^ Современные образовательные шей технологии в социальной сфере
«ТОПИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕФРОНТАЛЬНЫХ (СРЕДНЕ-
ЗАДНЕЛОБНЫХ ОТДЕЛОВ)»
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Цель: формирование знаний и умений по методам и принципам нейропсихологической диагностики префронтальных, средне- и заднелобных отделов коры
головного мозга.
Префронтальные отделы лобных долей.
Рис. 1. Локализация префронтальных отделов лобных долей
При поражении префронтальных отделов лобных долей (левого и правого полушария) наблюдаются следующие нарушения, которые оцениваются в процессе всего обследования:
1) Нарушение общей психической активности и поведения, которое не корригируется при произвольном (речевом) контроле
2) Нарушение программирования и контроля речевой и неречевой произвольной деятельности
3) Нарушение интеллектуальной деятельности
1. Нарушение общей психической активности и поведения, которое не корригируется при произвольном (речевом) контроле. Участие левого и правого полушария
(данные симптомы оцениваются В процессе всего обследования).
Современные образовательные технологии в социальной сфере
а) Нарушение активности больного выражается в инактивности (снижении инициативы) и в аспонтанности (отсутствии внутреннего побуждения).
6) Нарушение динамических характеристик психической деятельности проявляется в замедленном темпе деятельности и в инертности (т. е. трудности переключения, системные персеверации — при переключении с одного задания на другое. Пациент продолжает стереотипно выполнять предыдущее, контаминации действий). Ниже приведён пример нарушений.
Рис. 2. Пример ошибок переключения
роННЕЮ
в) Нарушение критики (выраженная форма чаще встречается при повреждении правого полушария).
® нарушение критики к себе, к своему заболеванию, к ошибкам в заданиях.
® неадекватность поведения.
2. Нарушение программирования и контроля произвольной — деятельности (сложной — двигательной, интеллектуальной, гностической, мнестической, а также произвольного внимания, с возможностью частичной коррекции).
Преимущественно левое полушарие.
А) Нарушение контроля за протеканием произвольной деятельности. Нарушения функции обследуются с помощью следующих проб (кроме того симптомы оцениваются в процессеобследования):
1. Проба на смену 3-х положений кисти: кулак-ребро-ладонь (ошибки кулак-ребро) — упрощение программы.
3
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Психолог показывает положений кисти
2—3 раза последовательную смену трех «кулак-ребро-ладонь». Больному
предлагается воспроизвести несколько раз самостоятельно движение сначала правой, затем левой рукой. При
невозможности выполнить допускается помощь в виде
пробу по зрительному образцу совместного выполнения пробы,
проговаривания программы вслух или выполнение с опорой на схему движений.
Рис. 3. Пример пробы на смену трех положений кисти
2. Асимметричны удары (вместо пробы «асимметричное постукивание» выполняет «симметричное постукивание»).
Больному предлагается повторить показанное психологом
двуручное движение: 1 удар правой рукой, 2 удара левой. Движение повторяется несколько раз подряд. После того как это движение выполнено. Предлагается повторить конкурирующую серию: 2 удара правой рукой, 1 удар левой. Ассиметричные удары:
1.Правая рука — Ш 2.Левая рука — ШШ, затем
1.Правая рука — ШП 2.Левая рука — Ш
3. Кулак-кольцо. Больному предлагается повторить показанное психологом движение правой, затем левой рукой. Рука сгибается в локте, одновременно кисть сжимается в кулак, после чего рука разгибается, а кисть складывается в кольцо.
4
Современные образовательные технологии в социальной сфере
я
РИ
т
Рис. 4. Пример пробы «Кулак-кольцо»
4. Графическая проба (сложные двигательные программы). Больному предлагается продолжить до конца листа нарисованный психологом серийный графический узор. После того как выполнен первый узор, предъявляется второй.
Рис. 5. Пример графической пробы ОО+-ОО-+ОО+
++0++0++
5. Конфликтная проба. Психолог показывает больному палец и просит в ответ предъявить кулак, а затем наоборот. Кулак и палец предъявляется психологом несколько раз подряд в случайном порядке.
Рис. 6. Пример конфликтной пробы
Современные образовательные технологии в социальной сфере
6. Одноручные пробы без перекреста.
Рис. 7. Пример одноручных проб без перекреста
7. Одноручные пробы с перекрестом. Больной и психолог сидят друг напротив друга. Психолог последовательно воспроизводит положение руки, которые больной должен за ним повторять той же рукой, что и психолог. В случае ошибки и невозможности её самостоятельной коррекции допускается помощь.
Рис. 8. Пример одноручных проб с перекрестом
Современные образовательные технологии в социальной сфере
8. Опознание реалистичных изображений. Больному предъявляются реалистичные предметные изображения и просят назвать изображенные предметы.
Рис. 9. Изображения реалистичных предметов
9. Таблица символов. Больному предлагают отыскать в таблице определенный символ (отмечается время выполнения
задания). Рис. 10.
Таблица символов
ъхо Пя Фи ФАс
от Фу
%
Оо и П\%жх
жо БуПоо*ж#а у о ПО®Ажуоти
#АХОжо®ПП Фовбусждоя
о
фе один о Щжовол®п-о
О
и ЛОУ А Оу о* п ®тидох
Ду жчпи
"ОАФажтной
7
Современные образовательные технологии в социальной сфере
10. Воспроизведение слов и фраз.
Рис. 11. Пример проб на воспроизведение слов и фраз Воспроизведение слов и фраз
Воспроизведение 2 групп по три спова.
ольному редъяляютя сначал три сова, с просьбой их поторить пото вторя група из тр
тем же Бзаданием.пПосле вэтого сбольногоапросятлвоспроизвести первую вгруппу, слов, м затем авторую пгруппу. ех слов с
ночь - игла - пирог
пол - шапка - книга изба - море - рама
Воспроизве2дфернази.е
больного просят воспроизвести певую фразу зтем вторую
этого Больному предъявляется фраза српросьбой . ее аповторить. потом вторая фраза с тем же заданием. После
— Машина едет. Дом горит.
— Мальчик зовёт собаку. Кошка ловит мышь.
— В саду за высоким забором растут яблони. На опушке леса охотник убил волка.
— В Тушино был авиационный праздник и прыжки с парашютом. В Ташкенте было сильное
землетрясение и много домов разрушено.
Воспроизведение 5 слов в заданном порядке.
Больного просят запомнить предъявляемые ему слова и повторить их в том же порядке. При ошибочном
воспроизведении слов, их порядка слова предъявляются повторно (не более 4-5 раз).
Лук мост зонт мир Стук шар звук пыль Боль стол рысь гром
шкаф. крест
жилет пила
Заучивание 10 слов
Больному последовательно называются 10 слов, которые он должен запомнить и воспроизвести в любом
порядке. При ошибочном воспроизведении спова предъявляются повторно (до 5 раз). Затем отсроченно больного просят повторить заучиваемые слова.
тора пила роза мыло нога булка перо очки диван река бык хлеб окно стул вода брат конь рука мед каша
флаг гора сено кошка часы кино пальто мина кит пила
Современные образовательные технологии в социальной сфере
11. Решение задач.
Рис. 12. Пример проб на решение задач
Решение задач.
Больому предъявяется тест зада
письменно, нобъяснив ход лрешения кзадачи. чи, которую он должен решить устно, а при речевых затруднениях — Хозяйка тратит за 5 дней 15 л молока. Сколько она тратит за неделю?
На двух полках было 18 книг. На одной полке в 2 раза больше, чем на другой. Сколько книг было ‘на каждой полке?
На двух полках было
велосипедист де до вокзла
‘было на каждой полке?18 книг. На одной полке на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг Пешеход идет едо т вокзала а15 ? минут, а велосипедист едет в 5 раз быстрее. Сколько времени Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
один уварь и одна ручк?
Скоько рыбы поймал ажый
Длина свечи 15 см. Тень от свечи длиннее свечи на 45 см. Во сколько раз тень длиннее свечи? Ручка би кбукварь стоят 37 аруб. Две ручки и один букварь стоят 44 руб. Сколько стоит отдельно Три лмальчика поймалик11 дкг. ?рыбы. Улов первого и второго - 7 кг, второго и третьего - 6 кг.
Придумайте аналогичную задачу.
А.Нарушение контроля за протеканием произвольной деятельности выражается в следующем:
1. Упрощение программы, например, при выполнении пробы «кулак-ребро-ладонь» больной выполняет «кулак-ребро». Выполняется последовательный ряд движений;
меняются только позы, сама рука месторасположенияне меняет.
Три раза задание выполняется вместе с испытуемым медленно
и молча. Затем испытуемый выполняет задание самостоятельно.
Сенсибилизация — задание выполняется: а) в более быстром темпе; 6) с закрытыми глазами; в) с закрытыми глазами и зафиксированным языком. Поочерёдно обследуются обе руки. Ошибки: дезавтоматизация, отрывистость, (если до этого текст не был слит, то отформатировать страницу) недостаточность
плавности движений; персеверации; стереотипные движения
9
Современные образовательные технологии в социальной сфере
(вертикальный кулак); пространственные ошибки — нарушения порядка движений, неправильная передача пространственных характеристик движений — например, поворот ладони тыльной стороной вниз, поворот позы «ребро» на 180 градусов по сравнению с образцом.
2. Соскальзывание на другие формы деятельности, замена
сложной программы деятельности инертными например, вместо пробы «асимметричное
стереотипами, постукивание»
больной выполняет «симметричное постукивание».
эхопраксия в пробах Хэда (в движениях): отсутствует попытка перешифровки задания. Эхолалия в речи: на вопрос: «Как вы
себя чувствуете?» пациент отвечает: «Как вы себя 4. Импульсивные ответы, например, оценка
чувствуете». изображения
бабочки воспринимается как изображение «птицы или мухи» (по крыльям), оценка изображения гриба как «лампы».
Б. Нарушение программирования произвольной деятельности (невозможность составления общей схемы деятельности, фрагментарность ориентировки в задании).
Пример: при решении следующей задачи: «На 2-х полках
было 18 книг, на одной из них — в два раза больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?» пациент отвечает ...18:2=9 (соответственно отрывку «на 2-х полках было 18 книг») или ...18х2=36 (соответственно отрывку «в два раза
больше»)
В.Нестойкость мотива деятельности.
Г.Нарушение речевой активности и программирования речевого высказывания. Динамическая афазия. (левое полушарие, средне- и заднелобные отделы). При динамической афазии происходит снижение речевой
10
чтова марка.
Современные образовательные технологии в социальной сфере
инициативы вплоть до отсутствия речи при сохранности
понимания устной речи, чтения и письма. Нарушения функции обследуются с помощью следующих проб: исследование
диалогической речи, Составление рассказа
составление фраз по по картинке, составление
картинке. рассказа на
заданную тему. Описание проб и ошибок смотрите в приложении в библиотеке.
3. Нарушение интеллектуальной деятельности (нарушения разных форм, характер нарушений описан выше).
А.Нарушение вербально-логического мышления (преимущественно при поражении левого полушария).
Нарушения функции обследуются с помощью следующих проб:
1. Понимание смысла, морали рассказа
Рис. 13. Пример проб на понимание смысла, морали рассказа
Понимание смысла, морали рассказа.
н учит
усБольному зачитывается текст рассказа с просьбой объяснить смысл рассказа, пояснить какова его мораль,
была она как все урицы.
золота, ни гон убил кэту курицу, думал Оу а нееевнутри лмного золота.аА овнутри ничего не иоказалось,
По`Один ячеловек пришел на почту, чтобы отправить письмо. Работница почты
недоумеием воскикнул: « тогда псьо буд ещё тяжлее!
сказала, нчто оно лслишкомНо тяжёлое ии мнужноет наклеитьееще » одну марку. На
взяла письмо и
что человек с
ика.
Сын ответил: «Сейчас я тебе объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске
ЛогСтудент поехал на каникулы домой. Он нашел отца на кухне, где тот собирался приготовить Отец не знал, что такое «логика", и попросил лрассказать ему, в ычем озаключается нэта знаука. логику.
не три, а пять яиц. Слушай меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Число три содержит
твое логике".
трех й яиц,ы ао ты дготовь себе т яичницу изтостальных двух и яиц, у которые ч ты отыскал ве моей и миске по
11
Современные образовательные технологии в социальной сфере
'Колумбово яйцо",
Когда Колумб после открытя Америки венулся на родину, ем ыла устроена торжственная
встреча. Знатные согражданеисобрались на рбольшое заседаниеу и бпригласили на него еКолумба.
вертикально. Но как ни старались сограждане поставить яйцо, оно неизбежно падало.
открытие. Колумба хпереоценивается: проезд по океану свободентдля всех, аи каждый мог ибы, так совсем другое. эДляскпояснения этой лмысли этон двзял яйцо и предложил тпоставить его уна о стол
вертикальном положении. Многие закричали: «Это слишком просто!»
Тогда Колумб слегка стукнул яйцом по столу, надломил скорлупку, и яйцо стало на стол в На это Колумб сказал: «Действительно, выполнить это очень просто. Но...»
Как Вы думаете, что ответил Колумб?
2. Понимание переносного смысла пословиц.
Рис. 14. Пример проб на понимание смысла пословиц Понимание переносного смысла пословиц.
Больному предлагается объяснить смысл идиом и пословиц
Больному последовательно предъявляются несколько посповиц с просьбой выбрать варианты их трактовки.
елезо, пока горячо.
2. Сейчас в кузницах есть механические молоты
пят по сени считают
Куй 1. жКузнец должен ковать железо, пока оно’Не остыло. 3. Не откладывай дела на завтра, если оно спешное.
3. 06 успехе дела нелзя судить сразу.
Цы1. лК осени оцыплята сильно .подрастают. 2. Птицеводство очень ьвыгодная отрасль.
3. Золото - драгоенный металл
Не 2. сЧеловека енадо цоценивать не. по его внешним качествам, а по его поступкам.
Железная рука.
Золотые руки.
Каменное сердце. Ежовые рукавицы.
Яблоко о яблони недлеко падает.
Не краснат изба дуглами, аа красна пирогами.
Не имей сто , рублей,са имей асто друзей.
12
Современные образовательные технологии в социальной сфере
3. Способность к обобщению. Больному последовательно предъявляются карточки с изображенными на них 4-мя предметами. Предлагается 3 из них объединить в группу и определить какой из этих 4-х лишний и объяснить почему.
Рис. 15. Пример пробы на способность к обобщению
4. Аналогии. Больному предъявляется карточка с понятиями. Слева написаны два слова, два понятия между
которыми существует определенное отношение, логическая связь. Предлагается выбрать из правого столбца два таких понятия, чтобы между ними была такая же связь как между словами из первого столбца.
13
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Рис. 16. Пример пробы на аналогии
ЛОЖКА ВИЛКА.
КАША. МАСЛО, НОЖ, ТАРЕЛКА, МЯСО, ПОСУДА.
ЛОШАДЬ ЖЕРЕБЕНОК
Ухо
СЛЫШАТЬ
КОРОВА.
ПАСТБИЩЕ, РОГА, ТЕЛЕНОК, БЫК
ЗУБЫ
ВИДЕТЬ. ЛЕЧИТЬ, РОТ, ЩЕКА, ЖЕВАТЬ
нож стол
СТАЛЬ ВИЛКА, ДЕРЕВО, СТУЛ, ПИЩА, СКАТЕРТЬ
волк ПТИЦА
ПАСТЬ ВОЗДУХ. КЛЮВ, СОЛОВЕИ, ЯИЦО. ПЕНИЕ
ДОЖДЬ МОРОЗ
зонтик ПАЛКА, ХОЛОД, САНИ. ЗИМА, ШУБА.
яицо КАРТОФЕЛЬ
СКОРЛУПА.
ЯвБЛОНЯ
КУРИЦА, ОГОРОД, КАПУСТА, СУП, ШЕЛУХА.
КАПУСТА.
САД КАРТОШКА, ОГОРОД. ЦВЕТЫ. КОЧАН, ВОРЩ
ВИЛКА, ПЕНЬ, ПИЛА, ЛЕС. КОРА.
ПТИЦА
РЫЧАНИЕ, КЛЮВ, СОЛОВЕИ, ЯИЦО, ПЕНИЕ
5. Способность к выявлению существенных признаков. Больного просят выбрать 2 слова из 5 находящихся в скобках,
которые являются основными признаками приведенного
понятия.
14
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Рис. 17. Пример пробы на способность к выявлению существенных признаков
Сад — (растения, садовник, собака, забор, земля).
Сарай — (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Деление — (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага]. Кольцо — (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
Игра — (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). Куб — (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Решение задач. Больному предъявляется текст задачи, которую он должен решить устно, а при речевых затруднениях
— письменно. Объяснив ход решения задачи. Затем больного просят придумать аналогичную задачу.
Рис. 18. Пример пробы на решение задач Хозяйка тратит за 5 дней 15 л молока. Сколько она тратит за неделю?
на каждй полк?
На дух
полках было
велосипедист де до вокзла
На двух ополках ебыло 18 книг. На одной полке в 2 раза больше, чем на другой. Сколько книг было быловна каждой полке?18 книг. На одной полке на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг Пешеход идет едо т вокзала а15 ? минут, а велосипедист едет в 5 раз быстрее. Сколько времени Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
один уварь и она ручк?
‘Склько рыбы поймал ажый
Длина свечи 15 см. Тень от свечи длиннее свечи на 45 см. Во сколько раз тень длиннее свечи? Ручка би кбукварь дстоят 37 аруб. Две ручки и один букварь стоят 44 руб. Сколько стоит отдельно Три омальчика поймалик11 дкг. ?рыбы. Улов первого и второго - 7 кг, второго и третьего - 6 кг.
Б. Нарушение наглядно-образного мышления (преимущественно при поражении правого полушария). Нарушение функции обследуются с помощью следующих проб:
15
Современные образовательные технологии в социальной сфере
1. Ориентировка в сюжетной картине. Больному предъявляется сюжетная картина с просьбой рассказать, что на ней происходит.
Рис. 19. Пример пробы на ориентировку в сюжетной картине
Ошибки: процесс анализа сюжетной картины замещается суждениями по поводу отдельных её элементов: — картину с изображением провалившегося под лед мальчика больной
интерпретирует как «токи высокого напряжения»; — надпись «осторожно» — как «Кремль» (очертания города с башнями).
2. Понимание содержания сюжетных картин. Больному предъявляется сюжетная картина («Разбитое окно», рисунка Х. Бидструпа) с просьбой рассказать о её содержании. При
трудностях построения больным самостоятельного
высказывания психолог может задать дополнительные вопросы. Для коррекции неверного понимания сюжетной картины могут быть заданы дополнительные вопросы.
16
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Рис. 20. Пример пробы на И
понимание сюжетных картин =
3. Установление последовательности сюжетных картин. Больному предъявляется серия картинок в случайном порядке и
предлагается разложить картинки в той последовательности, в какой разворачиваются события. Допускается помощи в виде
обращения внимания больного на значимые элементы изображенного сюжета и наводящих вопросов.
17
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Рис. 21. Пример пробы на установление последовательностисюжетных картин
В. Нарушение наглядно — действенного мышления. Больному предъявляются 10 кубиков и последовательно, в порядке усложнения, — узоры (2х2, 3х3), которые больной
должен составить из кубиков.
18
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Рис. 22. Пример пробы на выявление нарушений наглядно-действенного мышления
>"
мм мк
19
Поделитесь с Вашими друзьями: |