Безотметочная система оценивания
- основа построения контрольно-оценочной самостоятельности
младших школьников
Учебные действия контроля и оценки
Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами.
Контроль – определение соответствия учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль помогает ученику, меняя операциональный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий задачи и получаемого результата. Контроль обеспечивает полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.
Оценка позволяет определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени), способ решения учебной задачи; соответствует ли или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.
Контроль-внимание направлен на исполнительскую часть действия (связан с применением усвоенных знаний).
Рефлексивный контроль направлен на его «план» (соответствует ли этот план предстоящему действию, фактическим условиям задачи).
Учебные действия контроля и оценки в первую очередь - это действия ученика, а не учителя. Усилия учителя должны быть направлены на организацию контрольно-оценочных действий ученика.
Учебное действие оценки – важнейшее учебное действие. Его формирование должно опережать формирование других учебных действий. Оценка – это сигнал о том, как осуществляются другие учебные действие. Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать; определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
Обращение к собственным действиям, их рассмотрение, иначе называют рефлексией. Учебное действие оценки и есть рефлексия других учебных действий.
Подходы к содержанию и методам контроля обучения
Параметры сравнения
|
Предметно-ориентированный
|
Личностно-ориентированный
|
Цель обучения
|
Передача знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации человека в обществе
|
Самореализация учащегося по отношению к предметным областям
|
Объект контроля
|
Знания, умения и навыки
|
Учебные достижения учащегося
|
Эталон для оценивания
|
Внешние образовательные стандарты
|
Личностный потенциал учащегося
|
Способ оценки
|
Сравнение образовательных результатов ученика с эталоном
|
Сравнение достижений учащегося с актуальным уровнем
|
Методы контроля
|
Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены
|
Анкетирование, тестирование, комплексные проекты, творческие работы и т.д.
|
Форма оценки
|
Отметки, рейтинг
|
Качественные характеристики, описывающие степень образовательных приращений учащегося
|
Традиционное и инновационное оценивание результатов обучения
Параметр
|
Традиционное оценивание
|
Инновационное оценивание
|
Эталон
|
Требования к знаниям и умениям ученика, выраженные в стандартах, программе по предмету
|
Личностный потенциал учащегося
|
Частота оценивания
|
Высокая частота выставления отметок
|
Оценивание осуществляется в соответствии с индивидуальными потребностями учителя и учащихся
|
Итоговая отметка
|
Выводится как среднее арифметическое из текущих отметок
|
Определяется по результатам итогового контроля, рассчитанного на проверку знаний за большой отрезок времени или объем учебного материала
|
Форма фиксации результата
|
Пятибалльная система оценивания
|
Разнообразные оценочные шкалы
|
Субъектная отнесенность
|
Учитель оценивает сам
|
Учитель создает условия для самооценки
|
Контрольно-оценочная_деятельность_ученика__Контрольно-оценочная'>Параметры
|
Контрольно-оценочная деятельность ученика
|
Контрольно-оценочная
деятельность учителя
|
Контроль
|
Оценка
|
Контроль
|
Оценка
|
Содержание (объекты и способы)
|
Выполнение работы
(успеваю ли я выполнить необходимый объем заданий)
Выполнение задания по образцу (алгоритму), контроль отдельных операций, входящий в состав действия
Соответствие своих (чужих) действий условиям и требованиям задачи
Столкновение с новой задачей
|
готовность (возможности) предъявить учебные достижения
могу (не могу решить) прогностическая оценка
не возможность решения задачи
из-за нехватки способа
оценка действий других детей
| -
операциональный состав способа действия
-
выполнение самостоятельной работы учащихся
-
уровни освоения содержательных линий в предмете
-
уровни освоения способов (средств)
и консультаций;
-
Способы и формы сотрудничества
|
Как освоен детьми операциональный состав действий
Что выбирает и сколько
Где находится ребенок на линии
На каком уровне решает задачи
С какими вопросами приходит
Как взаимодействует с другими людьми, удерживает задачу
Стартовые возможности детей
|
Место в образовательном процессе
|
|
По итогам самостоятельной работы;
по итогам изучения темы
|
- в ходе решения учебной задачи (конструирования способа);
- по итогам самостоятельной работы учащихся (презентация
по предъявлению результатов);
- в начале и в конце учебного года;
- по итогам решения учебной задачи;
- при индивидуальной работе с учащимися
|
|
Параметры
|
Контрольно-оценочная деятельность ученика
|
Контрольно-оценочная
деятельность учителя
|
Контроль
|
Оценка
|
Контроль
|
Оценка
|
Функции (назначение)
|
|
заявить свою позиции,
заявить о себе;
дать возможность учителю оказать помощь ученику
|
диагностика;
коррекция, прежде всего своих педагогических действий;
определение результатов за определенный отрезок времени
|
|
Формы и их проявление
|
|
Портфолио
(папка-дневник);
Оценочные листы
|
|
Оценочные листы
|
Виды (типы) действий
|
|
|
тестово-диагностическая работа;
тематическая проверочная работа;
урок-презентация;
диагностическая проверочная работа;
проектные задачи;
урок;
мастерская и консультация;
|
Освоил /не освоил (+ -)
Количество (что выбирает) и качество (как выполняет)
Оценивается в баллах по критериям (%)
Оценивается (%) выполнение
Заданий на каждом уровне
Содержательная оценка вопросов и проблем
Содержательная
характеристика
|
Отображение (фиксация) результатов обучения (учения)
|
|
«умные» вопросы;
групповая презентация, тетрадь открытий
|
|
Экспертные карты
+ -
%
Достижения, трудности, рекомендации
|
Приемы и средства
|
Задания-ловушки
|
|
|
|
Основные педагогические условия для разворачивания
контрольно-оценочной деятельности учащихся
1. Безотметочная система оценивания как основа изменения учебной мотивации и построения контрольно-оценочной самостоятельности.
2. Деятельностный подход в организации образовательного пространства.
3. Организация разных форм совместности детей.
4. Поисково-исследовательский тип предметного содержания.
5. Особые «ритмы» в организации образовательного пространства.
6. Ориентация на методы учения, а НЕ на методы обучения учащихся.
Литература:
-
Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»
-
Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»
-
Воронцов А.Б. «Педагогическая технология контроля и оценки»
-
Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. «Учебная деятельность»
-
Воронцов А.Б.и др. «Проектные задачи в начальной школе»: пособие для учителя (Серия «Стандарты второго поколения»)
-
Цукерман Г.А. «Оценка без отметки»
-
Цукерман Г.А. «Оценочная самостоятельность как цель школьного образования»
-
Цукерман Г.А., Гинзбург Д.В. «Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?»
Поделитесь с Вашими друзьями: |