Тема 2.3. Организация системы управления в правоохранительных органах.
Кадры в управлении органов внутренних дел. Кадровая политика МВД.
-
Организация работ с кадрами органов внутренних дел.
-
Социально-психологические аспекты работы с кадрами органов внутренних дел.
-
С ущность кадровой политики МВД.
Управленческие кадры - это люди, деятельностью которых реализуется управление, осуществляется целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую.
Кадровая политика является рычагом, посредством которого государство, а также общественные организации воздействуют на ход общественного развития, обеспечивают реализацию целей, задач и функций управления.
Особое значение при этом имеет личность руководителя. Руководитель направляет деятельность подразделения, обеспечивает эффективность его функционирования, в глазах общественности и других организаций олицетворяет авторитет данного органа внутренних дел. Руководитель должен обладать способностями к воспитанию и склонностью к управленческой деятельности не только подчиненных, но и окружающих его лиц. Способность к руководству людьми – качество, в основном, приобретаемое в ходе практической деятельности. Предпосылки к успешному руководству закладываются в процессе накопления социального опыта и углубления профессиональных знаний. Средством углубления этих знаний является изучение руководителями науки управления, психологии и педагогики.
Организаторские способности руководителя включают в себя умение вовремя провести анализ и синтез информации для осмысления проблемы, выявить изменения условий, выработать и принять управленческое решение, организовать его исполнение, учитывая способности подчиненных, предусматривая контроль и учет выполненной работы. Авторитет руководителя включает в себя его деловые качества (знание дела), стиль мышления и поведения, его индивидуальность, уровень общей культуры, ценность ориентации. Авторитет руководителя невозможен без творческого стиля мышления, самостоятельности поступков и манеры поведения.
Особенно ценится подчиненными способность руководителя взять на себя ответственность за действие своих подчиненных и умение отстоять интересы своего подразделения перед вышестоящим руководством. Общая культура руководителя проявляется чаще всего в его устной и письменной речи. Грубость, несдержанность в обращении с подчиненными роняет не только авторитет руководителя, но и порождает конфликтные ситуации в подразделении органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел, оказывая управляющее воздействие на правонарушителей, должны проводить одновременно воспитательную работу с гражданами. При всем этом необходимо помнить, что надо культурно бороться за соблюдение законности. Поэтому нетерпимы проявления грубого, бездумного и высокомерного отношения представителей власти к гражданам, даже если они и нарушают общественный порядок.
Основных группы требований к кадрам органов внутренних дел:
-
личные качества: коммуникабельность, мужество, честность, дисциплинированность, принципиальность, авторитетность и др.;
-
деловые качества: знание своего дела, наличие специального образования по занимаемой должности, опыта практической работы, организаторские способности и др.;
-
специальные профессиональные качества: владение специальными знаниями, навыками, умениями по своей специальности и т. д.
Необходимым условием научно-обоснованной работы с кадрами является классификация кадров:
-
профессиональной принадлежности, то есть все лица отнесены к той или иной профессии или специальности;
-
объективным признакам личности (поп, возраст, образование, национальность, стаж и др.);
-
должностному положению (руководители, специалисты, вспомогательный персонал);
-
п равовому положению в системе управления, основным критерием которого является наличие у работника властных полномочий, занятости в том или ином структурном подразделении системы управления.
Социально-психологические аспекты управления в целях обеспечения эффективного руководства должны рассматривать и учитывать психологические закономерности групповой деятельности людей.
Коллектив, группа, масса являются социально-психологическими образованиями, которым присущи свои психические процессы и состояния.
Для коллектива сотрудников вполне естественны взаимоотношения, сближающие людей и усиливающие единство их действий или наоборот, могут проявляться тенденции, ведущие к ухудшению взаимоотношений.
Эти отношения могут базироваться на основе симпатий и антипатий, общих интересов, вкусов, наклонностей, а такие возрастных признаков и как бы жестоко не были регламентированы служебные отношения, личностные мотивы так или иначе дают о себе знать.
Типы взаимоотношений можно квалифицировать по ряду признаков:
-
По социальной роли, которую выполняю люди в системе управления: начальники и подчиненные, старшие по служебному положению и младшие, равные по служебному положению.
-
По социометрическому статусу (престижу): неформальные лидеры друг с другом, формальные и неформальные лидеры среди сотрудников, пользующихся наибольшим уважением и членов коллектива, пользующихся наименьшим престижем.
-
По половозрастным признакам (среди сверстников, разновозрастных людей, представителей одного пола и разных полов).
-
По взаимности отношений друг к другу: взаимовыбирающие (когда люди идут навстречу друг другу), взаимоотвергающие неадекватные (когда один из партнеров не отвечает взаимностью), безразличные.
-
По мотивам, побуждающим установить отношения: политические (проистекающие из глубокого понимания заслуг данного человека), деловые, по общности интересов и т.д.
На формирование социально-психологического климата коллектива оказывают влияние как объективные условия, так и субъективные факторы.
Важное значение для эффективной работы коллектива имеет своевременное разрешение возникших конфликтных ситуаций.
Психологический конфликт представляет собой сложное психическое состояние, в котором осознается противоречие внутренних и внешних условий. Конфликты можно классифицировать по следующим признакам: по содержанию (характеру), по остроте и глубине переживаний, связанных с осознанием противоречий, по длительности времени, в течение которого актуально конфликтное состояние, по социальной значимости поведений, в котором разрешается конфликт (поступком или проступком), по последствиям для личности и коллектива и т.п.
Даже когда конфликтуют два человека, на выяснение причин и преодоление противоречий отвлекаются многие сотрудники.
Конфликты неизбежны, их можно предупредить, если знать их источники, причины и пути профилактики. Одним из важных путей предупреждения конфликтов является подбор качественного личного состава и правильная расстановка кадров при учете совместимости характеров.
Конфликты предупреждаются систематической воспитательной работой с коллективом и личностью, которую проводит руководитель. Ему, как и всему коллективу приходится не только воспитывать, но и перевоспитывать отдельных людей, перестраивать их сознание, искоренять отрицательные привычки предрассудки.
Возникающие конфликты необходимо как можно быстрее и разумнее разрешить, для этого существует два основных пути: педагогический (обеспечивает сохранность коллектива, а вместе с тем его нравственно-психологическое развитие: метод убеждения, применяемый как индивидуально, так и коллективно) и административный (необходим только в крайних случаях, когда при затянувшемся и крайне обострившемся конфликте применяются крайние меры, к которым относится удаление конфликтующего из коллектива или его перевод в состав другого коллектива. Должен быть преодолен с учетом особенностей психического склада личности, объективных данных о сложившейся обстановке).
Кадровая политика - это составная часть общей политики государства, обусловливающая цели, задачи, принципы, характер, направления, формы и методы работы с кадрами, требования к кадрам в конкретных исторических условиях и важнейшее средство осуществления внешней и внутренней политики, экономических, политических и культурных преобразований, укрепления правопорядка.
Целью кадровой политики МВД России является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные перед Министерством, обществом и государством.
В органах внутренних дел кадровая политика осуществляется по следующим направлениям:
- совершенствование управления кадровыми процессами в органах и подразделениях внутренних дел;
- комплектование квалифицированным и компетентным персоналом, повышение эффективности его использования;
- развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- развитие психологической службы органов внутренних дел;
- реформирование системы деятельности по укреплению духовно-нравственных основ службы в органах внутренних дел.
Актуальность и значимость воспитательной работы с личным составом, необходимость ее коренного улучшения в настоящее время вызываются:
1. Снижением уровня морально-психологического состояния личного состава, которое проявляется в росте нарушений дисциплины и законности. Количество сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушение законности, в последние пять лет возросло почти в полтора раза, а за нарушения дисциплины - практически удвоилось. Особое беспокойство вызывают факты совершения сотрудниками тяжких преступлений, в том числе групповых, корыстной направленности. Не единичны случаи предательства интересов службы, злоупотребления служебным положением.
2. Утратой профессионализма и снижением уровня общей культуры сотрудников. Не уменьшается число жалоб и заявлений на их грубость, хамство, невнимательное отношение к гражданам. Нередки случаи оскорбления и унижения людей, обратившихся за помощью в милицию. Ряд сотрудников не умеет вести себя в общественных местах, в общении с гражданами.
3. Падением в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел, доверия населения к их работе. По данным ВНИИ МВД России, в среднем по стране 39% населения не удовлетворены работой органов внутренних Дел и считают, что они не способны обеспечить правопорядок и личную безопасность граждан.
4. Возросшими физическими, моральными и психологическими нагрузками, усилившимся давлением на сотрудников со стороны противоправных элементов. Все это усугубляется политической и экономической нестабильностью в стране, обострением криминогенной обстановки, которые в свою очередь повлекли за собой потери у части сотрудников уверенности в необходимости и полезности их труда, апатию, безразличие к результатам служебной деятельности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |