Тема экономическое содержание категории «цена», этапы трансформации методологии ценообразования



Скачать 242,42 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата23.09.2022
Размер242,42 Kb.
#190084
  1   2   3   4
Связанные:
Тема 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ЦЕНА». ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ



Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ
«ЦЕНА», ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИИ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.

Цена
как
экономическая
категория. Понятие
«ценообразование», «цена»,
«методология ценообразования»,
«механизм ценообразования».
2.

Принципы
ценообразования.
Функции
цен:
балансирующая,
планово-учетная,
распределительная
и
перераспределительная, информационная.
3.

Классификация и виды цен.
4.

Ценовые показатели. Индексы цен и методы их
исчисления.

Вопрос 1. Цена как экономическая категория. Понятие
«ценообразование»,
«цена», «методология ценообразования»,
«механизм ценообразования»
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс и подвержено влиянию множества факторов.
Выбор общего направления ценообразования, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга предприятия. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование предприятия. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в хода переговоров друг с другом. Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую намеревалась подучить, а покупатели - ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов, они сходились на

взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. благодаря возникновению крупных предприятий розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для разной клиентуры и т.д.
Цена – сложная экономическая категория. В ней сфокусированы практически все основные экономические отношения в обществе.
Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредует все товарно- денежные отношения.
Цена представляет собой также денежное выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяют две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (административно- командное).
В условиях командного ценообразования установление цены происходит в сфере производства. Цены устанавливают исходя из затрат на производство или услуги. Часто это делается до начала процесса производства на плановой основе с участием государственных органов. В результате рынок не играет никакой существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.
В условиях рынка ценообразование происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество, конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар и его цена проходят непосредственную проверку рынком, где и формируется окончательная цена товара или услуги.


Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены в условиях рынка устанавливаются собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров.
Государство устанавливает общие подходы и принципы к ценообразованию.
Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
Цены играют важную роль как в экономике в целом, так и в деятельности отдельных предприятий. От уровня цены зависят конечные результаты работы предприятия, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товара или услуги, расчет издержек производства, определение объемов инвестиций.
Методология ценообразования – это совокупность принципов и методов формирования структуры и динамики цен.
Методология едина для всех уровней установления цен.
Основные положения и правила не меняются в зависимости оттого, кто и на какой срок устанавливает цены. Методология является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике конфетной страны.
Методики ценообразования – это составные части методологии, которые объединяют ряд методов формирования цен. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конфетные рекомендации, как ту ли иную стратегию реализовать на практике.
Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции.
Можно выделить три основных теоретических подхода к концепции ценообразования:
1)
классический. Это наиболее известная затратная теория цены (Смит, Рикардо, Маркс и др.). Стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, т.е. стоимость товаре определяется количеством труда, необходимого для производства товара. Рыночная цена в данном случае формируется из средних затрат производителей, выпускающих данный товар.
Количество содержащегося в товаре труда определяет

потребительскую ценность товара, а процесс обмена трансформирует потребительскую стоимость в меновую.
2)
теория предельной полезности (Вальрас, Паретто,
Джевонс, Самуэльсон и др.). Базой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Основной трудностью здесь становится количественное измерение полезности, методы ее учета.
3)
теория спроса и предложения (Маршалл, Кларк, Пигу и др.).
Основой этой теории послужили разработки
Маршалла применительно к условиям свободной конкуренция. Он рассматривал спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы.
Ценовое решение, не соответствующее спросу, ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменениями спроса.
Выделяют пять основных методов ценообразования, которые применяют в зависимости от целей предприятия и его положения на рынке.
1)
договорное ценообразование по принципу “средние издержки + прибыль”;
2)
расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
3)
расчет цены на основе ощущаемой ценности товара;
4)
расчет цены на основе прейскурантов цен;
5)
определение цены посредством конкурентных торгов.

Скачать 242,42 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница