Станицы новодмитриевской муниципального образования северский район рабочая программа



Скачать 111,54 Kb.
Дата28.04.2016
Размер111,54 Kb.
ТипПояснительная записка
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36

СТАНИЦЫ НОВОДМИТРИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса профориентационной направленности

«Кем быть»

срок реализации программы – 1 год

возраст обучающихся 11-12 лет
Составитель: И.Ф. Ковалюк

учитель технологии МБОУ СОШ № 36

ст.Новодмитриевской МО Северский район, Северского района, Краснодарского края

2014 г.


Пояснительная записка
Элективный курс «Кем быть» позволит изучить возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить и рассчитать на профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основная  цель курса - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.



Задачи курса:

-помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

-подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе;

-расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификации, типами и подтипами профессий, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

-сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

-обучить планированию своей будущей профессии.

Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы 1 год. Данная программа рассчитана для учащихся 9 классов.

Учебно-тематический план




п/п


Наименование темы

Количество

часов


1

Введение.

1

2

Познавательные процессы и способности личности.

6

3

Психологическая личность.

6

4

Мир профессий.

10

5

Профессиональное самоопределение.

7

6

Подготовка к будущей профессии.

2

7

Обобщение.

2




Итого:

34



Содержание программы

Введение. (1 час)

Предмет и задачи элективного курса.



Познавательные процессы и способности личности. (6 часов)

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие, Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.


Психологическая личность. (6часов)

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Обобщение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.


Мир профессий. (10 часов)

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессий. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Характеристика профессии типа «человек-человек». Характеристика профессии типа «человек-знаковая система».

Характеристика профессии типа «человек-техника». Характеристика профессии типа «человек-природа». Характеристика профессии типа «человек-художественный образ».
Профессиональное самоопределение. (7 часов)

Склонности и интересы в профессиональном выборе(«хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу»-«могу»-«надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.


Подготовка к будущей профессии. (2 часа)

Понятие карьера. Виды карьеры. Построение карьеры. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.


Обобщение. (2часа)

Построение личностного профессионального плана. Итоговый урок: « Построение личного профессионального плана».


Формы контроля
Письменный и устный анализ профессий; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; итоговые практические работы, защита проекта.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В ходе изучения элективного курса по профориентационной направленности ученик должен знать:

-роль профессионального самоопределения в жизни человека; понятие личностного профессионального плана;

-определение понятия «память»; определение понятия «внимание определение понятие «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»; определение понятия «мышление»; определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект», типы интеллекта; понятие «способности»;

-определение понятий «тип нервной системы», «темперамент»; определение понятий «характер», «самооценка»; определение понятий «мотивов»; определение понятий «потребность»; определение понятия «общение»; определение понятия «конфликт;

-этапы профессионального самоопределения; определение понятие «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»; определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»; основные типы профессий; характеристику профессий типа: «человек – человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек – природа», «человек- художественный образ»;

-определение понятий «интересы», «склонности»; определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность»; «компенсация способностей»; определение понятий «рынок труда», «работодатель»; взаимосвязь «хочу»-«могу»-«надо»; мотивационные факторы выбора профессии;

-определение понятий «карьера»; определение понятий «должность»;


В ходе изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

-обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

-использовать приемы запоминания в конкретных ситуациях; использовать концентрацию внимания; анализировать ситуации; использовать основные операции мышления при решении логических задач;

-характеризовать типы темперамента; выявлять уровень собственной самооценки; называть свои ценностные ориентации; выявлять свои мотивы в получении будущей профессии; определять уровень собственной

общительности; проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

- объяснять сущность понятия «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»; определять профессии; приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа: «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-природа»;

-выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего рынка труда; называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

-проектировать варианты своей будущей профессии; давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;

-делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии.
Перечень рекомендуемой литературы


  1. Как выбрать профессию. М., 1990

  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ под редакцией С.Н. Чистяковой. М., 1997

  3. Основы профессиональной ориентации школьников/С.Н. Чистякова/ под редакцией В.А. Сластенина.- М.:Просвещение, 1983

  4. Основы профессиональной ориентации школьников/С.Н. Чистякова/ под редакцией В.А. Сластенина.- М.:Просвещение, 1983

  5. Основы профессиональной ориентации школьников/С.Н. Чистякова/ под редакцией В.А. Сластенина.- М.:Просвещение, 1983, М.,2000

  6. Секреты выбора профессии. Резапкина Т.В. -М., 2003

  7. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы, 4-е издание М., «Просвещение», 2009

  8. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы под ред. С.Н. Чистяковой. М. Просвещение, 2009

  9. Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко. Издательство «Учитель», 2009

  10. Элективный курс «Человек и профессия» Климова Е.К.-М.: Глобус, 2008

  11. http://www.birji-truda.ru/krasnodarskiy-kray/severskaya/centr-zanyatosti-naseleniya-severskogo-rayona-gu.html

  12. http://www.prosv.ru/ebooks/Chistakova_Tvoia-prof-kariera/1.html



п/п

Содержание


Кол-во

часов


Дата

проведения



Оборудование урока


по плану

по факту

Введение.

1










1

Предмет и задачи элективного курса.

1










Познавательные процессы и способности личности.

6










2

Память. Внимание.

1







Презентация «Память. Внимание»

3

Ощущение. Восприятие.

1










4

Представление. Воображение.

1










5

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.

1










6

Типы интеллекта.

1










7

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

1







Презентация«Способнос-ти»

Психологическая личность.

6










8

Типы нервной системы. Типы темперамента.

1







Таблица «Типы темперамен-

та»


9

Характер. Самооценка.

1










10

Самоопределение. Профессиональное самоопределение.

1










11

Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.

1










12

Обобщение. Деловое общение.

1










13

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

1







Презентация «Конфликт, виды конфликта»

Мир профессий.

10










14

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.

1







ММК

15

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

1










16

Классификация профессий. Формула профессий.

1










17

Понятие профессиограммы.

1







Образцы «профессио-грамм»

18

Типы профессий.

1










19

Характеристика профессии типа «человек-человек».

1







Презентация

« человек-человек».



20

Характеристика профессии типа «человек-знаковая система».

1







Презентация

« человек-знаковая система».



21

Характеристика профессии типа «человек-техника».

1







Презентация

« человек-техника».



22

Характеристика профессии типа «человек-природа».

1







Презентация

« человек-природа».



23

Характеристика профессии типа «человек-художественный образ».

1







Презентация

« человек-природа».



Профессиональное самоопределение.

7










24

Склонности в профессиональном выборе(«хочу»).

1







Презентация «Что я хочу»

25

Интересы в профессиональном выборе(«хочу»).

1










26

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1







Презентация «Что я могу»

27

Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.

1










28

Рынок труда. Потребности рынка труда («надо»).

1







Презентация «Рынок труда, «надо»

29

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу»-«могу»-«надо».

1










30

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

1










Подготовка к будущей профессии.

2










31

Понятие карьера. Виды карьеры. Построение карьеры.

1







Презентация «Карьерный рост»

32

Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

1













Обобщение.

2










33

Построение личностного профессионального плана.

1










34

Итоговый урок: « Построение личного профессионального плана».

1













ИТОГО:

34










Каталог: uploads -> users
users -> Книга серии «Административные хроники»
users -> Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена с Основной образовательной программой основного (среднего) общего образования
users -> Решетова анна Анатольевна, доктор филологических наук, доцент, зав кафедрой литературы, зам главного редактора «Вестника ргу имени С. А. Есенина»
users -> Программа всероссийской научно-практической конференции европа, Россия, Азия: сотрудничество


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница