставленного. Операциональность цели означает, что существует способ проверки достижения результата, без чего управление становиться бессмысленным, ибо лишается главнейшего компонента – обратной связи и возможности вносить коррективы в выполнение конкретных шагов». В.С. Лазарев.
При формулировке цели важно выделить не только желаемые качества, но и степень (уровень) их достижения к определенному сроку.
Цель трансформируется в задачу, если в формулировке указываются способы ее достижения (на основе…; за счет...; для чего…; путем…; и т. д.)
Цели урока должны быть диагностичны и проверяемы.

Требования к постановке целей урока


  1. Реальность целей урока с точки зрения:

    • достаточности времени для их достижения;

    • их соответствия способностям и подготовленности учащихся;

    • их соответствия возможностям учителя.




  1. Обоснованность целей урока с точки зрения:

    • необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;

    • достижения последующих (конечных) результатов обучения.



  2. Конкретность постановки целей.




  1. Связь с главной целью (образовательного учреждения, программы по предмету)




  1. Мотивированность

    • должна быть личностно – значимой для ученика




  1. Структурирована (т.е. разбита на задачи).




  1. Соотнесена с ресурсами (материальными, человеческими)




  1. Алгоритм постановки целей урока:

      1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).

      2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).

      3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.

      4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.

      5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.



Познавательные цели урока тесно связаны с целями обучения предмету, образовательного минимума и миссией образовательного учреждения.

Миссия – общеобразовательного учреждения: получение общего среднего образования учениками, развитие личности готовой к последующему образованию, работе.

Например:

Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:



    1. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; (см. программу, краткую характеристику содержания образования по математике; цели школьного математического образования).

    2. Формирование представлений об идеях и методах математике как форме описания и методе познания действительности.

В тематическом планировании учебного материала написана цель изучения конкретной темы.

Например математика 5 класс, тема Дробные числа. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Основная цель: познакомить учащихся с понятием дроби; выработать умение читать, записывать, сравнивать и округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

В стандарте основного общего образования в обязательном минимуме содержания основной образовательной программе «арифметика» отмечено, что учащийся должен:



    • правильно употреблять термины: обыкновенная и необыкновенная дроби, числитель, знаменатель, десятичная дробь.

    • уметь: сравнивать, складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; выделять целую часть числа; читать и записывать десятичные дроби, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной дроби (не сокращая); сравнивать, складывать, вычитать и округлять десятичные дроби.

Познавательные цели по этой теме могут начинаться с глаголов совершенного вида



    • познакомить с понятием …..

    • сформировать понятие….

    • научить понимать (что такое доля, половина, ….)

    • сформировать навыки….

    • отработать навыки (чтения чисел, записи дробей и т. д.)

    • закрепить навыки (чтения и записи дробей и т. д.)

    • выявить пробелы в знаниях учащихся по теме…

    • обобщить ….

    • систематизировать ….

    • повторить…

    • проконтролировать…



Развивающие цели также записаны в программе по предмету. В программе по математике они звучат так:

  1. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;

Развивающие цели для урока по предмету вытекают из цели урока, как единицы образовательного промежутка.

  1. Развитие познавательных интересов, эмоциональной сферы, гуманных и волевых качеств личности.

Как поставить цель, чтобы она была выполнима и диагностична?

1 блок. Развитие речи.



    • усложнение словарного запаса

    • усложнение смысловой функции речи (отрабатываются понятия)

    • усиление коммуникативных средств речи (выразительность, экспрессивность)

    • овладение художественными средствами языка

2 блок. Развитие мышления.



    • учить сравнивать

    • учить выделять главное

    • учить находить аналогии

    • учить обобщать и систематизировать

    • учить доказывать и опровергать

    • учить определять и объяснять понятия

    • учить ставить и разрешать проблемы

3 блок. Развитие сенсорной сферы.



    • развитие глазомера

    • развитие способности ориентироваться в пространстве

    • развитие точности и тонкости различения цвета

    • овладение моторикой мелких мышц

    • овладение умением управлять двигательным действием


Воспитательные цели, также прописаны в программе по биологии:


  1. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека

  2. Подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Формирование:



    • толерантности

    • гуманности

    • товарищества

    • доброты

    • вежливости

    • скромности

    • требовательности к себе

    • чувство собственного достоинства

    • добросовестности

    • озабоченности неудачами товарищами

    • бережное отношение к имуществу

    • чувство гордости за страну

    • воспитание уважения к профессиям труда

воспитание национальной и религиозной терпимости.
Каталог: private
private -> Исследовательская работа по теме: «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи»
private -> Профессиональная ориентация учащихся в классах естественнонаучного профиля
private -> Что такое деньги
private -> Над формированием грамотного
private -> Креймер Оксана Александровна учитель русского языка и литературы
private -> Развитие коммукативных способностей дошкольника на занятиях английского языка
private -> «Сила слова»
private -> В мире существует одна невидимая сила. Она является одновременно оружием и лекарем души. Она способна менять окружающий мир. Это сила слова
private -> Сведения по научно-исследовательским работам выпускающей кафедры, выполненным за последние 6 лет Психологический факультет
private -> Исследовательская работа по теме: «Музыкальная символика в «Токкате и фуге ре минор»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница