Упражнения для тренировки на «Я-сообщение»
УПРАЖНЕНИЕ 1
Родителям раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Ясообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я-сообщению».
Например:
СИТУАЦИЯ 1. Дети громко разговаривают во время обеда.
Ваши слова: 1. «Когда я ем, я глух и нем».
2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
З. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».
СИТУАЦИЯ 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть
домашнего задания по школе.
Ваши слова: 1. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело.
Будешь хоть до утра уроки делать».
3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны.
Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись
до 8 часов вечера».
СИТУАЦИЯ 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома
(например: написать доклад), а ваш ребенок - постоянно отвлекает вас: задает вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.
Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай
ко мне, пока я работаю».
2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята.
Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».
3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и
начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».
УП РАЖ Н ЕН И Е 2
Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты-сообщение» и «Я-сообщение» в связи с описанной ситуацией. Данное упражнение можно делать в парах. Партнеры поочередно зачитывают друг другу ситуации, «Ты-сообщение» и «Я-сообщение». Задача партнера отследить, какое эмоциональное состояние возникает на
«Ты-сообщение» и какое на «Я-сообщение».
В конце упражнения происходит обмен впечатлениями.
Например:
СИТУАЦИЯ 1. Ребенок поел u оставил тарелку и чашку на столе
Пример «Ты-высказывания»: «Ты опять не убрал за собой посуду?
Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды
посуда убирается в мойку».
Пример «Я-высказывания»: «Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе.
Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда
убиралась в мойку».
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Агрессия и ее причины
Агрессия - стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка
способствуют:
-
скандалы в семье,
-
применение физической силы во время семейных ссор (драки),
-
грубое, жестокое обращение с ребенком,
-
привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.,
-
просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах,
-
одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Правила родительского поведения,
способствующие снижению детской агрессивности
-
Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.
-
Адекватно оценивайте возможности ребенка.
-
Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь.
-
Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.
-
Умейте идти на компромисс.
-
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе быть родителем не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
-
Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.
-
И самое главное правило: любите ребенка просто за, то, что он у вас есть, без каких-либо других условий!
Поделитесь с Вашими друзьями: |