Универсальных учебных действий (на примере дидактической системы Л. В. Занкова)



Скачать 139,96 Kb.
Дата30.05.2016
Размер139,96 Kb.
#53543
г.н. Раицкая

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ
УНИВЕРСАЛЬНЫ
Х УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

а примере дидактической системы Л. Занкова)
Ошибочно думать,
что многознание есть достоинство.

Важно не количество, а качество знания.
Л.Н.. Толстой
Достаточно часто учителя начальных классов во время пребывания на курсах повышения квалификации задают следующие вопросы:

«Есть ли явная разница в учебно-методических комплексах (далее - УМК)?

Как выбирать учебник?

Что является отличительной особенностью любого УМК? В чем заключается специфика подбора заданий УМК?

Могут ли «старые задания» учебников выйти на планируемые результаты, выдвигаемые стандартами новых поколений?»

Вопросы достаточно сложные, но и одновременно интересные. Скажем так, они жизненные, потому что эта неопределенность волнует большинство педагогов края. Ответы на эти вопросы будут развернуты в такой последовательности:



  1. понимание содержания учебника и его структуры;

  2. понимание специфики заданий учебника;

  1. отслеживание динамики изменения содержания учебников с позиции реализации требований ФГОС, а значит, формирования универсальных учебных действий.

Для ответа на первый вопрос: «Как выбирать учебник?» - необходимо провести анализ содержания всех учебников, существующих в начальной школе, но они являются средством реализации концептуальных оснований образовательных программ. огромный список программ, с одной стороны, позволяет учителю сделать выбор из множества учебников.

С другой стороны, такое разнообразие учебников возлагает большую ответственность на учителя, предполагая, что учитель должен разбираться в учебнике, аргументировать собственный осознанный выбор.

Существующее количество УМК заставляет задуматься об их «разности», но про ведение анализа всех существующих учебников в каждом УМК не является нашей задачей. Это предоставим методистам, работающим с конкретным УМК.

Меняется социальный заказ государства, и в итоге - новые требования к планируемым результатам, которые предъявлены в Стандарте нового поколения (приказ NQ 373 от 6 октября 2009 г.). Причем право выбора учебника как новая мера ответственности лежит на учителе, поэтому наша задача - представить некоторые возможности, позволяющие изменить образовательный процесс в целом, и с качественной стороны осознать свои средства, в первую очередь, выбранный учебно-методический комплекс.

На что первостепенно необходимо обратить внимание учителям при выборе учебников? Внешне учебник по любой предметной линии отличается оформлением, авторским дизайном и замыслом. Но это внешнее отличие, которое может повлиять на эмоциональную составляющую учащегося, на привитие эстетического вкуса. Конечно, учебники разных УМК по любому предмету отличаются, прежде всего, содержательными аспектами. Необходимо помнить, что учитель, делая свой выбор в пользу какого-либо уче6но-методического комплекса, тем самым должен гарантировать качество обученности каждого учащегося.

На наш взгляд, учитель особенно тщательно должен провести в учебниках анализ предлагаемого учебного содержания. Учебник - это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне современных достижений науки и культуры. Учебник отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп.

Предназначением любого учебника становится «адаптация» системы
научных понятий к языку учащихся. На содержании учебника можно разворачивать учебную деятельность. Под учебной деятельностью понимается ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

Таким образом, каждый автор, берущий на себя ответственность передачи информации, руководствуется собственным умением отбирать и предъявлять содержание на основе требований стандарта. Степень сложности изложения материала зависит от степени понимания автором возрастных особенностей учащихся и от авторских подходов к осуществлению способов работы с заданиями, сформулированными через вопросы.



В чем заключается специфика подбора заданий?

Одним из условий успешной профессиональной деятельности педагога являются его сформированные профессиональные компетентности. Для учителя важно сформировать собственное умение видеть особенности и возможности, заложенные в учебнике, умение структурировать содержание учебного материала, выделять понятия и их взаимосвязи, конструировать задания. Эти действия педагога мы рассматриваем как методическую


компетентность.

Важно проанализировать учебник как комплекс заданий, раскрывающих систему работы над понятиями. Необходимо отметить, что только отдельные учебники по начальному образованию могут задавать планку «учебник с системой заданий». Причем особенностью учебников дидактической системы Л.В. Занкова является подчинение каждого учебника концептуальным основаниям системы. Другими словами, дидактическая система гарантирует реализацию дидактических принципов системы и типических свойств методической системы в содержании каждого учебника.


Вариативный список рекомендованных Министерство образования Российской Федерации учебников по системе Л.В. Занкова показывает их целостное единство и возможность интегративного подхода.

Рассмотрим существенные особенности заданий в учебниках для начальной школы по дидактической системе Л.В. Занкова.



Ориентированность заданий на ведущую деятельность

Исходя из понятия о ведущей деятельности, отметим, что именно ею определяются возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенной ступени развития его личности. Л.С.Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, учебной - в младшем школьном возрасте.

В учебниках задания ориентированы не на уровень актуального развития, а на зону ближайшего развития. Уровень актуального развития - это возможность обучения учащихся за счет безошибочного взятия материала, за счет набора репродуктивных заданий, которые решаются благодаря хорошо отработанным навыкам учащихся. В этом случае идет тренировка уже присвоенных навыков в области уже изученного, задания носят репродуктивный характер. Задания, отвечающие этому уровню развития, не дают
возможности продвигаться ребенку вперед, идет «топтание на месте». Значит, в учебнике должен быть представлен целый комплекс заданий, который при условии систематичности организации образовательного процесса поможет выйти на новые качественные результаты. В таком случае, при работе в зоне ближайшего развития на специально выстроенной системе заданий учащийся сможет сделать новое «открытие», которое приведет к тому, что ранее неведомое станет известным. Тогда зона ближайшего развития постепенно перейдет в зону актуального развития, и тем самым откроются новые просторы неизведанного. Перед учащимся встанет новая для него учебная задача в зоне ближайшего развития.

«Только такой учебный процесс, который систематически дает обильную


пищу для напряженной умственной работы, может служить быстрому, интенсивному развитию учащихся». Следующим шагом в обучении становится ситуация, когда не изведанное ранее станет базовой основой для того, чтобы на нем построить «другое, новое содержание».

Возможности заданий в формировании системы научных понятий

В учебниках вводимые понятия отражают суть научных знаний. Сами тексты заданий позволяют освоить содержание, а значит, формировать теоретическое мышление и эмпирические знания учащихся. Для учителя важно разработать структурированное содержание учебного предмета. Это, кстати, относится к новой способности - разработческой компетентности учителя. Благодаря этому способу профессиональной деятельности, учитель целостно увидит предметное содержание, выделит все термины и понятия, способствующие выведению учащихся на высокий уровень работы с теоретическим содержанием, выстроит систему работы по организации учебной деятельности. Структурированное содержание по всем учебным предметам поможет учителю выстроить интегративный подход при подаче заданий, увидеть метапредметную связь и реализовать ее на практике.

Задача учителя - помочь каждому ребенку найти в себе способности, раскрыть их и развить, вооружить детей разнообразными способами познания целостного мира.
Приводим фрагмент варианта структурирования содержания по русскому языку из

50 часовой программы для 1 класса только по одной теме.


Подробно с методикой освоения способа структурирования и примерами его применения в образовательном процессе можно прочитать в методическом пособии.
Таблица 1
Структурирование предметного содержания по русскому языку в
1 классе
(учебник Н.В. Нечаевой). Тема «Речь устная и письменная»,
6 часов




Термины

понятия


Деятельность педагога,

организованная с целью…



Учебная деятельность

учащихся


1.

Речевая ситуация

1. Создавать условия для

формирования умения выделять в речи цель говорящего.

2. Создавать условия для разыгрывания речевых ситуаций


1.1. Уметь выделять в речи

цель говорящего.

1.2. Различать речь устную и письменную.

2. Участие в разыгрывании речевых ситуаций



2.

Речевой

этикет


1. Способствовать знакомству со словами речевого этикета.

2. Выстраивать коммуникативные отношения.

3. Создавать условия для

формирования культуры

общения


1.1. Использовать в устной и письменной речи слова приветствия, прощания, благодарности, обращения.

1.2. Самооценка речевых способностей.

2.1. Уметь слушать чужое мнение.

2.2. Стараться объяснять свое мнение.

2.3. Учиться принимать возражения.

3.3Быть исследователем



3.

Средства

устной речи.

Мимика. Жест


1. Способствовать выявлению различных средств устной речи: возможностей голоса, мимики, движений, жестов.

1. Овладевать средствами устной речи: возможностями голоса, мимики, движений, жестов.




Средства письменной

речи.


Информация.

Строфа.


Тире

  1. 1.Создавать условия для выяснения особенностей оформления письменной речи.

2. Познакомить со знаками

препинания и обозначением

их в речи.

3. Создавать ситуации для осознанного освоения способа списывания стихотворных строк. Введение термина «строфа»

4. Показать необходимость

введения термина и знака «тире».

5. Создавать ситуации для различия в устной и письменной речи ребусов, шарад, закличек, нелепиц


1.1. Наблюдение за оформлением диалога в письменной речи.

1.2. Видеть существенные различия в информации написанной и нарисованной.

2. Различать знаки препинания в письменной речи.

3. Применять навыки оформления на письме стихотворных строк.

4. Учиться различать в устной и письменной речи ребусы, шарады, заклички, нелепицы.

5. Использовать пословицы в устной речи



4.



Формулировки заданий

Анализируя учебники по дидактической системе Л.В. Занкова с позиции формулировки заданий, приходим к выводу, что основной и приоритетной является коммуникативная форма. Такие типы формулировок вопросов, как приказ (Напиши. Посчитай. Спиши. Вычисли ... ) или форма предъявления готового образца (Образец: ... ) в учебниках дидактической системы Л.В. Занкова отсутствуют. Коммуникативная формулировка вопросов направлена на становление диалоговых форм, развитие информационно-коммуникативной компетентности учащихся.



Принципиальным отличием является многоаспектность формулируемых вопросов в рамках одного задания, ориентированных на детей с разным типом познания в процессе организации учебной деятельности.

При анализе отдельно взятого задания (например, NQ 157, учебник «Русский язык», 1 класс) учащийся выполняет как минимум 5-6 учебных заданий:



Перепиши записку правильно. Почему возникли ошибки? Докажи, что записку написала девочка.

Объясни смысл слов «мне», «Я», «его», «мы». К какой грамматической группе они относятся?

В любом предложении отметь орфограммы.

Обсудите, из каких частей состоит записка. Выбирай: сообщение, подпись, поздравление, обращение, пожелание.

Как оформляются записки? В каких случаях потребуются другие части текста?

Причем задание составлено таким образом, что оно направлено (как в


любом другом учебнике) на развитие каждого ребенка, как слабого, так и сильного. Перепишут, то есть «перекодируют» письменный текст в тетрадь все дети. Слабый ученик возьмет для выполнения одну - две группы вопросов, середнячки продвинутся дальше хотя бы на одну позицию, то есть кто-то выполнит с первого по четвертое задание, а кто-то с первого по третье или пятое. Рамочные нормы никто не устанавливает, идет работа по индивидуалъной траектории развития. Сильный же учащийся сможет проработать все учебные задания (по мере необходимости).

Итак, существующие задания в учебниках - это возможность создания


учебных задач. Под учебной задачей понимается такая организация фрагмента (составляющей) учебной деятельности, который приводит к возникновению иного, нового способа действия.

Необходимо отметить, что ряд поставленных вопросов позволяет выявить знания на уровне актуального развития и создать ситуацию выхода на зону ближайшего развития, идет работа по принципу «от простого к сложному».

Важно заметить, что работа с многоаспектными заданиями ценна тем,
что, выполняя ИХ, свою «нишу» найдет каждый ребенок, независимо от уровня подготовленности, особенностей темперамента, типа восприятия. Кроме того, при работе с многоаспектными заданиями учащиеся, анализируя материал, учатся переключаться с одного аспекта содержания на другой. Подобного типа задания также создают предпосылки для постоянного возвращения к изученному ранее для включения этого материала в новые связи.

Процессуальность содержания на основе логики выстроенной системы заданий

Логика построения всех учебников такова, что идет постоянная подготовка учащихся к «открытию» нового содержания, пусть даже некоторых элементов, частиц новизны. На задании уже усвоенного содержания происходит переосмысление ранее известного на другом, более высоком, содержательном уровне за счет включения учащихся в нестандартную ситуацию, когда требуется открыть новый способ (например, ученики знают, чем отличается верное равенство от неверного - это знание; а вот при каких условиях равенство будет верным, а при каких неверным, не знают


- это незнание).

В дидактической системе Л.В. Занкова официально отрицается повторение, так как на таком материале не происходит развития учащихся, идет отработка уже сформированных умений. Но повторение в том и заключается, что учащиеся научаются рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливают всевозможные связи, раскрывают новую роль уже известного, придавая системность и прочность добываемым знаниям. Задания направлены на введение нового материала путем самостоятельного поиска. А.Б. Полякова уделяет особое внимание работе с различными формами выполнения заданий [3].



Как понять сущность задания, как правильно найти способы и средства его выполнения?

Ответом на этот вопрос и станет наличие или отсутствие у педагога методической компетентности, которая показывает способность учителя работать с учебными заданиями.

Обнаружить в себе методическую компетентность не очень сложно:
первый способ - «на глаз» (все удачно, все хорошо, что-то получилось, что-то не получилось), так или иначе это будет формальный подход. Второй способ: провести тщательный самоанализ проведенного урока за счет рефлексии собственной образовательной цели, достигнутых результатов учащихся относительно поставленной цели, правильности подбора и сочетания использованных форм и методов, технологичности разворачиваемого образовательного процесса ... В этом случае речь идет о качественном анализе профессиональной деятельности педагога с позиции методики
про ведения урока, что повлияет на методическую компетентность.

Но в обоих этих случаях педагог разбирается в содержании уже проведенного урока, где нет места корректировке. А может быть, есть возможность на шаг вперед предвидеть учебную ситуацию, которую учитель разворачивает на уроке? Конечно, практически этим и занимается творческий, профессионально грамотный педагог. Такую ситуацию я называю: «учитель один дома». Действительно, это такой промежуток времени, когда уже непозволительно звонить коллегам (так как давно за полночь) и


приходится мобилизовать себя на творческие поиски и «подвиги».

У каждого учителя есть время спокойно обдумать предстоящий урок,


грамотно его спроектировать. В этом случае важно зафиксировать все свои случившиеся «пробелы», именно способ рефлексии помогает увидеть границу собственного знания и незнания. Каждый учитель имеет право на собственное образование, педагоги непрерывно учатся, и это совершенно правильно! Уметь увидеть собственные трудности и проблемы - это важно, и это становится одним из значимых достижений!

Алгоритм работы с заданием:

1) прочитать внимательно задание и определить место задания в теме урока;



  1. определить предназначение задания в рамках урока;

  2. определить:

а) как задание работает на достижение цели урока;

б) на формирование каких универсальных учебных действий направлено данное задание;

в) как соотносится ожидаемый результат при выполнении задания с
заявленной темой урока;

г) каков существующий уровень актуального развития учащихся класса в рамках изучаемой темы; выявить зону ближайшего открытия для учащихся, четко сформулировать «новое открытие»;

4) смоделировать учебную ситуацию, позволяющую за счет подобранного задания сформировать универсальное учебное действие.

Под учебной ситуацией понимается то учебное место, где ребенок выходит на коллизию, то есть явное противоречие с собой или другими, что обязательно должно вывести его (или их) на открытие «нового» содержания или способа. При создании учебных ситуаций помогут методические материалы, направленные на формирование УУД младших школьников.

Стандарты нового поколения главным требованием предъявляют для
авторского коллектива создание в учебниках возможности конструирования учебных заданий как необходимость формирования и развития универсальных учебных действий.

Анализ всех учебников по дидактической системе Л.В. Занкова показал стопроцентное попадание авторского коллектива в рамках реализации поставленных государством задач в 2010 году под «старые стандарты 2004 года». Значит, учителя, уже работающие по дидактической системе Л.В. Занкова, на учебном содержании НОВЫХ УЧЕБНИКОВ могут оттачивать профессиональное мастерство по созданию учебных задач и проектов урочной и внеурочной деятельности для планирования результатов по достижению нового качества начального образования.



Литература

1.0бучение и развитие / под ред. Л.В. Занкова. - М. : Педагогика, 1978. - С. 382



2. Раицкая, Г.В. Методическое пособие к учебнику Н.В. Нечаевой по русскому языку. 1 класс. - Красноярск: Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации работников образования, 2006. - 110 с.

3.Полякова, А.В. Главная форма процесса обучения // Практика образования. - 2005. - N!!2. - С. 4-6
Каталог: files -> fck -> file
file -> Доклад министра образования и науки Красноярского края С. И. Маковской на окружном семинаре – совещании Центральной группы районов
file -> К проблеме детского суицида: психологические аспекты
file -> Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа
file -> Урока антинаркотической направленности «Имею право знать!»
file -> Ценностные ориентации и поведенческие стереотипы молодежи красноярского края
file -> Аттестация педагогических работников
file -> Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Скачать 139,96 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница