Технология воспитания активного гражданина в процессе изучения исторических дисциплин



Скачать 63,44 Kb.
Дата13.02.2016
Размер63,44 Kb.
Технология воспитания активного гражданина в процессе изучения исторических дисциплин.
Историческое образование можно рассматривать как центральный фактор формирования гражданской позиции старшеклассников и влияния на процесс их социализации. В этом аспекте воспитание активного гражданина средствами исторического образования является одной из приоритетных задач, что отмечалось, в частности, в материалах международных конференций, проводимых при участии Совета Европы.

Гражданская активность наряду с критическим мышлением, толерантностью, навыками разрешения конфликтов, сотрудничества в ближайшем социуме выступает важнейшей характеристикой гражданина современного демократического общества.

Исторические дисциплины воспитывают в личности такие важные качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.

Исторические знания подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в полном противоречий современном мире. В процессе изучения истории ученик оказывается перед необходимостью отвечать на тысячи вопросов “почему”.Чтобы ответить на вопрос “почему”,он должен предложить, основываясь на источниках, многие варианты ответа. Таким образом, изучая историю, ученик постоянно сталкивается с ситуацией сознательного критического выбора. Он учится логически мыслить, прослеживать связь причин и следствий. Он получает представление об альтернативности на основании источников и документов, он часто видит, как мало иногда значит слово, как одним словом могут быть обозначены различные понятия.

Следовательно, на уроках истории ученик может и должен быть поставлен в ситуацию выбора. Он приучается делать этот выбор самостоятельно, осознанно. Примером гражданской активности является участие в выборах. Акт голосования - это гражданское действие, когда гражданин осуществляет свой выбор, и этот выбор должен осуществляться именно самостоятельно, сознательно, не эмоционально, а с просчитыванием всех возможных вариантов дальнейшего развития событий. Вот к такому выбору, сознательному и критическому, и приучает история как школьный предмет.

Следовательно, и организационная сторона образовательного процесса на уроках истории, должна предусматривать такую организацию процесса обучения, в ходе которого ученики могли бы приобретать навыки социально значимых действий. Образовательный процесс должен соответствовать принципам личностно ориентированной педагогики: дискуссии, уроки – конференции, деловые игры, дебаты, решение проблемных задач, моделирование ситуаций и т.п.

Игра помогает ребятам пройти надежную школу социализации, адаптироваться к действительности. В игре создаются различные аспекты современной жизни, и участие в них, пусть даже играючи, повышает функциональную грамотность школьников, их социальную компетентность. Образовательный ее эффект в том, что правила предусматривают активизацию знаний, постоянное игровое (а значит - ненавязчивое!) стимулирование учебы.

Игра дает шанс оценить и проявить деловые качества и личностные достоинства, так как, в ее организации всегда предусматривается наличие так называемого пространства неопределенности, в котором учащийся осознает себя подлинным субъектом познавательной деятельности, где от него самого зависит выбор тех или иных вариантов решения учебной задачи, а также степени и формы личного участия в этом.

Организационные формы, основанные на общении, диалоге, сопоставлении различных точек зрения, восприятие учителя и своих товарищей как равноценных субъектов познавательной деятельности, по сути своей, призваны содействовать формированию уважительного отношения к другому мнению, пониманию важности существования разных подходов, выдвижению гипотез, версий для решения учебной задачи в так называемых группах сотрудничества, восприятию разномыслия внутри группы как положительного фактора. Особенно это актуально для современной методики гражданского образования.
Только целенаправленное, комплексное и постоянное применение подобных образовательных технологий может быть эффективным в воспитании гражданственности учащихся. В этом нас убеждают данные эксперимента по использованию активных форм обучения на уроках истории.

Приведу данные измерения эффективности по параметру – развитие у старшеклассников черт гражданственности: личностных функций эмпатического общения, готовности к сотрудничеству, открытости для другого мнения, сочувствия, понимания, готовность защищать свои права и своих товарищей. Для выявления этих качеств использовался метод наблюдения.

Исследования проводилось в двух параллелях: в одной экспериментальной использовались на уроках истории активные формы обучения, другой (контрольной) –по традиционной методике. Методика измерения выглядит следующим образом.

В экспериментальной параллели в самом начале (10 классы) и в конце(11 классы) курса были проведены занятия, основанные на активном общении: по так называемой технологии “аквариума” (разновидность дискуссии). Суть ее такова: класс делится на две группы (внутренний и внешний круги). В то время как группа во внутреннем круге обсуждает и решает определенную проблему, группа внешнего круга наблюдает и оценивает ход обсуждения по заранее определенным критериям. Темами обсуждения были: “Социальное равенство невозможно?”, “Талант- начало мятежа ?”, “Альтернативы послевоенного развития СССР”.

Критериями оценки являлись :


  • корректность высказываний (язык, четкость, соответствие теме) ;

  • уважительное отношение к говорящему (как слушает, перебивает ли);

  • учет интересов участников (кратко формулирует позицию, дает возможность высказаться другим);

  • выдержка, умение себя вести (не переходит на личности, видит причину конфликта в проблеме или оппоненте);

осознание и реализация своей роли в группе (лидер, идеолог, критик, “бодрила” и пр.).

Другой игровой формой проведения занятий являются уроки-исследования, которые строятся на воображаемой ситуации, возникающей в наши дни. В отличие от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности ее “героя”, который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, научный доклад.

Например, на повторительно - обобщающем уроке по теме “СССР впервые послевоенные годы” ученикам было предложено написать фрагмент школьного учебника. Организовать работу позволили задания, связанные с анализом учебника по истории СССР для десятого класса, впервые изданного в 1950 г. (под редакцией К. В. Базилевича, С. В. Бахрушина, А. М. Панкратовой, А. В. Фукса). У многих учащихся такие учебники оказались в наличии благодаря тому, что были сохранены старшим поколением (дедушками, бабушками). Родственники учащихся, дедушки и бабушки живо откликнулись на обсуждаемую проблему, так как сами являлись современниками того периода. Это позволило расширить рамки поставленных задач на уроке: учащиеся брали интервью у своих родственников и сопоставляли их с данными учебника. Такой метод позволил учащимся прочувствовать основные противоречия исследуемого периода, прикоснуться к тем сторонам жизни людей, которые ныне либо забыты, либо выглядят совершенно иначе.

Например, почти все опрошенные занимались общественной работой, были “охвачены” системой политучебы, выписывали одни и те же газеты, помнят одни и те же политические передачи по радио.

Ученики с интересом отмечали, что респонденты хорошо помнят большое количество политических деятелей этого периода, причем, как отечественных, так и зарубежных. Здесь прослеживается, с одной стороны, их хорошая политическая информированность, а с другой стороны это можно трактовать как чрезмерную политизированность общества в условиях массированной пропаганды.

В процессе интервьюирования и анализа его результатов, ученики понимают, что исторический опыт часто совсем рядом и важно его не упустить. Многие жаловались, что расспросить теперь уже некого,так как дедушки и бабушки умерли.

Таким образом ученики-интервьюеры превращались в исследователей, сотрудниками учителя на уроке, получали навыки научной работы, изучали историю в активной позиции, обретая к ней качественно новый интерес.

Содержательная интерпритация полученных результатов показала, что в эксперементальной параллели достигнут довольно высокий уровень открытости для общения, сотрудничества, взаимопомощи при сохранении уважительного отношения к каждому члену группы, высокий уровень включенности в общешкольные дела. Коллектив в данном случае не давит, не нивилирует личность, а способствует гармоничному взаимодействию.



Умелое проектирование и реализация двух составляющих образовательного процесса- предметно-содержательной и организационной- приводят к формированию у учащихся тех черт, которые позволят быть им полноценными участниками общественной жизни , активными гражданами своего государства.





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница