                           
На правах рукописи
Солодова Галина Геннадьевна
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА
Специальность 13.00.08 -
теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
доктора педагогических наук
Кемерово 2011
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет»
Научный консультант: член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор Чистякова Светлана Николаевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Пряжников Николай Сергеевич
доктор педагогических наук, профессор
Шалавина Тамара Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
Холина Лидия Игнатьевна
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный
областной университет»
Защита состоится 16 февраля 2012 г. в 10-00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.088.02 при ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, г. Кемерово, Советский пр-т, 73, ауд. 2-319.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кемеровского государственного университета по адресу: ул. Красная, 6.
Автореферат разослан _______________ 2012 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук, профессор М.И.Губанова
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью самоопределения студентов в сложных условиях изменяющегося социума. Философами и социологами отмечается, что современный человек живёт в эпоху цивилизационного слома и становления исторически нового пространства. Это значит, что на практике осваиваются новые формы жизни, поведения и взаимоотношения людей. Для человека эпохи перемен складывается совершенно особая ситуация в жизни и в профессиональной деятельности, когда он выбирает, отвергает, осваивает то новое, что появляется в жизни; и от того, какие ценности станут доминирующими, зависит будущее.
Глобальность изменений, происходящих в современном мире, и проблемы, которые возникают в процессе модернизации образования, не могут быть решены только лишь путём внедрения более совершенных методов и технологий, а требуют переоценки методологических оснований педагогической деятельности, выработки новой концепции образования, формирования нового социокультурного типа педагога, что находит отражение в изменениях педагогической культуры современного социума. Из этого следует, что в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности необходимо формировать сознание, побуждающее их к продуктивной, преобразующей профессиональной деятельности.
В условиях изменяющегося социума актуализируется проблема профессионального самоопределения, которое проявляется как сущностная характеристика в развитии современного человека, а потому готовить студентов к самоопределению становится одной из задач профессионально-педагогической подготовки в вузе. Студенты как будущие педагоги должны овладевать формами, средствами и приёмами педагогической деятельности, индивидуальными способами их применения, соотнесёнными с современной социокультурной ситуацией, в рамках которой эта деятельность реализуется.
Однако практика показывает существенные трудности в восприятии как учителями, так и студентами образовательной парадигмы, основанной на ценностях субъектной педагогики. Это во многом объясняется тем, что педагоги были воспитаны в иных условиях, а потому они не имеют достаточного опыта и соответствующих знаний для того, чтобы решать задачи, характерные для изменяющегося социума. Переход на субъектную парадигму образования вызывает необходимость поиска новых подходов в организации образовательного процесса вуза, так как только педагог, воспитанный в современных традициях, способен решать поставленные перед школой задачи развития и воспитания личности, учитывая реалии изменяющегося социума.
Таким образом, актуальность исследования определяется значимостью проблемы становления профессионального самоопределения студентов для педагогической практики и обусловлена необходимостью обоснования концептуальных подходов и разработки педагогических ресурсов, реализация которых в образовательном процессе вуза обеспечивает становление профессионального самоопределения личности, способной решать задачи педагогической деятельности в педагогической культуре изменяющегося социума.
Степень изученности проблемы. Для решения поставленных вопросов в педагогической теории имеется совокупность знаний, обеспечивающая теоретико-методологические основания в изучении проблемы становления профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума. В работах Л. В. Блинова, О. С. Газмана, М. Р. Гинзбурга, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, А. В. Мудрика, Н. Н. Никитиной, Н. С. Пряжникова, Д. И. Фельдштейна, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др. раскрыта сущность данного процесса, выявлена его структура и функции, а также освещены вопросы организации и технологии осуществления профессионального самоопределения личности в разных типах учебных заведений, обосновывается необходимость изучения социокультурных аспектов относительно профессионального развития студентов.
Педагогическая культура как социальный феномен рассматривалась в работах А. М. Анохина, Е. В. Бондаревской, В. Л. Бенина, И. Е. Видт, И. Ф. Исаева, И. А. Колесниковой, Г. Б. Корнетова, О. Е. Костенко, М. А. Мазниченко, Н. А. Подымова, В. А. Сластёнина, Н. П. Юдиной и др. Авторами выявлены исторические особенности становления российской педагогической культуры, её проявление в конкретной культурно-исторической среде, однако не акцентировалось внимание на проявлении педагогической культуры в условиях изменяющегося социума, не исследовано её влияние на профессиональное самоопределение студентов. Как показал анализ данной литературы, педагогическая культура изменяющегося социума не находит должного отражения в содержании педагогических дисциплин, а потому студент оказывается неподготовленным к решению задач профессиональной деятельности относительно перехода системы образования на субъектную парадигму.
Отмечая несомненную ценность проведённых исследований, мы должны признать, что проблема становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума не являлась предметом специального научного исследования. На наш взгляд, в педагогической науке и практике ещё не в полной мере преодолён подход, в котором утверждается, что студент, поступивший в вуз, уже самоопределился в своём выборе, и в учебно-познавательной деятельности он только лишь овладевает профессионально-значимыми компетенциями, которые позволяют ему успешно осуществлять профессиональную деятельность. Проблема становления профессионального самоопределения студента, которое осуществляется непосредственно в учебно-познавательной деятельности вуза (и, прежде всего, в овладении педагогическими дисциплинами), не изучалась.
Теоретический анализ проблемы и экспериментальная работа позволили выделить противоречия, которые проявляются на этапе вузовской подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях педагогической культуры изменяющегося социума. Это противоречия между:
-
необходимостью процесса самоопределения студентов в овладении педагогической культурой изменяющегося социума и несформированностью достаточного уровня профессионального самоопределения, обусловливающего проявление субъектной позиции будущего педагога;
-
потребностью современного социума в педагогической деятельности, основанной на субъектной позиции педагога, и деперсонификацией педагогического образования, не позволяющего осуществлять становление профессионального самоопределения студентов.
Преодоление выявленных противоречий связано с решением проблемы исследования: каким должен быть образовательный процесс вуза, обеспечивающий становление профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Становление профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума».
Цель исследования: обосновать концептуальные подходы и выявить педагогические ресурсы становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума на этапе вузовской подготовки.
Объект исследования: профессионально-педагогическое образование студентов вуза.
Предмет исследования: становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума.
Авторская позиция исследования состоит в организации учебно-познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы в процессе изучения педагогических дисциплин создавалась культурно-образовательная среда, способствующая становлению профессионального самоопределения будущего учителя в педагогической культуре изменяющегося социума, что позволит ему развивать субъектную позицию, воспринимать педагогическую деятельность как социальную, осознавать свою культуротворческую функцию.
В соответствии с поставленной целью и авторской позицией в ходе исследования выдвинута гипотеза. Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума будет эффективным, если организация образовательного процесса вуза:
-
учитывает особенности педагогической культуры изменяющегося социума и обеспечивает реализацию содержательных характеристик становления профессионального самоопределения студентов;
-
опирается на концептуальные подходы и принципы, обусловливающие становление профессионального самоопределения студентов вуза, разработанные с учётом изменений, происходящих в педагогической культуре современного социума;
-
реализует теоретическую модель становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума, отражающую его структуру, содержание и организационно-методические формы и методы;
-
определяется содержанием педагогических дисциплин, обеспечивающих поликультурное образовательное пространство, создающее возможности для становления профессионального самоопределения студентов;
-
осуществляется педагогическими ресурсами, позволяющими актуализировать субъектную позицию студентов, сформированность которой обусловливает проявление активно-избирательного, инициативно-ответственного, творчески преобразующего отношения к миру, деятельности, другим людям и к себе;
-
реализуется поэтапно посредством внедрения учебно-методического комплекса, предполагающего создание педагогических условий, обусловливающих становление профессионального самоопределения студентов: интеграция педагогических дисциплин с гуманитарными дисциплинами, культуротворчество студента, применение креативных личностно-ориентированных форм и методов обучения.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
-
Выявить теоретико-методологические основания становления профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума.
-
Обосновать содержательные характеристики, соответствующие им критерии, показатели и уровни становления профессионального самоопределения студентов в процессе их вхождения в педагогическую культуру изменяющегося социума.
-
Разработать концептуальные подходы, обеспечивающие становление профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума на этапе вузовской подготовки.
-
Разработать и экспериментально проверить теоретическую модель становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума на этапе вузовской подготовки.
-
Разработать и обосновать содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства для становления профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума.
-
Выявить и экспериментально обосновать педагогические ресурсы становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума на этапе вузовской подготовки.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
на уровне философской методологии: современные концепции о культурно-историческом процессе как условии жизнедеятельности человека (А. С. Ахиезер, Л. М. Баткин, В. С. Библер, М. Блок, А. П. Булкин, А. Я. Гуревич, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, А. В. Михайлов, А. Моль, А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко и др.); исследования по проблеме самоопределения как сущностной характеристики современного человека (Н. Аббаньяно, Э. А. Орлова, Ж.-П. Сартр, П. Тиллих, М. Б. Туровский, М. Хайдеггер, В. Франкл, Э. Фромм, М. М. Шибаева, К. Ясперс и др.); философско-культурологические аспекты образования и педагогической деятельности (Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, П. С. Гуревич, О. В. Долженко, Б. С. Ерасов, А. П. Огурцов, А. А. Попов, В. М. Розин, Вл. Соловьёв, П. Г. Щедровицкий и др.);
на уровне общенаучных подходов: основные положения научных подходов в изучении педагогических явлений – гуманистический, системный, социокультурный, аксиологический, акмеологический и др. (В. П. Беспалько, Б. М. Бим-Бад, А. В. Вильковская, Г. А. Виленский, Г. И. Гайсина, А. А. Деркач, И. Ф. Исаев, М. В. Кларин, П. А. Матвеев, С. Н. Митина, А. М. Новиков, В. А. Сластёнин, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.); принципы моделирования как всеобщего метода научного исследования (В. Г. Афанасьев, В. Вартофский, В. И. Загвязинский, В. И. Штофф, В. А. Ясвин и др.);
на уровне конкретно-научной методологии: исследование педагогической культуры как социокультурного феномена (В. Л. Бенин, Л. А. Беляева, Е. В. Бондаревская, И. Е. Видт, Е. Н. Воробьёв, Г. И. Гайсина, Б. С. Ерасова, Э. В. Загвязинская, И. Ф. Исаев, В. А. Сластёнин и др.);
- анализ образования и образовательной политики на современном этапе (Г. С. Батищев, В. А. Болотов, Б. С. Гершунский, М. Г. Збровский, Г. Ф. Кубрушко, Н. Д. Никандров, Ю. В. Сенько, А. М. Ходырев, Т. В. Цырлина, В. Д. Шадриков и др.) и анализ воспитательных систем в соответствии с гуманитарной парадигмой образования (Ш. А. Амонашвили, В. И. Бакштановский, А. С. Белкин, М. В. Богуславский, Е. П. Белозерцев, О. С. Газман, И. З. Гликман, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, Н. Б. Крылова, А. В. Мудрик, А. А. Пинский, З. И. Равкин, К. А. Шварцман, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург и др.);
- концепции современного педагогического образования, опирающиеся на признание необходимости субъектного развития и саморазвития личности учителя (В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, А. А. Орлов, Ю. В. Сенько, В. А. Сластёнин, Р. Х. Шакуров, Е. Н. Шиянов др.).
Определяющее значение в теоретическом плане имели: современные концепции и положения теории профессионального самоопределения личности (Л. В. Блинов, М. Р. Гинзбург, Н. Э. Касаткина, Е. А. Климов, Т. А. Костюкова, Г. Н. Межуева, А. В. Мордовская, А. В. Мудрик, Н. Н. Никитина, И. Н. Пашковская, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, Э. Р. Саитбаева, В. Ф. Сафин, В. В. Тартынских, Н. Н. Чистяков, С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина и др.); теория общего и профессионального образования (С. Я. Батышев, Э. Ф. Зеер, Н. Э. Касаткина, Е. А. Климов, В. С. Леднев, Т. С. Панина, Н. Н. Чистяков, С. Н. Чистякова, Т. М. Чурекова и др.); теории профессиональной деятельности педагога (Н. А. Алексеев, В. П. Бездухов, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, К. М. Левитан, А. К. Маркова, И. М. Машарова, Л. М. Митина, А. А. Реан, Н. К. Сергеев и др.);
положения: об учителе как субъекте педагогической культуры (Е. Д. Бабошина, Е. Ю. Захарченко, Л. Г. Золкина, Е. В. Пискунова, Е. В. Яковлева и др.); о позиции учителя в современной социокультурной ситуации (С. Г. Вершловский, Д. Лотон, В. А. Лыкова, М. А. Мазниченко, А. А. Орлов, Н. А. Подьяков, Л. Б. Соколова, А. К. Судаков, Э. Э. Сыманюк и др.); о формировании субъектной позиции учителя (Г. И. Аксёнова, В. П. Бедерханова, Н. М. Борытко, С. А. Днепров, И. Ф. Исаев, И. Ю. Ибрагимова, Н. Г. Зотова, А. М. Трещев и др.); о формировании у студентов вуза педагогических ценностей (Н. А. Асташова, А. М. Булынин, А. В. Кирьякова, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Нечаев, Н. Д. Никандров, В. Д. Повзун, Н. С. Розов, Е. Л. Руднева, В. Я. Суртаев и др.);
о культурологических основаниях педагогического процесса (С. А. Ан, С. Н. Батракова, В. С. Библер, А. А. Гагаев, Г. И. Гайсина, Л. Н. Голубева и др.); о культурологическом обосновании современной педагогики (И. Я. Лернер, Л. М. Лузина, И. Б. Котова, В. В. Краевский, А. И. Кузнецов, А. И. Пискунов, А. А. Попов, И. Д. Фрумин, В. Д. Шадриков, П. Г. Щедровицкий и др.);
о специфике педагогического знания и педагогической теории (Е. В. Бережнова, М. С. Бургин, Г. В. Воробьёв, И. Ф. Гербарт, И. И. Дьяченко, В. И. Генецинский, С. Ю. Гуревич, Б. И. Коротяев, Н. С. Коршунова, В. В. Краевский, В. А. Сластёнин и др.); об особенностях преподавания педагогических дисциплин (В. И. Андреев, Е. Б. Гармаш, Т. В. Иванова, И. А. Колесникова, А. И. Кочетов, С. В. Кульневич и др.); теория учебника (В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, М. А. Богатырёва, А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс и др.);
о дидактическом стимулировании процесса профессионального самоопределения личности (Н. Д. Бобкова, Ю. Н. Егорова, Т. И. Екимова, Н. В. Кузнецова, Г. Н. Межуева, О. А. Шкилёва, О. Н. Ясаревская, Е. В. Ярушкина и др.); о педагогических технологиях (В. П. Беспалько, Т. М. Буякас, А. Е. Веракса, А. А. Вербицкий, М. Е. Кузнецов, М. М. Левитина, А. В. Хуторской и др.).
В процессе исследования в качестве основных информационных источников использовались историко-педагогические труды и монографии, диссертации и авторефераты, научные сборники, учебники и методические пособия по педагогике, работы современных авторов по проблемам философии, социологии и культурологии образования, методологическим проблемам педагогических исследований; нормативные документы; материалы научно-практических конференций и семинаров по социально-психологическим и педагогическим проблемам; книги, содержащие описание конкретного опыта.
Решение поставленных задач и реализация ведущей идеи исследования обеспечивалось комплексом взаимодополняющих методов:
а) теоретических - анализ и синтез философской, культурологической, психологической и педагогической литературы по теме исследования в целях методологической разработки проблемы; анализ проблем развития личности в условиях изменяющегося социума; моделирование систем и процессов; изучение директивных, нормативных и программно-методических документов в сфере общего и профессионального образования, контент-анализ;
б) эмпирических - изучение и анализ педагогического опыта в системе профессионально-педагогического образования; пролонгированные наблюдения; анкетирование и беседа; констатирующий и формирующий этапы эксперимента с применением комплекса исследовательских методик; ретроспективный анализ личного педагогического опыта; монографические характеристики;
в) статистических - количественная и качественная обработка экспериментальных данных, методы математической статистики (критерий Пирсона).
Опытно-экспериментальную базу нашего исследования составили: Кемеровский государственный университет (1990-2011), Кузбасский государственный технический университет (2000-2011), педагогический факультет Кемеровской сельхозакадемии (2000-2006), Кемеровский педагогический колледж (2000-2008), социально-педагогический факультет Кемеровского профессионально-технического колледжа (2000-2008), Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (1988-2008), Городской научно-методический центр (1993-2000).
В экспериментальной работе принимали участие студенты, изучающие дисциплины «Педагогика», «Педагогика и психология», "Основы педагогического мастерства", "Акмеология", «Методика преподавания спецдисциплин»; учителя-практики, слушатели курсов повышения квалификации КРИПКиПРО, аспиранты, выпускники КемГУ. Всего исследованием было охвачено 2000 студентов и более 1500 слушателей КРИПКиПРО, 200 студентов колледжей (г. Кемерово).
Организация исследования. Исследование проводилось с 1990 по 2011 гг. и включало четыре этапа. На первом этапе (1990-1998) - поисково-аналити-ческом - изучалось состояние проблемы становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума; обосновывалась необходимость поиска новых подходов в преподавании педагогических дисциплин, значимых для становления профессионального самоопределения студентов вуза в условиях изменяющегося социума.
На втором этапе (1999-2002) - теоретико-методологическом - отрабатывался понятийно-терминологический аппарат исследования; разрабатывалась теоретическая модель становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума; обосновывались концептуальные подходы, обеспечивающие становление профессионального самоопределения студентов на этапе вузовской подготовки; разрабатывалось содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для становления профессионального самоопределения студентов вуза.
На третьем этапе (2003-2008) - экспериментально-поисковом - проверялась эффективность теоретической модели становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума на этапе вузовской подготовки; оценивалась эффективность учебно-методи-ческого комплекса и разрабатывались формы и методы учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивающие становление профессионального самоопределения будущих педагогов.
На четвёртом этапе (2009-2011) – теоретико-аналитическом – обобщались результаты исследования, проверялась результативность экспериментальной работы, анализировались и уточнялись выводы формирующего этапа эксперимента; оформлялся текст диссертации; проводилась публикация материалов исследования в виде научных работ и учебно-методических пособий.
Поделитесь с Вашими друзьями: |