Тема Сущность и понятие права



Скачать 264,85 Kb.
Дата28.04.2016
Размер264,85 Kb.

Теория государства и права. Тема 7. Сущность и понятие права


Тема 7. Сущность и понятие права.

    1. Соционормативная система общества

    2. Сущность права. Современное понимание права. Объективное и субъективное в праве.

    3. Функции и ценность права.

    4. Принципы права.

    5. Медиация как способ урегулирования конфликтов

    6. Теории происхождения права




    1. Соционормативная система общества

Поведение человека в обществе регулируется особыми общественными правилами, которые ученые назвали социальными нормами. Они помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей, а потому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусматривая ответственность в отношении нарушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения людей выражаются в определенной, понятной для большинства форме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закреплялись в устной и письменной речи.

У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые стали в скором времени передаваться из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции.

Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также осуществлялось неодинаково. Например, рукопожатие как обычай приветствовать друг друга зародилось еще в период античности. Так, воин протягивал руку тому, к кому он был настроен доброжелательно, демонстрируя, что не вооружен. В бассейне реки Конго сложился обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться, становились прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивая их перед собой. Проживающие в Новой Зеландии, здороваясь, терлись носами. В Индии обменивались поклонами, складывая руки на груди ладонями вверх. У племен, живущих на берегах озера Танганьика, встречающиеся хлопали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменивались рукопожатием.

До возникновения государства не было четкого различия норм, регулирующих отношения людей с высшими силами, друг с другом и с природой. Регулировал отношения людей обычай, в котором все эти нормы выступали в нераздельном единстве. С появлением государства обособляются нормы права, морали и религии.

Рассмотрим некоторые из социальных норм чуть подробнее. С самых давних времен человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В известных фольклорных произведениях сопоставлялись герои, поведение которых основывалось на разных нормах ценностей: один — плохой (жадный, злой, эгоистичный), а другой — хороший (добрый, отзывчивый). Вспомним любую сказку: ленивая дочка злой мачехи и добрая трудолюбивая падчерица, эгоистичный старший сын и отзывчивый младший и т. д. Практически все произведения заканчивались тем, что победу одерживает хороший герой, — значит, наши предки были твердо уверены в том, что силы добра восторжествуют. Таким образом, фольклор помогал воспитывать у людей потребность в хорошем поведении. Правила, регулирующие поведение людей в обществе и сформировавшиеся на основе уважаемых всеми ценностей, критерием для которых служат представления о добре и зле, называются моральными. Не всегда и не в каждом коллективе моральные нормы одинаковы. Так, в период войны убийство может рассматриваться как проявление героизма, а в мирное время такое поведение будет осуждаться.

Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, организовать дело. А потому все правила взаимоотношений людей основаны на критерии прибыльности.

Социальными регуляторами нашего поведения стали и семейные нормы — правила взаимоотношений в семье. Они могут очень отличаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, о прислушиваться к мнению родителей. В других выработались нормы грубого отношения к друг другу, невнимание к детям, отсутствие семейных традиций.



Политические нормы создаются на основе правил взаимоотношений людей в политике. Им следуют лидеры и члены политических партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организации могут создаваться свои уставы, где прописаны права и обязанности их членов. Выполнение этих правил строго обязательно.

Корпоративные нормы, правила общественных организаций важны для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач. Например, общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения походов, рыбной ловли и пр. А его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания. То есть это правила поведения, издаваемые организациями или сложившиеся в организациях и распространяющиеся на их членов.

На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные правила, которые учили состраданию, доброте, супружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а относиться нужно к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди: не убий, не укради, возлюби ближнего своего и т. д. формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие. Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей, которая выглядела как санкция за неправедный образ жизни.

Воплощение религиозных норм часто сопровождается совершением каких-либо обрядов. Их называют нормами ритуалов. Ритуалы могут иметь место и в других областях жизни человека.

С давних времен человек стремился удовлетворить не только самые простые свои потребности — есть, пить, одеваться, чтобы не замерзнуть, но старался быть эстетически привлекательным, окружая себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к прекрасному, возникала культура одежды, жилья, принятия пищи, отношений друг с другом. И в современном мире немалую роль в общественном поведении играют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в нормах этикета. Давно доказано, что отступления от правил культуры поведения ведут к нарушениям отношений между людьми. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В средние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли разобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого». Складываются и особые правила поведения в общественных местах. Например, в суд следует являться вовремя, держаться корректно. Свидетель не имеет права пререкаться с противной стороной, его показания должны быть изложены спокойным тоном. Вежливость играет важную роль в разрешении любого дела.

Кроме перечисленных в систему социальных норм входят нормы права — правила поведения, санкционированные или установленные и охраняемые государством. Они отличаются от других социальных норм формальной определенностью (записаны в качестве общеобязательных для всех, кто оказался в сфере их действия), наличием юридической ответственности за их неисполнение. Нормы права регулируют такие отношения людей, которые представляют собой особенное в системе взаимосвязей людей в обществе наряду с единичным (моралью) и всеобщим (политикой). С нашей точки зрения, именно это определяет их отличие от других регуляторов социальной жизни и те требования, которые к ним предъявляются.

Трудно рассмотреть все правила, сложившиеся в обществе и регулирующие поведение человека. Их слишком много, и каждое из них может изменяться в зависимости от той общности людей, в которой оно существует. Нормы, регулирующие различные отношения в обществе, с момента образования государства разделились, но они продолжали оказывать влияние друг на друга на протяжении всей истории человечества. Источником всех социальных норм считают одинаковые для всех общественные отношения. Различаются же социальные нормы по происхождению, по форме выражения, по сфере действия, по степени детализации, по способу обеспечения, по тенденции развития.

В учебнике В. В.Лазарева и С. В.Липеня приводятся следующие различия указанных социальных норм.

По происхождению. Нормы права издаются государственными органами. Корпоративные нормы вырабатываются соответствующими организациями. Нормы нравственности и обычаи возникают постепенно в процессе развития общества.

По форме выражения. Нормы права фиксируются в официально издаваемых органами государства нормативных актах. Это свойство принято называть формальной определенностью права. Иные социальные нормы этим свойством не обладают. Они либо существуют в сознании людей, либо могут быть записаны в различных источниках, не имеющих официального характера.

По сфере действия. Нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся в пределах территории государства. Обычаи и корпоративные нормы имеют локальный характер, т.е. распространяются на относительно узкий круг лиц (род, племя, члены организации), а не на определенную территорию.

По степени детализации. Нормы права как правила поведения в конкретной ситуации отличаются достаточно большой степенью подробностей. Нормы же морали не содержат строгих и детализированных правил, а являются общими принципами, которым стараются следовать люди в своем поведении.

По способу обеспечения. Все социальные нормы в своей массе соблюдаются и исполняются добровольно, под влиянием сознательности и внутренней убежденности людей. Но за нормами права в случае их неисполнения стоит возможность государственного принуждения. Внешние гарантии соблюдения иных социальных норм в большинстве случаев — сила общественного мнения, возможность применения мер общественного воздействия.

По тенденции развития. Устаревшие нормы права легко заменить на новые, издав соответствующий нормативный акт. Обычаи и нормы морали более консервативны, складываются не сразу и быстро не исчезают.


    1. Сущность права. Современное понимание права.

Объективное и субъективное в праве.

На протяжении многих веков не утихали споры ученых по вопросу определения сущности и формулировки понятия «право». Однако до сих пор не существует единого и признанного всеми определения этому слову. Лингвисты обратили внимание на его однокоренное сочетание с такими словами, как «правда», «справедливость», «правильный». Таким образом стало очевидно, что формирование понятия «право» осуществлялось при активном влиянии представлений людей о справедливости, правильности в жизни.



На базе многочисленных концепций о праве ученые предложили ввести в науку новую конструкцию — «правопонимание». Ею обозначили мыслительную деятельность человека, связанную с познанием, оцениванием и отношением к праву. На протяжении многих веков существования права люди по-разному формулировали свое отношение к нему и его понимание. Субъектом правопонимания может выступать простой человек, не подготовленный к специальному восприятию юридической информации, или профессиональный юрист, понимание права которого отличается более глубоким проникновением в сущность предлагаемых для анализа юридических конструкций. К настоящему времени в мировой и отечественной юриспруденции сложились многочисленные концепции понимания права.

Нормативистская теория. Ее автором считают австрийского ученого Г. Кельзена (1881-1973), который обосновал концепцию «чистого учения о праве». Уже эти слова свидетельствуют о том, что Кельзен поддерживал идею «чистоты» права, показывая, что оно не должно быть связано с различными институтами общества. Под правом Кельзен понимал систему иерархических норм, которые содержатся в договорах, судебных решениях, законах. Обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. В праве содержатся предписания о необходимости соблюдать установленный порядок вне зависимости от желания людей. Государство производно от права. Право — это совокупность норм, обеспеченных принудительной силой, значит, государство появилось благодаря этому свойству права. Государство Кельзен выводит из права, считая, что оно воплощает правопорядок.

Социологическая теория. Во второй половине XIX в. во многих европейских государствах изменяется экономическая и политическая ситуация, а устаревшие действующие нормы права были неспособны разрешать возникающие противоречия. В практике стали руководствоваться не законом, а представлениями о справедливом и несправедливом. Многие юристы того времени, разочаровавшись в законе, стали ассоциировать право с реальной жизнью. Таким образом, правом признавали решения судьи или специально уполномоченного на то должностного лица. Такой подход в понимании права позволял учесть интересы людей и потребности общества в целом. Право представляло собой совокупность норм, созданных самим обществом для своего же блага, а потому следовать его установкам оказывалось удобнее и выгоднее. Такое понимание права отрицало его нормативность, четкость. Судья мог вынести неверное решение, а представления о справедливости бывают разными у людей даже в рамках одного общества.

Психологическая теория права была развита в трудах многих ученых, в том числе и JI. Петражицкого (1867-1931), который подчеркивал, что право следует искать в психике людей. Каждый человек, по мнению автора, испытывает определенные эмоции, которые оказывают влияние на его поведение. В действительности следует признать, что право не существует вне взаимосвязи с психологией общества, людей, которые в нем живут. Законы, издаваемые в стране без учета психологии людей, способны вызвать отторжение и не будут исполняться. Это может привести к социальным потрясениям общества.

Естественно-правовая теория зародилась в глубокой древности. Ее сторонники (Сократ, Платон) утверждали, что право представляет собой совокупность норм, которые исходят от природы, высшего разума и существуют независимо от людей. Они изначально даны каждому при рождении, и их невозможно отменять или изменять. Они отражают высшую справедливость природы, а потому их следует исполнять. Предположим, от природы даровано каждому право на жизнь, и живущие на земле не вправе решать вопрос об ограничении или отмене такого права.

Определение и понимание права на сегодняшний день является одной из ключевых проблем юриспруденции. Среди ученых нет единства в понимании права. В отечественной юридической науке в последние десятилетия сложилось два подхода к определению права. Их принято называть «узким» и «широким» пониманием права.



«Узкое» понимание права предполагает, что нормы права содержатся только в нормативных актах, которые издаются государственными органами. Правоприменительная практика не должна выходить за пределы официального писаного права. «Узкое» понимание права дает следующее его определение: «Право — это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе» (В. В.Лазарев, С. В.Липень). Из этого определения вытекают следующие признаки права.

  1. Право состоит из норм — правил поведения, регулирующих общественные отношения.

  2. Право состоит из дозволений, запретов, обязываний.

  3. Право имеет общий характер. Оно регулирует не конкретную ситуацию, а распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве.

  4. Право характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

  5. Право — это не просто совокупность норм, а определенная их система.

  6. Право устанавливается государственными органами.

  7. Право обязательно для исполнения теми гражданами, организациями или органами государства, которым оно адресовано.

  8. Реализация права гарантирована государством.

  9. Право — система формально определенных норм, содержание которых выражено в тексте нормативного акта.

Второй подход понимает право более широко, как меру свободы личности. Он вытекает из практических требований к праву. «Широкое» понимание права считает источниками права наряду с официальным нормативным актом также судебный и административный прецедент. Оно формулируется следующим образом: «Правоэто регулятивная система, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необходимого развития» (В. В.Лазарев, С. В.Липень).

В современной науке по-прежнему продолжаются споры о сущности права, однако многие юристы склонны считать, что право — это система регулирования общественных отношений, которая выражена в определенной форме (источниках права), представляет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с государством и за нарушение которой предусмотрена юридическая ответственность. Право рассматривают в субъективном смысле как возможность совершать определенные поступки и в объективном смысле как совокупность общеобязательных правил поведения, которые закреплены в источниках права. Право носит волевой характер и связано с сознанием людей, а потому оно может изменяться. Оно обеспечивает порядок в обществе, регулирует взаимоотношения людей, живущих в нем, поддерживает стабильность и благополучие. Современные юристы считают, что содержание права в большой степени создается обществом, а государство лишь придает ему определенную форму, гарантируя его соблюдение и защиту.



В последние годы в России разрабатывается теория социального государства. Дальнейшая разработка категории «сущность права» в Российской Федерации связана с практическими задачами построения социального государства, с возможностями права в решении проблем переходного периода. В связи с этим приобретает немаловажное значение изучение наследия Г. В. Ф. Гегеля. Гегель исследовал право в развитии. По его учению, право — это развитие идеи свободы. Гегель пришел к выводу, что свобода в обществе может быть достигнута только при том условии, что люди осознают свою взаимозависимость. Сущность права по Гегелю — это волевое отношение людей, т. е. отношение сознательного ограничения своих интересов в пользу другого человека. Право призвано гарантировать достойный уровень жизни каждому, обеспечивать в обществе социальную справедливость. Нормы права, законы должны приниматься с учетом того, что в обществе есть люди, которые не могут самостоятельно обеспечить себе достойное существование и нуждаются в помощи других людей.

Делая вывод, можно сказать, что сущность права состоит в его социальном назначении — в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом (В. В. Лазарев, С. В.Липень).


    1. Функции и ценность права.

Сущность права конкретизируется в его функциях, которые представлены на схеме.

Функции права





Социальная функция

Юридическая функция





Политическая

Охранительная

Регулятивная




Воспитательная




Регулятивно-статистическая

Регулятивно-динамическая



Экономическая

Благодаря осуществлению своих юридических функций право может влиять на все сферы жизни общества. Регулятивная функция является наиболее важной юридической функцией права. С помощью этой функции координируются социальные взаимосвязи, устанавливаются позитивные правила поведения в обществе. Регулятивно-статистическая функция устанавливает запреты, предписания воздерживаться от посягательства на определенные общественные отношения, вести себя пассивно. Регулятивно-динамическая — обязывает совершать определенные активные действия. Благодаря регулятивно-статистической функции закрепляются определенные общественные отношения, благодаря регулятивно-динамической — обеспечивается развитие соответствующих общественных отношений. Охранительная функция права — это направление правового воздействия, нацеленное на охрану общественных отношений, урегулированных правом. Эти функции более подробно будут рассмотрены в других темах.

В Российской Федерации право выполняет также следующие основные социальные функции.



Политическая функция права главным образом проявляется в действии права на государство как на определяющий элемент в политической структуре общества. Она проявляется в том, что:

  • право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, с отдельной личностью. Граждане воздействуют на государство с помощью права;

  • право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;

  • посредством права определяются границы деятельности государства, обозначающие пределы вмешательства в частную жизнь граждан;

  • право закрепляет специфические интересы наций и народностей, т.е. воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями;

  • правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением;

  • право является основным средством легитимизации государственного принуждения, определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Отказ от использования государством права имеет экономические, политические и нравственные последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

В Российской Федерации в период строительства правового государства, перехода к рыночному регулированию экономики экономическая функция права приобретает особенное значение. В Конституции Российской Федерации 1993 г. законодательно закреплено право гражданина на частную собственность, на предпринимательскую деятельность. В рамках законодательства предприниматель свободен в выборе сферы предпринимательской деятельности. Неурегулированность правом предпринимательской деятельности может привести к ряду серьезных отрицательных последствий: к экологическим катастрофам, к криминализации экономических отношений, к экономическим кризисам, которые могут привести к социальным потрясениям. В процессе правотворческой деятельности и в ходе реализации права государство осуществляет свой контроль в сфере экономики. К прямому контролю относятся финансовый, экологический, санитарный, пожарный контроль, контроль за мерой весов и денежной единицей, контроль за качеством продукции. Косвенно государство осуществляет контроль в экономической сфере с помощью льгот, налогов и ценовой политики, регулирования занятости населения, профессиональной подготовки, влияния на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.



Воспитательная функция права заключается, во-первых, в формировании правовой культуры, в ликвидации правового нигилизма представителей власти, в создании условий, в которых невозможны злоупотребление правом, пренебрежение правами граждан. Во-вторых, право определяет меры юридической ответственности. Установление законных мер юридической ответственности является профилактикой отступления от нее со стороны тех, кто способен на совершение правонарушений. Тем самым оно способствует повышению общего уровня культуры в обществе.


    1. Принципы права.

У права существуют определенные принципы, то есть основополагающие идеи, на которых базируется та или иная правовая система. В них отражается понимание сущности права.

Выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права. К ним относятся:

  • справедливость;

  • юридическое равенство граждан перед законом и судом;

  • гуманизм;

  • демократизм;

  • единство прав и обязанностей;

  • федерализм;

  • законность;

  • сочетание убеждения и принуждения и др.

Принцип справедливости наиболее важный для права. Слово «юстиция» в переводе с латинского языка означает справедливость. Этот принцип предполагает соответствие между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием.

Принцип юридического равенства граждан перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции Российской Федерации: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения... 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Принцип гуманизма сформулирован в Конституции и законах, в которых закреплены права и свободы человека и гражданина, запрещены различные деяния, посягающие на человеческое достоинство.

Принцип демократизма означает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы.

Принцип единства прав и обязанностей означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав.

Принцип федерализма присущ только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах, и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства.

Принцип законности означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно.

Принцип сочетания убеждения и принуждения в праве присущ различным социальным регуляторам. Главная задача законодателя — найти оптимальное сочетание мер убеждения и принуждения.

К межотраслевым принципам относятся те, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относятся:

  • принцип неотвратимости ответственности;

  • принцип состязательности и гласности судопроизводства;

  • принцип равенства сторон.

К отраслевым принципам относятся те, которые действуют только в рамках одной отрасли права:

  • принцип всеобщности защиты гражданских прав (гражданское право);

  • презумпция невиновности (уголовное право);

  • свобода труда (трудовое право).




    1. Медиация как способ урегулирования конфликтов

Следует заметить, что разрешение противоречий в обществе может осуществляться не только с помощью права. На сегодняшний день общеизвестно, что решение многих конфликтов принудительным путем, даже с помощью силы права, может надолго затягиваться, стоить недешево и приводить к стрессам и нервным потрясениям сторон, не случайно в теории права появилась конструкция «стоимость права». Будет гораздо удобнее для каждого попытаться изначально предотвратить конфликт, а возникшее противоречие решить мирным путем. Для этой цели используют правила медиации, которые распространены во многих государствах мира. Медиация позволяет решать проблему с помощью посредника, не заинтересованного в решении вопроса в пользу только одной какой-то стороны.

Медиатор должен быть нейтрален при решении проблемы и не показывать свои симпатии в пользу кого-то. Он не знакомится с ситуацией заранее. Решать противоречие с участием посредника стороны должны добровольно. На первом этапе происходит слушание сторон. Каждый из конфликтующих объясняет свою позицию. Медиатор при этом может выписать на листке интересы каждой стороны, чтобы затем попытаться обозначить их общие интересы и примирить. При выступлении сторон применяется так называемый прием активного слушания. При этом медиатор как бы перебивает рассказчиков, подчеркивая для каждой стороны, что произошедший конфликт вовсе не специально инициирован оппонентом, не был преднамеренно направлен на то, чтобы причинить боль, навредить другому. Все произошло волею обстоятельств. Подчеркивание этой информации позволит снизить напряженность эмоциональной ненависти сторон.

На втором этапе осуществляется прояснение интересов сторон. Медиатор может задавать вопросы типа «А зачем...».

На третьем этапе формулируется повестка дня. Медиатор объявляет, ради чего стороны приглашены и что будет сейчас решаться.

На четвертом этапе предлагается всем присутствующим в течение двух минут высказать варианты их предложений по разрешению конфликта. Каждый может вносить любые предложения, которые медиатор фиксирует на бумаге.

На пятом этапе осуществляется выбор тех предложений, которые оказываются самыми реальными. И наконец, стороны договариваются, как и когда будет происходить исполнение решения.

Итак, решение любого противоречия, которое возникает между людьми в обществе, возможно решать с помощью силы, учета взаимных интересов или же права, которое аккумулирует в себе представления людей о справедливом и несправедливом, правильном и неправильном и помогает создавать организованную жизнь.

В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года.

Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определяется сфера применения — урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров. При этом процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, по делам о несостоятельности (банкротстве).

Профессионалами в процедуре медиации принято считать лиц, которые достигли возраста 25 лет, имеющих диплом о высшем образовании и документ, подтверждающий прохождение курса обучения медиаторов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. № 969 г. Москва „О программе подготовки медиаторов“ программа данного курса обучения должна быть обязательно утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. Принятый впоследствии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. № 187 г. Москва «Об утверждении программы подготовки медиаторов» раскрывает понятие, содержание и структуру образовательной программы по подготовке медиаторов, а также перечисляет модули, учебный план, необходимое количество часов, сроки и этапы проведения итоговой аттестации.




    1. Теории происхождения права

Вопрос о том, как именно возникло право, на самом деле остается до сих пор дискуссионным в науке.

Долгое время на Западе популярной была так называемая теория примирения. Ее суть заключалась в том, что возникновение права объяснялось необходимостью прекратить конфликты между родами. Действительно, конфликты между людьми, объединенными в рамках различных родов и племен, стали часто повторяться (кто-то хотел отвоевать большую и лучшую территорию, кто-то пытался отомстить за прошлые дела и пр.). Такие взаимоотношения завершались, как правило, военными столкновениями, от них гибло много людей, что было невыгодно каждой стороне. Постепенно люди научились, по мнению английского ученого Г. Бермана и шведского исследователя Э. Аннерса, заключать договоры о примирении. Именно на их основе и стало создаваться примирительное право. Их правила постепенно становились обязательными для всех типичных ситуаций, в которых могли оказаться в последующем люди.

Первоначально не существовало детальных регламентаций поведения людей, не разграничивались и виды поступков человека. Однако постепенно правила примирения стали дифференцироваться. Нормы стали совершенствоваться, а затем и передаваться из поколения в поколения, закрепляясь в письменной форме. Следует заметить, что такая теория основана на многочисленных исторических фактах.

Долгое время универсальным средством, которое использовали люди для разрешения конфликтов, была кровная месть. Она истребляла человечество, и действительно, следовало искать более выгодные для каждого варианты решения противоречий родов. Однако, по мнению других исследователей, человек использует право не только, чтобы решать конфликт. Оно нужно ему и для того, чтобы созидать, предотвращать опасные поступки. Значит, со по мнению сторонников регулятивной теории, право необходимо, чтобы урегулировать общественную жизнь. Такие подходы распространились в странах азиатского региона. Считается, что на процесс формирования подобных идей большое влияние оказали климатические условия, в которых проживали люди, особая роль государства в этой части мира. Чтобы поддержать единый порядок для всей страны, нужно право, — так считали сторонники подобного объяснения зарождения права. Данная теория основывается на многочисленных исторических фактах, по многим вопросам древние люди умели договариваться и делали это весьма удачно. Предотвращать опасные поступки удавалось за счет санкций, которые устанавливались именно посредством правовых предписаний.

Весьма распространенным еще в эпоху древности был теологический подход. Однако его концептуальное обоснование было достаточно подробно представлено в XIII в. в трудах известного философа Ф. Аквинского. Согласно его позиции, право создано Богом, для того чтобы урегулировать взаимоотношения людей. В рамках именно такой теории были глубоко продуманы взаимосвязи права и морали, справедливости. Теория требовала веры в сверхъественные силы, которые способны управлять миром.

Теория естественного права была разработана в глубокой древности в трудах Конфуция, Аристотеля, Цицерона и др. Естественное право, согласно данной теории, присуще человеку от рождения, а потому на земле нельзя пренебрегать теми правами, которые дарованы людям природой. Такая позиция защищала интересы личности и доказывала важность соблюдения прав человека.

Основателями марксистской теории считают известных ученых К. Маркса и Ф. Энгельса. Они доказывали, что история человечества есть история классовой борьбы. Господствующий класс, захватив власть, возводит свою волю в закон, и право необходимо ему, чтобы подавить выступления недовольных, угнетенных. Однако следует заметить, что в праве выражается общая воля всех людей, живущих в обществе, и не только экономические факторы создали основу для зарождения права в обществе.

Т. В. Кашанина выдвинула интересную теорию правовой специализации, согласно которой право нацелено в первую очередь на защиту индивидуальных, а не общественных интересов. Средством обеспечения индивидуальных интересов является установление прав. Именно интересы управомоченного стоят на первом месте в правоотношении. Главная цель права — согласовать интересы людей, обеспечить сотрудничество между ними.


Источники:

  1. М.В. Гриценко Теория государства и права : учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования / М.В.Гриценко, Н.И. Летушева. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.

  2. Певцова Е.А. Теория государства и права. Учебно-практическое пособие к курсу «Теория государства и права» для студентов колледжей / Е.А.Певцова, А.Г.Важенин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 523 с.

  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Омега-Л, 2012. – 608 с.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница