Техника манипуляции делового общения понятие и цели манипуляции



Скачать 82,94 Kb.
Дата12.02.2016
Размер82,94 Kb.


ТЕХНИКА МАНИПУЛЯЦИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ


1. Понятие и цели манипуляции
Важнейшими для госслужащего качествами являются внимательное и сочувственное отношение к проблемам посетителей, коллег, руководства и готовность оказать им посильную помощь. Однако не всегда, как показывают жизненные ситуации, эти качества в должной мере реализуются. Нередко человек оказывается объектом манипулирования, т. е. скрытого управления его поведением, осуществляемого в целях получения какой-либо выгоды.

Манипуляция как метод воздействия на партнера предполагает побуждение к совершению определенного действия. Это вид духовного, психологического воздействия на человека, группу, общество. Манипуляции имеют скрытый характер воздействия, которое адресатом не осознается, и он считает появившиеся мысли, чувства, решения, действия своими собственными, а не «наведенными» извне. Манипуляция предполагает игру на человеческих потребностях и чувствах, финансовом достатке, власти, славе, служебном продвижении, общении, профессиональной квалификации, известности, враждебном отношении к непохожим на нас и пр.

Некоторые ученые относят манипуляцию к одному из видов теологического воздействия наряду с внушением, убеждением, принуждением и т. п. По шкале нравственности: манипулирование — это безнравственное психологическое воздействие, осуществляя которое человек преследует корыстные цели, неизвестные его собеседнику, т. е. когда, внушая или убеждая, человек преследует корыстные цели, не ставя об этом в известность своего партнера.

Манипуляции — это скрытое управление собеседником, партнером по общению против его воли1. Они могут быть направлены как во вред манипулируемому, так и на пользу ему. Все зависит от морали манипулятора- Если цель манипулятора — получить личную выгоду за счет «жертвы», то аморальность этого очевидна. Тем не менее есть немало ситуаций, когда по каким-то причинам приходится скрывать свою цель и искать обходные пути. Например:

1. Невозможно убедить человека, точнее, доказать ему что-
либо рациональным путем, через аргументацию.

2. Создание ореола руководителя.



  1. Смягчение формы принуждения. Причины могут быть разные. Может быть, не хочется выглядеть непривлекательным в глазах партнера или других людей — ведь принуждение все-таки осуждаемо, может, потому, что для принуждения не хватает сил (если начальник не может приказывать), или же в силу специфики требуемого поведения.

  2. Создание единой направленности желаний на достижение общих целей.

Манипуляции — важный элемент деловых отношений, они могут быть использованы на уровне межличностных контактов. Даже в самых простых жизненных ситуациях общения мы постоянно манипулируем людьми, их отношением к нам, стараемся, чтобы они относились к нам только хорошо. Но в то же время мы вовсе не ставим их об этом в известность. Мы каждый день осуществляем манипулирование, т. е. оказываем психологическое воздействие на человека в обход его сознания с вполне корыстной целью. Это бывает и тогда, когда мы говорим человеку «здравствуйте», и тогда, когда мы говорим ему «спасибо», и тогда, когда улыбаемся хорошему человеку, чтобы ему было хорошо. Есть и более сложные ситуации манипулирования на вполне законной основе. Например, процесс воспитания и все его приемы — фактически сплошное манипулирование2.

Конструктивное использование манипуляций призвано способствовать сохранению и развитию деловых отношений и личности партнеров. Следует при этом иметь в виду, что обратное влияние манипулятивного общения на личность существует в тех случаях, когда в силу его частого употребления, хорошей техники использования и, соответственно, постоянных успехов на этом поприше человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляциям другими людьми (и тогда, когда это нужно, и когда это совершенно неоправданно).

Вместе с тем манипуляции становятся негативными, когда насилие над личностью превышает уровень, диктуемый спецификой работы. Соответственно, коммуникативная культура предполагает умение не только конструктивно использовать манипуляции, но и противостоять им.

Допуская возможность разовой манипуляции в целях избежания затруднительного положения, американский психолог Э. Шостром подчеркнул1, что манипулирование как постоянный основной стиль общения приводит не только к подавлению личности объекта манипулирования, но и к разрушению личности манипулятора, душевные силы которого направлены на управление другими. Им выделены основные причины манипулирования:

1. Желание переложить ответственность с себя на управляемых и контролируемых лиц.


  1. Отсутствие жизненных сил в борьбе с трудностями.

  2. Стремление всем угодить.




  1. Попытка добиться власти за счет своей хитрости над людьми, чьей любви и внимания желают, но не получают.

  2. Взгляд на людей как на врагов, с которыми постоянно надо сражаться.

Иными словами, причины манипуляции — в слабости натуры человека.

Манипуляция — это такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений.

Сила манипулятивного воздействия в том, что оно:

• производится тайно, при этом скрываются как сам факт воздействия, так и его цель;




  • используют психологически уязвимые места человека (черты характера, привычки, стереотипы, желания, готовность соблюдать традиции, недостатки, даже достоинства) — все, что обладает свойством срабатывать автоматически, без сознательного обдумывания;

  • как правило, подкрепляется приемами, повышающими общую податливость к воздействию: загоняют в то или иное эмоциональное состояние, урезают время на обдумывание, лишают возможности выбора, снижают критичность и т. п.

Суть манипулирования состоит в том, чтобы любыми способами завоевать доверие человека, расположить его к себе и обратиться к нему с просьбой или предложением. Собственно манипулятивным здесь является прием скрытого получения дополнительного преимущества — более теплого отношения к себе.

Важной особенностью манипуляции является наличие замаскированного воздействия на конкретного человека в виде «легенды», нацеленной на тот или иной психический автоматизм.

Мастерство воздействия проявляется в том, чтобы в рамках «легенды» поставить человека перед альтернативой: или сделать, или не сделать. Тогда сработает психический автоматизм, проявившийся в том, что в условиях ограниченных временных ресурсов человек пойдет привычным путем.

Манипуляции реализуются по определенным схемам, действующим сходным образом как в деловом, так и в бытовом общении. Для анализа манипуляций используется концепция трансактного анализа. Ее автор, американский психотерапевт Э. Берн, обосновал существование трех эго-позиций, которые он условно назвал — «Родитель», «Взрослый», «Ребенок»3. Он исходил из того, что каждый человек в различных ситуациях ведет себя по-разному, как бы исполняя разные психологические роли, соответствующие его разным внутренним Я, или эго-со-стояниям.

«Родитель» — это наша система жизненных стереотипов, воспринятых еще в детстве или сформировавшихся потом в результате воспитания, система представлений о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. «Родитель» — это область «надо». Тот, кто с удовольствием поучает других, командует, постоянно к чему-то придирается, кому трудно угодить — тот ярко выражает сверхразвитого «Родителя».

«Ребенок» — сфера эмоций, юмора, творчества, чувства собственного достоинства, любви и т. п. Люди со сверхразвитым, неконтролируемым состоянием «Ребенка» капризны, мнительны, очень вспыльчивы, их настроение меняется от крайности до крайности в течение нескольких минут. «Ребенок» — это область «хочу».

«Взрослый» выступает своеобразным балансом между «надо» и «хочу». Это область «возможно, разумно». «Взрослый» — сфера знаний, информации, самостоятельного принятия решений, трезвого анализа. Наиболее взвешенно и бесконфликтно общение проходит, если в нем активно участвует «Взрослый», так как он способен объективно оценивать людей и ситуации, не поддаваясь предрассудкам «Родителя» и иллюзиям «Ребенка».

Когда мы взаимодействуем с кем-либо, нас оценивают все три человека, живущие в партнере. Точно так же оцениваем других и мы.

Наибольших успехов в общении добивается тот, кто умеет расположить к себе «Родителя» собеседника и сделать другом его «Ребенка». Если нарушить привычные «Родителю» собеседника нормы и стереотипы поведения или задеть его «Ребенка», то его отношение станет неприязненным, а в худшем случае враждебным. Обиженный «Ребенок» стремится к мести, с особым удовольствием он это делает тайно. Не случайно главный вывод из теории Э. Берна: «Ради Бога, не бейте Ребенка!»

Таким образом, надо делать подарки «Ребенку» и не дразнить «Родителя» своего собеседника.

Базовые психологические установки личности формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся положительных или отрицательных реакций на окружающих нас людей. Они включают как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия. Возможны четыре вида установок (по Э. Берну) по отношению к себе и окружающим.

Готовясь к общению, человек настраивает себя в соответствии с одной из следующих установок:



  1. Я в плохом положении — а у него все в порядке (роль просителя, психологическая позиция «Ребенка»), Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают как паразиты к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в состоянии депрессии.

  2. У меня все отлично — а у него не все в порядке (роль начальника, психологическая позиция «Родителя»). Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они перекладывают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти виновника среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду.

В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.

  1. У меня все в порядке — у него все в порядке. Возникшие проблемы можно решить. Роль делового человека, психологическая позиция «Взрослого». Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, н силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это победители, они выигрывают.

  2. У меня дела идут плохо — а у него тоже не все в порядке (роль неудачника, психологическая позиция «Ребенка»). Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу, не получая желаемого результата.

Человек обычно использует все перечисленные базовые психологические установки, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства оптимизма, преодолению негативного отношения к окружающим и самому себе.

Бывают ситуации, когда роль просителя единственно возможна. Например, должностное лицо вовсе не обязано пойти нам навстречу. Осознав это, придется принять первую установку, так как просьба будет уместнее, чем разговор на равных или требование.

Вторая установка возможна, если есть право чего-либо требовать от партнера.

Третью установку, как указывалось выше, следует считать самой предпочтительной в деловом общении, а четвертая противопоказана во всех ситуациях не только делового, но и межличностного общения.

Позиции партнеров по общению обычно задаются его инициатором. При этом возможны три варианта:


  • если распределение позиций устраивает партнера, то возникает комфортное, бесконфликтное общение;

  • если такое распределение не устраивает партнера и он сопротивляется, то возникает конфликт;

  • если распределение не устраивает партнера и он не сопротивляется, то имеет место типичная манипуляция.

Таким образом, задавая распределение позиций, инициатор общения может направить разговор по пути согласия либо конфронтации. И будучи техничным манипулятором, может рассчитывать и на удачную манипуляцию, навязывая партнеру психологическую позицию «Родителя» или «Ребенка», если не натолкнется на сопротивление и не получит конфликт. Выбор позиций, т. е. способа поведения и правил игры, обычно закрепляется первыми фразами партнеров. При этом нередко присутствует элемент психологической борьбы. В случаях манипулирования психологическая борьба за выгодное распределение позиций присутствует всегда. Окружающим она может быть и не заметна, ибо это скрытая борьба. Чтобы не оказаться втянутым в манипулятивную игру, нужно вовремя распознать навязываемую психологическую позицию и в случае недовольства ею стимулировать у манипулятора позицию «Взрослого», что можно сделать, лишь справившись с собственным желанием опекать, подчиняться или распоряжаться.

Оценка манипуляции как вида общения в нашем обществе скорее негативная. Вместе с тем встречаются ситуации, в которых манипулирование оказывается благом, так как поднимает общение от доминирования и насилия к манипуляции — в известном смысле более гуманному типу отношения. Есть целые области социальных отношений, где манипуляция вполне допустима. Сферами такой манипуляции, несомненно, являются бизнес и деловые отношения, вообще политика, идеология, пропаганда. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Известно, что успешное овладение и широкое использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается широким переносом таких навыков в остальные области взаимоотношений.



2. Классификация манипуляций
Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом общении (в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно соединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции*.

Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они ориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.

Примерами манипуляций данной группы являются:



  1. Манипуляции с документами, препятствующими достижению целей манипуляторов, — затруднения ознакомления с документами, потеря рабочих материалов, избыточное информирование, не позволяющее за короткое время обосновать решение.

  2. Манипуляции с регламентом делового общения. Одни выступающие жестко ограничиваются в регламенте и характере высказываний, другие — нет, перерыв объявляется в тот момент, когда может быть выработано неудобное и неприемлемое решение, голосование проводится не в порядке рассмотрения вопросов, а в порядке их значимости для манипулятора.

3. Манипуляции с формированием повестки дня.
Обсуждение начинается с второстепенных вопросов, и лишь


1 Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 213-217.

после этого, когда участники дискуссии уже устали, на обсуждениє выносится вопрос, который хотели бы обсудить без усиленной критики.

Недопущение повторного обсуждения при поступлении новых заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения.

Последним обсуждается желаемый вариант, чтобы сформировать нужную психологическую установку на восприятие:


  • «накал атмосферы» (поочередное);

  • «формирование первичной установки» (изначальное). 4. Манипуляции с оппонентами.

Предоставление слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо информации.

Предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления, что ведет к накаливанию атмосферы обсуждения и может спровоцировать прекращение обсуждения.



Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющих на его чувствах самолюбия и стыда (табл. 3). К числу таких манипуляций можно отнести:

  • выведение собеседника из состояния психического равновесия обвинениями, упреками, насмешками, с тем чтобы он сделал ошибочное заявление, прервал общение;

  • использование непонятных слов (оппоненту неловко признаться, что он не знает значения какого-либо слова); слишком быстрый или слишком медленный темп обсуждения (слишком быстрый темп обсуждения не позволяет партнеру проанализировать всю поступающую информацию, слишком медленный темп вынуждает оппонента подгонять партнеров, пропускать детали);

  • оппоненту намекают на то, что если он будет несговорчив в споре, это может затронуть интересы влиятельных людей; его вынуждают эмоционально опровергать обидную для него бездоказательную оценку; путем неоднократного ее повторения собеседника приучают к какому-либо бездоказательному утверждению, которое постепенно начинает казаться очевидным;

  • ссылка на авторитет;

  • угроза срыва взаимодействия из-за обиды партнера;



Способ повеления

Ожидаемая реакция

Способ противодействия

Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

Патетическая просьба «войти в положение»

Вызвать благосклонность и великодушие

Не брать на себя обязательства

Создание видимости того, что позиция оппонента сложна и непонятна

Принудить партнера раскрыть больше информации, чем ему нужно

Спросить собеседника, что именно ему непонятно и вызывает сомнения

Изображение из себя "делового» партнера, представление обсуждаемых проблем как несущественных, побочных вопросов

Желание произвести впечатление умудренного опытом человека, которому не пристало осложнять жизнь другим

Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблемы

Поза «благоразумности» и «серьезности»; авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях

Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным

Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание

Манипуляции, направленные на унижение оппонента

Указание на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов или общественности

Пробуждение чувства опасности и неуверенности

Выразить возмущение тем, что вторая сторона опускается до таких методов

Постоянна демонстрируемое упрямство, самоуверенность

Заставить оппонента быть просителем, показав ему, что его методы неуспешны

Относиться ко второй стороне скептически, добавить самоуверенности

Постоянное подчеркивание того, что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики

Пробудить чувство бессилия, сформировать установку, что и другие аргументы будут несостоятельны

Вежливо сказать, что вторая сторона вас не совсем правильно поняла

Риторические вопросы относительно поведения ипи аргументации оппонента

Породить тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом ключе либо вообще не отвечать вследствие чувства бессилия

Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно


Таблица 3. Психологические манипуляции


1 Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 220-222.



Способ поееденин

Ожидаемая реакции

Способ противодействия

Быть «милым и подлым», т. е. быть дружелюбным и вместе с тем постоянно возмущаться

Породить неуверенность, дезориентировать и напугать оппонента

Ровно относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента

Показывать, что зависимость оппонента намного выше, чем это есть на самом деле

Завоевать авторитет и заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не был способен сохранять занятую позицию

Продолжать задавать крити-ческие вопросы, реагировать демонстративно хладно-крвно


Окончание табл. 3

с помощью перефразирования или резюмирования делается попытка изменить смысл высказанных партнером идей;



  • «подмена истинности полезностью» (спорящего убеждают в том, что своим благополучием он обязан именно тому тезису, который оспаривает);

  • оппонента вынуждают доказывать обратное, оправдываться;

  • использование односторонне подобранной информации для доказательства какой-либо мысли;

  • искажение смысла высказываний оппонента путем преподнесения их как забавных и странных, провоцирование негодования, отказа от дискуссии;

  • сознательное утаивание информации от партнера или смешивание лжи и достоверной информации, выдергивание фраз из контекста, одностороннее освещение фактов, неточные или расплывчатые формулировки;

  • принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, мало совместимых друг с другом, а далее в зависимости от ответа его обвиняют в непонимании сути проблемы либо в том, что он не полностью ответил на вопросы;

  • нарушение личного пространства собеседника (слишком тесное приближение или даже касание);

  • поддразнивающие, подзадоривающие высказывания, намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом, шутливое упоминание о личных тайнах;

  • преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости» (для того чтобы вызвать у партнера стремление помочь, сделать что-либо за манипулятора, передать ему ценную информацию, научить его сделать что-либо). Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия недостаточно осведомленного оппонента. Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:

  • нечеткая и неопределенная формулировка основного тезиса позволяет по-разному интерпретировать высказанную мысль;

  • доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны;

  • мысль перефразируется и доказывается с помощью ее же самой;

  • временная связь между явлениями сознательно заменяется причинно-следственной;

  • выбирается наиболее уязвимый довод, разбивается в резкой форме, и создается впечатление, что остальные доводы не заслуживают даже внимания;

  • в доказательстве используются аналогии, абсолютно не соразмерные с рассматриваемыми доводами.

Существуют следующие типичные манипуляции: I. Манипуляции, цель которых — воздействовать на определенные стороны личности собеседника.

1. Игра на самолюбии.



Раздражение соперника путем не очень обоснованных, но умело сформулированных обвинений и упреков, касающихся конкретных действий данного человека.

Использование специальных терминов, которые не распространены и непонятны для оппонента Уловка удается, если человек постесняется уточнить, что под этим подразумевает оппонент.

Приклеивание ярлыков. Его цель — опровержение идеи оппонента через дискредитацию ее автора без обсуждения и анализа высказанных партнером аргументов и фактов. «Ярлык» может содержать обидные эпитеты, насмешки, язвительные замечания и т. д. Использование его или других обидных для партнера замечаний, имеющих целью унизить его, часто приобретает характер «ударов ниже пояса» и издевок.

Перенос оценки высказывания на самого автора высказывания.

Приемы прямого воздействия на подсознание оппонента, внешне повышающие его статус и одновременно играющие на его самолюбии.



2. Нападение на социальный статус.

Одна из базовых потребностей человека — потребность в удержании социального статуса. Сильнейшее средство подавления оппонента — демонстрация несоответствия его точки зрения взглядам остальных и создание угрозы быть отвергнутым.



Палочный довод используется в ситуации, когда необходимо не только подавить оппонента, но и вынудить его согласиться с предлагаемой аргументацией, хотя бы из чувства страха.

Снижение ранга оппонента путем обвинения его в некомпетентности. При этом также могут высказываться замечания относительно внешнего вида, скрываемые за демонстрацией внимания, заботы.

Ложный пафос.

Применение сарказма.

Повышение психологической зависимости доводов за счет апелляции к собственному жизненному, производственному опыту.



Ссылки на авторитеты, т. е. использование фамилий и мнений известных личностей как абсолютных и непререкаемых авторитетов, независимо от содержания дискуссии и обсуждаемых проблем.

Использование дополнительных доводов, усиливающих иллюзию правомерности переходов от посылок к тезису.

П. Манипуляции, воздействие которых связано с особенностями восприятия.

Психологическое давление: очень громкое (сверх необходимости) ведение диалога, напористо, с бравадой, апломбом. В такой манере взаимодействия с партнером преобладает натиск при минимуме логической аргументации. Человек, в отношении которого используется этот прием, часто теряется, начинает оправдываться.

Из выдвинутых доводов оппонента выбирают самый уязвимый, его опровергают в демонстративной форме, а отношение переносят на остальные и/или на самого оппонента.



III. Манипуляции, воздействие которых направлено на затруднение осмысления происходящего и дезориентацию оппонента.

Нарушение правил логики. Применение софизмов.

13 - 2466

Увод от логики здравого смысла.

Ссылка на частное как на закономерное. Часто используют для того, чтобы провалить новую идею, нового человека.

Противоречие между поведением и произносимыми словами.

«Огульное несогласие» со всем, что говорит партнер. При этом декларативно может провозглашаться стремление к компромиссу, но на деле это сопровождается препирательством по мелочам, придирками и т. д.

«Подмазывание довода» особенно в сочетании с иронией, демонстрируемой в качестве тонкой лести или комплимента.

Поспешное, даже демонстративное «формальное согласие». Скрытый мотив этого приема заключается в том, что на фоне поспешного, поверхностного соглашательства по существу отвергаются все предложения и доводы партнера.



Использование закономерностей мышления.

Постепенное «приучение» оппонента к какой-либо мысли, в защиту которой аргументы не приводятся, а затем после многократного повторения она объявляется очевидной или доказанной.



IV. Манипуляции, направленные на формирование негативного контекста или общественного мнения.

«Чтение мыслей» оппонента.

Манипулирование определениями, имеющими в обыденно-практическом сознании негативное представление: «бюрократ», «аппаратчик», «функционер», а не «государственный служащий», «руководитель» или «управленец».

Еще одна отработанная психологическая уловка — применение «тяжелых слов», попросту — обвинений. Суть ее сводится к тому, что, задавая вопрос, собеседник высказывает его в виде обвинения (порой в резкой и обидной форме). В результате создастся очень сложная ситуация. Ее цель состоит в том, чтобы обескуражить оппонента.

Весьма сильная психологическая уловка — такая диада, как «вопрос-суждение». Обычно подобный вопрос задается по следующей схеме: сначала следует пространное негативное суждение, а затем задается сам вопрос. Оппонент реагирует сначала на суждение и сразу же попадает в положение оправдывающегося, а только потом отвечает на поставленный вопрос, вследствие чегоответ в целом выглядит неубедительным. При этом задающий вопросы занимает позицию своеобразного судьи.

«Спираль вопросов». С целью дискредитации оппонента используется также методика «спирали» или «цикличности» вопросов. Так, одна сторона, задав вопрос и получив на него исчерпывающий ответ, задает его еще и еще раз, лишь несколько видоизменяя форму. Другая сторона прилежно и последовательно на него отвечает, стараясь по-разному аргументировать свои суждения и тезисы. В результате от ответа к ответу их аргументация становится все более расплывчатой и менее убедительной, чем и пользуются искушенные оппоненты.

«Ответы-суждения».

Эта методика сводится к тому, что сначала высказывается суждение о проблеме или о том, кто задал вопрос, или о характере самого вопроса, а уж потом кратко на него отвечают. Этот прием применяется тогда, когда задан неудобный вопрос и ответ на него будет явно невыигрышным.



V. Манипуляции, суть которых — «глухое» сопротивление.

Это отвержение любого стандарта, любого мнения, предлагаемого оппонентом. В данном случае важнее всего безусловное отстаивание своих позиций.



Один и тот же ответ практически на любые вопросы с небольшими модификациями начала, окончания, использования цитат и др. отражает «спираль вопросов» либо демонстративное умалчивание4.

Существует несколько признаков, выдающих манипуляторов.



  1. Интерес к фактам вашего прошлого опыта. Очень плохо, если партнер высказывает информированность о ваших планах и перспективных устремлениях. Еще хуже, когда он слишком много знает о том, что именно вы планировали из числа неудавшихся затей. Чем выше информированность подобного рода, тем более готов партнер к манипулированию вами.

  2. Повышенное личное внимание к вашей персоне. Повышенный интерес к фактам вашей биографии, семейному положению, хобби и проявление этой осведомленности — признак манипу-лятивного интереса.

  1. Повышенный интерес к философским темам. Разнообразные разговоры на темы «смысла жизни», столь притягательные в партнерском застолье, на самом деле могут скрывать разработку планов воздействия на вас.

  2. Темы личностной мотивации. Прощупывание вашей мотивации — это всегда разведка вашей личности.

  3. Месть. Явное завышение ваших личностных, статусных, профессиональных качеств и возможностей.

  4. Тема личностных ориентации. Перевод разговора с обсуждаемой темы на ваши личностные ценности, ориентации, мнения, отношения, идеалы.

  5. Драматизация ситуации. Описание устрашающих последствий.

  6. Акцентуация цейтнота. Партнер акцентирует ваше внимание на отсутствии времени для обдумываний и промедлений.

9. Апелляция к третьим лицам.

10. Настойчивое стремление оказать вам услугу.

11. Апелляция к позитивному прежнему опыту. «Да мы так ты-
сячу раз делали с тем-то и тем-то».

12. Сноски на значимые имена.



  1. Приближение. Навязывание самого себя, своего окружения, любого нового лица.

  2. Программирование. Партнер пытается навязать вам свое видение, отличное от вашего.

Но необходимо присваивать ярлык манипулятора только тем людям, которые используют целые комплексы указанных приемов. На единичных проявлениях не следует делать заключений о том, что вами сознательно манипулируют. Мы все бессознательно пытаемся манипулировать друг другом1.
3. Способы защиты от манипуляторов
Противостояние манипулятивному воздействию требует умения, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать.

В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями:



  • отслеживать изменения ситуации;

  • анализировать механизмы манипулятивного воздействия. Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить

признаки присутствия манипуляции. Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:

  • дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения (например, мы вдруг замечаем необходимость совершения каких-либо действий, не входящих в круг наших обязанностей и не свойственных нашим убеждениям и стремлениям, или же, наоборот, проявили непонятную и неожиданную для себя безответственность в принятии некоторого решения);

  • наличие силового давления;

  • нарушение сбалансированности элементов ситуации (необычность мишеней воздействия, тем разговоров, смена направлений беседы и пр., необычность компоновки или подачи информации, смешение акцентов значимости на второстепенные детали и т. п.);

  • несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);

  • стремление воздействовать на нашу ролевую позицию или отнести нас к определенной категории людей.

Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к изменениям поведенческих реакций. Они могут проявляться в следующем:

» неоправданно частое появление или подчеркнуто явное проявление «психических автоматизмов» в поведении;



  • обращение к инфантильным реакциям — плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;

  • дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);

  • ограниченность круга обсуждаемых идей в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановка только ситуативных целей и пр.;

• неожиданное изменение фоновых состояний, т. е. эмоциональная реакция — ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций (особенно должны насторожить случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов).

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования.

Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, а это и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них. Осуществить ее можно путем выработки правильной психологической установки*.

Правильная установка помогает чувствовать себя увереннее, не показывать свои слабости. В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей партнера по общению. Никто не желает казаться трусом, нерешительным, жадным, неумным. Напротив, каждый хочет выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, ощущать свое превосходство, значимость, хорошо выглядеть, получить похвалу и т. д. При этом самые негативные, осознаваемые личностью как социально неодобряемые черты (а у каждого они свои и в этом-то суть психологической «слабости» человека) по механизму проекции приписываются другим, а по механизму компенсации — себе придаются качества, диаметрально противоположные имеющимся. Так действуют механизмы психологической защиты, обеспечивая сохранение психического здоровья адресату манипуляции, и эти же особенности психики использует инициатор манипуляции.

Осознание манипуляции, нарушения независимости, насилия над вашей личностью действует отрезвляюще. Этого простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и начать защищаться.

При первых признаках ситуации, когда есть основания предполагать или вы чувствуете, что вас хотят использовать, необходимо привести себя в состояние выжидания, чтобы выяснить намерения партнера. Не хватайтесь за первый попавшийся ответ, даже кажущийся весьма правдоподобным, тем более если к нему вас подталкивает партнер. Чтобы быть готовым к неожиданностям, следует сделать по меньшей мере два допущения:




1 Доценко Е. Н. Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения. Тюмень: ИПК ПК, 1994.

• ваш партнер искренен и не имеет скрытых намерений;

» он намерен использовать вас как средство достижения собственных целей.

Затем необходимо выдвинуть несколько предположений о его возможных намерениях и проверить эти гипотезы. Например, добиться некой услуги, подставить вас под удар, достичь больших преимуществ и т. п.

Надо вести себя так, как будто бы обе альтернативы и их варианты верны одновременно. Это позволит, с одной стороны, не обидеть партнера и не пострадать самому, выдав свои подозрения, а с другой — все же разрушить манипулятивные действия, сохранив (или создав) перспективу более гуманных, партнерских отношений.

Основные усилия необходимо направить на то, чтобы тайное сделать явным, поскольку манипулятивное воздействие от этого заметно ослабляется. Необходимо создать ситуацию с таким соотношением сил, когда партнеру пришлось бы выбирать: или признать факт манипулятивного воздействия, или отказаться от него. Но поскольку необходимо контролировать перспективу развития позитивных отношений, следует отбрасывать те средства, которые ее нарушают.

Прекрасно зарекомендовала себя тактика «зри в корень», состоящая в стремлении понять, разобраться, дойти до сути. С одной стороны, если ваш партнер искренен и не имеет скрытых намерений, эта тактика позволит быстрее проникнуть в суть его просьбы или обращения, установить хорошие партнерские деловые взаимоотношения. С другой стороны, если партнер пытается манипулировать вами, данная тактика создает реальную перспективу выявления его намерений или самого факта скрытого влияния. Угроза разоблачения будет все более явно висеть над ним.

Достичь данной цели можно, во-первых, задавая вопросы — прямые или косвенные. А во-вторых, предложить партнеру обсудить результаты вашего наблюдения или анализа взаимоотношений, логику рассуждения, конфликт интересов.

Не следует выдавать их в виде конечного результата или готового суждения. Предпочтительнее высказать как гипотезу предположение или впечатление, которые вам бы хотелось проверить вместе.

Как прием, позволяющий тайное сделать явным, может быть, применена и другая тактика. С ее помощью можно вскрыть намерения вашего партнера.

Смысл данной тактики состоит в том, чтобы преувеличенно и методично разрабатывать «легенду» партнера. Ваш успех зависит от степени последовательности, даже настойчивости, с которой вы возьметесь помочь ему в его проблеме. Если ваш партнер не имеет скрытых намерений, которые могут нанести вам ущерб, то он с благодарностью примет вашу помощь. Если же предлагаемая проблема лишь маскирует какие-либо иные цели, то не в его интересах и решать ее. В последнем случае он будет юлить, уклоняться в стороны, под всякими предлогами отказываться вплоть до прерывания контакта с вами, т. е. вынужден будет отступить, натолкнувшись на отсутствие ваших реакций на скрытое воздействие.

Осознав наличие манипуляции, для выбора способа ее эффективной нейтрализации вам необходимо оценить тип манипулятора.

Манипулятор — это человек, который тем или иным образом эксплуатирует или использует других для достижения своих целей. Следовательно, каждый человек бывает и манипулятором, и манипулируемым.

Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избежать неприятностей и добиться желаемого, причем развивается эта способность чаще всего бессознательно.

Сокрытие своих истинных намерений — основа поведения манипулятора. Главная его забота — производить впечатление, и если это не удается, он обвиняет всех и вся, в том числе и себя. Наряду с жаждой управлять манипулятор жаждет, чтобы им руководили свыше.

В большинстве случаев манипулирование приносит несомненный вред самому манипулятору, маскируя его патологию, которая может обернуться несложившейся жизнью, распавшейся семьей и разрушенной карьерой. Манипулятор — это человек, вставший на путь самоуничтожения, так как он воспринимает других людей лишь в качестве вещей.

Поэтому представители гуманистической психологии считают, что манипулятор теряет способность творчески относиться к своему существованию и выражать себя. Хотя он и говорит о своих чувствах, но обычно их не испытывает. Он использует целый арсенал масок и уклончивых заявлений, не замечая действительного богатства жизни. Современному манипулятору трудно понять и принять, что он упустил возможность стать живыми человечным. Тем не менее он иногда может еще ощутить вкус к жизни и встать на путь актуализации. Человек должен знать, что в каждом сидит несколько манипуляторов, но среди них всегда есть главный.

Выделяются восемь типов манипуляторов5.



  1. Диктатор. Переоценивая свои силы, он приказывает, ссылается на авторитеты, делает все мыслимое и немыслимое, чтобы только управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младший Бог.

  2. Тряпка. Это прямая противоположность Диктатору. Тряпка умеет подладиться к Диктатору, обладая безмерной способностью забывать, не слышать, молчать. Разновидности: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

  3. Калькулятор. Жаждет все и всех контролировать. Он старается, с одной стороны, перехитрить, с другой — перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.

  4. Прилипала. Противоположность Калькулятору. Жаждет быть постоянным предметом забот, позволяет и заставляет других делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.

  5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость. Управляет с помощью угроз. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана — Сварливая баба («Пила»).

  6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Главное его оружие — доброта. Бороться с ним труднее, чем с Хулиганом: не будете же вы бороться со Славным парнем! Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный, Моралист, Человек организации.

  7. Судья. Он никому не верит, всегда негодует и с трудом прощает кого-либо. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель.

  8. Защитник. Противоположность Судье. Всячески подчеркивает свою доброту и снисходительность. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, когозащищает, стать самостоятельными. Разновидности: Наседка с цыплятами. Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник^ Самоотверженный.

Манипулятору присущи следующие качества:

  1. Лицемерие (закрытость, лживость). Он разыгрывает роли, которые должны произвести впечатление; демонстрируемые им чувства зависят от обстоятельств.

  2. Безразличие ко всему, кроме себя (душевная вялость, скука). Манипулятор видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.

  3. Зависимость. Манипулятор держит себя под постоянным контролем, скрывая от всех мысли и чувства.

  4. Пессимизм. Манипулятор испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой; он убежден, что все люди делятся на управляемых и управляющих другими.

Манипуляторов подразделяют также и по степени их активности.

В зависимости от этой характеристики выделяют такие типы манипуляторов:



  1. Активный. Постоянно играет роль сильной личности. Обретает власть только над теми, кто не может противостоять ему.

  2. Пассивный. Позволяет активному манипулятору распоряжаться собой, прикидываясь беспомощным и глупым. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, он порабощает его посредством своей кажущейся вялости и зависимости.

  3. Соревнующийся. Считает, что жизнь — это битва, где вес люди выступают как враги. Но он непоследователен и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным манипуляторами.

  4. Безразличный. В жизни руководствуется девизом нейтральной позиции. Он то активен, то пассивен, но его «наплевательство» — это поза, игра.

Существует несколько способов нейтрализации манипуляци-онных уловок6.

}. Пассивная защита.

Ею рекомендуется воспользоваться, если вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли, или вообще спросите о чем-то другого, проявив выдержку и не отвечая на скрытую трансакцию. Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор отступает уже перед пассивной зашитой. Ибо самое опасное в манипуляции — ее стремительность, неожиданность, когда у вас нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение просьбы, во-первых, дает время для ответа, во-вторых, выявляет истинный интерес манипулятора и сбивает заготовленное им распределение ролей. Пассивная зашита предпочтительна, когда объект манипуляции находится в зависимости (служебной, материальной и т. д.) от инициатора воздействия. Дело в том, что активная защита может провоцировать конфликт, превосходящий по силе действие манипулятора. По закону эскалации конфликтов последний ответит еще более сильным воздействием, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона вовсе не заинтересована.

Помимо случаев прямой зависимости есть еще и необходимость соблюдать определенные этические нормы, удерживающие от всякого высказывания, которое может обидеть собеседника. Понятно, что воспитанному человеку труднее решиться на активные методы защиты от манипуляций.

2. Активная защита.

Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть достойно, поэтому не бойтесь показаться плохим Главное в этом — психологический настрой: не следует стесняться говорить то, что думаете. Это снимает всякие обязательства и открывает неограниченный простор для импровизаций. Итак, если вы решились на активную защиту, то, не стесняясь, скажите, что вас беспокоит в предложении партнера, после этого психологическое преимущество переходит к вам, ибо факты подкрепляют вашу позицию.

Чаще всего применяются следующие приемы:


  • открытое объявление о недопустимости использования манипуляций;

  • разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути (особенно эффективно, если удается не только назвать используемую уловку, но и подробно объяснить ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации;

  • повторное напоминание о недопустимости использования уловок;

  • «информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания и объяснения). Если партнер вызывает у вас сопротивление, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого;

  • «конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

  • «цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение);

  • «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата).

Последний способ дает наиболее сильную защиту от манипуляций — контрманипуляцию. J. Контрманипуляция.

Смысл контрманипуляции — сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество.

Если предыдущие виды защиты от манипуляции отличались одноходовыми комбинациями, то контрманипуляция как минимум двухходовая комбинация, предполагающая диалог, встречную игру.

Некоторые контрманипуляции выглядят жестко, поскольку предполагают агрессивную позицию. Это объясняется тем, что распределение позиций задано манипулятором так, чтобы максимально затруднить жертве выбор правильной позиции, и в этом моменте психологической борьбы манипулятор имеет значительные преимущества — подготовку и внезапность. Контрманипуляция изменяет эту ситуацию, ставя манипулятора в положение жертвы, что может не только нейтрализовать манипуляцию, но и получить конфликт там, где можно сохранить мир. Если контрманипуляция окажется более сильной, чем сама манипуляция, то по закону эскалации конфликтов это может спровоцировать еще более сильный конфликт со стороны манипулятора.



Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляции меньший, чем от ухудшения отношений с манипулятором, или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш от манипуляции. Плохие отношения, маскируемые внешним участием, — благодатная почва для манипуляторов, поэтому полезнее обнажить истинное положение дел, и тот, кто не побоялся это сделать, получает психологическое преимущество.

1 Горанчук В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Издательский Дом «Нева»: М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. С. І 66.

2 Панасюк А, Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные технологии убеждающего воздействия. 2-е изд. М.: Дело, 2002. С. 160—164.

3 Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001.

4 Манипуляции, применяемые на деловых переговорах и во время публичных выступлений / С. Колосова, Е. Абрамова // Директор-Инфо. 2002. № 9.

13і

www.sibpressa.ru

5 Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. М.: ACT; Минск: Харвест, 2005. С. 93—94.

6 Горанчук В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. С. 179.

Каталог: uploads -> files -> %D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83
files -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины институциональная экономика (б б ) Рекомендуется для направления подготовки
files -> Концепция инклюзивного образования
files -> «Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов во взаимодействии с семьями воспитанников и обучающихся»
files -> Клиническая психология
files -> Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям
files -> Rtc-edu ru/resources/publications Болотов В. А., Вальдман И. А., Ковалёва Г. С., Пинская М. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки
%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83 -> Т. В. Бендас (2005) в истории тендерной психологии вы­деляет


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница