Углубленная психологическая диагностикаОсновные задачи:
1) изучение уровня развития психических функций* (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи),
2) изучение особенностей эмоционально-волевой сферы и мотивационной готовности;
3) изучение особенностей личностного развития,
4) изучение объема и характера знаний, умений и навыков соотносительно с
возрастом и особенностями ребенка,
5) изучение характера жилищно-бытовых условий, семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания.
Основные методы:
1) констатирующий педагогический эксперимент,
2) экспериментально-психологический метод, реализуемый посредством использования стандартизированных психологических методик, опросников и анкет для родителей и т.п.
Высокоинформативны методы нейропсихологического обследования (с особым вниманием на проявления особенностей функциональной асимметрии головного мозга или признаки недостаточности латерализации полушарий) и
методы медицинской диагностики (электроэнцефалография, ультразвуковое исследование головного мозга, допплерография, компьютерная томография и др.).
Результат:
1) анализ и обобщение полученных результатов позволяет оформить психологическое, педагогическое, логопедическое и медицинское заключения, представляемые на психолого-медико- педагогический консилиум с целью всестороннего анализа, выработки единой стратегии работы с
ребенком и ее согласования с родителями.
2) разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов.
Основные этапы углубленной психологической диагностикиЧтобы максимально эффективно и с минимальными затратами времени и сил как специалиста, так и ребенка провести углубленное обследование, проанализировать его результаты и составить заключение, а также дать рекомендации родителям и/или педагогам, необходимо использовать рациональную технологию. В данном случае технология подобной деятельности заключается в
разбиении ее на этапы, оптимальное и последовательное использование методических средств (в том числе и диагностического инструментария) и эффективная деятельность на каждом этапе работы.
Все этапы должны быть взаимосвязаны и подвергаться корректировке в зависимости от результатов предыдущего этапа.
Каждый этап диагностического процесса включает в
себя соответствующие под этапы, разделы, которые точно также технологично и последовательно должны сменяться один другим.
К таким, на наш взгляд, основным этапам диагностического процесса относятся:
1) подготовка к проведению обследования;
2) углубленное диагностическое обследование, которое состоит из:
• ознакомления с историей развития (психологический анамнез);
•
анализа продуктов деятельности ребенка (в том числе деятельности во внеучебное время);
• непосредственное проведение обследования (в соответствии с определенной технологией);
3)
анализ полученных результатов (в соответствии с определенной схемой);
4) составление заключения по результатам обследования;
5) консультация родителей (педагогов) и рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка.
Технология проведения углубленного психологического обследованияДаже при соблюдении всех условий
проведения психологического обследования начинать совместную работу с ребенком лучше всего с эмоционально нейтральной, малозначащей беседы, во время которой можно не только установить контакт с ребенком, но и выявить знания ребенка о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире. Можно просто попросить ребенка нарисовать рисунок. Рисунки позволяют выявить не только особенности эмоциональности, специфику внутрисемейных и эмоциональных взаимоотношений, но и уровень сформированности самой графической деятельности, соответствие его возрастным параметрам, характер зрительных образов, а также наличие специфических особенностей графики, в
том числе таких, как инертность рисунка, макро- или микрография и т.п.
Если есть возможность, рекомендуется непосредственно наблюдать за рисованием, для того чтобы видеть порядок рисования изображений, направление рисования, «застревание» на тех или иных деталях. Если нет возможности наблюдать за этим процессом, то целесообразно использовать этот отрезок времени для сбора