Участник конференции: Маштакова Елена Николаевна фио



Скачать 70,13 Kb.
Дата20.04.2016
Размер70,13 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
Участник конференции: Маштакова

Елена Николаевна



ФИО: Маштакова Е.Н.

Город: Константиновск, Ростовской обл.

Место работы и специальность: ГОУ СПО КПК, к.п.н., преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла.

Электронная почта: mash-elena@ yandex.ru

Приглашаю к обсуждению: Научно-исследовательская работа как одна из приоритетных форм формирования методологической культуры выпускника СПО

Безусловным требованием подготовки будущего педагога является не только вооружение знаниями учебных дисциплин, развитие его профессиональных качеств, но и формирование умений анализировать педагогический процесс, поиска и планирования новых подходов к обучению и воспитанию учащихся, развитие его творческих способностей.

Педагогический колледж призван формировать личность будущего педагога-исследователя, прививать вкус к исследованиям в педагогической деятельности, учить студента планировать свои действия с позиций исследовательского подхода. Научно-исследовательская работа является одной из приоритетных форм развития методологической культуры будущего специалиста, становления готовности к профессионально-педагогической деятельности учащегося - студента, воспитания у него творческой инициативы, потребности и навыков непрерывного самообразования, самосозидания, самоутверждения, творческой самореализации.

В соответствии с деятельностью основной общеобразовательной школы (структурного подразделения) ГОУ СПО КПК как ресурсного центра в учебный план введен элективный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность», который знакомит учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружает их методами познания и формирует познавательную самостоятельность. Реализация программы курса способствует развитию исследовательских умений и навыков, прививает школьникам интерес к исследованию, позволяет включать школьников в исследовательскую деятельность по педагогическому профилю, способствуя реализации и совершенствованию личностных смыслов в выборе собственной профессионально-педагогической траектории.

Содержание исследовательской деятельности в основной общеобразовательной школе (структурном подразделении) ГОУ СПО КПК предполагает участие в фольклорных экспедициях, выполнение индивидуальных исследовательских заданий, микроисследования по естественным и гуманитарным наукам и т.д. Главная цель данного подхода – активизировать процесс обучения, придать ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Важное место в контексте научно-исследовательской деятельности мы отводим проектной деятельности учащихся, как во внеклассной работе, так и на уроке. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется по определенной схеме, начиная с чёткого обоснования выбора темы проекта и заканчивая его практическим воплощением. Целью работы над проектом является формирование навыков познавательной деятельности; работа с информацией; формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени; формирование коммуникативных умений; развитие творчества и рефлексии. Темы проектов выбираются учащимися в зависимости от их интересов. Например, темы проектов учащихся в 2008-2009 учебном году демонстрируют ярко выраженную профессионально-педагогическую направленность их интересов: «Ветер перемен» (проект об истории Константиновского педучилища), «Школа XXI века», «Волшебная сила творчества учителя» и пр. Проведенное нами исследование показало, что проектная деятельность учащихся дает конкретные результаты: способствует становлению индивидуальной позиции; развивает способность к рефлексии; развивает творчество; усиливает направленность на овладение ценностями непрерывного профессионального образования, на самоопределение и саморазвитие и т.д.

О степени осознанности выбора направления исследовательской деятельности, ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют приведенные ниже ответы учащихся основной общеобразовательной школы (структурного подразделения) ГОУ СПО КПК на вопросы анкеты «Что значит в моей жизни научно-исследовательская деятельность».

Анализ выполнения анкеты «Что значит в моей жизни научно-исследовательская деятельность».


Ответы учащихся

% отвечающих

Научно-исследовательская деятельность помогает мне сориентироваться в дальнейшей жизни

52%

Научно-исследовательская деятельность повлияет на выбор профессии

54%

Научно-исследовательская деятельность дает возможность общаться с интересными людьми

(13%)

В процессе исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать

(43%)

Анализ ответов старшеклассников позволяет утверждать о влиянии научно-исследовательской деятельности на формирование рефлексии, творческой направленности, самореализации и т.д.

С учетом этих результатов в условиях ГОУ СПО КПК следует рассматривать научно-исследовательскую деятельность студентов педколледжа, моделируя ее содержание на основе принципа непрерывности. Тогда исследовательская деятельность студентов педколледжа включает углубление и совершенствование исследовательских умений и навыков, сформированных в основной общеобразовательной школе (структурном подразделении) ГОУ СПО КПК; обучение навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной исследовательской деятельности; освоение современных методов научного познания, сочетание творческого и научного подхода при выполнении исследовательской работы и организации собственной профессионально-педагогической деятельности в ходе педпрактики и т.д.

Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов ГОУ СПО КПК является повышение уровня методологической культуры выпускника СПО.

Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:



  • осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду; профессиональному, деловому сотрудничеству с различными структурами;

  • создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;

  • формирование и развитие у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу; способности быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования;

Основными наиболее действенными организационными формами научно-исследовательской работы студентов в ГОУ СПО КПК являются:

  • включение элементов НИР в учебные занятия;

  • курсовые и выпускные квалификационные работы с исследовательскими разделами;

  • подготовка научного реферата на заданную тему;

  • студенческие научные кружки;

  • участие студентов в студенческих научных семинарах, конференциях, симпозиумах, олимпиадах по дисциплинам и т.д.;

  • деятельность в педагогической мастерской.

Комплексная система научно-исследовательской работы студентов должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно. Например, на 1-м и 2-м курсах целью и основным содержанием всей работы должно быть формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления. Здесь может быть полезна реферативная работа и научные исследования в рамках студенческих научных кружков и СНО. На 3-м курсе, в ходе общепрофессиональной и специальной подготовки, выполнения самостоятельных исследований и заданий творческого характера, происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств, проведения исследований и обработки результатов. На 3-м и, особенно, на 4-м и 5-м курсах дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие, творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, умения самостоятельно принимать и реализовать решения, использование полученных знаний на практике должны происходить, главным образом, в процессе кружковой работы студентов и их участия в процессе исследовательской деятельности в педагогической мастерской.

Тематика кружковой работы моделируется по принципу усложнения, на основе формирования у студентов потребности в выборе более сложных заданий и проблем исследования. Так же, как и в основной общеобразовательной школе (структурном подразделении) ГОУ СПО КПК, творческая проблемная группа включает студентов разных курсов, что позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их деятельности. Взаимодействие в группе помогает каждому студенту развивать творческие способности, необходимые для личностного и профессионального роста, углублять уровень профессиональной и личностной рефлексии и т.д.

Участие студентов в процессе исследовательской деятельности в педагогической мастерской предполагает введение элементов научно-педагогических исследований в содержание индивидуальных самостоятельных заданий, что способствует развитию у будущих специалистов научно – теоретической компетентности; способности к творческой импровизации, профессиональной рефлексии; познавательных интересов; логического мышления, умения «видеть» проблему в любой сфере деятельности и искать научные способы ее решения и т.д.

Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, реферата, сообщением на заседании кружка, конференции, написанием курсовой, дипломной работы и т.д.

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности студентов в ГОУ СПО КПК направлена, в конечном счете, на формирование педагога исследователя, педагога, обладающего самостоятельным и критическим мышлением.

Литература



2. Ярошенко Н.Г., Гунявина Н.Л., Васильева С.В. Тенденции развития среднего педагогического образования // Среднее педагогическое образование: состояние, перспективы развития / Под ред. П.Ф. Анисимова. Москва, 2001.
Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница