Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору



Скачать 277,76 Kb.
Дата27.04.2016
Размер277,76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ «ЧГПУ»)

Кафедра технологии, предпринимательства и методики обучения технологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«11» сентября 2014г.

протокол №1

зав. кафедрой Шарипова Э.Ф.

Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД»

Направление: 050100 – Профессиональное образование

(Квалификация (степень) – магистры)

Составитель:

доцент

кафедры ТиП и МП ТиП



Шарипова Э.Ф.

Челябинск 2014



Оглавление


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

2.1. Основная литература 5

2.2. Дополнительная литература 6

2.3.Электронные ресурсы 7

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 8

4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8

5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8

6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8

6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 8

6.2 СОДЕРЖАНИЕ (МОДУЛЬНОЙ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 9

6.2.1.Модуль 1. Компетентностный подход в современном дополнительном образовании. 9

6.2.2. Модуль 2. Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом – 34ч. 14

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 17

7.1 Оценочные средства контроля сформированности компетенций 17

Дисциплина: «Дополнительное образование по технологии: специфика и особенности» 17

7.1. Требования к зачету 18

7.2. Соответствие начисляемых баллов выполненным заданиям 18

7.3. Порядок начисления баллов рейтинга по дисциплине 18

7.2. Темы рефератов 19

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 19

8.1.Терминологический минимум 19



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный рынок труда характеризуется высокой степенью динамизма. Для того, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень на должной высоте специалист должен продолжать образование в течение всей жизни. Недаром в Европе ведущей концепцией образования в последние годы является идея «Образование через всю жизнь» (Lifelong Learning), активно продвигаемая в рамках реализации Болонского соглашения. В этих условиях система дополнительного профессионального образования получает второе рождение. Все больше и больше людей принимают решение не ограничиваться стандартными курсами повышения квалификации, но идти дальше, приобретать новые профессиональные навыки. Таким образом, подготовка магистров профессионального образования к разработке и реализации дополнительных профессиональных образовательных услуг обеспечивает возможность их профессиональной реализации в активно развивающейся отрасли системы образования.

Изучение курса «Дополнительное профессиональное образование: компетентностный подход» основываются на знаниях и умениях, сформированные при изучении специальных и психолого-педагогических в ходе подготовки бакалавров. В данном курсе углубляются знания о дополнительном образовании, полученные в ходе изучения дисциплин предметной подготовки.

Курс М2. ДВ8.2 «Дополнительное профессиональное образование: компетентностный подход» относится к блоку профессиональных дисциплин, является дисциплиной по выбору.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 – Профессиональное образование (Квалификация (степень) – магистры)

Цель освоения данного курса – формирование у студентов готовности осуществлять разработку программ дополнительного профессионального образования, организовывать обучение по данным программам.

Задачи курса:


  1. Формирование знаний о сущности компетентностного подхода в профессиональном образовании.

  2. Формирование системы знаний о дополнительном профессиональном образовании взрослых: нормативная база, история развития, специфика организации, методы работы в рамках дополнительного образования, роль и место в системе образования РФ.

  3. Формирование умений по организации дополнительного профессионального образования технологических профилей.

  4. Развитие коммуникативной и профессиональной культуры.

  5. Развитие творческих способностей.

МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ (МОДУЛЯМ) ДИСЦИПЛИНЫ






Компетенции

Модуль 1

Модуль 2

1

(ПК-14) готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

+

+

2

(ПК-16) готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения

+

+

3

(ПК-21) способность формировать художественно-культурную среду





+

СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ




п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции

1

(ПК-14) готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

Уметь разрабатывать рабочие программы курсов дополнительного профессионального образования

Уметь проектировать учебные занятия в рамках дополнительного профессионального образования.



Изучить требования к программам дополнительного профессионального образования

Научить разрабатывать профессиональные программы дополнительного образования

Научить планировать занятия по технологии в рамках дополнительного образования с учетом интересов обучаемых, целей и задач, содержания курса.


2

(ПК-16) готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения

Уметь осуществлять отбор содержания учебной дисциплины


Научить осуществлять отбор содержания учебных курсов в рамках дополнительного профессионального образования с учетом специфики курса, потребностей и интересов обучаемых, целей и задач курса

3

(ПК-21) способность формировать художественно-культурную среду


Уметь внедрять инновационные

приемы в педагогический

процесс с целью создания

условий для эффективной

мотивации обучающихся;


Научить планировать дополнительное образование студентов

Содержание лекционного курса раскрывает специфику дополнительного образования, дает представление о становлении системы дополнительного образования в России, типами дополнительных образовательных программ, спецификой образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования. Акцентируется внимание на специфике реализации компетентностного подхода в дополнительном образовании взрослых. В ходе практических занятий закрепляются полученные знания, совершенствуются умения организации общего и профессионального дополнительного образования в целом и отдельных его этапов. Изучение данного курса предусматривает значительный объем самостоятельной работы. В ходе выполнения самостоятельной работы студенты приобретают опыт самообразовательной деятельности, знакомятся с особенностями андрагогики, изучают эффективные методы организации обучения взрослых.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельная работа с различными информационными источниками, тестовый контроль знаний.

Обучение осуществляется в рамках модульно-рейтинговой системы. Требования к зачету и порядок начисления баллов определен в соответствии с «Положением о  рейтинговой системе контроля и  оценки учебных достижений студентов Челябинского государственного педагогического университета»  и представлен в разделе 7 настоящего УМКД.



Курс объемом 2 зет (72 часа) изучается в 1 семестре

  • лекции – 4 часа;

  • лабораторные работы – 20 часов.

Итого:

  • аудиторных – 24 часа.

  • самостоятельная работа студентов – 48 часов.

Изучение курса завершается зачетом.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




2.1. Основная литература




  1. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для вузов* / Э.Ф.Зеер . - М. : Академия, 2010. - 175 с.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учеб. для вузов* / Э.Ф.Зеер . - М. : Академия, 2009. - 378 с.

  3. Модернизационные процессы современного профессионального образования [Текст] : (коллективная научная монография) / [ред. С.Д. Якушева] . - Новосибирск : Изд-во "Сибирская ассоциация консультантов", 2012. - 187 с.

  4. Педагогическое образование: современное состояние и основные направления непрерывного педагогического образования [Текст] : материалы Междунар. конгресса 5-6 окт. 2011 г., Челябинск / [ред. З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева] . - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 287 с.

  5. Перетягина Н.Н. Имманентное открытое образование как механизм социализации в условиях информационного общества : моногр. / Н.Н. Перетягина . - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 347 с.

  6. Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования [Текст] : / . - Москва : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2012. - 184 с.

  7. Теория практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации [Текст] : материалы междунар. науч.-практ. конф. / Кузбас. гос. пед. акад.; [ред. С.М. Редлих и др.] . - Новокузнецк : Изд-во КузГПА, 2011. - 338 с.

  8. Формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании : 3 Международ. заочная науч.-практ. конф. / [ред.А.Ф,Присяжная]; Челяб.гос.пед.ун-т . - Челябинск : Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2010. - 80 с.


2.2. Дополнительная литература


  1. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст] / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2004. – С. 22–46.

  2. Галямина, И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода [Текст]: Материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г / И. Г. Галямина. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 106 с.

  3. Дополнительные образовательные программы [Текст] : 2012-2013: [каталог] / [сост. А.Л. Мальчукова, М.С. Щеголева] . - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. - 167 с.

  4. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Клюткин. - М. : Просвещение, 2007. - 128 с.

  5. Многоуровневая система профессионального развития, подготовки, переподготовки и стажировки кадров: реалии и перспективы [Текст]: матер.Всерос.науч.-практ.конференции / Челяб.юридич.ин-т МВД России . - Челябинск : Изд-во Челяб.юридич.ин-т МВД России, 2005. - 192 с.

  6. Модернизационные процессы современного профессионального образования [Текст] : (коллективная научная монография) / [ред. С.Д. Якушева] . - Новосибирск : Изд-во "Сибирская ассоциация консультантов", 2012. - 187 с.

  7. Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров [Текст]: метод. рек. / Л.И. Дудина, З.В. Возгова, И.В. Забродина, Л.Г. Корзунова; под общ. ред. Дудиной Л.И. . - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2010. - 154 с.

  8. Платные дополнительные образовательные услуги [Текст] : сборник / сост.А.А.Шмелева,Ю.Г.Гафурова; Адм. г.Челябинска . – Челябинск: Изд-во упр.по делам обр., 2004. – 96с.

  9. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] /Г.А.Русских //Методист.– 2002. – № 1. С. 38–40.

  10. Сборник нормативно-методических документов по лицензированию в сфере среднего профессионального образования и дополнительного к среднему и высшему профессиональному образованию [Текст]/ сост.Л.К.Птицина, В.И.Никифорова, В.Г.Челпанов]; Ассоц.независимой экспертизы высш.шк.СПб. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004. – 445 с.

  11. Сборник программ повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений [Текст] : / [сост. В.В. Базелюк, Л.И. Дудина, В.В. Латюшин] . - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - 369 с.

  12. Сборник программ повышения квалификации педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования [Текст] : / [сост. В.В.Базелюк, Е.А.Гнатышина, Л.И.Дудина] . - Челябинск : Б.и., 2010. - 93 с.

  13. Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования [Текст]. - Москва : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2012. - 184 с.

  14. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительно-педагогического образования [Текст]: моногр. / [М.И.Солодкова, Д.Ф.Ильясов, Л.Г.Махмутова и др.; ред. В.Н.Кеспиков] . - М. : Владос, 2009. - 319 с.



    1. Электронные ресурсы


  1. Гамбургская декларация об обучении взрослых: Принята пятой Международной конференцией по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 14–18 июля 1997 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hamburg_decl.shtml.

  2. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ за период 2004 – 2010 гг. (вплоть до его упразднения на основании Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года №271)[Электронный ресурс] . – Режим доступа: - http://www.ed.gov.ru/

  3. Единый тарифно-квалификационный справочник[Электронный ресурс] . – Режим доступа: - http://etks.py4.ru

  4. Законодательство ДПО // Институт переподготовки и повышения квалификации Новосибирского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ippknsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=48&Itemid=159

  5. Институт дополнительного профессионального образования [Текст] :ЧГПУ . – Режим доступа: http://www.cspu.ru/dpo/idpo.html

  6. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники" . – Режим доступа: http://netedu.ru/node/1609

  7. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

  8. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 213, от 23.12.2002 N 919, от 31.03.2003 N 175) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elementy.ru/Library9/p610.htm

  9. Приказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10136741/

  10. Российское образование [Электронный ресурс]: Федеральный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru

  11. Система дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru

  12. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] . - Режим доступа:  http://nsportal.ru

  13. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fcpro.ru/

  14. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Принят Государственной думой 21 декабря 2012г., Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012. [Электронный ресурс] . – http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1543/12.12.29-%D0%A4%D0%97_%D0%9E%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf.
  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с технологиями основе индивидуализации и дифференциации, технологиями на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно ориентированные технологии, педагогика сотрудничества, и т.д.), технологиями групповой и коллективной работы. Занятия организуются в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения.


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для реализации учебного процесса по дисциплине необходима учебная лекционная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом. Для организации самостоятельной работы студенты должны иметь доступ к персональным компьютерам, иметь возможность доступа в сеть Интернет.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Модуль 1. Компетентностный подход в современном дополнительном образовании.

Сущность компетентностного подхода. Понятия «компетенция» и «компетентность» Нормативно-правовая база дополнительного образования по технологии. Государственная политика в области дополнительного образования. Организация дополнительного образования в контексте копетентностного подхода. Компетентностная модель выпускника.


Модуль 2. Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом.

Дополнительное профессиональное образование: виды, направления. Стандарты ДО взрослых. Курсы повышения квалификации. Профессиональная переподготовка. Стажировка. Мастер-класс. Специфика проведения учебных занятий в рамках дополнительного образования взрослых.


6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


модуля

Название

Количество часов

Соотношение итогового и текущего контроля*

Всего

Аудиторная работа

Сам-ая работа

Текущий контроль

(Баллы)


Итоговый контроль

(Баллы)


Всего

(Баллы)


Лекции

Лабораторные работы

Практические занятия

1

Модуль 1. Компетентностный подход в современном дополнительном образовании

38

4

8

0

26

60

40

100

2

Модуль 2.

Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом.



34

0

12

0

22

100

0

100




Итого

72

0

8

0

48

100

0

100

* Математическая модель расчета рейтинга представлена в разделе 7.2


6.2 СОДЕРЖАНИЕ (МОДУЛЬНОЙ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ




6.2.1.Модуль 1. Компетентностный подход в современном дополнительном образовании.


- 38ч.

Цели:

1.1.1. Познакомить с официальными сайтами, предоставляющими правовую информацию в области дополнительного образования.

1.1.2. Научить осуществлять поиск профессионально значимой информации по проблеме дополнительного образования, оценивать достоверность используемых ресурсов

2.2.1.Изучить психологические основы образования взрослых

2.2.1.Изучить педагогические технологии, применяемые в обучении взрослых

4.1.1. Ознакомить с содержанием законодательных актов, регулирующих деятельность в области дополнительного профессионального образования

4.1.2. Сформировать готовность применять правовую информацию при организации собственной деятельности в области дополнительного образования

4.2.1. Изучить состояние системы дополнительного образования в России: правовой статус, структуру, виды и типы учреждений, оказывающих дополнительные образовательные услуги, их специфику.


ЛЕКЦИИ
ЛЕКЦИЯ 1.

Система дополнительного профессионального образования в России – 2 часа

План


  1. Понятийный аппарат дополнительного образования

  2. История становления дополнительного профессионального образования в России

  3. Законодательная база дополнительного профессионального образования в России

  4. Функции дополнительного профессионального образования

  5. Государственная политика в области дополнительного образования.


Библиографический список

Основная литература: 6.

Дополнительная литература:5,6,13.

Электронные ресурсы: 1, 11


ЛЕКЦИЯ 2.

Компетентностный подход в профессиональном образовании – 2часа

План

  1. Сущность компетентностного подхода.

  2. Соотношение понятий компетентность и компетенция

  3. Компетентностная модель специалиста

  4. Процесс обучения в контексте компетентностного подхода.


Библиографический список

Основная литература: 2,3.

Дополнительная литература: 1,2.

Электронные ресурсы: 14.


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Нормативно-правовая база дополнительного образования – 4 часа

План:

  1. Создание ориентировочной основы деятельности.

  2. Работа с документами, заполнение таблицы

  3. Подведение итогов. Выдача задания для самостоятельной работы

Задания

Задание 1. Ознакомиться с содержанием следующих документов:

  • Закон российской федерации "Об образовании в Российской Федерации"

  • Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов приказ от 6 сентября 2000 г. N 2571

  • Приказ минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ"

  • Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (в ред. Постановлений правительства рф от 10.03.2000 n 213, от 23.12.2002 n 919, от 31.03.2003 n 175)

Заполнить таблицу:

Таблица 1.

Нормативно-правовая база дополнительного образования

Документ, определяющий работу учреждений дополнительного образования

Содержание документа








Задание 2 (Для самостоятельной работы). Самостоятельно ознакомиться с содержанием следующих документов:


  • Конституция Российской Федерации

  • Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ

  • Приказ Минобрнауки России от 06 мая 2005 г. № 137 Об использовании дистанционных образовательных технологий

  • Письмо руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобразования России от 11.06.2004 г. № 01-17/05-01 О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования

  • Приказ от 18.12.2002 г. № 4452 Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учпеждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации

Дополнить Таблицу №1


Библиографический список

Электронные ресурсы: 2,3,4,7,8,9.


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Компетентностная модель специалиста – 4 часа

План:

  1. Создание ориентировочной основы деятельности.

  2. Выполнение задания № 1 в группах.

  3. Обсуждение результатов выполнения задания №1

  4. Выполнение задания № 2 в группах.

  5. Обсуждение результатов выполнения задания №2

  6. Подведение итогов. Выдача задания для самостоятельной работы

Задания

Задание 1. Изучить федеральные государственные образовательные стандарты: 050100 – Профессиональное образование (Квалификация (степень) – магистры) и 050100 – Педагогическое образование (Квалификация (степень) – бакалавры). Провести сравнительный анализ компетентностной модели специалистов каждого уровня

Задание 2. Из предложенного перечня наименований программ профессиональной переподготовки выбрать одну. Составить для нее компетентностную модель.
Библиографический список

Основная литература: 1,2.

Дополнительная литература: 1,2.

Электронные ресурсы: 3.


Темы для самостоятельного изучения


Тема

Изучаемые вопросы

Кол-во часов

Форма работы

Методическое обеспечение

Форма отчетности

Нормативно-правовая база дополнительного профессионального образования


Л.З.1.Документы, регламентирующие деятельность учреждения ДПО

6

Самостоятельная работа с информационными источниками заполнение таблицы

Электронные ресурсы: 2,3,4,7,8,9.



Таблица: Нормативно-правовая база дополнительного образования


Компетентностная модель специалиста

Л. З. 2

Компетентностная модель специалиста



6

Выполнение учебных заданий

Учебные планы: 050100 – Профессиональное образование (Квалификация (степень) – магистры) и 050100 – Педагогическое образование (Квалификация (степень) – бакалавры).

Защита лаболаторной работы

Когнитивные процессы в обучении взрослых

Андрагогика

Взрослый


Особенности восприятия в зрелом возрасте


6

Самостоятельная работа с информационными источниками

Основная литература:4,5

Электронные ресурсы: 1



Тестирование

Активные методы в обучении взрослых


Полевой проект

Анализ конкретных ситуаций

Кейс-метод

Группы краткого обсуждения

Игры и имитации

Обсуждения с группой специалистов

Симпозиум


8

Самостоятельная работа с информационными источниками

Основная литература:4,5,7,

Электронные ресурсы: 1



Тестирование

Итого

26











Контрольные вопросы и задания по модулю
Итоговый контроль по модулю осуществляется в форме тестирования, охватывающего вопросы, рассмотренные на лекциях и предложенные для самостоятельного изучения.
Терминологический список модуля



Деловая игра

Дидактическая игра

Дифференциация

Дополнительное образование

Дополнительные образовательные программы

Игровые технологии

Компетентностный подход

Компетентность

Компетенция

Креативность

Повышение квалификации

Предпрофессиональные программы дополнительного образования

Программы дополнительного профессионального образования

Профессиональная переподготовка

Ролевая игра

Стажировка

Творческое мышление




Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

Основная литература: 2,3,4,5,7,9.

Дополнительная литература:1,2.

Электронные ресурсы: 1,2,3,4,7,8,9,14



6.2.2. Модуль 2. Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом – 34ч.



Цели:
3.1.1. Научить оценивать качество программ дополнительного профессионального образования

3.2.1. Изучить специфику организации образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования

5.1.1. Изучить требования к программам дополнительного профессионального образования

5.1.2.Научить разрабатывать профессиональные программы дополнительного образования

5.2. Научить планировать занятия по технологии в рамках дополнительного образования с учетом интересов обучаемых, целей и задач, содержания курса.

6.1.1. Научить осуществлять отбор содержания учебных курсов в рамках дополнительного профессионального образования с учетом специфики курса, потребностей и интересов обучаемых, целей и задач курса


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Дополнительное профессиональное образование – 4 часа

План:

  1. Создание ориентировочной основы деятельности.

  2. Знакомство с планирующей документацией для курсов повышения квалификации

  3. Выполнение задания

  4. Проверка заданий на самостоятельную работу

  5. Подведение итогов. Выдача задания для самостоятельной работы

Задания:

Задание 1. Разработать программу профессиональной переподготовки по выбранному направлению объемом не менее 250 аудиторных часов. Для программы прописать формируемые компетенции.

Задание 2 (Для самостоятельной работы). Завершить разработку программы, оформить её в соответствии с требованиями.
Библиографический список

Основная литература: 7,8

Дополнительная литература: 3,7,10,11,14.

Электронные ресурсы:4,9.


Лабораторное занятие 4

Программы стажировок – 4 часа.

План:

  1. Создание ориентировочной основы деятельности.

  2. Знакомство с планирующей документацией для программ стажировок.

  3. Выполнение задания

  4. Проверка заданий на самостоятельную работу

  5. Подведение итогов. Выдача задания для самостоятельной работы

Задания:

Задание 1:Разработать программу стажировки на 72 часа по выбранному направлению.

Задание 2 (Для самостоятельной работы): Завершить разработку программы, оформить её в соответствии с требованиями.
Библиографический список

Основная литература: 7,8

Дополнительная литература: 3,7,10,11,14.

Электронные ресурсы:4,9.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Мастер-класс – 4 часа

План:


  1. Создание ориентировочной основы деятельности.

  2. Знакомство со спецификой Мастер-класса как формы организации учебного занятия

  3. Выполнение задания

  4. Проверка заданий на самостоятельную работу

  5. Подведение итогов. Выдача задания для самостоятельной работы

Задания:

Задание 1:Разработать план проведения мастер-класса для учителей технологии

Задание 2 (Для самостоятельной работы): Завершить разработку мастер-класса для учителей технологии, оформить его в соответствии с требованиями.
Библиографический список

Основная литература: 6,8,

Дополнительная литература: 4,5,8,14.

Электронные ресурсы:6.


Темы для самостоятельного изучения


Тема

Изучаемые вопросы

Кол-во часов

Форма работы

Методическое обеспечение

Форма отчетности

Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом.

Разработка программ курсов профессиональной переподготовки

10

Самостоятельная работа с литературой

Разработка программы курсов переподготовки



Основная литература: 7,8

Дополнительная литература: 3,7,10,11,14.

Электронные ресурсы:4,9.


Защита лабораторной работы

Разработка программ стажировки

8

Самостоятельная работа с литературой

Разработка программы стажировки



Основная литература: 7,8.

Дополнительная литература: 3,7,10,11,14.

Электронные ресурсы:4,9.


Защита лабораторной работы

Разработка мастер-класса

4

Самостоятельная работа с литературой

Разработка мастер-класса методического или педагогического содержания



Основная литература: 6,8

Дополнительная литература: 4,5,8,14.

Электронные ресурсы:6.


Защита лабораторной работы

Итог

22










Контрольные вопросы и задания по модулю
Итоговый контроль по модулю в рамках рейтинговой системы по итогам контроля индивидуальных практических заданий
Терминологический список модуля



Курсы переподготовки

Мастер-класс

Модуль

Дополнительное профессиональное образование



Учреждения дополнительного образования

ФГОС


Рабочая программа

Стажировка






Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

Основная литература: 6,8,9,10.

Дополнительная литература: 3,4,5,7,8,10,11,14.

Электронные ресурсы:4,6,9.



7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

7.1 Оценочные средства контроля сформированности компетенций





ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Дисциплина: «Дополнительное образование по технологии: специфика и особенности»



(ПК-14) готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов



Уметь осваивать ресурсы

образовательных систем и

проектировать их развитие;

Модуль 1. Компетентностный подход в современном дополнительном образовании.

Текущий контроль

ЛР №1: Нормативно-правовая база дополнительного образования

ЛР №2:Компетентностная модель специалиста

Итоговый контроль

Итоговое тестирование

Модуль 2. Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом

Текущий контроль

ЛР№3 Дополнительное профессиональное образование

ЛР№4 Программы стажировок

ЛР№5 Мастер-класс




(ПК-16) готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения

Владеть способами пополнения профессиональных знаний на основе использования

оригинальных источников, в

том числе электронных и на иностранном языке, из

разных областей общей и профессиональной культуры;

Модуль 1. Компетентностный подход в современном дополнительном образовании.

Текущий контроль

ЛР №2:Компетентностная модель специалиста



Итоговый контроль

Итоговое тестирование

Модуль 2. Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом

Текущий контроль

ЛР№3 Дополнительное профессиональное образование

ЛР№4 Программы стажировок


(ПК-21) способность формировать художественно-культурную среду

Уметь внедрять инновационные

приемы в педагогический

процесс с целью создания

условий для эффективной

мотивации обучающихся;

Модуль 2. Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом

Текущий контроль

ЛР№3 Дополнительное профессиональное образование

ЛР№4 Программы стажировок

ЛР№5 Мастер-класс






7.1. Требования к зачету


В соответствии с «Положением о  рейтинговой системе контроля и  оценки учебных достижений студентов Челябинского государственного педагогического университета»  итоговая оценка по дисциплине выставляется на основании рейтинга в конце семестра. Оценка выставляется в соответствии с переводной шкалой:

    • Отметка «зачтено» выставляется, если рейтинг студента по дисциплине больше или равен 70%.

    • Отметка «не зачтено» выставляется если рейтинг студента по дисциплине меньше 70%. В этом случае студент может исправить оценку, выполнив дополнительные задания (подготовка рефератов, собеседование по отдельным темам, подготовка презентаций, докладов и т.п.)



7.2. Соответствие начисляемых баллов выполненным заданиям





Задания

Стоимость задания в баллах

Баллы, получаемые студентом (B)

(k-коэффициент, полученный за выполнение задания)



Модуль 1. Компетентностный подход в современном дополнительном образовании.

Текущий контроль

ЛР №1: Нормативно-правовая база дополнительного образования

30

Bл.1= kл.1*30

ЛР №2:Компетентностная модель специалиста


30

Bл.2=kл.2*30

Итоговый контроль

Итоговое тестирование

40

Bт.1= kт.1*40

Всего за первый модуль

100

R1= Bт.1+ Bл.1 + Bл.2

Модуль 2. Построение программ дополнительного образования в соответствии с компетентностным подходом

Текущий контроль




ЛР№3 Дополнительное профессиональное образование

50

Bл.3=kл.3*50

ЛР№4 Программы стажировок

30

Bл.4 =kл.4 *30

ЛР№5 Мастер-класс

20

Bл.5 =kл.5 *20

Всего за третий модуль

100

R3= Bл.3+Bл.4+Bл.5

Итоговый балл за курс

100

R= (R1+ R2)/2



7.3. Порядок начисления баллов рейтинга по дисциплине

Начисление коэффициентов и перевод их в баллы осуществляется в соответствии с «Положением о  рейтинговой системе контроля и  оценки учебных достижений студентов Челябинского государственного педагогического университета».



Коэффициенты (k) в соответствии с видами заданий:

  1. За работу на лабораторном занятии начисляется k=1, если все задания, предусмотренные лабораторной работой, выполнены в полном объеме, без ошибок и своевременно (не позднее двух недель от момента выдачи задания)

  2. За выполнение индивидуального задания начисляется k=1, если задание выполнено в полном объеме, без ошибок и своевременно (не позднее двух недель от момента выдачи задания)

  3. Коэффициент, начисляемый за выполнение теста, равен доле правильных ответов студента по тесту

Рейтинг студента изменяется в зависимости от дополнительных коэффициентов, которые могут быть «повышающими» или «понижающими».







Показатели, повышающие коэффициент

Изменение коэффициента

1

Выполнение контрольных заданий повышенной сложности (творческих заданий)

+0,2

2

Сдача контрольных заданий до начала изучения соответствующей темы

+0,2

3

Личное призовое место на олимпиаде, диплом конференции или конкурса (по материалу данного модуля)

+0,5 к итоговому результату по модулю

4

Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации

+0,1 к итоговому результату по модулю

5

Использование дополнительного материала, выходящего за рамки обязательной программы, подготовка презентации и т.п.

+0,1..+0,3







Показатели, понижающие коэффициент

Изменение коэффициента

1

Сдача контрольных заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи

-0,2

2

Сдача контрольных заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока

-0,5

3

Каждая пересдача контрольного задания

-0,1

7.2. Темы рефератов





  1. Специфика дополнительного образования взрослых

  2. Андрагогика: состояние и перспективы

  3. Дополнительное профессиональное образование как фактор карьерного роста.

  4. Формы и методы обучения взрослых



8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

8.1.Терминологический минимум






Деловая игра

Дидактическая игра

Дифференциация

Дополнительное образование

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительные образовательные программы

Игровые технологии

Компетентностный подход

Компетентность

Компетенция

Креативность

Курсы переподготовки

Мастер-класс

Модуль


Повышение квалификации

Предпрофессиональные программы дополнительного образования

Программы дополнительного профессионального образования

Профессиональная переподготовка

Рабочая программа

Ролевая игра

Стажировка

Творческое мышление



Учреждения дополнительного образования


ФГОС



Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> %D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E-%D0%A2%D0%95%D0%A5%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99%20%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2 -> %D0%9C.%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A4%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95 -> 050100
050100 -> Учебно-методический комплекс практики «педагогическая практика»
%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E-%D0%A2%D0%95%D0%A5%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99%20%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2 -> Учебно-методический комплекс дисциплины репродуктивное здоровье молодежи направление: 050100 Педагогическое образование
%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E-%D0%A2%D0%95%D0%A5%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99%20%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2 -> Рабочая программа дисциплины б. 6 Педагогика и психология Направление: 022000 экология и природопользование
%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E-%D0%A2%D0%95%D0%A5%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99%20%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2 -> Рабочая программа дисциплины б. 13 Педагогика. Теоретическая педагогика Направление : 44. 03. 05 Педагогическое образование
050100 -> Зав кафедрой Шарипова Э. Ф


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница