Выполнила: Ежова И.А.-МЛСЗ-21-1 Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи. Статья для анализа: А.В. Астаева, Д.И. Воронкова, М.Б. Королева Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник ЮУрГУ журнал. – - №27 – 2010. – С.82-86.
В статье рассмотрены особенности развития высших психических функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с целью раскрытия взаимосвязи, существующей между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психическими функциями и выявить нарушения, специфичные для речевой патологии. Выделены специфические возрастные особенности развития психики детей в норме и при патологии с целью выделения мишеней коррекционной программы.
Анализ развития ВПФ в рамках нейропсихологического подхода позволит раскрыть взаимосвязь, существующую между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психическими функциями и выявить нарушения, специфичные для речевой патологии.
Проблема анализа ВПФ актуальна уже потому, что на сегодняшний день абсолютно неправоверно оценивать соматический и психический статус детей исходя из статистически необоснованных норм.
Целью проведенного исследования являлось выявление специфических возрастных особенностей высших психических функций у детей дошкольного возраста при нормальном и патологическом развитии функции речи.
Предметом являлись системная взаимосвязь и качественное своеобразие в развитии ВПФ детей старшего дошкольного возраста в норме и при нарушенном речевом развитии.
Объектом выступали особенности ВПФ и их развития в норме и при дизонтогенезе.
В ходе исследования авторами было выдвинуто предположение, что нейропсихологические различия несформированности развития речевой функции у детей-дошкольников разных возрастных групп согласуются с психическим содержанием критических периодов развития функций и с принципом хроногенности.
В процессе проведения исследования экспериментаторы использовали метод синдромного анализа нарушений высших психических функций, разработанный А.Р. Лурия, адаптированный для детей дошкольного возраста, методы статистической обработки данных.