Тема Ведение в экономику



Скачать 242,89 Kb.
Дата24.04.2016
Размер242,89 Kb.

Экономическая теория САФ Заочно-дистанционная

форма обучения



Тема 1. Ведение в экономику

В данной теме Вы должны уметь следующее:

1. Дать определение экономики и объяснить проблему дефицитности ресурсов.

2. Дать определение и привести пример выбора по предельным характеристикам.

3. Построить PPF и объяснить принципы, лежа­щие в ее основе.

4. Установить влияние возрастающих альтерна­тивных издержек на форму PPF.

5. Объяснить концепции свободного рынка и командной экономики и указать, как в них реша­ются основные экономические вопросы.

6. Описать, каким образом невидимая рука мо­жет создавать согласованное общество.

7. Объяснить, почему в большинстве стран до­минирует смешанная экономика, а не одна из двух абсолютно противоположных экономик.

8. Привести пример позитивных и норматив­ных экономических утверждений.

9. Установить различие между микро- и макро­экономикой и привести два примера вопросов, ко­торые они решают.

10. Дать определение принципа выбора по пре­дельным характеристикам и привести пример,
Начиная изучать экономику, вы отправляетесь в увлекательное путешествие. В теме описана центральна проблема, с которой сталки­вается каждое общество: человеческие потребности практически неограниченны, в то время как име­ющиеся в наличии ресурсы для их удовлетворения не безграничны, поэтому проблема состоит в рас­пределении ресурсов таким образом, чтобы удовле­творить как можно большее число потребностей. В связи с этой главной проблемой экономики каж­дое общество должно найти ответ на три вопроса:

"Какие товары и услуги и в каком количестве должны производиться с нашими ограниченными ресурсами?", "Как их производить?”, "Для кого они производятся?" Экономика изучает то, каким об­разом общество решает эти "что", "как" и "для ко­го" с учетом ограниченности ресурсов. Экономику называют мрачной наукой в связи с проблемой ог­раниченности наших ресурсов и необходимостью их распределения среди множества конкурентных направлений использования.

Существует важное экономическое понятие — граница производственных возможностей (РРF). Она показывает, что для общества существует пре­дел производства товаров и услуг при заданных ре­сурсах и знаниях и что большее количество одного товара может быть произведено только за счет других товаров. Другими словами, когда общество выбирает, какие товары и услуги следует произво­дить, это приводит к альтернативным издержкам. PPF показывает, что при производстве товаров и услуг возникают компромиссные ситуации1 и об­щество должно выбирать, в какой точке этой гра­ницы2 ему следует находиться. Когда этот выбор сделан, общество начинает отвечать на вопросычто и как .

Общество может решать эти основополагаю­щие вопросы по-разному. Один путь пролегает че­рез рынки и цены. В свободный рынок правитель­ство не вмешивается. Каждый покупатель и прода­вец старается добиться максимальной для себя вы­годы, и это приводит к лучшей реализации инте­ресов общества в целом. Командная экономика — другой способ, с помощью которого общество пы­тается реализовать свои интересы, но в этой систе­ме вопросы "что", "как" и "для кого" решает пра­вительство. В большинстве стран существует сме­шанная экономика, при которой государство и рынок взаимодействуют, решая главную проблему экономики.

При изучении темы 1 обратите особое вни­мание на то, какую роль играют модели в эконо­мическом анализе. Экономисты часто создают мо­дели упрощенной, нереальной экономики, которой не существует на самом деле, а затем приходят к выводам или утверждениям относительно реально­го мира. Мы можем идти от такой упрощенной, нереальной модели к реальному миру потому, что общие принципы, заложенные в простых моделях, применимы к более сложному окружающему нас миру. Таким образом, на протяжении всей книги вы будете наблюдать, используют модели для объ­яснения экономических явлений реального мира. Постоянно помните о той роли, которую играет моделирование в изучении экономики.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГЛАВЫ

1. Экономику называли, а иногда называют и се­годня мрачной наукой.

Экономика является мрачной наукой лишь в том смысле, что существует дефицит ресурсов и мы можем произвести большее количество одного товара, если согласимся отказаться от других товаров. Как правило, делая выбор, мы вынуждены идти на компромисс.

Экономика является наукой тогда, когда экономисты имеют дело с позитивной эко­номикой и ведут себя так же, как ученые других областей науки. В этом случае уче­ный должен давать объективные, научные объяснения функционирования экономики. Когда экономист объективным путем уста­навливает экономический факт, он делает это с позиций позитивной экономики и ве­дет себя как беспристрастный ученый. Ут­верждения и рекомендации в отношении экономической системы, основанные на субъективных оценочных суждениях, харак­терны для нормативной экономики, которая порождает наиболее заметные разногласия между экономистами.

Федеральный государственный бюд­жет США начала 80-х гг. является при­мером позитивного и нормативного эко­номического анализа. В этот период в США было принято решение о перерас­пределении значительной части дефицит­ных ресурсов для усиления национальной безопасности с уменьшением при этом доли расходов на другие правительствен­ные программы. При анализе результатов наращивания оборонного потенциала ис­пользовалась позитивная экономика. Ког­да приводились различные доводы в поль­зу или против такого увеличения расхо­дов на оборону, вызывающего бюджет­ный дефицит, применялась нормативная экономика.

Другой пример позитивной и норма­тивной экономики связан с дискуссией по поводу занятости молодежи и уровня зарплаты. Многие экономисты согласны с тем, что закон о минимуме зарплаты на­носит ущерб некоторым слоям общества, особенно молодым необученным рабочим. Президент Рейган предложил ввести аль­тернативный уровень минимальной зар­платы, для того чтобы заинтересовать предприятия в найме низкоквалифициро­ванных рабочих, которые не могут найти себе работу с установленным минимумом зарплаты. По этому предложению прези­дента работодателям было разрешено на­нимать на летний период молодых рабо­чих за более низкую зарплату. Позитив­ная экономика определяла, сколько новых рабочих мест возникло бы благодаря та­кой альтернативной оплате труда молоде­жи. Нормативная экономика решала воп­рос о том, следовало ли вообще прини­мать подобное предложение.

2. PPF для данной экономической системы иллю­стрирует как концепцию дефицита ресурсов, так и проблему выбора: что и как должно про­изводиться. Если предположить, что могут про­изводиться только два товара при заданных ог­раниченных ресурсах и знаниях, то PPF пока­жет для каждого объема выпуска одного това­ра максимальное количество другого товара, которое может быть произведено. PPF являет­ся экономической моделью.

Моделирование помогает экономисту упорядочить мыслительный процесс. Работая с простыми моделями, экономисты стремят­ся раскрыть и изучить общие принципы, применимые к более сложным экономиче­ским проблемам реального мира.

PPF показывает, что если экономическая система функционирует таким образом, что ее ресурсы полностью используются и жела­тельно производить большее количество од­ного товара, то это можно сделать только за счет уменьшения производства какого-то другого товара. Это альтернативная стои­мость повышения производства одного вида товара. Альтернативная стоимость любого товара определяется тем количеством друго­го товара, от которого надо отказаться, что­бы выпустить данный товар. Альтернативная стоимость возникает вследствие того, что для получения большего количества одного товара надо забрать часть ресурсов из про­изводства другого товара, а значит, умень­шить его выпуск. В экономической модели системы, производящей только два товара, наличие альтернативной стоимости вызыва­ет падение PPF (отрицательный угловой ко­эффициент кривой). По мере того как ре­сурсы продолжают переводиться из произ­водства одного товара в производство друго­го, эффективность дополнительных ресурсов падает и альтернативная стоимость одного товара за счет другого повышается. Другими словами, если общество намерено произве­сти дополнительное количество единиц од­ного товара, оно должно пойти на то, чтобы пожертвовать большим количеством другого товара на каждую дополнительно произво­димую единицу. Возрастание альтернатив­ной стоимости характеризуется выпуклой PPF.

Когда приходится делать альтернативный выбор, лучше всего оценивать издержки и выгоды того или иного варианта при пре­дельных значениях характеристик. Принцип выбора на основе предельных характеристик требует, чтобы анализировались только те параметры, которые могут измениться в ре­зультате конкретного действия.

Повышение спроса на все или некоторые факторы производства, совершенствование методов производства, повышение произво­дительности труда рабочих и оборудования или рост уровня знаний приводят к повы­шению объема выпуска товаров и услуг, ко­торые может производить данная экономи­ческая система. Увеличение производствен­ных возможностей общества отодвигает его PPF от осей координат. Мы говорим в таких случаях, что имеет место экономический рост. Важной характеристикой экономиче­ского роста и такого сдвига PPF является следующее: для того чтобы иметь большее количество всех товаров в будущем, мы должны сегодня потреблять меньше, по крайней мере, некоторые из них.

Любая точка на PPF характеризует эффе­ктивность производства потому, что общест­во обеспечивает максимальный выпуск при заданных ресурсах и методах производства. Любая точка, лежащая ниже PPF, отражает неэффективность производства, так как при имеющихся ресурсах может быть произве­дено большее количество одного товара без уменьшения выпуска другого товара. Когда распределение ресурсов эффективно, обще­ство не может производить большее количе­ство одного товара без снижения производ­ства и потребления другого товара. Общест­во не может выйти за пределы PPF из-за ог­раниченности своих ресурсов.

3. PPF не может быть использована для разреше­ния фундаментальных вопросов "что", "как" и "для кого", которые приходится решать каждо­му обществу.

Покупатели и продавцы товаров и услуг взаимодействуют на рынке. Рынок — это место, где домашние хозяйства принимают решения относительно потребления товаров и услуг, фирмы определяют, что и как про­изводить, а рабочие решают, как много и на кого работать. Так как рынки реагируют на цены и товаров, и ресурсов, они распределя­ют ресурсы на производство товаров, необ­ходимых обществу.

Степень, с которой рынки используются для решения основных экономических воп­росов, варьирует от общества к обществу. Крайние случаи — экономика без рынков или экономика, опирающаяся только на рынки.

В командной экономике все решения относительно того, что будет производиться, как и для кого, принимает госу­дарство, а затем оно сообщает предпри­ятиям и рабочим о принятых им реше­ниях.

Рынок, в деятельность которого госу­дарство не вмешивается, называется свободным Согласно концепции невидимой руки, в то время как люди преследуют собственные цели, обеспечиваются инте­ресы других людей и общества в целом. При этом нет необходимости в централь­ном управлении со стороны государства, так как рынок сам отвечает на основные экономические вопросы. Совершенно свободные рынки с людьми и фирмами, реализующими собственные ин­тересы, и абсолютная командная экономика, подавляющая личные и экономические сво­боды, являются примерами двух противоположных подходов общества к решению ос­новных экономических вопросов. Такие крайности, однако, не встречаются в реаль­ной жизни. В большинстве стран существует смешанная экономика. В смешанной эконо­мике и государство, и частный сектор взаимодействуют, решая вопросы что”, как и "для кого". Степень вмешательства государ­ства в экономику, индустриальных стран различна. В США большинство экономистов одобряют свободный рынок, хотя многие все еще видят области экономики, где вме­шательство государства могло бы служить интересам общества.

4. Фундаментальные принципы, на которых осно­ван любой экономический анализ, относятся как к микроэкономике, так и к макроэконо­мике. Микроэкономика изучает поведение от­дельных экономических агентов, отдельные рынки и отрасли. В микроэкономическом ана­лизе основное внимание уделяется относитель­ным ценам на товары.

Макроэкономика изучает функционирова­ние экономики в целом. Специалист в области макроэкономики будет анализировать измене­ния общего уровня цен, рост национального выпуска, уровень безработицы и т.п. Специали­сты как в микро-, так и в макроэкономике пользуются своим специальным языком, для того чтобы облегчить общение друг с другом.

Ключевые термины и определения

Подберите каждому термину его правильное опре­деление или высказывание о нем.



  1. ________Общество, в котором государство принимает все ре­шения относительно производ­ства и потребления.

а) Макроэконо­мика.


  1. _______Вопросы, на которые должно отвечать любое общест­во независимо от его экономи­ческой или политической стру­ктуры.

б) Компромисс.



  1. _____________Поскольку все ресурсы имеют альтернативное направление использования, то для того, чтобы получить один товар, необходимо отказаться от производства другого товара.

с) PPF.


УПРАЖНЕНИЯ

  1. В табл. 1-1 представлены данные, характеризу­ющие PPF воображаемой экономической системы. Предполагается, что данная экономика производит только два вида товаров: фильмы и бифштексы. Кроме того, считается, что все ресурсы полностью заняты в производстве обоих товаров. Данная таб­лица показывает шесть альтернативных вариантов выпуска товаров.

Табл. 1-1

Возможность

Товар

A

B

C

D

E

F

Фильмы


0

1

2

3

4

5

а) Табл. 1-1 показывает то, что экономика (может/должна) ___________ производить и что она может быть охарактеризована как (пози­тивная/нормативная) _________ экономика.

6) Для того чтобы выпустить первый фильм, общество должно отказаться от _______ еди­ниц бифштексов.

в) Когда общество решает производить боль­ше фильмов, оно должно делать (больше/меньше) бифштексов на каждый дополнительно выпущен­ный фильм. Это происходит из-за того, что, когда ресурсы переводятся из производства ______ в производство _______, альтернативная стои­мость фильмов за счет бифштексов (повышает­ся/понижается) __________.

г) Общество (может/не может) ________ производить 14 бифштексов и три фильма.

д) Каждый раз, когда производится дополни­тельный фильм, общество лишается определенного числа бифштексов. В табл. 1-2 заполните столбец, озаглавленный "ценность фильмов, выраженная в бифштексах", вставляя число бифштексов, от кото­рых следует отказаться, для того чтобы выпустить еще один фильм.

2. Ниже приводятся шесть утверждений, кото­рые могут представлять интерес для экономиста. Перед каждым утверждением отметьте, каким оно является — позитивным (П) или нормативным (Н).

а) ___ Работники санитарной службы в Сан-Франциско имеют среднее жалованье 20 000 долл. в год.

б)___Ремесленники в районе Аппалачей США являются лучшими в стране.

в) ___ Среднее жалованье работников сани­тарной службы Сан-Франциско слишком высоко.

г) ___ В августе 1987 г. цена золота снова повысилась до 400 долл. за унцию.

д)___ В 1924 г. стоимость товаров, произве­денных в США, составила 85 млрд. долл.

е) ___ Так как рыночная система способст­вует несправедливому распределению доходов, то следует от нее отказаться и заменить ее экономи­ческим планированием.

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

1. Центральная проблема экономики состоит в том, что производственные ресурсы _________, тогда как человеческие потребности фактически.

2. Цена галлона бензина, число рабочих, наня­тых фирмой, и удовлетворение, полученное поку­пателем от съеденного гамбургера, являются при­мерами того, что изучается в (микро/макро) ___ _______ экономике.

3. Экономика — это наука о том, как общество решает ____, _____ и ______ производить.

4. Если вы выбираете из двух альтернатив по предельным результатам каждой из них, то вы (могли бы/не могли бы) _________ учесть об­щий результат каждой альтернативы.

5. В командной экономике ______ планирует производство и распределение, тогда как в рыноч­ной экономике эти решения принимаются ____________________, когда каждый из них стремится реализовать свои собственные интересы.


ВОПРОСЫ С ОТВЕТАМИ "ДА-НЕТ"

1.___ Сказать о том, что уровень инфляции со­ставляет 6,2% в год, значит высказать позитивное утверждение о макроэкономическом понятии.

2. ___ Экономическая модель используется для описания и упрощения сложных экономических взаимоотношений, для того чтобы аналитики мог­ли лучше понять функционирование данной эко­номической системы.

3. ___ Разницу между зарплатой физиков и школьных учителей, вероятнее всего, будет изучать специалист в области макроэкономики.

4. ___ Любая точка на PPF является эффектив­ной, так как она показывает максимальный объем товара, который может произвести общество при заданных ресурсах.

5. ___ Когда общество определило свои произ­водственные возможности в рыночной системе, экономистам предстоит решить, где и какие това­ры следует производить.



АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

(выберите правильный ответ)

1. PPF является убывающей кривой, так как:

а) если общество желает произвести еще од­ну единицу товара, оно должно отказаться от уве­личения производства другого товара;

б) эффективность дополнительно привлекае­мых ресурсов снижается по мере увеличения их притока в данную отрасль промышленности;

в) ресурсы не обладают полной взаимозаме­няемостью;

г) она показывает, что, чем больше произво­дится одного товара, тем выше становится его сто­имость, выраженная в других товарах;

д) верно все предыдущее.

2. Экономику можно определить как:

а) науку о биржевом рынке;

6) науку о том, как общество решает вопро­сы "что", "как" и "для кого" производить;

в) науку о том, как государство влияет на деятельность рынка;

г) науку о том, как улучшить личное финан­совое положение.

3. PPF характеризует все нижеследующее, за ис­ключением:

а) цены товаров и услуг;

б) необходимости выбора;

в) проблемы дефицитности;

г) альтернативной стоимости.

4. Альтернативная стоимость еще одного произ­веденного автомобиля определяется как:

а) цена автомобиля;

б) наиболее эффективный способ производ­ства автомобиля;

в) количество всех других товаров, от кото­рых необходимо отказаться, для того чтобы произ­вести еще один автомобиль;

г) прибыль, которую получает производи­тель автомобилей.

5. Что из нижеследующего неверно в отноше­нии экономической модели? Экономическая мо­дель:

а) отражает основные экономические прин­ципы;

6) может объяснить, как функционирует ре­альная экономика;

в) часто основывается на упрощенных пред­положениях;

г) является идеальным отображением слож­ной экономической действительности.
ПРИЛОЖЕНИЕ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГРАФИКОВ

В данной теме Вы должны уметь следующее:

1. Дать определение графического анализа и рас­сказать, как графики используются в экономике.

2. Представить данные в графическом виде.

3. Дать определение и привести примеры поло­жительной и отрицательной зависимости между двумя переменными и изобразить графически ка­ждую из них.

4. Вычислять и объяснять значение углового ко­эффициента прямой линии.

5. Описать различие между эмпирическим и тео­ретическим графиками.

6. Объяснить, как определяется угловой коэффи­циент кривой.

7. Показать, что две линии с разными угловыми коэффициентами могут иметь одинаковую крутиз­ну.


Для некоторых из вас материал, представленный в приложении к теме 1, покажется "старым знако­мым", но для многих он будет новым и неизвест­ным. В нем вы познакомитесь с графическим оформлением данных и информации. Графики ши­роко применяются в экономике, как и во многих других областях науки, и они позволяют наглядно изобразить то, на объяснение чего могли бы уйти целые страницы. При работе с приложением по­старайтесь выполнить все упражнения и овладеть "инструментами" графического представления фак­тов и связей между экономическими переменны­ми. Вы будете пользоваться графическим анализом на протяжении всего курса изучения как микро-, так и макроэкономических принципов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. График — это всего лишь изображение зависи­мости между двумя или более переменными; графики помогают наглядно представить, ка­кая между переменными существует зависи­мость.

Существует два основных типа графиков: эмпирический и теоретический. Эмпириче­ский график представляет фактические дан­ные. Теоретические графики описывают функционирование воображаемых экономи­ческих систем для раскрытия или выработ­ки основных экономических принципов.

2. Для того чтобы построить график зависимости между двумя переменными, необходимо выра­зить ее уравнением. Графику будет соответст­вовать множество пар чисел (точки), где одна из переменных в каждой паре принимает оп­ределенное значение в зависимости от значе­ния другой переменной. Иными словами, каж­дой точке графика соответствует определенная пара чисел, рассчитанная на основе математи­ческого выражения или уравнения, которое изображается этим графиком. Графики строят­ся на плоскости в прямоугольной системе ко­ординат. Каждая из осей (вертикальная и го­ризонтальная) соответствует одной из пере­менных, входящих в уравнение. В точке пере­сечения осей значения обеих переменных рав­ны нулю; это начало координат.

3. Графиком линейной зависимости является прямая линия. Для построения графика линей­ной зависимости необходимо знать свободный член уравнения (точка пересечения графика с вертикальной осью) и его угловой коэффици­ент (показывающий, как сильно изменяется значение одной переменной с изменением другой переменной на единицу измерения). Если уравнение имеет вид Y =f/(X) = а + bХ, то это линейное уравнение. Здесь a— свобод­ный член (значение, которое V принимает при Х=0), а b угловой коэффициент (с увеличе­нием Х на единицу V увеличивается на b еди­ниц). В выражении Y = а + bХ значение, кото­рое принимает Y, зависит от значения X, и ка­ждое другое значение Х будет приводить к из­менению значения Y. При этом мы будем по­лучать пары чисел для переменных, которые нужно изобразить графически.

Угловой коэффициент и крутизна пря­мой не обязательно означают одно и то же. Они взаимосвязаны только при постоянном масштабе осей. Может быть так, что один линейный график станет круче другого, хотя они имеют равные угловые коэффициенты (при изменении масштаба). Угловой коэффициент может быть поло­жительным или отрицательным. Когда он принимает отрицательное значение, говорят, что переменные связаны между собой отри­цательно (обратная, или обратно пропорци­ональная, зависимость). Это означает, что с увеличением значения одной из переменных (в предыдущем примере это X) значение другой переменной уменьшается. График обратной зависимости будет убывающим. Положительная (прямая, или прямо про­порциональная) зависимость между двумя переменными означает, что увеличение од­ной из переменных приводит к увеличению другой. График прямой зависимости являет­ся возрастающим.

Не каждая экономическая зависимость может быть графически изображена прямой линией;

На самом деле большинство из них нелиней­ны. угловой коэффициент нелинейной зависи­мости изменяется; он может быть положи­тельным, отрицательным или равным нулю. Для того чтобы найти угловой коэффициент нелинейного графика в данной точке, необхо­димо провести линию, касательную к графику в этой точке. угловой коэффициент нелиней­ной зависимости в данной точке равен углово­му коэффициенту касательной к графику в этой точке.


КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Подберите каждому термину его правильное опре­деление или высказывание о нем.



1. _____ В графическое пред­ставлении это число показыва­ет, как изменяется Y с измене­нием Х на единицу.

а) Отрицатель­ная зависи­мость.

2. ___ Точка пересечения осей координат; обе перемен­ные в этой

точке принимают значение, равное нулю



б) Эмпириче­ский график.

10. ___ График, угловой ко­эффициент которого не являет­ся постоянным, показывает, что переменные Х и Y изменяются; часто используется в экономи­ческом анализе.



к) Теоретиче­ский график.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Постройте график для следующих уравнений, придавая Х значения О, 1, 2, 3, 4 и 5. Пользуйтесь разграфленной бумагой.



а) Y=5+2Х 6) Y= 5-2Х

б) Уравнение "а" описывает (положитель­ную/отрицательную) ______ зависимость между У и X, где свободный член равен —, а угловой ко­эффициент _____; уравнение "б" описывает (по­ложительную/отрицательную) _______ зависи­мость между У и Х со свободным членом, равным ___, и угловым коэффициентом ______.

2. Предположим, что вы занимаетесь бизнесом и продаете книги В табл. 1-3 показаны количество проданных книги и ваша выручка от каждой продажи.



Количество проданных книг

Общая выручка, руб.

0

0






2222

а) В EXCEL постройте график зависимости между числом проданных книг и общей выручкой (общий доход) для каждой продажи. Обозначьте вертикальную ось "общая выручка, долл.", а горизонтальную — "количество проданных книг".

б) После того как вы построили график по точкам, вы увидели, что между двумя переменны­ми существует (линейная/нелинейная) _______зависимость. Для значений от 0 до 8 кривая имеет (положительный/отрицательный) ______ угло­вой коэффициент, но для значений больше 9 угло­вой коэффициент (положительный/отрицатель­ный) ______. угловой коэффициент графика ра­вен нулю где-то между _______ и _______.

3. На разграфленном листе постройте следующие графики (кривые должны быть максимально плав­ными).



Y

X

Y

X

-1,5

1

7,5

1

-1,5


9

7,5

9

в) По вашим графикам видно, что кривая а имеет нулевой угловой коэффициент, когда Х ра­вен ____, а кривая б имеет нулевой угловой ко­эффициент, когда Х равен ____. Для того чтобы определить угловой коэффициент каждой кривой в некоторой точке, необходимо провести ______

к кривой в данной точке.

ВОПРОСЫ С ОТВЕТАМИ "ДА-НЕТ"


1. ___ Y = f(X) означает, что между перемен­ными существует зависимость в виде уравнения.

2. ___ Если между Х и Y существует положи­тельная зависимость, то с возрастанием Х возраста­ет У.

3. ___ Уравнение Y = 10—5Х означает отрица­тельную зависимость между Х и Y; свободный член этой зависимости равен 10, а угловой коэффици­ент равен —5.

4. ___ Одним из преимуществ использования графиков в экономике является то, что они сразу показывают, что и как надо производить.

5. ___ Использование теоретических графиков в экономическом анализе выгодно, несмотря на то, что, даже если они не говорят нам о том, что про­исходит, они позволяют нам понять функциониро­вание экономических систем в реальном мире.

6. ___ Практически во всех случаях крутизна кривой означает то же самое, что и ее угловой ко­эффициент.

7. ___ Когда график линейной зависимости ме­жду переменными Х и Y пересекает вертикальную ось, У имеет положительное значение даже в том случае, если Х=0.

8. ___ Если вы решили графически изобразить зависимость между двумя переменными, первое, что вы должны сделать, это провести вертикаль­ную и горизонтальную оси.

9. ___ Когда угловой коэффициент нелинейной функции равен нулю, значения Y могут возрастать или убывать с возрастанием значений X.

10. ___ Интерпретировать и анализировать ли­нейную зависимость труднее, чем нелинейную.


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ


(выберите правильный ответ)

1. Какое из следующих утверждений является верным:

а) если между Х и Y существует положитель­ная зависимость, то возрастание Х приводит к убыванию Y;

6) если между Х и Y существует отрицатель­ная зависимость, то убывание Х приводит к убыва­нию Y;

в) если между Х и Y существует положитель­ная зависимость, то кривая этой зависимости бу­дет отклонена вверх и вправо;

г) если между Х и Y существует обратная за­висимость, то кривая этой зависимости будет убы­вающей.

2. Когда кривая нелинейной зависимости имеет нулевой угловой коэффициент, то:

а) значение Y является наименьшим, или точ­кой минимума;

6) значение Y может быть как наименьшим, так и наибольшим в этой точке;

в) значение Y является наибольшим, или точ­кой максимума;

г) значение Х является наибольшим, или точ­кой максимума.

3. Допустим, вам даны следующие пары чисел, которые представляют две точки а и б на линей­ном графике: Х=10, Y=30 и Х=15, Y=45. угловой коэффициент этой линейной зависимости равен:



а) 5; 6) 1; в) 4; г) 3.

4. Если зависимость между переменными Х и Y нелинейная, то ее график:

а) в разных точках будет иметь различные уг­ловые коэффициенты;

б) показывает постоянное возрастание или убывание Y для каждого изменения Х на единицY;

в) отклонен вверх и вправо;

г) горизонтальная линия.

5. Допустим, что между переменными Х и Y су­ществует отрицательная зависимость. Мы знаем, что если Х увеличивается на единицу, то:

а) Y будет возрастать больше чем на единицу;

6) Y будет уменьшаться, но мы не можем точно сказать, насколько;

в) Y будет возрастать меньше чем на единицу;

г) Y может и возрастать, и убывать — в зави­симости от величины изменения X.

ТЕПЕРЬ ВЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. Дать определение графического анализа и рас­сказать, как графики используются в экономике.

2. Представить данные в графическом виде.

3. Дать определение и привести примеры поло­жительной и отрицательной зависимости между двумя переменными и изобразить графически ка­ждую из них.

4. Вычислять и объяснять значение углового ко­эффициента прямой линии.

5. Описать различие между эмпирическим и тео­ретическим графиками.

6. Объяснить, как определяется угловой коэффи­циент кривой.

7. Показать, что две линии с разными угловыми коэффициентами могут иметь одинаковую крутиз­ну.



1 Подразумевается альтернативный выбор

2 Имеется в виду точка на кривой, изображающей РРF

Тема 1. Меркулов А.С.



Каталог: distance -> merkulov
distance -> 2 развитие высших психических процессов 6
distance -> Топчий М. В. – Зоопсихология и сравнительная психология
distance -> Тема 2: Универсальные учебные действия: понятие, виды, алгоритм их формирования. Цель
distance -> Лекция Профилактика суицидального поведения детей и подростков
distance -> Тема: Системно-деятельностный подход в обучении методологическая основа фгос. Компетенции: виды, уровни. Особенности их формирования при реализации фгос. Цель
distance -> Представление о личности в социологии Личность одно из центральных понятий в социологии. Оно играет важную роль в «строительстве»
distance -> Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию, 2002
distance -> Теории власти в политической философии
distance -> Виды информации
merkulov -> Экономика неопределенности, спекуляции и страхования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница