Управление неформализованными знаниями субъекта экономики



Скачать 349,1 Kb.
Дата19.04.2016
Размер349,1 Kb.
#18472
ТипАвтореферат
На правах рукописи

ПАВЛЕКОВСКАЯ ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА
Управление неформализованными знаниями субъекта экономики

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным

хозяйством (теория управления экономическими системами)

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Научный руководитель доктор экономических наук, профессор

Уринцов Аркадий Ильич

Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Бочков Валерий Евгеньевич

кандидат экономических наук, профессор

Хорошилов Александр Владиевич

Ведущая организация ГОУ ВПО "Государственный университет управления»

Защита диссертации состоится «_____» __________ 2009г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д212.151.03 в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики по адресу: 119501, г. Москва, ул. Нежинская, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Автореферат разослан « ___ » __________ 2009 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат экономических наук,

доцент Грачева Е.А.



Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях нарастающих темпов научно-технического прогресса и убыстряющихся технологических процессов, конкуренции и финансового кризиса, характеризующих современную изменчивость бизнеса, от субъектов экономики (компаний, предприятий, организаций) требуется способность эффективно организовать свои бизнес-процессы, поддерживать качество выпускаемой продукции и услуг, проводить быструю разработку и вывод на рынок новых продуктов. Для решения этих задач необходимо иметь персонал высокой квалификации, обладающий необходимым опытом и знаниями для принятия качественных управленческих решений.

Во второй половине ХХв. получило развитие понимание интеллектуального капитала как нематериального актива и важного стратегического ресурса для ведения и развития бизнеса. В то же время среди направлений развития информационных технологий выделились в отдельные отрасли технологии искусственного интеллекта и семантического представления знаний с последующей их обработкой с использованием вычислительной техники. Одновременно с этим развивались и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), выразившиеся в появлении глобальной сети Интернет и таких системах коммуникаций как электронная почта, видеоконференции, онлайн-форумы и т.д. Таким образом, субъекты экономики с одной стороны осознали важность и необходимость в сохранении и развитии своего интеллектуального капитала, с другой стороны – в их арсенале появились информационные технологии, позволяющие эффективно оперировать отдельными составляющими своих нематериальных активов.

В конце ХХв. в теории менеджмента появилось направление под названием «управление знаниями» (knowledge management), предметом изучения которого стали знания субъекта экономики как сумма опыта и знаний всех сотрудников, а также формализованные знания, хранящиеся в базах данных и репозиториях субъекта экономики. При этом акцент делается на две составляющие системы управления знаниями: организационную (сотрудники и их мотивация) и технологическую (информационные и коммуникационные технологии). Основная часть корпоративных знаний, т.е. знаний субъекта экономики, существует в неформализованной форме в виде знаний и опыта «в головах» сотрудников. Для управления этими знаниями необходимо создавать и поддерживать специальную инфраструктуру, позволяющую сотрудникам обмениваться неформализованными знаниями и опытом (обмен происходит путем непосредственного общения и взаимодействия, т.е. через персональные коммуникации). Создание такой инфраструктуры является важной задачей и требует разработки адекватной методики ее решения. Вышесказанное определило выбор тематики и актуальность направления исследования.

Состояние разработанности проблемы. Исследованию проблем управления знаниями посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. В развитии теории управления знаниями наибольших успехов достигли зарубежные ученые и практики менеджмента, в т.ч.: Брукинг Э. (Brooking A.), Букович У. (Bukowitz W.), Вииг К. (Weeg K.), Воул Ф. (Voehl F.), Давенпорт Т. (Davenport T.), Коллисон К. (Collison C.), Коулопоулос Т.М. (Koulopoulos T.M.), Нонака И. (Nonaka I.), Такеучи Х. (Takeuchi H.), Парселл Д. (Parcell G.), Пруссак Л. (Prusak L.), Румизен М.К., Свейби К.Э. (Sveiby K.E.), Стюарт Т. (Stewart T.), Уиллер Э., Уильямс Р. (Williams R.), Фраппаоло К. (Frappaolo C.), Харрингтон Дж. (Harrington J.), Эдвинссон Л. (Edvinsson L.). Среди отечественных ученых и практиков значительный вклад в развитие и становление теории управления знаниями внесли Гапоненко А.Л., Лабоцкий В.В., Лукичева Л.И., Мариничева М.К., Мильнер Б.З.

Однако теоретические и практические вопросы разработки и внедрения механизмов управления неформализованными знаниями в ежедневную деятельность субъекта экономики проработаны недостаточно полно. В диссертационном исследовании рассматривается проблема коммуникаций сотрудников как основной элемент управления неформализованными знаниями сотрудников субъекта экономики. В качестве средства решения этой проблемы предлагается разработка методики, позволяющей руководству субъекта экономики анализировать существующую ситуацию в области обмена и распространения неформализованных знаний среди сотрудников, а также выбор организационных и технологических методов и механизмов коммуникаций, позволяющих повысить эффективность использования знаний сотрудников для содействия достижению бизнес-целей субъекта экономики.

Актуальность и недостаточная проработанность проблем, связанных с выбором и внедрением механизмов и инструментов управления неформализованными знаниями субъекта экономики, определили цель и задачи диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в совершенствовании процессов управления неформализованными знаниями субъекта экономики для повышения качества принимаемых управленческих решений. Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Выявить и сформулировать проблемы качества принятия управленческих решений в процессе развития современных субъектов экономики; обосновать применение теории управления знаниями для решения данных проблем.

2. Исследовать современные научные подходы к управлению знаниями; разработать классификацию видов знаний субъекта экономики.

3. Проанализировать методы и инструментарий управления знаниями в современных субъектах экономики, возможности и виды информационно-коммуникационных технологий, применяемых в качестве поддержки процессов поиска и выбора управленческих решений.

4. Разработать концепцию и принципы управления неформализованными знаниями субъекта экономики с применением ИКТ.

5. Разработать механизм анализа процессов обмена неформализованными знаниями между сотрудниками субъекта экономики на основе графовой модели, описывающей процессы коммуникаций (общения), путем применения теории графов и анализа социальных сетей.

6. Разработать методику управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений на основе создания технологической инфраструктуры, поддерживающей процессы обмена и распространения неформализованных знаний в субъекте экономики.

7. Провести апробацию разработанной методики управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений (на примере производственной компании «Пента-91»).



Объект и предмет исследования. Объектом исследования является деятельность субъекта экономики, направленная на улучшение обмена знаниями среди сотрудников для повышения качества принимаемых управленческих решений. Предметом исследования являются процессы формирования, распределения, обмена и использования неформализованных знаний в субъекте экономики.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области теории интеллектуального капитала (Стюарт, Свейби, Козлов, Козырев и др.), теории управления знаниями (Румизен, Давенпорт, Стоунхаус, Венгер, Макдермот, Лессер, Николс, Мильнер, Мариничева, Гаврилова, Гапоненко, Тельнов, и др.), теории анализа социальных сетей (Чураков, Градосельская, Кребси др.) и теории графов (Татт, Зыков, Ковалева, Балюкевич и др.).

В рамках диссертационного исследования применялись общенаучные методы системного анализа и сравнительного анализа, экономико-математические методы, графическое моделирование.



Научная новизна исследования заключается в развитии теоретико-методологических основ и разработке методики управления неформализованными знаниями субъекта экономики для повышения качества принимаемых управленческих решений. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором и составляющие научную новизну:

1. Обосновано применение теории управления знаниями для решения проблем качества принятия управленческих решений в процессе развития современных субъектов экономики (т.е. экономических систем микроуровня). Проблемы качества принятия управленческих решений обусловлены необходимостью постоянной адаптации субъекта экономики к перманентно изменяющейся внешней среде и зависимостью эффективности принимаемых управленческих решений от уровня профессиональной компетенции лица, принимающего решение (ЛПР). Профессиональные компетенции сотрудников, т.е. их знания и опыт, образуют интеллектуальный капитал субъекта экономики. Полученные выводы позволили создать методику управления неформализованными знаниями субъекта экономики для принятия управленческих решений.

2. Разработана система классификации знаний субъекта экономики. В основу классификации положены признаки: форма представления (существования) знаний и возможность знаний быть документированными (т.е. быть осознанными). По форме представления знания подразделяются на формализованные (документированные) и неформализованные (недокументированные, т.е. существующие только «в головах» сотрудников). По возможности знаний быть документированными выделяются знания явные (осознанные) и неявные (неосознанные). Это позволило провести анализ методов и инструментов управления знаниями в зависимости от задач управления различными видами знаний.

3. Разработаны концепция и принципы управления неформализованными знаниями субъекта экономики с использованием ИКТ. Концепция описана на морфологическом (т.е. в виде набора понятий и анализа смысла этих понятий), синтаксическом (т.е. в раскрытии основных идей и целей концепции через анализ важных сочетаний понятий) и семантическом (т.е. в раскрытии содержательных характеристик взаимосвязи понятий) уровнях. Концепция проявляется, прежде всего, в принципах формирования системы управления неформализованными знаниями с применением ИКТ. Сформулированы следующие принципы: соответствие политики по управлению знаниями стратегии развития субъекта экономики; «разумное невмешательство»; «полное погружение» в ежедневные бизнес-процессы; постоянная демонстрация преимуществ применения методов управления знаниями для поддержания мотивации сотрудников и руководства; стимулирование обучения и самообучения сотрудников. Сформулированные принципы основаны на анализе практического опыта и научных исследований в теории управления знаниями и позволяют создать в субъекте экономики эффективную инфраструктуру, поддерживающую процессы обмена, распространения и частичной формализации неформализованных знаний при принятии управленческих решений.

4. Разработан механизм анализа процессов обмена неформализованными знаниями между сотрудниками субъекта экономики на основе графовой модели, описывающей процессы коммуникаций (общения), путем применения теории анализа социальных сетей и теории графов. Модель описывает сотрудников в качестве вершин графа, а существующие коммуникации – в виде дуг. Анализ такого графа позволяет выявить сотрудников и группы сотрудников, исключенных из процессов обмена знаниями, а также выявить сотрудников (группы сотрудников), являющихся ценными носителями знаний в конкретном субъекте экономики. Разработанный механизм целесообразно применять как в качестве предварительного анализа на этапе планирования, так и в процессе мониторинга результатов эксплуатации технологической инфраструктуры, поддерживающей процессы обмена, распространения и частичной формализации неформализованных знаний.

5. Разработана методика управления неформализованными знаниями субъекта экономики для принятия управленческих решений, подразумевающая проведение предварительного анализа, планирование и создание в субъекте экономики технологической инфраструктуры, поддерживающей процессы обмена, распространения и частичной формализации неформализованных знаний. Для целей создания методики выявлены и проанализированы различные методы и инструменты управления знаниями субъекта экономики (анализ основан на выделении специфических задач управления формализованными и неформализованными знаниями). Методика позволяет субъекту экономики организовать технологическую инфраструктуру, направленную на повышение уровня профессиональной компетенции лица, принимающего решения, и качества принятия им управленческих решений.

Отмеченные результаты соответствуют следующим пунктам паспорта специальности 08.00.05 «Управление народным хозяйством» (направление «Теория управления экономическими системами»): 1.4. Управленческие проблемы теории управления экономическими системами.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования представляют собой вклад в развитие теории управления знаниями субъекта экономики в части управления неформализованными знаниями. Выводы и результаты исследования ориентированы на использование их в различных субъектах экономики (компаниях и государственных органах). Созданная автором методика призвана помочь руководству субъекта экономики в выборе методов и инструментов, необходимых для создания технологической инфраструктуры обмена и распространения опыта и знаний отдельных сотрудников, что позволит субъекту экономики, с одной стороны, повысить эффективность использования этих знаний за счет более полного их применения на практике не только «носителем знаний», но и другими сотрудниками. С другой стороны, эта технологическая инфраструктура представляет собой элемент частичного «отчуждения» неформализованных знаний от их непосредственного владельца (носителя), что позволяет сохранить эти знания и применять в бизнесе даже в случае потери ценного сотрудника.

Самостоятельное практическое значение имеет описание механизма применения теории анализа социальных сетей и теории графов для моделирования и анализа процессов коммуникаций сотрудников с целью обмена знаниями, что позволяет руководству субъекта экономики определить наличие разрывов в системе коммуникаций между сотрудниками, а также помогает менеджерам по работе с персоналом (HR-менеджерам) выявлять сотрудников, являющихся экспертами в своей области и представляющих высокую ценность для бизнеса.

Отдельные положения, представленные в первой и второй главах диссертации и описывающие научные подходы к определению интеллектуального капитала, понятие и классификацию знаний субъекта экономики, задачи и процессы управления знаниями, информационные технологии поддержки процессов управления знаниями могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов при подготовке бакалавров, специалистов и магистров по специальностям «менеджмент», «управление персоналом», «прикладная информатика (по областям)».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и были одобрены на следующих конференциях: Международные научно-практические конференции «Реинжиниринг бизнес-процессов. Системы управления знаниями» (Москва, июнь 2005г. и апрель 2006г.); Российская научно-методическая конференция «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики» (Москва, 2008г), Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного управления: теория и практика» (Москва, 2008), Международный научный конгресс «Роль бизнеса в условиях трансформации российского общества» (Москва, 2009г).

Отдельные положения используются в учебном процессе МЭСИ в дисциплинах «Управление знаниями в организации», «Стратегии управления знаниями», «Технологии управления знаниями».



Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 14 работах (авторских - 15,2 п.л.), из них 1 учебно-методическая (3,7 п.л.) и 13 научных работ (11,5 п.л.). Одна статья опубликована за рубежом (0,65 п.л.), две научные публикации (1,05 п.л.) – в журналах, включенных в перечень ВАК РФ.

Структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 186 стр. машинописного текста и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и 4 приложений. Список литературы включает 123 позиции.
Основные положения диссертации

Во введении сформулированы цель и задачи исследования, основные положения диссертации, выносимые на защиту, раскрыто содержание работы по главам. В соответствии с поставленной целью в диссертации исследованы три группы проблем.



Первая группа проблем связана с исследованием научных концепций интеллектуального капитала субъекта экономики и теории управления знаниями, анализом подходов к определению понятия «знаний» и классификации знаний, выявлением управленческих проблем развития современных экономических систем.

Современная экономика характеризуется глобализацией, усилением конкуренции и сокращающимся жизненным циклом продуктов. Это приводит к тому, что для достижения успеха в своей деятельности субъекты экономики должны обладать определенной гибкостью и приспосабливаемостью. Современная экономическая система, будь то крупная корпорация или представитель среднего/мелкого бизнеса, неизбежно сталкивается с необходимостью постоянной адаптации к условиям постоянно изменяющейся внешней среды (ситуация на рынке, политическая ситуация, экологическая и т.д.). В данной работе рассматривается субъект экономики, представляющий собой экономическую систему микроуровня, т.е. уровня организации (предприятие крупного, среднего или мелкого бизнеса, любой формы собственности).

Условием эффективной адаптации, т.е. фактически умением выдерживать конкуренцию, является способность субъекта экономики управлять своим интеллектуальным капиталом, в который входит компетенция персонала (знания, опыт, профессиональная интуиция). Это приводит к тому, что современные субъекты экономики сталкиваются со следующими управленческими проблемами:

– проблема распознавания управленческой ситуации и генерации возможных альтернатив управленческих решений в условиях изменений внутренней и внешней среды; зависимость этого процесса от субъективных характеристик лица, принимающего решение (ЛПР);

– проблема выбора оптимального («правильного») решения из возможных альтернатив в процессе принятия решения;

– проблема управления существующими знаниями субъекта экономики, составляющими его интеллектуальный капитал; проблема развития интеллектуального капитала в условиях, когда доля нематериальных активов субъектов экономики постоянно возрастает.

Теория управления знаниями говорит о необходимости управления таким видом активов как знания. Управление знаниями не может быть самоцелью (управление ради управления), но при грамотной разработке и внедрении стратегии управления знаниями в конкретном субъекте экономики становится возможным решение управленческих проблем принятия решений. Система управления знаниями позволяет обеспечить ЛПР необходимыми знаниями и информацией, причем именно в том месте и в то время, когда возникает необходимость принятия решения. Управление знаниями – это организация управленческих действий на базе всей со­вокупности интеллектуальных и информационных (в том числе программных) ресурсов субъекта экономики.

Появление теории управления знаниями и «знаниевой экономики» (или «экономики, основанной на знаниях», knowledge economy) стало развитием идей о нематериальных активах и интеллектуальном капитале. Понятие «управление знаниями» пришло в русский язык из зарубежной научно-практической литературы как перевод термина «knowledge management». Современная школа менеджмента трактует управление знаниями как «систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий» и признает авторство данного определения за Карлом Виигом.

На сегодняшний день теория управления знаниями наибольшее прикладное значение демонстрирует на предприятиях наукоемких отраслей, например, нефтедобывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей (информационные технологии, оборудование); в научно-исследовательских организациях; в компаниях, бизнес которых связан с оказанием услуг, требующих интеллектуального труда, например, консалтинговые компании, юридические фирмы.

Построение эффективных систем управления знаниями позволяет решать задачи распределения знаний между заинтересованными подразделениями субъекта экономики, а также между территориально распределенными сотрудниками. Особую роль системы управления знаниями играют в больших и географически распределенных организациях и холдингах, насчитывающих сотни и тысячи сотрудников. В таких субъектах экономики неизбежно существуют сотрудники, выполняющие схожие функции, но обладающие разной квалификацией. Системы управления знаниями позволяют использовать опыт успешных подразделений для повышения эффективности деятельность схожих по функциям подразделений в других регионах. На сегодняшний день наиболее активно методы теории управления знаниями применяется на практике транснациональными корпорациями, такими как Shell, British Petroleum, Texaco, Hewlett Packard, Международный Банк (World Bank), но небольшие компании также используют теорию управления знаниями для повышения эффективности ведения бизнеса.

В общем случае знания существуют в форме информации (в свою очередь информация может существовать в текстовой, цифровой и др. формах). В то же время, некоторые авторы1 считают, что знания могут существовать только в голове человека, а все остальное есть только информация, которую человек считывает и преобразовывает в знания в процессе мыслительной деятельности.

Учитывая уже сложившиеся в теории управления знаниями понятия, в рамках данного исследования под знаниями понимаем информацию, которая существует в субъекте экономики (в любой форме: знания человека или иная информация) и может быть использована (применена) сотрудниками в процессе выполнения своих ежедневных операций ради достижения бизнес-целей субъекта экономики.

Выделяют такие виды знаний субъекта экономики как формализованные и неформализованные, явные и неявные. Однако определения этих видов знаний у разных авторов отличаются. Сформулируем критерии классификации и уточним определения этих видов знаний. Будем использовать два критерия классификации: форма представления (существования) знаний и свойство знаний быть документированными. Результат такого классифицирования приведен на рис. 1. Мы выделяем два вида знания по форме существования:

– знания, которые подверглись какой-либо степени формализации и/или документирования, будем называть формализованными (синонимичными названиями можно считать «документированные» или «материальные»);

– знания, которые содержатся только в головах сотрудников и по каким-либо причинам не подвергнуты формализации, будем называть неформализованными (синонимичными названиями можно считать «персональные», «недокументированные»).

В качестве второго критерия классификации рассмотрим такое свойство знания, как возможность быть осознанным, т.е. выявленным, и переданным для формализации. Поскольку далеко не все знания можно формализовать, т.е. описать словами или с помощью какого-либо формального языка, то выделим:

– явные знания, которые можно выявить и формализовать с относительной простотой;

– неявные знания, которые практически невозможно выявить и формализовать.

Основная часть корпоративных знаний (т.е. знаний субъекта экономики) существует в форме неформализованных, т.е. основа интеллектуального капитала заключается в знаниях, опыте и интуиции сотрудников. Опросы2 менеджеров показывают, что в субъектах экономики доля формализованных знаний составляет всего лишь около 20% от всех знаний, а остальные 80% - это неформализованные («невыраженные») знания, которые часто остаются неиспользованными и имеют высокий риск быть утраченными. Последнее влечет за собой угрозу потери важного актива и конкурентного преимущества субъекта экономики в случае ухода сотрудников, являющихся владельцами («носителями») неявных знаний.

Несмотря на то, что цель управления всеми знаниями одна – содействие развитию бизнеса – задачи, встающие перед управлением каждым из видов знаний, несколько различаются. К общим для всех видов знаний отнесем такие задачи, как создание новых знаний, сохранение знаний в субъекте экономики, передача знаний сотрудникам в тот момент, когда их необходимо использовать.

Применительно к формализованным знаниям эти задачи приобретают следующее наполнение: пополнение базы формализованных знаний субъекта экономики и ее сохранение; организация эффективного поиска знаний по запросу сотрудника; организация доступа к формализованным знаниям «точно в срок».

Что касается неформализованных знаний, то при управлении ими необходимо решать такие задачи, как определение сотрудников, владеющих неформализованными знаниями (т.е. потенциальных «источников» знаний); организация взаимодействия сотрудников для обмена знаниями; формализация неформализованных знаний для облегчения их последующего распространения и сохранения в субъекте экономики.



Вторая группа проблем посвящена анализу методов и инструментария управления знаниями и разработке основных теоретических положений управления неформализованными знаниями в субъекте экономики.

Так как по природе своей знания существуют в форме информации, то вполне логичным выглядит и стремление применять информационные технологии (ИТ) для управления ими. При этом под ИТ мы понимаем процессы обработки информации (данных) с применением программно-технических средств, т.е. вычислительной техники. Появление теории управления знаниями стало возможным благодаря развитию информационных технологий во второй половине ХХ века. Однако опыт применения ИТ в управлении знаниями показал, что только одних ИТ недостаточно для построения эффективной системы управления знаниями в субъекте экономики.

В этой связи при рассмотрении различных методов и инструментов управления знаниями имеет смысл выделять две составляющие: организационную (гуманитарную) и технологическую (ИТ).

Организационную часть методов УЗ также называют социально-психологической. Сюда входит мотивация сотрудников к участию в процессах над знаниями, их должностные обязанности в связи с этим и т. п. Задача организационной составляющей – создание условий, при которых сотрудникам становится выгодно использовать предлагаемые им инструменты управления знаниями. Для передачи и использования знаний формируется корпоративная культура участия в специальных мероприятиях, направленных на передачу знаний, а также культура совместного доступа к данным – использования корпоративных баз знаний. Во многих субъектах экономики проекты по внедрению инструментов управления знаниями не принесли ожидаемых результатов только потому, что были плохо организованы: сотрудники не только не принимали участия в процессе, зачастую они просто не были осведомлены о нем. Часто управление знаниями воспринимается сотрудниками как дополнительная нагрузка, в которой люди не видят никакого смысла. Далеко не всегда сотрудники хотят делиться знаниями, часто они боятся потерять свою уникальность и ценность для субъекта экономики. Поэтому вопросы мотивации являются наиболее важными при рассмотрении организационной составляющей инструментов и методов управления знаниями.

Методы управления формализованными знаниями сегодня полностью базируются на ИТ. Формализованные знания могут быть зафиксированы на бумажных носителях, но для повышения степени удобства и гарантированности сохранения имеет смысл максимально перевести формализованные знания в электронный вид и применять программно-технические средства ИТ для совершения операций над ними. Среди таких ИТ выделяются:

– системы поиска информации и средства информационного поиска по запросу;

– системы управления документооборотом (document management system);

– системы добычи данных и текстов (data mining и text mining), технологии OLAP (online analytical processing);

– средства, поддерживающие принятие решений (decision support system).

Условно к ИТ управления формализованными знаниями можно отнести средства организации совместной работы (collaboration tools): сети intranet, технологии групповой работы, синхронные и асинхронные конференции, корпоративные порталы. Эти ИТ относятся к управления формализованными знаниями только в части фиксации знаний, циркулирующих в этих системах, и последующего повторного обращение к этим знаниям.

В основе управления неформализованными знаниями лежат методы и инструменты построения социальных сетей (связей между сотрудниками), а также методы и инструменты коммуникаций сотрудников.

Инструменты управления неформализованными знаниями по коммуникациям сотрудников можно разделить на очные общения и общение с использованием ИКТ. К методам очного общения относятся регулярные и разовые встречи/собрания, создание условий для незапланированных встреч и неформального общения сотрудников в офисе, проведение корпоративных мероприятий во внерабочее время. Методы, применяющие ИКТ, подразумевают использование таких видов коммуникаций, как телефонная связь, видеоконференции, электронная почта, дискуссионные листы, системы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-форумы, веб-конференции.

Среди инструментов управления неформализованными знаниями по построению социальных сетей можно выделить: наставничество (менторство), корпоративные «желтые страницы», поисковики экспертизы, системы лучших практик, сообщества практиков. Субъекты экономики выбирают и внедряют методы и инструменты управления неформализованными знаниями исходя из своих потребностей и возможностей. Для осуществления адекватного выбора с целью последующего эффективного управления неформализованными знаниями следует основываться на теоретических положениях управления неформализованными знаниями в субъекте экономики.

Для систематизированного освещения раздела в теории управления знаниями (УЗ), посвященного неформализованным знаниям субъекта экономики, в рамках диссертационного исследования была разработана концепция управления неформализованными знаниями субъекта экономики с использованием ИКТ. Концепция рассмотрена на трех уровнях, которые могут применяться для исследования систем любой природы: морфологическом, т.е. в виде набора понятий, составляющих концепцию, и анализа смысла этих понятий; синтаксическом, т.е. в раскрытии основных идей и целей концепции через анализ важных сочетаний понятий; семантическом, т.е. в раскрытии содержательных характеристик взаимосвязи понятий.

Морфологический уровень описания содержит раскрытие основных понятий, представляющихся важными в рамках данной концепции. Семантический уровень концепции удобно рассматривать с помощью семантической сети – ориентированного графа с помеченными вершинами и дугами. Вершины графа соответствуют понятиям концепции, а отношения между вершинами-понятиями будем обозначать словами естественного языка. Семантическая сеть взаимосвязи понятий излагаемой концепции приведена на рис.2.

Концептуальные основы управления неформализованными знаниями субъекта экономики выдвигают ряд принципов, выполнение которых является необходимым для создания успешной системы управления знаниями (в части управления неформализованными знаниями). Эти принципы, являясь исходными положениями, впоследствии позволяют определить направления решения частных проблем и задач по управлению неформализованными знаниями.




Рис. 2. Семантическая сеть взаимосвязи понятий концепции управления
неформализованными знаниями субъекта экономики

Создавая концептуальные и теоретические основы управления неформализованными знаниями субъекта экономики с целью повышения эффективности принятия управленческих решений необходимо принимать во внимание результаты исследований и опыта практических внедрений систем управления знаниями, а также результаты исследований в смежных областях. Эти принципы включают в себя следующие положения:

– Принцип соответствия политики по управлению знаниями стратегии развития субъекта экономики. Управление знаниями не может быть самоцелью, а должно рассматриваться как составная часть стратегии развития, направленной на достижение целей и выполнение миссии субъекта экономики.

– Принцип «разумного невмешательства». Руководство, внедряя те или иные механизмы управления знаниями, должно оставлять сотрудникам определенную «свободу выбора» в вопросах использования этих механизмов.

– Принцип «полного погружения» в ежедневные бизнес-процессы. Любые действия сотрудников, связанные с оперированием неформализованными знаниями, должны быть постепенно встроены в существующие бизнес-процессы.

– Принцип постоянной демонстрации преимуществ применения методов УЗ для поддержания мотивации сотрудников и руководства.

– Принцип стимулирования обучения и самообучения сотрудников.

Третья группа проблем связана с применением анализа социальных сетей для описания процессов общения (коммуникационных взаимодействий) сотрудников субъекта экономики и разработкой методики управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений

В психологии и социологии для анализа взаимодействий и общения внутри социальных групп (так называемых, «человеческих сетей») используется анализ социальных сетей (social network analyses). Теория анализа социальных сетей рассматривает группу людей как взаимосвязанную систему из узлов (людей, участников группы) и связей между ними (отношений). Современные алгоритмы анализа социальных сетей основываются на теории графов.

Поскольку процессы движения неформализованных знаний между сотрудниками субъекта экономики, по сути, аналогичны общениям в социальных группах, будем считать, что теория графов может быть применена для наглядного и количественного отображения процессов обмена и распространения неформализованных знаний и информации в коллективах сотрудников. Для анализа процессов общения с целью обмена неявными знаниями целесообразно строить модель в виде ориентированного графа, в котором вершины – это сотрудники, а каждая дуга – возможная итерация общения между парой сотрудников. В качестве одной итерации общения понимается вопрос и ответ на него. В случае, когда общение в коллективе носит характер обмена идеями, то в качестве вопроса выступает некоторая идея или новость, а в качестве ответа – осмысленная реакция на эту идею.

Рассмотрим формальное описание процесса обмена знаниями между сотрудниками в виде ориентированного графа. Пусть M = {m1, m2, m3, …, mn} – множество вершин графа, а A = {A1, A2, A3, …, Am} – множество его дуг. Все дуги графа ориентированы, каждая из них задается парой вершин Aij = (mi, mj), где mi обозначает начало дуги Aij, а mj – ее конец. Вершина графа mi соответствует i-му сотруднику. Каждая дуга Aij соответствует возможному процессу запроса на передачу порции знаний от i-го сотрудника к j-ому (т.е. i-ый задает вопрос j-ому, последний соответственно является «носителем» знаний).

Для составления графа, отражающего процессы общения, относящиеся к передаче знаний «от человека к человеку», необходимо собрать по каждому сотруднику информацию о том, к кому из коллег он обращается за советом в случае возникновения проблемы/вопроса. Сбор данных можно организовать путем опроса всех сотрудников, для которых требуется построить модель-граф. Когда количество исследуемых сотрудников велико настолько, что визуальный анализ графа затруднен (граф не является планарным, т.е. в его графическом изображении дуги пересекаются), для анализа можно использовать матричное представление графа – на основе собранных данных о сотрудниках составляется и анализируется матрица смежности графа.

В выявлении свойств графа-модели и их интерпретации заключается анализ построенного графа и собственно назначение моделирования процессов распространения неформализованных знаний среди сотрудников. Предлагается следующая интерпретация возможных свойств ориентированного графа С (орграфа С):

1. В орграфе С существует изолированная вершина (или несколько изолированных вершин), т.е. такая вершина, для которой нет ни одной инцидентной дуги. Иными словами, это вершина, валентность которой равна нулю: . На практике такая ситуация означает, что mi–ый сотрудник изолирован от остальных коллег и не общается ни с кем из них на профессиональные темы. Знания таких сотрудников субъект экономики не может извлечь и передать другим своим сотрудникам. В то же время затруднен (отсутствует) процесс получения знаний «изолированными» сотрудниками, что может сказаться на уровне профессиональной компетентности этих сотрудников.

2. Орграф С является несвязным, т.е. состоит из двух и более компонент, каждая из которых является подграфом исходного графа, причем ни одна вершина одного подграфа не является смежной с какой-либо вершиной другого подграфа. Число таких подграфов называется числом компонент связности графа k(C). Если k(C) >=2, то это означает, что в субъекте экономики существует k групп, которые изолированы друг от друга. Внутри каждой из этих групп процессы общения и обмена знаниями присутствуют, но вот знания сотрудников одной группы недоступны сотрудникам другой группы. На практике это может выражаться в существовании «каст» профессионалов, которые общаются и помогают друг другу, но закрыты для прочих сотрудников. Для субъекта экономики выявление факта несвязности графа-модели означает существование риска неравномерного распределения знаний.

Для построения модели в виде орграфа С исходные данные собираются путем опроса исследуемой группы сотрудников. Эту информацию можно считать неформальной и ставить под сомнение применение формальных методов для ее анализа. Однако применение формальных методов анализа в рассмотренной ситуации допустимо, если результаты анализа признаются значимыми лицами, заинтересованными в получении результатов исследования и анализа (в данном случае такими лицами являются руководители субъекта экономики и группа, занимающаяся разработкой политики управления знаниями).

Описанный способ моделирования и анализа процессов распространения знаний и информации можно считать базовым. Он позволяет выявить в субъекте экономики проблемные зоны и сотрудников, важность которых для бизнеса очень высока. Результаты этого анализа должны входить в состав «исходных данных» при определении мероприятий по управлению неформализованными знаниями. Для определения и реализации таких мероприятий в конкретном субъекте экономики разработана методика управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений.

Методика управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений описывает механизм создания инфраструктуры управления неформализованными знаниями субъекта экономики. Данная методика призвана помочь менеджерам субъекта экономики в исследовании и анализе существующей структуры общения сотрудников (коммуникационных процессов), а также в выборе и внедрении механизмов и инструментов для повышения эффективности коммуникационных процессов, направленных на распространение неформализованных знаний.

Предлагаемая методика управления неформализованными знаниями предназначена для сотрудников подразделения по работе с персоналом, а также для сотрудников подразделения по управлению знаниями. Сотруднику подразделения по работе с персоналом применение методики поможет в выполнении следующих задач:

– выявление сотрудников, являющихся экспертами в заданной предметной области и представляющих ценность для бизнеса субъекта экономики; составление списков внутренних экспертов в конкретной предметной области;

– выявление сотрудников и групп сотрудников, изолированных от основного коллектива (для улучшения корпоративного климата и в рамках системы мотивации персонала необходимо выявлять таких сотрудников и принимать меры к «включению» их в трудовой коллектив);

– выявление сотрудников, опыт и знания которых не пользуются авторитетом коллег (необходимо принимать меры к развитию профессиональной компетенции данных сотрудников).

Сотрудник подразделения по управлению знаниями может применять методику для выполнения следующих функций:

– анализ используемых средств и степени коммуникационных взаимодействий сотрудников;

– выявление спонтанно существующих профессиональных сообществ в субъекте экономики (для последующего развития этих сообществ);

– выявление сотрудников, которые могут стать ядром вновь создаваемого сообщества (эксперты в предметной области и неформальные лидеры, которые помогут привлечь к участию в сообществе остальных сотрудников).

Методика управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений состоит из следующих ключевых шагов (этапов), реализуемых последовательно:

1. Определение целей управления неформализованными знаниями и областей знаний, являющихся критическими для бизнеса субъекта экономики.

2. Исследование инструментов, которые уже применяются в субъекте экономики (пусть они и не называются непосредственно «управлением знаниями», но на практике относятся к таковым хотя бы частично).

3. Анализ существующей системы коммуникаций сотрудников.

4. Анализ и выбор инструментов/механизмов повышения уровня коммуникаций сотрудников и формализации неформализованных знаний.

5. Разработка и реализация плана по внедрению выбранных инструментов/механизмов повышения уровня коммуникаций сотрудников.

6. Мониторинг и оценка результатов внедрения инструментов/механизмов коммуникации сотрудников. Демонстрация результатов руководству и участникам обмена неформализованными знаниями.

7. Развитие инфраструктуры управления неформализованными знаниями путем совершенствования внедренных инструментов/механизмов и внедрения новых.

Проведена апробация методики управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений (на примере производственной компании «Пента-91») путем исследования особенностей производственно-сбытовых процессов и принятия управленческих решений по сбыту, выбором и внедрением инструментальных средств управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений.

Компания «Пента-91» как субъект экономики существует с 1991 года и занимается разработкой и производством высокотехнологичных силиконовых материалов. Компания обладает собственной научной и производственной базами, высококвалифицированными кадрами и современными технологиями. Номенклатура производимой продукции содержит свыше 400 наименований различного назначения. Существующая на сегодняшний день научная и производственная база позволяет компании оперативно проводить специальные разработки в соответствии с индивидуальными требованиями заказчиков.

Структурно «Пента-91» представляет собой совокупность головной компании и региональных подразделений (6 филиалов в России и 2 представительства в странах СНГ); при этом головная компания имеет два офисных помещения в г.Москва и 2 производственно-складских комплекса в Московской области. Региональная сеть сбыта начала развиваться в 2002г. Производство и разработка новой продукции осуществляются в головном московском подразделении, а региональные подразделения занимаются только сбытом продукции (поиск клиентов, консультации по использованию продукции, оформление документов на продажу).

Руководство «Пента-91» в качестве стратегического направления развития видит расширение рынков сбыта путем развития региональной сети представительств. В условиях кризиса объем продаж во всех регионах резко сократился, так как основными потребителями продукции являются промышленные предприятия, которые уменьшили объемы производства и закупают меньше сырья. В этой связи встала необходимость объединить усилия всех менеджеров различных региональных представительств для поиска путей выхода из кризиса и нахождения новых способов реализации продукции.

По своей сути указанная задача относится к управлению неформализованными знаниями, так как для ее решения требуется наладить постоянную передачу знаний от более успешных менеджеров, а также организовать процесс совместного создания новых знаний. Среди менеджеров региональных представительств был проведен опрос, имевший целью выявление направлений развития каналов коммуникаций (т.е. общения) между сотрудниками региональных представительств и центрального офиса, а также выявления предпочтений сотрудников по способам коммуникаций. Анализ результатов опроса показал, что практически все менеджеры владеют базовыми средствами ИКТ (электронная почта, ICQ) и активно используют их в своей ежедневной профессиональной деятельности. Были определены коммуникационные связи между различными региональными представительствами, а также предпочтения менеджеров по использованию в работе дополнительных средств ИКТ. Оказалось, что часть менеджеров (преимущественно старшего, предпенсионного возраста) не желают изучать новые средства коммуникаций и считают их ненужными. В то же время часть сотрудников достаточно благосклонно отнеслись к возможности общения через такие системы как онлайн-форумы, видеоконференции.

В этой связи были разработаны рекомендации по выбору в качестве средства коммуникаций онлайн-форум, однако внедрение должно происходить в несколько этапов: руководство проводит разъяснительную кампанию среди менеджеров региональных представительств о необходимости совместной работы всех регионов для обмена практическими знаниями и поиском путей выхода из кризисной ситуации (снижение объемов продаж); далее происходит внедрение программно-технического комплекса онлайн-форума с детальными пользовательскими инструкциями, которые в обязательном порядке доводятся до сведения всех менеджеров (одновременно в московском подразделении выделяется сотрудник, который будет курировать коммуникации через онлайн-форум – так называемый «модератор форума»); на начальном этапе функционирования онлайн-форум позиционируется как средство для создания общей «копилки» источников полезной информации и практических идей, параллельно с этим будут происходить ограниченные во времени онлайн-дискуссии на темы, заданные модератором форума, и под непосредственным контролем; когда все менеджеры привыкнут к общению через онлайн-форум и начнут рассматривать его как источник возможных знаний, то можно будет констатировать начало работы менеджеров как саморегулируемого «профессионального сообщества» (Community of Practice). Последнее будет означать, что задача управления неформализованными знаниями для принятия управленческих решений в части процессов сбыта продукции в компании «Пента-91» решена, так как менеджеры региональных представительств будут обмениваться своими знаниями и опытом, а также научатся совместно искать пути решения общих проблем. Следует отметить, что онлайн-форум не является единственным предложенным инструментом управления неформализованными знаниями – существовавшие ранее каналы коммуникаций (электронная почта, ICQ) остаются в действии, а также для поддержания положительного корпоративного духа общения предполагается проводить периодические очные встречи в рамках небольших групп, состоящих из представителей всех региональных подразделений.
Список опубликованных работ

Монографии, учебные пособия:

1. Павлековская И.В. Управление знаниями в современных компаниях (рекомендовано УМО в качестве учебного пособия) / А.И. Уринцов, А.Е. Печенкин, И.В. Павлековская. – М.: МЭСИ, 2009. – 11,2 п.л. (авторские 3,7 п.л.)

2. Павлековская И.В. Управление знаниями в экономических системах / А.И. Уринцов, А.Е. Печенкин, И.В. Павлековская. – М.: ЕАОИ, 2008. – 19,5 п.л. (авторские 6,5 п.л.)

Научные статьи в периодических изданиях за рубежом:

3. Pavlekovskaya I.V. The use of social network analysis in modeling the organizational processes of information and knowledge circulation / I.V. Pavlekovskaya // New York: Allerton Press, Inc. Automatic Documentation and Mathematical Linguistics. – 2007. – Vol. 41, No. 2. – 0,6 п.л.



Научные статьи в журналах, включенных в перечень ВАК РФ:

4. Павлековская И.В. Применение метода анализа социальных сетей в моделировании процессов распространения информации и знаний в организации / И.В. Павлековская // Научно-техническая информация (Серия 2 «Информационные процессы и системы»). – 2007. – №3. – 0,95 п.л.

5. Павлековская И.В. Управление знаниями – ключевой элемент знаниевой экономики / Н.В. Тихомирова, А.Е. Печенкин, И.В. Павлековская // Вестник РУДН, сер. Информатизация образования. – 2005. – №1(2) . – 0,25 п..л. (авторские 0,1 п.л.)

Научные статьи в других периодических изданиях РФ и тезисы докладов:

6. Павлековская И.В. Применение инструментария управления знаниями в развитии компании / И.В. Павлековская // Бизнес-команда и ее лидер. – 2009г. – №2. – 0,6 п.л.

7. Павлековская И.В. Принципы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для управления неформализованными знаниями организации / И.В. Павлековская // Российская научно-методическая конференция «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики»: Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2008. – 0,3 п.л.

8. Павлековская И.В. Управление знаниями в решении управленческих проблем развития современных экономических систем / И.В. Павлековская // Актуальные проблемы современного управления: теория и практика: сб. докладов научно-практической конференции. Москва, ноябрь 2008 г. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 0,33 п.л.

9. Павлековская И.В. От электронного обучения к управлению организационным знанием / И.В. Павлековская, С.Н. Пронин // E-learning World. – 2006г. – №2-3 (13). – 0,7 п.л. (авторские 0,35 п.л.)

10. Павлековская И.В. Электронное обучение как ключевой компонент управления знаниями / И.В. Павлековская, С.Н. Пронин // 9-я научно-практическая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями»: Сборник научных трудов / Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики – М., 2006. – 0,2 п.л. (авторские 0,1 п.л.)

11. Павлековская И.В. Обучение через общение: распространение «неявных» знаний в компании и ИКТ / И.В. Павлековская // E-learning World. – 2005г. – №3-4. – 0,4 п.л.

12. Павлековская И.В. Моделирование процессов общения сотрудников как инструмент управления неявными знаниями компании / И.В. Павлековская // Международная научно-практическая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями»: Сборник научных трудов / Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики – М., 2005. – 0,2 п.л.

13. Павлековская И.В. Возможности современных информационных технологий для управления интеллектуальным капиталом организации / И.В. Павлековская // Сборник научных статей. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 0,4 п.л.

14. Павлековская И.В. Communities of Practice – что это такое и зачем это нужно компаниям? / И.В. Павлековская // E-learning World. – 2004г. – №5-6. – 0,7 п.л.




1 Например, М.Мариничева, Л.Ефимова.

2 Данные взяты из работ Мариничевой М.К. (10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями (Knowledge Management)) и Буковича У. и Уильямса Р. (Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ.)

Каталог: Autoref
Autoref -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
Autoref -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
Autoref -> Роль благотворительности в формировании музейной сети нижнего поволжья ( конец XIX начало XX вв.) 24. 00. 01 теория и история культуры
Autoref -> Исторический опыт развития благотворительности в середине XIX начале XX вв.: По материалам нижнего поволжья
Autoref -> Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины
Autoref -> Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования 19. 00. 07 Педагогическая психология
Autoref -> Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период вузовского обучения
Autoref -> Философско-антропологические парадигмы и их роль в развитии образования
Autoref -> Сетевое взаимодeйствие в системе повышения квалификации педагогических кадров
Autoref -> Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать 349,1 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница