Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Кафедра радиофизики и теоретической физики
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Основы теории информации и кодирования»
Специальность 010801.65 – «Радиофизика и электроника»
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры от 4.06.2012, протокол №8
Барнаул
2012
СОДЕРЖАНИЕ
-
Рабочая учебная программа дисциплины (отдельный файл)
-
Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий по дисциплине
-
Задания для экзаменационного и межсессионного контроля знаний студентов (фонд оценочных средств);
-
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итоговой аттестации по дисциплине;
-
Методические указания студентам по изучению дисциплины, выполнению лабораторных практикумов, контрольных работ, домашних заданий и других видов учебной работы, включая выполнение курсовых проектов (работ);
-
Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий с указанием используемого в учебном процессе по дисциплине основного учебно-лабораторного оборудования, технических средств обучения и контроля.
-
Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий по дисциплине
Целью курса является освоение студентами основ теории информации и теории кодирования сигналов как носителей информации, а также получение знаний о современных технологиях передачи и преобразования информации.
Основными задачами курса являются:
овладение фундаментальными знаниями по теории информации и теории кодирования;
овладение технологиями кодирования и сжатия, восстановления и хранения информации;
приобретение практических навыков реализации кодирующих и декодирующих алгоритмов.
В результате изучения курса
- студент должен знать:
-
основные понятия и теоремы теории информации и кодирования;
-
основные принципы и способы кодирования и декодирования;
-
характеристики кодов разного типа, понятие оптимального и помехоустойчивого кодирования;
-
методы исследования кодов и их применений в ЭВМ и системах защиты информации.
-
основные классы кодов, их параметры и алгоритмы кодирования/декодирования;
-
основные формально-математические модели каналов связи и способы их количественного описания;
студент должен уметь:
-
вычислять количество информации в сообщениях дискретного источника канала связи;
-
кодировать и декодировать сообщения источника одним из изученных кодов, оценивать его оптимальность и помехоустойчивость;
-
исследовать основные характеристики канала связи;
-
оценивать количество информации, вероятность ошибки на выходе канала связи и вероятность ошибочного декодирования;
-
выбирать, реализовывать и применять кодирующие и декодирующие алгоритмы для различных классов задач.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины.
Базовый курс информатики, курс методы программирования и прикладные алгоритмы, общематематические дисциплины, в т.ч. курс теории вероятностей и математической статистики, курс физики.
Курс предусматривает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов в размере ~50% от суммарного объема трудозатрат. По итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен.
Текущий и промежуточный контроль усвоения курса осуществляется посредством выполнения студентами лабораторных работ.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять знания студентов по контрольным вопросам;
- систематически проверять усвоение содержания ключевых понятий;
- эффективно работать с источниками и литературой по соответствующим темам.
В рамках курса необходимо уделить особое внимание рассмотрению современных методов кодирования и сжатия данных, новым форматам данных, а также рассмотрению основ квантовой теории информации.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется систематически контролировать выполнение лабораторных работ.
Планы лекционных занятий (распределение учебных часов и литература по темам приведены в РПД).
Раздел 1. Основы теории информации и кодирования
1.1. Общефизические основы теории информации. Термодинамика и энтропия. Информация и данные. Кодирование. Цифровые коды. Понятие об экономичном кодировании.
1.2. Вероятностный подход к измерению количества информации. Энтропия вероятностной схемы. Семантическая информация. Аксиомы Хинчина и Фаддеева. Условная энтропия. Взаимная информация и ее свойства. Источники информации. Энтропия источников. Дискретный источник без памяти. Теоремы Шеннона об источниках. Марковские и эргодические источники. Информационная дивергенция.
Раздел 2. Оптимальное кодирование и сжатие данных
2.1. Граница Симмонса. Оптимальное кодирование. Префиксные коды. Частотные алгоритмы. Кодирование Шеннона-Фэно. Кодирование Хаффмана. Арифметическое кодирование. Адаптивные методы и алгоритмы.
2.2. Словарные алгоритмы. Методы Лемпела-Зива.
2.3. Сжатие с потерями. Основные идеи, методы и форматы данных.
2.4. Основы методов фрактального сжатия.
Раздел 3. Теоретические основы передачи данных
3.1. Сигналы с ограниченным спектром. Теорема Котельникова (Найквиста-Шеннона).
3.2. Математическая модель канала связи. Емкость канала. Прямая и обратная теоремы кодирования. Предельные скорости передачи данных через канал без помех/с помехами.
3.3. Временные и спектральные характеристики дискретных сигналов. Преобразование Фурье и вейвлет-преобразование.
Раздел 4. Помехоустойчивое кодирование и контроль ошибок
4.1. Помехоустойчивое кодирование. Основные подходы. Неравенство Крафта-Макмиллана.
4.2. Матричное кодирование. Групповые коды. Совершенные и квазисовершенные коды. Код Хемминга.
4.3. Полиномиальные коды. Коды БЧХ. Коды Рида-Соломона. Циклические избыточные коды.
4.4. Сверточные коды. Турбо-коды.
4.5. Основные положения квантовой теории информации. Квантовые компьютеры. Квантовые алгоритмы. Квантовая криптография.
-
Задания для экзаменационного и межсессионного контроля знаний студентов (фонд оценочных средств)
Перечень лабораторных работ:
-
Шифрование подстановкой и раскрытие шифра методом частотного анализа.
-
Кодирование методом Шеннона-Фано.
-
Кодирование методом Хаффмана
-
Арифметическое кодирование
-
Адаптивные алгоритмы сжатия данных (конкретный алгоритм выбирается студентом).
-
LZ-сжатие данных
-
Код Хемминга
-
Помехоустойчивое кодирование (конкретный алгоритм выбирается студентом).
проводится в интерактивной форме при выполнении лабораторных работ, содержащих задания индивидуального и группового характера.
Осуществляется в форме экзамена, на котором проверяются знания основных вопросов программы.
Оценка "отлично" ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации.
Оценка "хорошо" ставится в случае, если студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но имеет некоторые недостатки в ответах.
Оценка "удовлетворительно" ставится в случае, если отвечающий показывает твердое знание и понимание вопросов программы, но ответы содержат несущественные ошибки и неточности, при ответах рекомендованная литература использована недостаточно.
Оценка "неудовлетворительно" ставится в случае, если имеет место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные неточные ответы на дополнительные вопросы.
Практические занятия нацелены на приобретение навыков выбора и реализации кодирующих и декодирующих алгоритмов.
При выполнении практических заданий и итоговых индивидуальных заданий используются электронные учебно-методические материалы по курсу, размещенные в корпоративной сети АлтГУ (http://10.0.10.40/~raikin)
Перечень тем, выносимых на практические занятия.
Выполнитиь частотный анализ открытого текста_1 (не менее 100 тыс. знаков). Выполнить шифрование простой заменой текста_2 (не менее 100 тыс. знаков). Выполнить частотный анализ шифротекста_2. Сопоставив результаты частотного анализа, восстановить ключ (таблицу подстановки). С использованием восстановленного ключа расшифровать случайно выбранную строку шифротекта_2.
Самостоятельная работа включает: работу с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, выполнение и подготовку отчетов по лабораторным работам, выполнение итоговых индивидуальных заданий.
Стандартно оборудованные лекционные и семинарские аудитории, компьютерные классы.
В лекционных аудиториях желательно наличие проекционного оборудования.
Для проведения практических занятий используется компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами класса PC с возможностью организации широкополосного доступа в Интернет.