Сегодня мы можем стать свидетелями того, что на смену старому (или уже даже ставшему традиционным) антропологическому образу человека приходит новый, не известный или малоизученный антропологический образ человека со своими закономерностями и принципами жизнедеятельности человека. В ряде человекоцентрированных наук это ставит проблемы фундаментального характера. Например, в психологии, рушится ряд теорий связанных с возрастными периодизациями человека выстраиваемые десятилетиями, т.к. в современной ситуации этапы взросления человека основываются на других принципах, отличающихся от описанных и признанных рядом учёных значимыми для эффективной жизни в социуме. Вследствие этого, рушится и ряд педагогических концепций и тд.
Данная ситуация актуализирует для нас обсуждение новой антропологии и попытки её описания. Обсуждение нового антропологического образа мы начали с описания современной социальной ситуации развития.
Социальная ситуация развития. Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. [ http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=926 ].
Если можно охарактеризовать социальную ситуацию развития в целом и обозначить её базовую проблему, то можно особенно ярко выделять смещения центра тяжести в социальной жизни из реального, натурального мира в мир виртуальный. Такого рода смещение влечёт за собой ряд сложностей для понимания образа современного человека. Как один из базовых дефицитов мы выделяем снижение качества «фантазирования» детей. Этот дефицит хорошо характеризуется через простой пример: едет ребенок в автомобиле, смотрит в окно и говорит маме: «Смотри, какой лес, почти как в игре». Т.е. сегодня дети сравнивают реальность с виртуальностью как с более комфортным для них местом.
Но так же, перенос массива своих социальных отношений в виртуальную действительность влечёт за собой и положительные эффекты.
Более подробно мы разобрали «сбои» взросления через пять стадий взросления по Фрейду, которые в своё время приводила Поливанова К.Н..
Стадии взросления.
-
Оральная. На данном этапе, у ребёнка самым чувствительным органом является рот. На данном этапе происходит первый значимый для его развития конфликт. Он происходит в следующей ситуации: в определённый момент у ребёнка начинают резаться зубы и в один из моментов вскармливания грудью он производит укус груди матери. В свою очередь мать рефлекторно отрывает ребёнка от груди. В данной ситуации ребёнок приобретает свой первый значимый опыт принудительного расставания со значимым для себя объектом (или даже единственным значимым). Сегодня далеко не у всех детей есть возможность пережить данный опыт, т.к. многие матери практикуют искусственное вскармливание, что устраняет появление этого значимого конфликта.
-
Анальная стадия. Суть данной стадии заключается в том, что ребёнок должен научиться контролировать свои выделения. Необходимость контроля устраняется сегодня искусственными средствами, такими как «памперсы».
-
Фаллическая стадия. Суть данной стадии лежит в поведении, разворачивающемся через эдипов комплекс. Понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. На примере мальчиков, в ситуации проживания эдипова комплекса запускаются механизмы самоидентификации ребёнка через отца как конкурента. Т.е. мальчик идентифицирует себя с отцом. Но в ситуации неполных семей, а сегодня таких достаточно много и данное обстоятельство присваивается социумом как норма, процессы самоидентификации у детей не запускаются вовремя.
-
Латентная стадия. В данной стадии у ребёнка есть стремление к учению или к гармоничному развитию, стремлению познавать и тд. В современной ситуации, где ребёнка втягивают в процессы потребления и предоставляют массу компьютеризированных средств процессы связанные с чувствительностью к обучению размываются и латентная стадия, как стадия значимая в определённом возрасте (6-7 лет) не осуществляется.
-
Генитальная стадия (подростковая). В данной стадии происходит интенсивное переживание социального запрета на сексуальную жизнь. Вследствие данного запрета человек начинает заниматься самопознанием и самокопанием для того, чтобы разрядить ситуацию самого запрета. В настоящее время, такой социальный запрет смягчен, и механизмы сублимации размываются. А сублимация в свою очередь и влечёт за собой самопознание в данном возрасте. Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.
Через пять данных стадий можно достаточно удачно рассматривать как периоды развития, так и периоды взросления человека, притом, данные стадии очень хорошо иллюстрируют разрывы в знаниях о современном человеке.
Но суть обсуждения лежала не в том, что бы обозначить разрывы, а в том, чтобы через них понять суть современного антропологического образа человека. Мы можем констатировать как факт то, что сегодня, сталкиваясь или реализуя антропологические практики мы имеем дело с совершенно новым для нашего сознания и миропонимания человеком, живущим по неким иным законам и принципам.
В ходе обсуждения были выделены на ряду с негативными эффектами и позитивные, в том числе и задающие определённые образовательные тренды.
Сегодня, при наличии у ребёнка огромного количества девайсов и гаджетов, процесс образования происходит достаточно форсировано. Так например, в достаточно раннем возрасте через компьютерные игры у детей формируется ряд значимых для жизни деятельностных понятий. Например через игру, ребёнок может в раннем возрасте освоить суть понятия «процент» или «ресурс» увидев как данное понятие «ведёт» себя в действии или то, что называется этим понятием.
Так же, можно выделять как позитивный задел комплексность внимания человека или то, что данная комплексность внимания может формироваться. Дело в том, что человек погружаясь в современную организацию жизни, вынужден одновременно обрабатывать несколько потоков информации (смотря, слушая, читая одновременно). Данная ситуация делает механизмы восприятия более чуткими и эффективными.
П.Глухов
Поделитесь с Вашими друзьями: |