Сооружения детских дошкольных учреждений



Скачать 296,74 Kb.
Pdf просмотр
Дата23.04.2021
Размер296,74 Kb.
#122632

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДБН В Издание официальное Государственный комитет Украины по делам градостроительства и архитектуры Киев 1998 РАЗРАБОТАНЫ ОАО КиевЗНИИЭП (др арх. Л.Н. Ковальский, архитектор В.Н. Трифонов - руководители архитектор Б.Н. Губов, к.т.н. В.Ф. Гершкович, инженеры Л.В. Черкасская, ЭР. Хизенко при участии архитектора Л.А. Филатовой);
УкрНИИПграждансельстрой (архитекторы АС.
Забаштанский, С.А. Флоре
Украинским научно-гигиеническим центром МЗ
Украины (кандидаты мед. наук Г.Н. Еременко,
НС. Полька
Главным санитарно-эпидемиологическим управлением МЗ Украины (ТА. Цыбенко);
Украинским центром государственного санэпид- надзора МЗ Украины (И.Е. Сапуга). ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВ- Главным управлением жилищно- гражданского ЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ строительства Госкомградостроительства
Украины (канд. арх. Л.Х. Муляр, ар. А.П. Авдеенко, арх. Г.П. Яценко). УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Госкомградостроительства Украины от 27.06.96 г. 117 и введены в действие с
1.01.98 г. приказом 136 от 6.08.97 г. С введением в действие ДБН В утрачивают силу на территории Украины положения требований к детским дошкольным учреждениям СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения, ДБН 364-92 "Детские дошкольные учреждения для сельской местности Украины" c Укрархстройинформ


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ
Настоящие строительные нормы ДБН "Здания и сооружения детских дошкольных учреждений" распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий дошкольных учреждений общего типа (детских яслей, садов, яслей-садов), комплексов дошкольных учреждений, домов ребенка и детских домов для дошкольников, а также помещений для групп кратковременного пребывания детей, которые входят всостав зданий иного назначения.
Эти нормы являются обязательными для организаций и учреждений, осуществляющих проектную, строительную и инвестиционную деятельность на территории Украины, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
При проектировании детских дошкольных учреждений наряду с положениями настоящих норм следует также руководствоваться требованиями других действующих нормативно-инструктивных документов. Список основных нормативных документов, на которые даны соответствующие ссылки в этих нормах, приведен в приложении 7.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 В дошкольные учреждения общего типа могут включаться группы с различным режимом работы дневные, круглосуточные, сокращенного пребывания, а также оздоровительные (реабилитационные) для ослабленных, часто болеющих детей, логопедические и т.п.
1.2 Расчетное количество детей в возрастных группах дошкольных учреждений и группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста принимается согласно обязательному приложению 1. Количество и соотношение возрастных групп принимается по заданию на проектирование Вместимость дошкольных учреждений общего типа не должна превышать 280 мест (14 групп, домов ребенка и дошкольных детских домов - не более 200 мест.
Вместимость и организационная структура комплексов дошкольных учреждений должна определяться заданием на проектирование по согласованию с органами образования и здравоохранения. Количество мест в каждом здании (корпусе) с помещениями детских групповых ячеек не должно превышать 280.
1.4 Дошкольные учреждения общего типа вместимостью до 160 мест разрешается объединять с начальными или основными школами, а в поселках городского типа и сельской местности при вместимости до 120 мест - с квартирой для обслуживающего персонала.
1.5 На летний период допускается увеличение количества мест в дошкольных учреждениях за счет строительства летних павильонов. Для учреждений наименее детей количество мест в павильонах не должно превышать числа мест в основном здании. Для учреждений большей вместимости общее число мест в павильонах не должно превышать 50% вместимости основного здания и быть не более 100.
Летние павильоны должны проектироваться неотапливаемыми вместимостью на 1-2 группы (до 40 мест. Состав и площади помещений пищеблока и прачечной следует определять из расчета максимального количества мест в дошкольном учреждении на летний период.
1.6 Помещения для групп кратковременного (до 3 часов) пребывания детей дошкольного возраста разрешается предусматривать в первых этажах жилых домов и общественных центров жилых образований. Количество групп должно определяться поместным условиями согласовываться с органами здравоохранения и образования.
1.7 Здания дошкольных учреждений следует проектировать из материалов, разрешенных для строительства детских учреждений Министерством здравоохранения Украины (МЗ Украины.
- 2 -


2 ТРЕБОВАНИЯ К ЗАСТРОЙКЕ УЧАСТКА
2.1 Здания дошкольных учреждений следует размещать на обособленных земельных участках, располагаемых в соответствии с требованиями градостроительных норм (приложение 7, п приложения 5 и 6).
Для групп кратковременного пребывания дошкольников, размещаемых в зданиях другого назначения, отдельные земельные участки не предусматриваются.
2.2 Разрешается непосредственное примыкание участков дошкольных учреждений общего типа к не имеющим окон торцам жилых домов, к которым пристраивается здание дошкольного учреждения.
Участки дошкольных учреждений с квартирой для персонала могут блокироваться с приусадебными участками, нос обязательным разделением оградой или полосой зеленых насаждений. Хозяйственные зоны при этом могут совмещаться.
2.3 Площади земельных участков дошкольных учреждений, размещаемых в жилой застройке, следует принимать из расчета на одно место в дошкольных учреждениях общего типа и дошкольных детских домах вместимостью до 80 мест - не менее 45 м в домах ребенка той же вместимости - не менее 40 м в дошкольных учреждениях общего типа, дошкольных детских домах и домах ребенка вместимостью свыше
80 мест - не менее 40 м в комплексах дошкольных учреждений вместимостью свыше 350 мест - нс менее 35 мВ учреждениях с увеличением количества мест на летний период площади участков следует принимать по максимальной вместимости.
2.4 Уменьшение площадей участков за счет озеленения допускается
- в условиях реконструкции - допри уклонах рельефа более 20% - до 15%;
- в городах-новостройках - до 10%;
- для дошкольных учреждений, встроенно-пристроенных к жилым домам, - до 10%.
2.5 Озеленение участков дошкольных учреждений должно составлять не менее 20 м на одно место.
В условиях реконструкции зданий или примыкания участков непосредственно к лесным или парковым территориям допускается уменьшение площади озеленения на 30%, или домна место в дошкольном учреждении, а в комплексах дошкольных учреждений - дом. В расчетную площадь озеленения следует включать газоны, травяные покрытия площадок, цветников, огород-ягодник.
2.6 Участки дошкольных учреждений должны оборудоваться поливочным водопроводом и иметь ограждение высотой не менее 1,6 м. Попе- риметру участка устраивается защитная полоса из деревьев, кустарников и газонов шириной 3 м.
При высаживании деревьев и кустарников должны учитываться условия инсоляции, солнце, ветро-, шумо-, пылезащиты помещений здания и площадок.
2.7 На земельном участке должны быть предусмотрены такие функциональные зоны застройки групповых площадок, спортивно-игровая, юных натуралистов и хозяйственная. Выделяемые зоны и территории площадок должны разграничиваться живой изгородью.
2.8 Зона застройки участка включает капитальные здания, летние павильоны, крытые переходы и другие сооружения. Здания должны располагаться не ближе 25 мот красной линии улиц для сельской местности при градостроительном обосновании и согласии органов санитарного надзора это расстояние может быть сокращено. Расстояние от зданий до ближайших жилых домов принимается по требованиям инсоляции и освещенности, а также по противопожарным требованиям приложение, п. При расхождении санитарных и противопожарных нормативов принимается большее расстояние.
Ко всем зданиям зоны застройки должны быть предусмотрены подъезды шириной не менее 3,5 мс твердым покрытием для пожарных машин, обеспечивающие доступ пожарных подразделений в каждое помещение В зоне групповых площадок следует предусматривать площадки для детей ясельного возраста до 3 лет площадью из расчета не менее
8,0 м на место, площадки для дошкольников от 3 до 6 лет площадью не менее 7,5 м на место, теневые навесы по числу групповых площадок площадью не менее 40 м каждый. Навесы в площади площадок не включаются, а для групп, размещенных в летних павильонах, не устраиваются Площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие, площадки для дошкольников - частично травяное и частично (не болеем) грунтовое покрытие с примесью твердых мелкозернистых местных строительных материалов, разрешенных к применению
МЗ Украины.
2.1 1 Спортивно-игровая зона дошкольных учреждений вместимостью до 160 мест включает физкультурную площадку, предназначаснную для одновременного использования одной группой. Для учреждений свыше
160 мест предусматриваются 2 физкультурные площадки - для ясельных и дошкольных групп. Площадки следует проектировать площадью из расчета не менее 13,5 м на 1 ребенка в группе. Покрытия площадок выполняются из материалов, разрешенных к применению МЗ Украины.
2.12 На физкультурной площадке для занятий дошкольных групп должны быть предусмотрены место для гимнастических снарядов, беговая дорожка не менее 30 м, яма для прыжков и лужайка для подвижных игр. При объединении площадок допускается создание детского ми- ни-стадиона площадью н менее 400 м.
Для закаливания детей и организации игр с водой в спортив- но-игровой зоне следует предусматривать гидроплощадку с твердым покрытием и отводом сточных под в канализацию.
2.13 Расстояние от групповых, физкультурных, игровых площадок до ближайших жилых домов принимается не менее 12 м. Площадки следует соединять кольцевой дорожкой с твердым покрытием шириной не менее м, разметкой и установкой дорожных знаков для обучения правилам поведения пешеходов, езды на велосипедах и педальных машинах. Кольцевая дорожка может быть совмещена с подъездом вокруг зданий.
2.14 Зона юных натуралистов в дошкольных учреждениях общего типа должна иметь участки овощных и плодовоягодных культур общей площадью из расчетам на место в дошкольных группах, а в домах ребенка - участки плодовоягодных культур площадью 0,5 м на место. Дополнительно допускается оборудовать зооуголок площадью не менее
30 м.
Зона юных натуралистов в дошкольных детских домах включает участки овощных и плодовоягодных культур, которые разрешается размещать централизованно или при групповых площадках площадью из расчетам на место. Допускается предусматривать теплицу с вольером для животных площадью не менее 150 м. Вольер следует располагать на расстоянии не менее 25 мот здания дошкольного учреждения и ближайших жилых домов.
2.15 Хозяйственную зону следует проектировать для дошкольных учреждений общего типа вместимостью до 40 мест - не менее 70 м, вместимостью свыше 40 до 120 места также детских домов и домов

ребенка до 100 мест - не менее 100 м для дошкольных учреждений общего типа вместимостью более 120 мест - не менее 150 м для домов ребенка и дошкольных детских домов свыше 100 мест - не менее
200 мВ сельской местности при отсутствии централизованной системы теплоснабжения, канализации и т.п. приведенные показатели могут быть увеличены исходя из местных условий по заданию на проектирование Хозяйственная зона должна размещаться со стороны входа в
- 4 - производственные помещения пищеблока и прачечной, отделяться от групповых и физкультурных площадок, иметь твердое покрытие и самостоятельный въезд, изолированный, от входов на участок. В хозяйственной зоне предусматривается закрытый мусоросборник площадью не менее м, оснащенный хозяйственным водопроводом и канализацией место для сушки белья и постельных принадлежпостей не менее чем 15 м при необходимости - сарай и овощехранилище, площадь которых принимается поместным условиям.
При соответствующем обосновании допускается предусматривать гараж для служебных автомобилей для домов ребенка и дошкольных детских домов. Мусоросборники гараж должны размещаться не ближе 25 мот основного здания, в условиях реконструкции это расстояние допускается сокращать дом ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
3.1 Дошкольные учреждения следует размешать, как правило, в отдельно стоящих зданиях. Наибольшую этажность зданий следует принимать в зависимости от количества мести степени огнестойкости. указанных в таблице 1.
Комплексы дошкольных учреждений, формируемые из отдельно стоящих или сблокированных корпусов, должны быть не ниже II степени огнестойкости. Вместимость корпусов с помещениями групповых ячеек разрешается принимать не более приведенной в таблице 1.
3.2 Отапливаемые переходы между корпусами, а также веранды, пристроенные навесы, террасы, галереи следует проектировать той же степени огнестойкости, что и основные здания. Допускается принимать огнестойкость пристраиваемых к зданию навесов и веранд на одну степень ниже, чем основного здания при условии отделения их противопожарными стенами 1 типа. Таблица 1
-------------------------------------------------------------------- Количество мест|Степень огнестойкости не менее Количество этажей |
|------------------------------------------------------------------|
| До 50 | IV, V, а | 1 |
| | | |
| Доб До 150 | III | 2 |
| | | |
| До 280 | II | 2,3 (см.п.3.3) |
--------------------------------------------------------------------
3.3 Трехэтажные здания дошкольных учреждений разрешается проектировать в крупнейших, крупных и больших городах несейсмических районов с плотностью населения застройки свыше 400 чел/га при соблюдении специальных противопожарных мероприятий, а также в других населенных пунктах на участках со сложным рельефом при условии устройства непосредственных выходов с го иго этажей на уровень

планировочной отметки земли.
Трехэтажные здания должны быть не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мести проектироваться в соответствии с пунктами настоящих норм.
3.4 При размещении дошкольного учреждения водном здании со школой степень огнестойкости следует принимать в соответствии ста- блицей 1 по общему количеству места при устройстве противопожарной стены го типа между дошкольным учреждением и школой - поколи- честву мест в каждой части здания отдельно.
3.5 Допускается пристраивать дошкольные учреждения общего типа
- 5 - не ниже II степени огнестойкости вместимостью до 160 мест к глухим торцам жилых зданий І-ІІ степени огнестойкости, а также размещать в нижних этажах жилых домов кабинет заведующего, методкабинет, гардероб и туалеты персонала встроенно-пристроенных дошкольных учреждений общего типа вместимостью до 120 мест той же степени огнестойкости. При этом помещения дошкольных учреждений должны быть отделены противопожарными перегородками го типа, перекрытиями го типа, иметь выходы наружу, обособленные от входов в жилые здания.
3.6 Высота надземных этажей зданий детских дошкольных учреждений от пола до пола вышележащего этажа должна приниматься не менее
3,3 мВ надземных этажах следует размещать помещения детских групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, медицинские помещения, кухню. На третьем этаже допускается располагать помещения для старших групп, залы, игротеку-компьютерный класс, кабинет заведующего, методкабинет, комнату завхоза, кладовые в цокольном этаже - служебно-бытовые помещения, кроме кабинета заведующего и методического кабинета, а также прачечную, охлаждаемые камеры и кладовые в подвальном этаже - охлаждаемые камеры, овощехранилища, кладовые (за исключением кладовой сухих продуктов, столярно-слеса- рную мастерскую.
В зданиях дошкольных учреждений, размещаемых на радоноопасных участках, рекомендуется на первом этаже располагать помещения с ограниченным пребыванием детей (служебно-бытовые, медицинские, пищеблок, прачечную и др) и усиливать герметизацию перекрытий над подвалом Высоту подвального этажа и технического подполья следует принимать по нормам проектирования общественных зданий и сооружений приложение 7, п.
3.7 Объемно-планировочное решение зданий дошкольных учреждений для строительства во ІІв, ІІІб, ІІІв климатических зонах должно приниматься, как правило, централизованным или блочным. Здания, размещаемые в степных районах этих зон, могут иметь замкнутые или по- лузамкнутые конфигурации и вентилируемые кровли.
Для строительства на подрабатываемых территориях, просадочных грунтах ив зонах с сейсмичностью 7 баллов и выше должны приниматься блочные решения, обеспечивающие разрезку здания деформационными швами на отсеки.
В ІІІб, ІUв климатических зонах на территориях с уклоном рельефа более 35% допускаются ярусные и галерейные решения.
Устройство неотапливаемых переходов между блоками не разрешается.
3.8 В зданиях дошкольных учреждений следует предусматривать наружные входы в помещения для детей, а также центральный (служебный) вход в здание. Центральный вход допускается объединять со входом в помещения для детей дошкольного возраста.
Наружные входы в помещения для детей ясельного возраста должны

быть, как правило, самостоятельными. Общие входы допускается проектировать из расчета не более чем на 2 ясельные или 4 дошкольные группы в дошкольных учреждениях общего типа, не более чем на 4 ясельные группы в домах ребенка и не более чем на 6 групп в дошкольных детских домах.
При наружных входах допускается проектировать холл-вестибюль на 2-4 группы из расчетам на каждую, а на одну группу - шлюз площадью не менее 4 м. При холлах-вестибюлях и шлюзах разрешается предусматривать детские туалеты из расчета один унитаз и один умывальник на 2-4 группы.
3.9 Наружный вход в вестибюль, холл или коридор зданий дошкольных учреждений следует проектировать с входным тамбуром. Наружные входы, ведущие непосредственно в групповые ячейки, следует проектировать с одним тамбуром для ІUв климатической зоны и с двумя тамбурами в остальных климатических зонах.
3.10 Путями эвакуации служат коридоры, лестничные клетки, веранды. Допускается также использовать переходы по плоской эксплуатируемой кровле, ведущие к лестничной клетке. Ширина коридоров, эвакуационных проходов должна быть не менее 1,4 м. Пути эвакуации должны отвечать требованиям пожарной безопасности, изложенным в нормах по проектированию общественных зданий и сооружений (приложение
7, пи действующих противопожарных нормах.
При размещении дошкольного учреждения водном здании со школой или квартирой персонала (см. п. 1.6) помещения дошкольного учреждения должны иметь обособленные выходы наружу, а пути эвакуации из помещений другого назначения не должны проходить через помещения дошкольного учреждения.
Внутренние стены и перегородки (в том числе из светопрозрачных материалов, отделяющие пути эвакуации, следует предусматривать из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа.
3.11 С каждого этажа зданий дошкольных учреждений, а также из каждой детской ячейки должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных выходов.
В качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа зданий дошкольных учреждений II степени огнестойкости допускается использовать наружные открытые металлические лестницы с уклоном не более град.
Ширина маршей наружных открытых лестниц и дверей на их площадки должна быть рассчитана на число эвакуируемых, ноне менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней - не менее 0,2 м.
3.12 Трехэтажные здания дошкольных учреждений должны иметь не менее двух внутренних лестниц, размещенных в лестничных клетках го типа с шириной маршей не менее 1,2 м. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, следует проектировать в соответствии с нормами по проектированию общественных зданий и сооружений и противопожарными нормами (приложение 7, п.п. 2 и 4).
3.13 На путях эвакуации отделка стен и потолков, покрытия полов в лестничных клетках и холлах-вестибюлях должны быть выполнены из негорючих материалов. В качестве утеплителя стен зданий дошкольных учреждений следует применять неорганические материалы.
3.14 Поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям
- высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,3 м, вертикальные элементы в ограждениях должны иметь просвет не болеем, горизонтальные членения не допускаются- поручни для взрослых должны располагаться на высоте 0,85 м, а для детей - у стен или на ограждении лестниц - на высоте
0,5 м
- высота ограждений крылец, размещенных на уровнем и больше от земли, должна быть не менее 0 8 м
- на остекленных дверях с обеих сторон должны предусматриваться защитные решетки на высоту не менее 1,2 м.
Устанавливать решетки на окнах помещений, где находятся детине допускается.
3.15 Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта следует принимать по таблице 2.
- 7 -
Таблица 2
-------------------------------------------------------------------
| Наименование помещений | Ориентация окон помещений |
| |------------------------------------|
| | севернее о с.ш.| 45о-48о с.ш. |
| |------------------------------------|
| | Опт.| Допустим. | Опт.|Допустим.|
|-----------------------------------------------------------------| Игровая | Ю | 65о-295о | Ю |85о-275о |
| | | | | | Спальня | В | Любая | В Любая |
| | | | | | Залы, палаты, игротека, | | | | | комната ручного труда | Ю | -"- | Ю | -"- |
| | | | | | Кухня, заготовительний цех | С | -"- | С Кроме |
| | | | |170о-230о|
| | | | | |
|Медкабинеты | В | -"- | В Любая |
| | | | | |
|КомпЬютерный класс | С | 95о-265о | С |115о-245о|
| | | | | | Зал бассейна | Ю | Будь-яка | Ю Любая |
-------------------------------------------------------------------
3.16 Естественное освещение помещений и коридоров дошкольных учреждений следует проектировать в соответствии с действующими нормами (приложение 7, пи предусматривать преимущественно прямое боковое освещение.
Освещение вторым (непрямым) светом допускается для помещения персонала (гардеробной, моечной кухонной посуды, раздевальных при бассейне. Для освещения вторым светом следует использовать перегородки из стеклоблоков, фрамуги и остекленные двери смежных помещений, имеющих прямое боковое освещение.
Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых (включая кладовую чистого белья при наличии в здании кастелянской), а также душевых при изоляторе и бассейне, туалетах персонала и технических помещениях.
3.17 Для ограничения перегрева помещений необходимо предусматривать стационарные или трансформируемые солнцезащитные устройства на окнах игровых, спален, залов для музыкальных и физкультурных занятий, палат изолятора, зала кухни, заготовочного цеха и прачечной при ориентации окон на сектор горизонта 130град.-275град. для районов севернее Град. с.ш., и на сектор горизонта


90град.-200град. для районов 45град.-48град.с.ш.
Солнцезащитные устройства на окнах должны выполняться из негорючих материалов и не препятствовать эвакуации детей и персонала из здания.
3.18 Структуру зданий дошкольных учреждений следует создавать на основе функциональнообъединенных групп помещений детских ячеек помещений для музыкальных, физкультурных, учебных занятий и игр медицинских служебно-бытовых помещений пищеблока прачечной.
Помещения детских групп
3.19 Каждая возрастная группа детей в дошкольных учреждениях общего типа должна размещаться в помещениях групповой ячейки, в домах ребенка и дошкольных детских домах - в помещениях жилой ячейки. Групповая (жилая) ячейка, предназначаемая для детей одного возраста, должна быть изолирована от остальных детских ячеек и иметь удобные связи с функциональными группами других помещений.
В дошкольных учреждениях общего типа допускается применение ячеек универсального типа для детей ясельного или дошкольного возраста Групповые ячейки для детей ясельного возраста, как правило, должны располагаться на первом этаже в непосредственной связи с земельным участком. В домах ребенка жилые ячейки для детей старше одного года допускается размещать на втором этаже.
Под детскими ячейками запрещается размещать кладовые, столяр- но-слесарную мастерскую, мастерские по ремонту обуви и одежды, а также помещения, в которых имеются источники шума и вибраций.
3.21 Эвакуация людей из групповой или жилой ячейки через помещения другой запрещается.
Второй (эвакуационный) выход из помещений групповой ячейки дошкольных учреждений общего типа, жилой ячейки домов ребенка и дошкольных детских домов следует предусматривать из игровой допускается- из спальни.
Эвакуационный выход должен проектироваться с открыванием наружу, ширина двери принимается по расчету, ноне менее 0,8 мВ трехэтажных зданиях из каждой групповой или жилой ячейки, расположенной на втором и третьем этажах, должны быть запроектированы рассредоточенные выходы на две лестничные клетки го типа. Коридоры, соединяющие лестничные клетки, следует разделять противопожарными дверями го типа из условия обеспечения выхода из каждой ячейки в разные отсеки коридора. Входные двери детских ячеек должны быть выполнены с уплотнением в притворах.
3.23 Вместимость помещений, выходящих в тупиковый коридор или холл, должна быть рассчитана не более чем на 80 человек. Расстояние по коридору от выхода из детской ячейки до выхода наружу или в лестничную клетку необходимо принимать по таблице 3, принимая плотность людского потока при эвакуации свыше 5 чел/м2. Таблица 3
------------------------------------------------------------------- Расположение выхода Степень огнестой- Расстояние до выхода | из детской ячейки | кости зданий наружу или на лестницу,м|
|-----------------------------------------------------------------| Между лестничными | II-III | 20 | клетками или наружными выходами | б, IV | 15 |
| |--------------------------------------------|
| | а, V | 10 |


|-----------------------------------------------------------------| Выход в тупиковый | | | коридор или холл | II-III | 10 |
| |--------------------------------------------|
| | б, IV | 7 |
| |--------------------------------------------|
| | а, V | 5 |
-------------------------------------------------------------------
3.24 В помещении группы кратковременного пребывания детей (см. п) следует предусматривать обособленный входи самостоятельный эвакуационный выход. При размещении помещений групп в общественных зданиях допускается предусматривать входы из вестибюлей или общих коридоров.
3.25 Минимальный состав помещений для групп кратковременного пребывания детей должен включать раздевальную, игровую, туалетную, гардеробную с туалетом и душевой для персонала, подсобное помещение из расчета не менее 5,5 м общей площади на одно место.
3.26 Групповые ячейки дошкольных учреждений общего типа должны
- 9 - состоять из раздевальной, игровой, спальни, туалетной, буфетной. Состав и площади помещений детских ячеек, проектируемых в сельских дошкольных учреждениях для смешанных ясельно-дошкольных групп, принимаются как для дошкольных групп.
Для жилых ячеек домов ребенка дополнительно предусматривается комната воспитателя (отдыха персонала, помещение для сушки одежды, комната для хранения личных сезонных вещей, кладовая, ванно-душевое помещение.
В жилых ячейках дошкольных детских домов сверх того предусматривается помещение для приема пищи (столовая.
В летних павильонах для каждой группы детей следует предусмотреть раздевальную, игровую, спальню, туалетную, буфетную и кладовую Площади помещений детских ячеек дошкольных учреждений общего типа, домов ребенка и дошкольных детских домов следует принимать не менее указанных в таблице 4. Таблица 4
------------------------------------------------------------------- Наименование Единица Дошкольные учрежде-| Дома | Детские |
| помещений измерения общего типа ребенка | дома |
| |ния |---------------------------------------|
| | |ясельные|дошкольные|ясельные|дошкольные|
| | | группы | группы | группы | группы |
|-----------------------------------------------------------------| Раздевальням на 1 | 1,2 | 0,9 | 1,4 | 1,2 |
| |мiсце | | | | |
| | | | | | | Игровая | -"- | 3,3 | 2,5 | 3,6 | 3,3 |
| | | | | | | Столовая | -"- | - | - | - | 1,8 |
| | | | | | | Спальня | -"- | 2,4 | 2,5 | 2,4 | 2,4 |
| | | | | | | Веранда | -"- | - | - | 2,4 | - |
| | | | | | | Туалетная | -"- | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 0,9 |
| | | | | | |


|Ванно-душевая | -"- | - | - | - | 0,5 |
| | | | | | | Буфетная | -"- | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
| | | | | | | Кладовая | -"- | - | - | 6,0 | 6,0 |
| | | | | | | Комната | -"- | - | - | 9,0 | 9,0 | персонала | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------| Помещения |
|-----------------------------------------------------------------|
|- сушка одежды | - | - | - | 4,0 | 4,0 |
| | | | | | |
|- хранение | -"- | - | - | 6,0 | 6,0 |
| колясок | | | | | |
| | | | | | |
|- хранение | -"- | - | - | 4,0 | 4,0 |
| сезонных вещей | | | | |
-------------------------------------------------------------------
3.28 Помещение раздевальной в дошкольных учреждениях общего типа оборудуется персональными шкафчиками для хранения и сушки одежды и обуви детей (см. П,
- 10 -
Для домов ребенка и дошкольных детских домов смежно с раздевальными предусматриваются помещения для сушки верхней одежды и обуви, обеспеченные горячей водой и оборудованные вытяжной вентиляцией, а также кладовые для хранения колясок, санок и другого инвентаря Помещение игровой должно обладать возможностью внутренней перепланировки и пространственного выделения функциональных зон.
Игровая комната для смешанной ясельно-дошкольной группы может быть разделена на зоны остекленной перегородкой (с пределом огнестойкости ч) высотой 1,8-2,0 мВ групповых ячейках для детей дошкольного возраста детских учреждений общего типа допускается объединение игровой и спальни в единое пространство при помощи раздвижной перегородки с пределом огнестойкости 0,6 часа.
3.31 Размещать игровую в ячейке следует с учетом сквозного или углового проветривания. Допускается производить проветривание игровых через спальни.
3.32 Окна игровых не допускается располагать над окнами кухни, прачечной, плавательного бассейна. Не менее 50% окон игровых должны оборудоваться верхними фрамугами со щитками и рычажными приборами. Подоконники следует устанавливать на высоте 0,6 мот уровня пола.
3.33 Спальни должны размещаться, как правило, смежно с игровыми комнатами, оборудоваться шкафами для хранения запаса чистого белья и спальных принадлежностей. В домах ребенка и дошкольных детских домах следует проектировать несколько спален не более чем на
10 мест каждая.
3.34 Сокращение площади спален при реконструкции зданий дошкольных учреждений общего типа допускается не более чем до 2,1 м2/место. Если в детской ячейке предусматривается несколько спальных помещений, то допускается увеличение норм площади дом место.
3.35 Столовая - отдельное помещение для приема пищи - предусматривается в составе жилых ячеек дошкольных детских домов. Столовая не может быть проходной, должна иметь отдельный входи размещаться смежно с буфетной.
3.36 Туалетные в детских ячейках следует проектировать как единое помещение с естественным освещением, состоящее из зон уборной и умывальной. Ванно-душевую для детских домов необходимо выделять влагонепроницаемой перегородкой в отдельное помещение.
Для старшей и подготовительной групп следует предусматривать раздельные уборные для мальчиков и девочек. В зоне уборной должны размещаться в кабинах размером 0,75 хм детские унитазы ив отдельной кабине - унитаз для взрослых. Экраны-перегородки между кабинами следует выполнять из негорючих материалов, а их высота должна быть 1,2 мот пола. Слив (видуар) и детские унитазы для старшей ясельной группы могут устанавливаться без кабин.
В зоне умывальной следует предусматривать умывальники для детей и взрослых, полотенцесушитель, а в туалетных без ванны - душевой поддон, имеющий подходы с трех сторон. В ванно-душевой устанавливаются душевые поддоны, ванны со смесителем, ногомойка (ванночка для мытья ног.
Для детских групповых ячеек универсального типа следует предусматривать установку оборудования, обеспечивающего функционирование туалетной для детей как ясельного, таки дошкольного возраста.
3.37 Полы в помещениях детских ячеек должны быть из материалов, разрешенных к применению МЗ Украины, и быть влагостойкими. Полы в раздевальных, игровых и спальных должны иметь утепленную основу. Для полов в туалетных и ванно-душевых следует применять керамические плитки.
3.38 Стены помещений детских ячеек должны быть гладкими, влагостойкими и обеспечивать возможность уборки влажным способом, коэффициент отражения света должен быть 50-70%. Стены в туалетной, ва- нно-душевой, буфетной следует облицовывать глазурованной плиткой на высоту не менее 1,5 м. Отделка стен остальных помещений детских ячеек в зданиях II, III, а, б степеней огнестойкости должна выполняться из негорючих материалов.
Помещения для музыкальных, физкультурных, учебных занятий и игр
3.39 Число залов для музыкальных и физкультурных занятий в дошкольных учреждениях должно определяться заданием на проектирование, ноне менее одного универсального зала в учреждении с двумя дошкольными или старшими ясельными группами и не менее двух залов музыкального и физкультурного) при количестве старших ясельных и дошкольных групп 8 и более. При каждом зале следует предусматривать кладовые пом Залы не должны быть проходными.
При наличии в здании раздельных залов для музыкальных и физкультурных занятий допускается их объединять при помощи раздвижной перегородки, обеспечивающей нормативную звукоизоляцию.
3.41 Площадь залов рассчитывается на проведение учебного занятия одновременно с одной группой. Площадь зала для музыкальных занятий в дошкольных учреждениях общего типа принимается из расчета не менее чем 3,7 м на одно место в дошкольной группе, зала для физкультурных занятий и универсального зала - не менее 5 мВ учреждениях на 2 группы, а также при реконструкции зданий площадь универсального зала допускается принимать 4 м на место в дошкольной группе. В домах ребенка и дошкольных детских домах площади залов следует принимать не менее 5 м на место в ясельной или дошкольной группе Помещение игротеки в зданиях вместимостью 90 и более места также комнату занятий с техническими средствами обучения
(ТСО) или компьютерный класс в зданиях свыше 160 мест для дошкольных учреждений общего типа и дошкольных детских домов допускается предусматривать площадью не менее 50 м каждое.
Комнату ручного труда (изотворчества) площадью не менее ми логопедический кабинет площадью не менее 12 м допускается предусматривать в зданиях дошкольных детских домов вместимостью 90 ибо- лее места также в дошкольных учреждениях общего типа вместимостью свыше 200 мест.
Помещение для индивидуальных музыкальных занятий площадью не менее 9 м допускается предусматривать в зданиях дошкольных детских домов вместимостью свыше 90 мест.
3.43 Крытые плавательные бассейны для дошкольников следует проектировать с единовременной пропускной способностью
- 2-4 ребенка - для домов ребенка
- 10 детей (1 подгруппа) - в составе дошкольного учреждения общего типа, дошкольного детского дома
- 20 детей (2 подгруппы по 10 детей) и более - для группы дошкольных учреждений, в составе комплекса дошкольных учреждений или кооперированного здания "ясли-сад - начальная школа.
3.44 В состав помещений бассейна должны включаться зал сван- ной, две раздевальные для мальчиков и девочек с туалетами и душевыми, комната тренера, комната медсестры, лаборатория анализа воды, узел управления и другие технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна, кладовые инвентаря. При размещении дополнительной ванны для детей ясельного возраста следует предусмотреть отдельное помещение раздевальной.
3.45 В отдельно стоящих бассейнах с единовременной пропускной способностью 20 детей и более, помимо помещений, указанных в п, необходимо дополнительно предусмотреть вестибюль с гардеробом площадью 36 м, кабинет заведующего - 9 м , комнату отдыха -
50 мВ зале бассейна должна быть предусмотрена зона для разминки площадью не менее 24 мВ бассейнах с единственной пропускной способностью детей допускается проектирование отдельного помещения для разминки площадью не менее 36 м, а в бассейнах с единовременной пропускной способностью 20 детей и более - помещение площадью не менее 60 мс кладовой инвентаря 6 м.
3.46 Бассейн с единовременной пропускной способностью 20 детей должен оборудоваться ванной размером 10-12,5 хм, а пропускной способностью 10 детей - ванной не менее 7 хм. Ванна размером 3 хм рассчитана на занятия с 2-4 детьми ясельного возраста и может использоваться как дополнительная для бассейнов большего размера.
Глубина ванны бассейна должна обеспечивать нормальное проведение занятий при изменении уровня воды см дом от дна. По периметру ванны должна предусматриваться обходная дорожка шириной не менее 0,75 мим со стороны выхода из душевых, а также бортик высотой 0,15 м над полом и шириной 0,3 м. Уклон дна ванны в сторону выпуска воды должен быть не менее 1%.
3.47 Площадь раздевальной следует принимать из расчета не менее м на место при единовременной пропускной способности бассейна детей им- при 20. У каждой раздевальной следует предусматривать душевые из расчета 1 душевая сетка на 3 места и туалет

на 1 унитаз и 1 умывальник.
В местах выхода из душевой на обходную дорожку должно быть предусмотрено устройство проходного ножного душа с непрерывным потоком свежей воды. Размер ванны душа должен быть не менее 0,8 м по направлению прохода, а его глубинам Комнату медсестры следует проектировать со входом из коридора не менее 6 м в бассейнах с единовременной пропускной способностью детей и площадью не менее 8 м в более крупных бассейнах.
Лаборатория анализа воды площадью не менее 6 м должна размещаться смежно с залом бассейна. Комната тренера должна проектироваться со входом из коридора, кабиной для переодевания, туалетом и душем общей площадью не менее 10 м.
3.49 Технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна, должны иметь отдельный выход на хозяйственную зону, их площади и состав следует принимать по требованиям проектирования спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений (приложение 7, п.
3.50 Полы в физкультурном и музыкальном залах допускаются паркетные, в зале бассейна, душевых и туалетах их следует предусматривать из керамической плитки или мозаичного бетона, в технических помещениях - цементные, в остальных - из линолеума.
3.51 Отделка стен в физкультурном и музыкальном залах должна быть из негорючих материалов, влагостойкой и обеспечивать уборку влажным способом. Стены зала бассейна, туалетов и душевых бассейна следует облицовывать керамической глазурованной плиткой на высоту не менее 1,8 м.
Медицинские помещения
3.52 В дошкольных учреждениях общего типа предусматриваются следующие медицинские помещения медицинская комната, процедурный и физиотерапевтический кабинеты, изолятор.
Медицинская комната и процедурный кабинет в зданиях без оздоровительных групп вместимостью до 100 мест размещаются водном помещении площадью не менее 14 м в зданиях свыше 100 места также в зданиях с оздоровительными группами они должны размещаться в разных помещениях с раздельными входами площадью не менее мим соответственно Медицинская комната проектируется смежно с одной из палат изолятора. Между ними устраивается остекленный проем на высоте 1,2 м.
3.53 Физиотерапевтический кабинет в дошкольных учреждениях общего типа вместимостью от 70 до 100 мест проектируется площадью 9 м вместимостью свыше 100 до 200 мест - не менее 12 м в учреждениях свыше 200 места также при наличии оздоровительных групп в дошкольных учреждениях любой вместимости - не менее 18 м.
3.54 Стоматологический кабинет и фитокомнату площадью не менее
8 м каждые, кабинет врача-специалиста площадью не менее 9 м, атак- же кабинет лечебной физкультуры (ЛФК) площадью не менее 50 м допускается предусматривать дополнительно в дошкольных учреждениях, в составе которых имеются оздоровительные и круглосуточные группы, охватывающие не менее 30% от общего количества детей.
3.55 Число мест в изоляторе дошкольного учреждения общего типа не должно превышать 1,5% проектной вместимости здания. В состав изолятора входят приемная, палаты, туалетная и помещение для дезинфицирующих средств.
Приемная, если в изоляторе предусмотрена одна палата, принимается площадью не менее 6 м, если предусмотрено две палаты, - не менее 10 мВ приемной размещается мойка посуды, используемой заболевшим Палаты следует проектировать непроходными, рассчитанными на одно и два места, площадью не менее 6 мим соответственно.
Туалетная принимается площадью не менее 4 м, для хранения и приготовления дезинфицирующих средств выделяется отдельное помещение площадью 3 м
3.56 Медицинские помещения домов ребенка и дошкольных детских домов должны включать изолятор, кабинет врача площадью 14 м, старшей медсестры - 9 м, физиотерапевтический и фитокабинеты общей площадью не менее 36 м процедурную стерилизационную - 12 м помещение для аптеки - 9 м. Кроме того, в домах ребенка предусматривается помещение ЛФК площадью 50 ми приемно-карантинное отделение, а в дошкольных детских домах - приемно-карантинное отделение и стоматологический кабинет площадью 9 м.
3.57 Количество мест в изоляторах домов ребенка, детских дошкольных домов принимается из расчета не менее 5% от проектной вместимости учреждений. В состав изолятора включаются приемная не менее модно, двух- и трехкоечные палаты площадью соответственно
6, 9 им, комната дежурной медсестры площадью 9 мс остекленным проемом в одну из палат, буфет-раздаточная - 5 м, ванная - 4 м, туалет с комнатой для приготовления дезинфицирующих средств и хранения уборочного инвентаря площадью соответственно 4 им При изоляторе допускается предусматривать неотапливаемую веранду площадью 2 м на 1 место его общей вместимости.
3.58 Количество мест в приемно-карантинном отделении домов ребенка и детских домов должно составлять 7-10% от проектной вместимости учреждения. В состав отделения домов ребенка включаются вес- тибюль-ожидальня и приемная-смотровая площадью не менее 12 м каждая, санпропускник (раздевальная с ванной) общей площадью 8 м па- латы-боксы на 2 места площадью не менее 12 м каждая, буфетная площадью м.
Приемно-карантинное отделение детских домов включает изоляционные палаты на 1 или 2 койки площадью 12 им соответственно со шлюзом и туалетом.
3.59 Приемно-карантинное отделение и изолятор должны располагаться на первом этаже, иметь отдельные выходы наружу, а в домах ребенка и дошкольных детских домах размещаться таким образом, чтобы ванными, указанными в п, можно было пользоваться и для санитарной обработки детей, находящихся в палатах-боксах и изоляционных палатах.
Выходы из изолятора детских учреждений общего типа вместимостью до 160 мест, проектируемых для в, б, в климатических
- 14 - зон, допускается совмещать с общими входами в здания.
3.60 Полы и отделка стен в медицинских помещениях должны выполняться из материалов, разрешенных к применению Минздравом Украины, и обеспечивать возможность уборки влажным способом.
Для полов в туалетных, душевых, ванных следует применять керамическую плитку, для облицовки стен на высоту не менее м - глазурованную Служебно-бытовые помещения
3.61 В дошкольных учреждениях общего типа необходимо предусматривать кабинет заведующего, комнату завхоза, методический кабинет, кладовую чистого белья, хозяйственную кладовую, туалеты для персонала, холл-вестибюль.
3.62 Составы служебно-бытовых помещений детских домов и домов

ребенка должны определяться заданием на проектирование в зависимости от типа и вместимости учреждения.
Рекомендуется предусматривать следующие группы помещений административные, методиковоспитательные, для встреч с родственниками, обслуживающие мастерские (столярная, слесарная, по ремонту одежды и обуви детей, складские, бытовые (комната техперсонала, кас- телянская, парикмахерская, санузлы персонала, вестибюль с гардеробом Кабинет заведующего в дошкольных учреждениях общего типа вместимостью до 40 мест объединяется с комнатой завхоза и методическим кабинетом водном помещении площадью не метшее 12 м, в зданиях свыше 40 и до 200 мест проектируется отдельный кабинет заведующего площадью не менее 9 м, а в зданиях большей вместимости - не менее 12 м.
Отдельная комната для завхоза предусматривается площадью не менее 6 м для зданий вместимостью свыше 60 мест.
3.64 Методический кабинет в дошкольных учреждениях вместимостью свыше 40 и до 100 мест принимается площадью не менее 12 м свыше и до 200 мест - 18 м, свыше 200 мест - 24 мВ методическом кабинете следует предусматривать место для работы детского психолога Хозяйственная кладовая площадью не менее 6 м предусматривается в зданиях дошкольных учреждений общего типа вместимостью до 80 мест, в зданиях на 90-200 мест следует устраивать 2 хозкладо- вые площадью пом каждая, а в зданиях свыше 200 мест - 3 кладовые общей площадью 24 м.
Кладовые хранения обуви и личных вещей площадью не менее 4 м каждая следует предусматривать дополнительно в домах ребенка и дошкольных детских домах.
3.66 Кладовую чистого белья в дошкольных учреждениях общего типа вместимостью до 120 мест следует проектировать площадью не менее 6 м, вместимостью свыше 120 мест - площадью 10 мВ домах ребенка и дошкольных детских домах площадь кладовой принимается не менее м.
Кладовую грязного белья площадью дом допускается проектировать в детских учреждениях наиболее мест.
Двери кладовых должны быть противопожарными го типа.
3.67 Комнату кастелянши (кастелянскую) площадью не менее 6 м следует предусматривать в дошкольных учреждениях общего типа вместимостью свыше 200 мест. В домах ребенка и дошкольных детских домах вместимостью 90 и более мест следует проектировать кастелян- скую-примерочную площадью не менее 14 м.
3.68 Комнату технического персонала площадью не менее 8 ми столярно-слесарную мастерскую площадью не менее 18 м допускается проектировать в дошкольных учреждениях общего типа вместимостью свыше 120 мест. В зданиях вместимостью более 200 мест - комнату
- 15 - психологической разгрузки площадью не менее 12 м.
Холл-вестибюль в зданиях вместимостью от 90 и до 200 мест принимается площадью не менее 12 м, свыше 200 мест - не менее 18 м.
Помещения для починки обуви и белья площадью 8 м каждое, парикмахерскую не менее 7 м, а также кладовую при комнате техперсонала площадью 4 м допускается предусматривать дополнительно в домах ребенка и детских домах вместимостью 120 и более мест.
Туалеты персонала следует оборудовать одним унитазом и одним умывальником.


3.69 Полы и стены в административных, методико-воспитательных помещениях и мастерских должны быть влагостойкими и обеспечивать возможность уборки влажным способом, коэффициент отражения света должен быть в пределах 50-70%.
Пищеблок
3.70 В дошкольных учреждениях необходимо проектировать пищеблоки, работающие на сырье. Технологическое оборудование пищеблоков следует принимать на электричестве.
3.71 Состав и площади помещений пищеблоков следует принимать не менее указанных в таблице 5.
Таблица 5
-------------------------------------------------------------------
| Наименование помещений | Площадь помещений пищеблокам при количестве мест в здании |
| |---------------------------------------|
| | до 40 | свыше свыше свыше 200 |
| | | до 120 | до 200 | до 280 |
|-----------------------------------------------------------------| Кухня з раздаточной | 18 | 24 | 28 | 34 |
| | | | | | Мойка кухонной посуды | 5 | 6 | 8 | 10 |
| | | | | |
|Заготовительний цех * | 8 | 10 | 12 | 16 |
| | | | | | Охлаждаемые камеры | - | - | 7 | 9 |
| | | | | | Кладовая сухих продуктов | 8 | 8 | 8 | 10 |
| | | | | | Кладовая овощей | 4 | 6 | 8 | 12 |
| | | | | | Загрузочная ** | 8 | 10 | 12 | 14 |
| | | | | | Комната персонала | 6 | 9-12 | 16 | 12 |
| | | | | | Столовая персонала | - | - | - | 10 |
| |---------------------------------------| Душевая | На одну сетку |
| |---------------------------------------| Туалет персонала | 1 унитаз и 1 умывальник |
-------------------------------------------------------------------
3.72 Из пищеблоков следует предусматривать отдельный выход наружу. Эвакуационный выход через загрузочную, а также проходные кладовые или проход через кухню не допускается.
Для приема и транспортировки продуктов в складские помещения должны быть предусмотрены соответствующие средства механизации.
3.73 Для вертикальной транспортировки пищи во всех трехэтажных зданиях, а также двухэтажных вместимостью 150 и более мест должны устанавливаться грузовые подъемники грузоподъемностью 100 кг.
- 16 -
Не допускается установка подъемников, вентиляционных и охлаждаемых камер смежно или над (под) игровыми и спальнями. При размещении их рядом с залами, игротекой, учебным (компьютерным) классом необходимо устройство звукоизоляции.
3.74 Полы в помещениях пищеблока выполняются из керамической плитки с гладкой поверхностью, отделка стен должна быть влагостойкой и обеспечивать возможность уборки помещений влажным способом

стены кухонного зала, моечной, заготовочного цеха, охлаждаемых камер, душевой, туалета должны облицовываться глазурованной плиткой на высоту не менее 1,8 м.
Прачечная
3.75 Площадь прачечной определяется в зависимости от устанавливаемого оборудования и объема белья, непосредственно стираемого в дошкольном учреждении, ноне менее 14 м при вместимости здания до
40 мест не менее 18 м для зданий свыше 40 до 60 мест 24 м - свыше до 120 мест 30 м - свыше 120 до 200 мест не менее 40 м - свыше 200 мест.
3.76 Прачечная для дошкольных учреждений общего типа проектируется из двух помещений стиральной и сушильно-гладильной, а для домов ребенка и детских домов из трех стиральной, сушильной, гладильной, размещаемых смежно. В зданиях вместимостью до 120 мест допускается проектировать общий вход в прачечную, для зданий большей вместимости входы в стиральную и сушильно-гладильную следует делать раздельными. Двери сушильно-гладильной и гладильной должны быть противопожарными го типа.
Располагать входы в прачечные против входов в групповые ячейки, пищеблоки медицинские помещения не допускается. Из прачечной следует предусматривать выход на хозяйственную зону участка, который может быть совмещен со служебным входом для зданий вместимостью до 120 мест.
3.77 Помещение для сортировки и сдачи грязного белья площадью
4 м следует предусматривать в дошкольных учреждениях до 280 мест включительно при обслуживании их централизованной прачечной. Для учреждений большей вместимости площадь помещения увеличивается дом Полы и стены в гладильной, сушильной, помещениях сортировки и сдачи белья должны быть влагостойкими, полы в стиральной выполняются из керамической плитки, а стены облицовываются глазурованной плиткой на высоту не менее 1,8 м.
4 ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Водоснабжение и канализация
4.1 Здания дошкольных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией и водостоком в соответствии с нормами проектирования внутреннего водопровода и канализации зданий (приложение 7, п.
При проектировании водоснабжения здания дошкольных учреждений, как правило, следует присоединять к закольцованным участкам водопроводной сети.
В районах, где не обеспечивается непрерывное водоснабжение, здания дошкольных учреждений по согласованию с заказчиком следует оборудовать резервными емкостями для суточного запаса воды.
4.2 Дошкольные учреждения вместимостью до 40 мест, строящиеся в неканализованных районах, допускается проектировать с локальными очистными сооружениями.
4.3 Санитарно-техническое оборудование зданий дошкольных учреждений следует предусматривать согласно приложению 2. Высоту установки умывальников для детей ясельного возраста следует принимать
0,4 м, а для детей дошкольного возрастам, ванн на постаментах м. Душевая сетка с гибким шлангом должна устанавливаться на высоте 1,5 м над днищем поддона, на высоте 0,15 м над бортом поддона необходимо установить дополнительный кронштейн для подвески

душевой сетки.
4.4 Бассейны должны проектироваться с обеззараживанием, очисткой и, как правило, рециркуляцией воды с добавлением свежей в объеме, равном 10% емкости ванны в сутки.
Бассейны с ваннами емкостью 20 ми менее допускается проектировать без рециркуляции с подачей свежей воды в объеме, равном 20% емкости ванны в час.
Бассейны следует проектировать с устройствами вторичного использования тепла сбрасываемой воды, охлаждая ее в теплообменниках.
4.5 Температура воды в бассейне не должна быть выше 32град.С и ниже 29град.С. Температура горячей воды, подаваемой на краны смесителей, устанавливаемых в душевых и умывальных для детей, должна быть не выше 37град.С и не ниже 34град.С.
4.6 Устройство трапов следует предусматривать в кухне, заготовочном цехе, моечной кухонной посуды, загрузочной, стиральной иду- шевых бассейнах, туалетных детских ячеек.
Отопление и вентиляция
4.7 Здания дошкольных учреждений должны подключаться, как правило, к системам централизованного теплоснабжения. При невозможности такого подключения следует проектировать теплогенераторы при соблюдении требований норм по проектированию котельных установок, которые рекомендуется монтировать в комплексе с альтернативными источниками тепла, например, солнечными коллекторами для летнего горячего водоснабжения (приложение 7, п.
Здания, подключаемые к системам централизованного теплоснабжения, должны быть оборудованы счетчиками теплоты.
Мероприятия по энергоснабжению необходимо выполнять в соответствии с требованиями норм по проектированию общественных зданий и сооружений (приложение 7, п.
4.8 Печное отопление проектировать запрещается. В отдельных случаях при обосновании и согласовании с территориальными органами государственной пожарной охраны допускается применение печного отопления в одноэтажных зданиях для сельской местности вместимостью не более 20 мест.
Применение электрического отопления с замоноличенными в бетон греющими кабелями не допускается.
4.9 Системы отопления и вентиляции зданий дошкольных учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями действующих норм (приложение 7, п.
Температура поверхности пола игровых, расположенных на 1 этаже, а также спален и раздевальных для ослабленных детей в течение отопительного периода должна быть 23град.С за счет подогрева пола.
На поверхности обходных дорожек бассейна в период эксплуатации должна поддерживаться температура 26-28град.С.
4.10 Отопительные приборы должны быть защищены негорючими экранами или решетками, изготовленными из материалов, разрешенных к применению МЗ Украины.
Шкафы для сушки детской одежды в раздевальных, а также полоте- нцесушители в туалетных должны обогреваться водой в течение всего года. Объем воздуха, удаляемого из одного шкафа, следует принимать не менее 10 м3/ч.
4.1 1 Расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена
- 18 - в помещениях следует принимать по таблице приложения 3.
4.12 В зданиях дошкольных учреждений должна проектироваться вытяжная вентиляция, как правило, с естественным побуждением. При

соответствующем обосновании для кухни, помещений плавательного бассейна допускается применение механической вытяжной вентиляции.
4.13 В стиральной, гладильной, душевых, а также в подвальных помещениях зданий, размещенных на радоноопасных участках, необходимо устанавливать в вертикальных вытяжных каналах осевые малогабаритные вентиляторы. Установка дефлекторов не рекомендуется.
Удаление воздуха из спален, имеющих сквозное или угловое проветривание, допускается предусматривать через игровые помещения. Транзитные воздуховоды не должны проходить через игровые, спальни, холлы и вестибюли.
4.14 Наружный воздух, подаваемый в холодный период года в помещения, оборудованные механической вытяжной вентиляцией, следует подогревать конвекторами или радиаторами, установленными в приточных шкафах.
Электрооборудование
4.15 Электроснабжение дошкольных учреждений выполняется по II категории надежности от двух независимых взаимнорезервирующих источников питания. Электроснабжение и распределительные сети наружного освещения на территории учреждений, как правило, следует осуществлять кабельными линиями.
Освещение территории предусматривается в соответствии с инструкцией по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов.
4.16 Электрооборудование в зданиях детских дошкольных учреждений следует предусматривать соответственно нормам проектирования электрооборудования жилых и общественных зданий, правилам устройства электроустановок (приложение 7, пи п.
Электропривод и электрооборудование подъемников, а также технологическое оборудование пищеблока и медицинских помещений проектируется согласно инструктивным документам соответствующих министерств и ведомств.
4.17 В зданиях дошкольных учреждений необходимо предусматривать следующие виды освещения
- рабочее - во всех помещениях
- эвакуационное - в коридорах, холлах, вестибюлях, на лестницах, раздевальных, кухнях, стиральных- аварийное - в электрощитовых, теплопунктах, дежурных пожарных постах
- дежурное - в спальнях домов ребенка, дошкольных детских домов и круглосуточных групп дошкольных учреждений общего типа, а также палатах приемно-карантинного отделения
- ремонтное - в техническом подполье, тепловых пунктах и т.п.
4.18 Светильники дежурного освещения следует устанавливать наддверными проемами на высоте не менее 2,2 мот уровня пола. Допускается установка светильников на высоте 0,3 мот пола, но при этом напряжение в сети дежурного освещения должно быть не более 36 вольт. В спальнях, палатах изолятора наддверными проемами должны быть установлены световые показатели "Выход" на высоте не менее 2,2 мот пола, присоединенные к сети эвакуационного освещения.
Бактерицидные лампы следует устанавливать в палатах изоляторов, бассейнах, залах ЛФК, медицинских помещениях, залах для музыкальных и физкультурных занятий, игровых. Наличие источников ультрафиолетового излучения не учитывается при определении уровня искусственного освещения.
4.19 Установку штепсельных розеток следует предусматривать во
- 19 -

всех помещениях. Розетки должны быть снабжены защитным устройством, закрывающим гнезда при вынутой вилке. Штепсельные розетки обычного типа, размещаемые в раздевальных, игровых, залах для музыкальных и физкультурных занятий, необходимо располагать на высоте 1,8 мот уровня пола.
4.20 Молниезащита, а также защитное заземление технологического оборудования и медицинской аппаратуры в физиотерапевтических, процедурных и прочих помещениях являются обязательными и производятся согласно ведомственным инструкциям (приложение 7, п.
Связь и сигнализация
4.21 В зданиях дошкольных учреждений следует предусматривать устройство телевизионной, радиотрансляционной и телефонной сетей, пожарной и охранной сигнализации, а также централизованную систему оповещения персонала о пожаре. Приемные пульты пожарной и охранной сигнализации устанавливаются в помещении, где обеспечивается круглосуточное дежурство.
4.22 Антенная и кабельная разводка для приема телепередач предусматривается в игровых, залах для музыкальных и физкультурных занятий и методическом кабинете.
Радиоточки устанавливаются в административных и хозяйственных помещениях, пищеблоке, залах для музыкальных и физкультурных занятий, игровых и игротеках.
Телефоны устанавливаются в кабинете заведующего, медицинской комнате или кабинете врача, методическом кабинете, комнате завхоза Селекторную двухстороннюю связь заведующего с завхозом, групповыми ячейками, медицинскими помещениями, методическим кабинетом, кастелянской, пищеблоком допускается предусматривать в дошкольных учреждениях вместимостью 200 мести более.
4.23 Устройство автоматической пожарной сигнализации предусматривается в соответствии с нормами по проектированию пожарной автоматики зданий и сооружений (приложение 7, п) во всех помещениях дошкольных учреждений, кроме зала бассейна, туалетных, душевых, стиральной, кладовой овощей, бойлерной, насосной, охлаждаемой камеры, венткамеры, моечных посуды и тары.
- 20 -
Приложение 1
(обязательное)
Численность детей в возрастных группах дошкольных учреждений, домах ребенка, детских домах для дошкольников и группах кратковременного пребывания
-------------------------------------------------------------------
| | Количество мест в группах |
| |-------------------------------------------| Наименование групп, Детские | Дома |Детские|Кратковременно-|
| возраст детей учреждения ребенка дома | го |
| общего | | | пребывания |
| типа | | | |
|-----------------------------------------------------------------|
| Ясельные общего типа |
|-----------------------------------------------------------------| младшие - догола средние - 1-2 года | 15 | 10 | - | 10 |
| | | | | | старшие - 2-3 года | 15 | 10 | - | |


|-----------------------------------------------------------------|
| Ясельные оздоровительные |
|-----------------------------------------------------------------| младшие - догола средние - 1-2 года | 15 | 10 | - | 10 |
| | | | | | старшие - 2-3 года | 15 | 10 | - | |
|-----------------------------------------------------------------|
| Дошкольные общего типа |
|-----------------------------------------------------------------| младшие - 3-4 года | 20 | - | 15 | |
| | | | | | средние - 4-5 года | 20 | - | 15 | |
| | | | | 15 | старшие - 5-6 года | 20 | - | 15 | |
| | | | | | подготовительные | | | | |
| - 6-7 лет | 20 | - | 15 | |
|-----------------------------------------------------------------|
| Дошкольные оздоровительные |
|-----------------------------------------------------------------| младшие - 3-4 года | 20 | - | 15 | |
| | | | | | средние - 4-5 года | 20 | - | 15 | |
| | | | | 15 | старшие - 5-6 года | 20 | - | 15 | |
| | | | | | подготовительные | 20 | - | 15 | |
| - 6-7 лет | | | | |
------------------------------------------------------------------- Примечание. В дошкольных учреждениях общего типа для сельской местности допускается предусматривать смешанные ясельно-дошкольные группы. Количество мест в смешанных группах разрешается принимать до 15.
- 21 -
Приложение 2 (обязательное)
Санитарно-техническое оборудование зданий дошкольных учреждений
-------------------------------------------------------------------------------
| | Умывальники | Унитазы Слив |Водо-|Поддон|Мойка|Поло-|
| | | со раз- с ду- |двух-|тен- |
| |---------------------------|сме- бор- |шевой |каме-|цусу-|
| детский |взрос-|детс-|взро-|си- |ный |сеткой|рная |ши- |
| Наименование с туале-|лый со|кий |слый |телем|кран на со |тель |
| помещений |тным смеси | | | |гибком|сме- | |
| краном |телем | | | | |шланге|си- | |
| | | | | | | | |телем| |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|-----------------------------------------------------------------------------| Буфетная | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - |
| | | | | | | | | | | Туалетная | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - |1 гли-| - | - |
| ясельных групп | | | | | | | бокий| | |
| | | | | | | | | | |

Туалетная дошкольных групп | | | | | | |мілкий| | |
| | | | | | | | | | | Зал бассейна | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - |
| | | | | | | | | | | Душевая и туалет 1 | - | 1 | - | - | - Запри роздягальнях| | | | | | п | |
| бассейна | | | | | | | | | | Медицинская | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - |
| комната | | | | | | | | | | Приемная | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
| изолятора | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|8. Палата | | | | | | | | | |
| изолятора | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
| | | | | | | | | | | Туалетная | - | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | 1 |
| изолятора и | | | | | | | | | |
| помещение | | | | | | | | | |
| дезинфицирующих | | | | | | | | | |
| средств | | | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------------
Окончание таблицы следует
- 22 -
Окончание таблицы приложения 2
-------------------------------------------------------------------------------
| | Умывальники | Унитазы Слив |Водо-|Поддон|Мойка|Поло-|
| | | со раз- с ду- |двух-|тен- |
| |---------------------------|сме- бор- |шевой |каме-|цусу-|
| детский |взрос-|детс-|взро-|си- |ный |сеткой|рная |ши- |
| Наименование с туале-|лый со|кий |слый |телем|кран на со |тель |
| помещений |тным смеси | | | |гибком|сме- | |
| краном |телем | | | | |шланге|си- | |
| | | | | | | | |телем| |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|-----------------------------------------------------------------------------|
|10 Смотровая домов - | - | 1 | - | - | - | - | - | - |
| ребенка | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|11 Палаты | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
| карантинного | | | | | | | | | |
| отделения | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|12 Тулетная | | | | | | | | | |
| карантинного | | | | | | | | | |
| отделения | - | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | 1 |
| | | | | | | | | | | З Туалет | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - |
| персонала | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|14 Душевая | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
-------------------------------------------------------------------------------
Примечание. В кабинетах врача, физиотерапевтическом, массажа следует предусматривать по одному умывальнику со смесителем для взрослых. В ванно-душевых помещениях дошкольных детских домов дополнительно, а в туалетных домов ребенка

для детей до одного года, санпропускнике, туалетных изолятора домов ребенка и детских домов вместо душевого поддона устанавливается ванна с гибким шлангом.
- 23 -
Приложение 3
(обязательное)
Расчетная температура воздуха и кратность воздухообмена в помещениях дошкольных учреждений
------------------------------------------------------------------ Наименование помещений|Расчетная температура |
| | воздуха, С Воздухообмен за час
| |-----------------------------------------|
| в климатических зонах | |
| |---------------------| Приток | Вытяжка |
| |IIв,IIIб,IIIв| в | | |
|----------------------------------------------------------------| Игровые, раздевальные | | | |
| | | | | |
|- ясельных групп | 22 | 21 | - | 1,5 |
|- младших дошкольных | 21 | 20 | - | 1,5 |
| групп | | | | |
|- средних и старших | 20 | 19 | - | 1,5 |
| дошкольных групп | | | | |
|----------------------------------------------------------------| Спальни | | | | |
| | | | | |
|- ясельных групп | 21 | 20 | - | 1,5 |
|- дошкольных групп | 19 | 18 | - | 1.5 |
|----------------------------------------------------------------| Туалетные | | | | |
| | | | | |
|- ясельных групп | 22 | 21 | - | 1,5 |
|- дошкольных групп | 20 | 19 | - | 1,5 |
|----------------------------------------------------------------| Буфетные | 16 | 16 | - | 1,5 |
|----------------------------------------------------------------| Залы для музыкальных и 19 | 18 | - | 1,5 | физкультурных занятий | | | | игротеки | | | | |
|----------------------------------------------------------------| Помещения бассейна | 30 | 30 | За роз |хунком |
|----------------------------------------------------------------| Медицинские комнаты | 22 | 21 | - | 1 |
|----------------------------------------------------------------|
|Служебно-бытовые | 18 | 17 | - | 1 | помещения | | | | |
|----------------------------------------------------------------| Кухня (горячий цех) | 16 | 15 | За розрахунком |
|----------------------------------------------------------------| Прачечная | | | | |
| | | | | |
|- стиральная | 18 | 18 | 5 | 5 |
|- сушильно-гладильная | 16 | 16 | 5 | 5 |
|----------------------------------------------------------------| Кабинеты | | | | |
| | | | | |
|- физиотерапии | 28 | 28 | - | 1,5 |


|- массажа | 28 | 28 | - | 1,5 |
|----------------------------------------------------------------| Переходы | 18 | 18 | - | - |
------------------------------------------------------------------
Примечание. В туалетах и душевых бассейна, туалетах персонала, если они проектируются без окон, вытяжка должна быть не менее трехкратной.
- 24 -
Приложение 4
(рекомендуемое)
Контрольные удельные показатели расчетной
(нормируемой) площади, общей площади и строительного обЬема яслей-садов общего типа
--------------------------------------------------------------------------------
|Коли-|Соот- Минимально допустимые | |
|чест-|ноше- площади помещений и | Рекомендуемые площадь помещений | во |ние строительный обЬем | и строительный обЬем | мест |ясель-| (не менее) | |
| |ных и |-----------------------------------------------------------------|
| | до- |Норми-|Общая |Стро- | без басесйна | с бассейном |
| |школь-|руемая|площадь |итель-|------------------------------------------|
| |ных |пло- м на |ный |Норми-|Общая |Стро- |Норми-|Общая |Стро- |
| групп |щадь место) |обЬем |руемая|пло- |итель-|руемая|пло- |итель-|
| | м нам на|пло- |щадь |ный площадь |ный |
| | место |место)|щадь м на|обЬем |щадь м на |обЬем |
| | | | | м на|место)|(м3 нам на|место) м на
| | | | | место |место)|место)| место
|------------------------------------------------------------------------------|
| 35 | 1:1 | 11,6*| 14,5,* | 55,0*| 14,1 | 17,5 | 66,5 | - | - | - |
| | | | | | | | | | | |
| 75 | 1:3 | 11,6 | 14,5 | 55,5 | 11,6 | 14,5 | 55,5 | - | - | - |
| | | | | | | | | | | |
|110 | 2:4 | 10,6 | 13,5 | 51,5 | 11,1 | 14,0 | 53,5 | 12,5 | 16,0 | 60,5 |
| | | | | | | | | | | |
|150 | 2:6 | 10,6 | 13,5 | 52,0 | 11,1 | 14,0 | 54,5 | 12,0 | 15,5 | 59,5 |
| | | | | | | | | | | |
|220 | 4:8 | 10,2 | 13,5 | 49,0 | 10,9 | 14,0 | 51,5 | 11,5 | 15,0 | 55,0 |
| | | | | | | | | | | |
|260 | 4:10| 9,8 | 12,0 | 47,5 | 10,4 | 13,0 | 50,0 | 11,0 | 14,0 | 52,5 |
|------------------------------------------------------------------------------| У среднем | 10,5 | 13,5 | 52,0 | 11,0 | 14,0 | 53,0 | 12,0 | 15,0 | 57,0 |
--------------------------------------------------------------------------------
* Из ссостава помещений исключен зал для музыкальных и физкультурных занятий.
- 25 -
Приложение 5
(обязательное)
Расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей и автостоянок легковых автомобилей, станций технического обслуживания автомобилей и автозаправочных станций до границ участков дошкольных учреждений
(Извлечение из табл. 7.5 и табл. а ДБН 360-92*)
-------------------------------------------------------------------
Нормативный параметр | Количество автомобилей/постов СТО и АЗС |
|------------------------------------------|
|10 и меньше|11-50|51-100|101-300|свыше 300|
------------------------------------------------------------------|

Расстоянием Определяется по согласованию с органами Государственного санитарного надзора.
В числителе указано минимальное расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей и автостоянок легковых автомобилей, в знаменателе - расстояние от станций технического обслуживания автомобилей и автозаправочных станций.
Приложение 6
(обязательное)
Расстояние от здания дошкольного учреждения и его участка до жилых и общественных зданий
(Извлечение из табл ДБН 360-92*)
------------------------------------------------------------------- Нормативный От участка дошкольного От здания дошкольного |
| параметр учреждения до зданий | учреждения до обЬектов |
| |----------------------------------------------------|
| | магазин, предприятие жилой дом, школа, дошкольное
| | питания, бытового | учреждение (до стен) |
| | обслуживания | |
|-----------------------------------------------------------------| Расстоянием 25-50* По нормам инсоляции и |
| | | освещенности |
-------------------------------------------------------------------
* По согласованию с органами Государственного санитарного надзора допускается уменьшать расстояние дом для отдельных групм магазинов.
- 26 -
Приложение 7
(обязательное)
Список основных нормативных документов, которые используются при проектировании зданий детских дошкольных учреждений, на которые приведены ссылки в настоящих нормах
1. ДБН 360-92* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
2. ДБН В Общественные здания и сооружения
3. СНиП 2.01.01-82 Строительная климатология и геофизика
4. СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы
5. СНиП II-3-79** Строительная теплотехника
6. СНиП II-4-79 Естественное и искусственное освещение
7. СНиП II-7-81** Строительство в сейсмических районах
8. СНиП II-12-77 Защита от шума
9. СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия
10. СН 429-71 Указания по размещению обьектов строительства и ограничению этажности в сейсмических районах
11. СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах
12. СНиП 2.01.15-90 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования З. СНиП 2.03.13-88 Полы
14. СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий
15. СНиП 2.04.05-91 Отопленне, вентиляция и кондиционирование
16. СНиП 2.04.09-84 Пожарная автоматика зданий и сооружений
17. СНиП 3.05.06-85 Злектротехнические устройства
18. СНиП 3.05.07-85 Системы автоматизации


19. СН 512-78 Инструкция по проетированию зданий и помещений для электронно-вычислительных машин
20. ПУЭ (г) Правила устройства электроустановок
21. ВСН 46-86 Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения
22. ВСН 52-86 Установки солнечного горячего водоснабжения
23. ВСН 59-88 Злектрооборудование жилых и общественных зданий и сооружений
24. ВСН 60-89 Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования
25. РД 34.21.122-87 Инструкния по устройству молниезащиты зданий и сооружений
26. РБН 356-91 Положение о радиационном контроле на объектах строительства и предприятиях стройиндустрии и стройматериалов Украины
27. СанПиН 3231-85 Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений
28. СанПиН 5146-89 Временные санитарно-гигиенические нормы и правила устройства, оборудования, содержания и режима работы на персональных злектронно-вычи- слительных машинах и видеодисплейных терминалах в кабинетах вычислитсльной техники и дисплейных классах всех типов средних учебных заведений
- 27 -
СОДЕРЖАНИЕ
С.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ........................................... 1 2 ТРЕБОВАНИЯ К ЗАСТРОЙКЕ УЧАСТКА ............................... 2 З ОБЬЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ................................ 4
Помещения детских групп ..................................... 7
Помещения для музыкальных, физкультурных, учебных занятий и игр .................................................... 11
Медицинские помещения ........................................ 12
Служебно-бытовые помещения ................................... 14
Пищеблок ..................................................... 15
Прачечная .................................................... 16 4 ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕНЕРГОЗБЕРЕЖЕНИЮ ...... 16
Водоснабжение и канализация .................................. 16
Отопление и вентиляция ....................................... 17
Електрооборудование .......................................... 18
Связь и сигнализация ......................................... 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Количество детей в возрастных группах дошкольных учреждений, домах ребенка, детских домах для дошкольников и группах краткосрочного пребывания ...................................... 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Санитарно-техническое оборудование зданий дошкольных учреждений 21 ПРИЛОЖЕНИЕ З Расчетная температура воздуха и кратность воздухообмена в помещениях дошкольных учреждений ............................. 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Контрольные удельные показатели расчетной (нормированной) площади, общей площади и строительного обЬма ясель-садов общего типа ........................................................... 24 ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей и автостоянок легковых автомобилей, станций технического обслуживания автомобилей и автозаправочных станций до границы участков дошкольных учреждений .......................................... 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Расстояние от здания дошкольного учреждения и его участка до жилых и общественных зданий .................................... 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Список основных нормативных документов, которые используются при проектировании зданий детских дошкольных учреждений, на которые приведены ссылки в настоящих нормах ................. 27

Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология

Скачать 296,74 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница