Техника «Осознавание границ» Данная телесно-ориентированная



Скачать 188,21 Kb.
Pdf просмотр
Дата07.04.2021
Размер188,21 Kb.
#114063


Техника «Осознавание границ»
Данная телесно-ориентированная

техника помимо оздоровительных целей, помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда «земля плывет под ногами» и теряется эмоциональное равновесие и самообладание.
Особенно она необходима людям, чрезмерно волнующимся перед публичными выступлениями (артистам на сцене, ораторам перед трибуной или спортсменам перед выходом на старт).
Упражнение демонстрирует эффект направленности внимания и осознавания на определенные участки – физические границы тела, занимающие важное место во внутренней психологической карте человека и связанные с устойчивым «образом себя» (на языке физиологии именуемым «схемой тела»), влияющим на самооценку и отношения с окружающими. По образному выражению А. Лоуэна, человек «пришвартован» к реальности на обоих концах тела: внизу через контакт с землей, а наверху – через макушку головы. Подобный подход используется в даосских психотехниках, где уделяется обостренное внимание
трем «кончикам тела»
:
темени
– для усиления ощущения восходящих потоков
«энергии» (граница «человек – небо»);
ладоням
– воспроизведение чувства упора в пальцах и ладонях (граница «человек – человек»);
ступням
– усиление ощущения нисходящих потоков
«энергии» (граница «человек – земля»).


Первоначально упражнение выполняется в положении
лежа,
после
предварительной
релаксации
(по
мере
тренированности – в произвольной позе). Внимание и вместе с
ним дыхание направляются на область тела, соответствующую
одной из перечисленных «границ». Внимание удерживается в
заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как
с каждым выдохом дыхание «передается» в выбранные участки
тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, «энергии».
Через 3 – 5 минут переключайте внимание и дыхание на
следующую «граничную» область. После того как будут
пройдены все три «границы» по отдельности, объедините их,
распределяя
внимание
одновременно
на
пять
точек,
соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией
упражнения является направленность внимания на шесть точек,
или два треугольника, соответствующих шестиконечной
звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается,
вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль
позвоночника возникает ощущение «натянутой струны». Затем
представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в
непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь
раздвинуть этот «кокон», упираясь в него в 5 точках: кистями,
стопами, макушкой головы.
В процессе возрастного формирования физического «образа себя», ощущение «границ» (или различение «Я – не-Я») является одним из начальных этапов, связанным с ранним детством.


Поэтому важным моментом для продуктивной работы с
«границами», наряду с концентрацией внимания, является переход в состояние детско-созерцательного восприятия. При выполнении упражнения человек должен стремиться почувствовать себя буквально так, как чувствует себя ребенок, который впервые начинает осознавать собственное тело и окружающий мир.
Еще одним важным моментом данного упражнения является то, что вызываемое в нем чувство отграничения, выделения себя из окружающего мира, несмотря на кажущуюся противоположность, является близким медитативному ощущению всепроникающего единства с миром. Жизненно важным это упражнение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений «надвигающейся потери сознания». Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с «земли».
Распределение
«телесно-направленного» внимания одновременно на большое число объектов, близких к максимальной пропускной способности канала осознаваемого восприятия по Г. Миллеру – 7±2 единицы (Miller G.A., 1956) или превышающих его, вызывает так называемую сенсорную перегрузку и способствует формированию особого состояния сознания. Аналогичным образом влияет на состояние сознания и выравнивание ощущений в удаленных участках левой и правой

половин тела, способствующее достижению баланса активности левого и правого полушарий мозга.
Нужно заметить, что физические, телесные границы человека («внешнее тело», по М.М. Бахтину) представлены в его внутреннем мире («внутреннее тело» по Бахтину, или
«виртуальное тело» по Н.А. Носову) таким образом, что оказываются тесно связанными с его общением с окружающими.
Границы телесных контактов предстают границами эмоциональных контактов, сочувствия и эмоциональной отстраненности, границами замкнутости и общительности, влияния на других и подверженности чужому влиянию, автономности и зависимости, а также разнообразными стереотипами и внутренними ограничениями, через которые человек может перешагнуть в процессе работы над собой. Как показывает опыт телесно-ориентированной психологии, работа с телесными границами приводит к совершенствованию связанных с ними аспектов личности, является важным инструментом личностного роста.

Каталог: sites -> default -> files -> imci images -> univer -> structura -> first%20prorector -> pdf%201
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Скачать 188,21 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница