Т. С. Табаченко д п. н, доцент



страница1/3
Дата06.03.2021
Размер59,5 Kb.
  1   2   3

Когнитивные стили студентов как основа личностно-ориентированного обучения

Т.С. Табаченко д. п. н, доцент

Разработка и реализация новых концепций обучения и развития, о которых сегодня идёт речь, зависят от профессиональной подготовки специалиста в вузе. Одним из направлений, оптимизирующих профессиональную подготовку, может стать процессуально-когнитивный подход - это направление в обучении, основанное на методе последовательной обработки информации с учётом полного вовлечения в когнитивный процесс личности обучающегося, его ментальных возможностей (мнений, отношений, оценок, представлений, знаний и т.п.).

Деятельностная составляющая когнитивного обучения обеспечивает положительную динамику в развитии профессиональных знаний, умений и навыков студентов, что определяет процессуальную сторону разрабатываемого подхода в обучении.

Когнитивный подход, с одной стороны, опирается на положения когнитивной лингвистики, главным компонентом которой является категория «смысл»; с другой стороны – на положения когнитивной психологии, для которой важнейшей категорией является «понимание», что способствует глубокому проникновению в суть изучаемого на всех этапах обработки информации. Когнитивный механизм решения мыслительных задач обеспечивает практически бесконечное производство и понимание смыслов в речевой деятельности.

Процессуально-когнитивный подход в обучении русскому языку и методике его преподавания предполагает развитие интеллектуальных способностей в области освоения языка, так как очевидно, что просто знания языка недостаточно для его правильного использования. Задача когнитивного обучения - сформировать у учащегося такие интеллектуальные способности, которые будут направлены на активные познавательные действия в процессе отбора языкового материала для формирования, выражения и сообщения мысли в конкретной ситуации. Когнитивный подход к обучению невозможен без учета когнитивных стилей учащихся.

Само понятие «когнитивный стиль», обозначающее индивидуальные способы переработки информации, родилось на стыке психологии личности и психологии познания. Однако индивидуальное своеобразие ума не сводится к выраженности когнитивных стилей, последние — лишь частная форма индивидуальных познавательных стилей, среди которых выделяются также стили кодирования информации, постановки и решения проблемы, познавательного отношения к миру.

Теория когнитивных стилей имеет непосредственный выход в практику образования — в проблему успешности обучения вообще и профессионального в частности. В этом отношении интерес представляет постановка вопроса об определении познавательных стилей в учебной деятельности как индивидуально своеобразного способа усвоения информации в ходе учебной деятельности.

В современном образовании оказывается принципиально иным взгляд на индивидуальный подход в обучении: задача учета индивидуальных особенностей усвоения трансформируется в задачу формирования персонального познавательного стиля. Персональный стиль складывается по мере интеллектуального развития человека: чем выше уровень интеллектуальной зрелости личности, тем ярче проявляется персональный познавательный стиль, самым непосредственным образом связанный с познавательной активностью.

Термин «когнитивный стиль»1 изначально использовался в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как разные люди думают, воспринимают и запоминают информацию.

Когнитивный стиль обычно отличают от когнитивной способности или уровня — последний измеряется так называемыми тестами интеллекта (intelligence tests). До сих пор существуют разногласия по поводу значения термина «когнитивный стиль». Тем не менее, термин «когнитивный стиль» в настоящее время широко используется в педагогической психологии, где у термина когнитивный стиль, как мы уже отметили, имеется синоним — «стиль обучения» или «персональный познавательный стиль».

Кроме того, следует проводить четкое различие между когнитивным стилем и способностью или достижением. Зачастую их рассматривают как сходные понятия или, по крайней мере, связанные друг с другом; это ошибочное представление приводит к известной путанице в отношении когнитивных стилей. Когнитивный стиль адресуется к поведению и предпочтению; он не содержит в себе ценностной смысловой нагрузки, то есть не оценивается как хороший или плохой. Когнитивный стиль касается скорее качественных, нежели количественных различий по ряду измерений.

Когнитивный стиль личности определяется на основе того, как студент принимает во внимание свое окружение, ищет смысл и приобретает знания. В дополнение к определению способов овладения учебными задачами когнитивный стиль может ориентировать студента в направлении профессиональных целей. Диагностические рекомендации могут использоваться для восполнения имеющихся дефицитов путем разработки индивидуализированной образовательной программы, позволяющей учитывать сильные и слабые стороны студента.

В литературе существуют различные классификации уровней когнитивных стилей.2 Приведем в обобщенном виде следующую классификацию, учитывающую и психологические, и дидактические аспекты характеристик:


  1. внимание к глобальным свойствам - внимание к тонким деталям и стимулам;

  2. классификация стимулов в большие (маленькие) категории;

  3. тенденция классифицировать предметы на основе явных характеристик, таких, как сходства в функционировании, во времени, в пространстве, либо общего представления о некоторых абстрактных свойствах;

  4. быстрый, импульсивный - медленный, старательный подход при решении проблемы;

  5. интуитивное, индуктивное либо логическое, дедуктивное мышление;

  6. тенденция приписывать свою собственную структуру тому, что было воспринято против того, чтобы позволить представлениям о воспринятом быть структурированными самим стимулом, находящимся в фокусе внимания, и испытать влияние контекста, в котором представление было приобретено, или другого внешнего источника.

Выявленные нами когнитивные стили студентов при усвоении учебного материала обобщённо можно представить в виде следующей таблицы:


1а.


Каталог: wp-content -> uploads -> page -> record 36651 -> 2017 09
2017 09 -> Проблема формирования коммуникативной компетентности как фактор эффективного общения молодежи
page -> Программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
page -> Лингвокультурный компонент в преподавании японского языка
page -> Педагогическое общение
page -> Пак Дмитрий, аспирант 2-ого года обучения по специальности
page -> Структура мотивации и мотивационной сферы современных студентов
page -> Модели методической службы в учреждениях дополнительного образования детей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница