Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Самарский государственный медицинский
университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России)
Кафедра История Отечества, медицины и социальных наук
Эссе
На тему: «Социальная сущность личности и её структура»
Выполняла студентка
1 курса 133 группы
Молоканова Мария Витальевна
Самара 2022
Актуальность данной темы заключается в том, что многие люди в повседневной жизни чаще встречаются с такими терминами: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Эти понятия они воспринимают как синонимы. если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.
Человека- понятие родовое. Оно присуще всем людям. Индивид- человек как единичный представитель вида. Индивидуальность – характеристика личности, обозначающая её уникальность, непохожесть на других.
Определение личности- это конкретный человек в его социальной обусловленности, в единстве социально-общих черт индивидуальной неповторимости.
На момент рождения ребёнок является индивидом, так как личностью становятся через определённые пути развития, такие как: - 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.
Природа человека является сложноорганизованной, с помощью этого возникает многообразие социальных связей, на основе которых определяется множество теоретических подходов.
Социализация личности
Социализация личности представляет собой процесс усвоения индивидом необходимых для функционирования в обществе образов поведения, социальных норм и ценностей.
Термин «социализация» Ф. Г. Гиддингс употребил в значение- развитие социальной природы или характера индивида подготовки к социальной жизни. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.
Социализация личности делится на фазы:
Социальная адаптация (приспособление индивида к: социально-экономическим условиям, ролевым функциям социальных норм, социальным группам и организациям, выступающих в качестве среды его жизнедеятельности)
Индивидуализация (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Социальный статус
Социальная позиция, которая предполагает определённые права и обязанности.
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.).
Социальная роль
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой их этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляют определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.
Социологи дают различные концепции понимания личности:
Психо-аналитическая концепция З. Фрейда
Подразделяется на 3 компонента
-Ид(Оно) – низший слой, представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями»
- Я(Эго) – средний слой, представленный приспособление к среде через регуляторы подавления и принуждения
-Сверх-Я(Супер-Эго) – совокупность моральных уставов общества
Самыми жёсткими являются 2 уровня- Оно и Супер-Эго. . Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
Ролевая концепция
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Роль- ожидаемое поведение в соответствии с тем или иным статусом. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.
Диспозиционная концепция В. А. Ядова
Суть концепции состоит в том, что установки различного уровня регулируют поведение индивида в различных социальных ситуациях, от удовлетворения жизненных потребностей к реагирования в привычных ситуациях, через базовые социальные установки к деятельности, связанной с реализацией целей жизни человека.
Заключение
Понятие «личность» показывает, как социально значимые качества отражаются индивидуально как в человеке, так и в его сущности, проявляющейся как совокупность всех социальных отношений. Социология ставит своей целью научить общество основам формирования личностных качеств, социального содержания и социальных функций личности, типам, существующим в обществе, то есть изучать личность и как источник социальной жизни, и как носитель. Конечно, личность обозначает отдельного человека, проявляющего социально значимые особенности каждого жизненного действия через взаимодействие с другими, тем самым способствуя стабильности и развитию социальных отношений.
Подводя итоги, можно сказать, что социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
Список литературы
Что такое личность. Ильенков И.В., Москва 1991 г.
Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999 г.
Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н., Юнити – Москва, 2002 г.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : Диспозиционная концепция. Ядов В.А.
З. Фрейд. “Психология бессознательного”. Москва, 1990 г.