Сочинение ученицы 11 класса Ивановой Олеси



Скачать 315,27 Kb.
Дата04.06.2016
Размер315,27 Kb.
ТипСочинение
Сочинение ученицы 11 класса Ивановой Олеси.
Образ автора в стихотворениях А.А.Блока.
О, город! О, ветер! О, снежные бури!

О, бездна разорванной в клочья лазури!

Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами!

А.Блок
Быть поэтом – это особый дар, который, по моему мнению, ниспослан человеку свыше, Ведь нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, затрагивающими читателей, заставляющими их сопереживать, думать. Любое стихотворение подлинного поэта – это настоящий шедевр, а шедевры не могут написать люди равно душные, безразличные к тому, о чём они пишут. В каждое произведение автор вкладывает всю душу, боль сердца, сокровенные мысли. Чем больше читаешь стихотворение поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека. Так как за образом лирического героя стоит он сам.

Поэтом, обладающим божественным даром, был и останется для меня навсегда Александр Александрович Блок. Важно то, что Блок понимал своё назначение как поэта – сделать мир лучше и прекраснее.

Я верю: новый век взойдёт

Средь всех нечастных поколений.

Его лирические произведения тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют читателей, помогают им разобраться в сложном и противоречивом мире, ощутить в нём любовь, гармонию и красоту.

В литературу начала ХХ века Блок вошёл как певец «туманной» любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не просто любит, а, как истинный джентльмен, совершает обряд поклонения Прекрасной Даме, возрождает идеал средневекового рыцарства, когда во имя чувства совершали подвиги. Зная, какой реальной женщине (Любови Дмитриевне Менделеевой) посвящены интимно-задушевные слова, я, перечитывая их, часто задумываюсь над ними и желаю иногда оказаться на месте блоковской Дамы, чтобы слышать незабываемые строки:
Не призывай! И без призыва приду во храм.

Склонюсь главою к твоим ногам.

Твоих страстей повержен силой, под игом слаб.

Порой – слуга; порою – милый; и вечно – раб.


«Слуга», «милый», «раб» - за этими словами я вижу Блока, влюблённого в будущую жену до самозабвения и безрассудства, готового ради неё на любые жертвы, даже унижения. Поэт не боится упрёков в откровенности его представлений интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания окружающего: «Только влюблённый имеет право на звание человека». И Блок, как настоящий человек и благородный рыцарь, возносит женщину на неведомые высоты. Прекрасная Дама у него становится идеалом красоты и женственности, как пушкинская Мадонна – «чистейшей прелести чистейший образец». Романтический лирический герой боится спугнуть этот образ неосторожным словом или движением, старается увести свою возлюбленную из реального мира жестокости, несправедливости и насилия в неземной «соловьиный сад», полный тайн и загадок.

В стихотворении «Незнакомка» мы видим на фоне петербургского пригорода с «пылью переулочной», «скукой загородных дач», где режут слух «женский визг» и окрики пьяных с «глазами кроликов», прекрасную женщину – сказку, мечту Блока о любви и красоте.

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Незнакомка, дышащая «шелками и туманами», возвышает героя, да и самого автора, над пошлостью обыденного, помогает прикоснуться к «глухим тайнам» и увидеть то, что простым смертны, а тем более посетителям ресторана, познать не дано.

В поэзии Александра Александровича меня всегда поражало слияние двух тем – любви к женщине и любви к Родине, которую он ласково называл «жена моя», «красавица», «невеста», в будущее которой он верил всем сердцем.

На пустынном просторе, на диком

Ты всё та, что была, и не та,

Новым ты обернулась мне ликом,

И другая волнует мечта…

Читая строки, посвящённые Родине, по-новому, по-блоковски начинаешь воспринимать её образ, предстающий в виде таинственной колдовской земли с «необъятными далями», с «узорным платом до бровей». Поэт не умаляет человеческие страдания и бедность, он принимает Русь такой, какая она есть: с тюрьмами, кабаками, кладбищами, где «ведьмы тешатся с чертями в дорожных вековых столбах». Он гордится своей Родиной, которая, несмотря на свой глубокий сон, нищету и лохмотья, дала жизнь талантливому, духовно богатому народу, взлелеяла и самого поэта. Он любит её до боли сердечной, хочет слиться с ней в единое целое, чтобы черпать силы и вдохновение в красоте и бескрайних просторах.

Как можно остаться равнодушным, прочитав его сокровенные слова:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краёв дороже мне.

Уже словосочетание «моя Россия» обращает наше внимание на неразрывные узы, связывающие поэта с Родиной, на невозможность отделить Блока от необъятных русских далей, от бесконечных дорог, с расхлябанными колеями, от серых изб и тревожных криков журавлей.

Поэт не ограничивается тематикой любви к женщине и России, его лирический герой спускается с высот счастья, благоговения и красоты в «страшный мир» петербургских площадей и улиц, где звучат мотивы его стихотворения «Фабрика». Перед нами мир социальной несправедливости, мир зла, в котором из «жолтых окон» «недвижный кто-то, чёрный кто-то людей считает в тишине». И вновь за гневными строками предстаёт образ самого автора, страдающего и сочувствующего униженным людям. Именно такое чувство он испытывает к героине грустной стихотворной новеллы «На железной дороге». Это уже не мифический идеал, а трагический финал реальной бедной девушки.

Не подходите к ней с вопросами,

Вам всё равно, а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колёсами

Она раздавлена – всё больно.

За драмой своей героини Блок, очевидно, видел сотни реальных растоптанных судеб. Когда я читала это стихотворение, между строк «слышала» голос автора, призывающего нас не проходить мимо человеческого горя, как уносящийся вдаль поезд, не быть сонными и равнодушными, как его пассажиры, иначе жизнь потеряет смысл, одолеет бездушная и давящая «железная тоска». Однако, чем сильнее поэт хотел почувствовать грязь жизни, показать нам её «страшные лики», тем сильнее и светлее становилась его лирика. Житейское не прилипало к нему.

Мне нравится в поэте его неуспокоенность, нежелание смириться с трагичностью жизни, его оптимистическая вера в прекрасное и новое.

И я люблю свой мир ужасный:

За ним сквозит мне мир иной,

Обетованный и прекрасный

И человечески – простой…

Блок стремился утвердить своей поэзией торжество добра, света, свободы и красоты. О любимом поэте и его лирическом наследии я могу писать бесконечно, приводя цитаты, высказывания о нём известных людей, доказывая его правду, искренность, магическую музыку его стихотворений, помогающих людям жить, любить, творить и бороться. Но сам Блок сказал гораздо лучше и точнее о себе, и я опровергать его слова не стану:

Пусть дышит жизни сон тяжёлый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, -

Быть может юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Сочинение ученика 11 класса Гайдукова Александра по произведениям И.С.Тургенева.
Да и что можно сказать о всех вообще

произведениях Тургенева? То ли, что после

прочтения их легко дышится, легко верится,

тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно,

как нравственный уровень в тебе поднимается,

что мысленно благословляешь и любишь автора?

М.Е.Салтыков – Щедрин.
«Утро туманное, утро седое…» Я вспомнил слова из романса, написанные Иваном Сергеевичем Тургеневым не случайно, так как в один из ненастных сереньких дней, навевающих скуку и уныние, решил почитать что-нибудь для души. Взял наугад с полки книгу (это оказались тургеневские повести), открыл первую страницу, вторую, третью, да так и не заметил, как наступил вечер. Решил «убить» час-два свободного времени, но книга так увлекла меня, что я забыл обо всём: о том, что живу в 21 веке с стремительно развивающимся научно-техническим прогрессом, что кругом электроника и автоматика, что все постоянно куда-то спешат. Я перенёсся в другое временное измерение, где люди жили более спокойно и размеренно, где природа ещё сохраняла свой первозданный вид, где отношение мужчины к женщине было более романтичным и нежным, да и женщины были удивительными и очаровательными созданиями, «гениями чистой красоты».

Давно уже в литературе известно такое выражение, как «тургеневские девушки», но истинный смысл для меня раскрылся только после прочтения трёх замечательных произведений писателя. Ни один женский образ у Тургенева не повторяется, в каждой героине он находит что-то своё, глубоко индивидуальное. Ася, Зина, Джемма – разные имена, разные судьбы, но их объединяет одно – способность к сильной и страстной любви. Мужчины, в которых влюблены эти замечательные девушки, оказываются недостойными того счастья, что подарила им судьба. Как мелочны причины, из-за которых они теряют любимых – нежелание связать свою жизнь с «взбалмошной девицей», зависимость от собственной жены, увлечение миллионершей.

Я восхищаюсь тургеневскими героинями, как живые, они встают передо мной. Семнадцатилетняя Ася – «чистое золото поэзии», как писал про неё Н.А.Некрасов. Как не похожа она на современных модниц в джинсах, кроссовках, с сигаретой в руке! Ася, наверно, даже и представить себе такое не могла. Да, она непредсказуема, настроение её и поведение часто меняется из одной крайности в другую. То она громко смеётся, куда-то спешит, бегает над пропастью, то спокойно сидит на стуле, читает или просто мечтает, то беспричинно плачет. Но мы знаем: это

не причуды капризной и избалованной девочки, это проявление первой любви, когда сердце постоянно болит, когда при виде любимого человека не знаешь, как себя вести, чтобы ему больше понравиться. Ещё не зная финала повествования, я так желал, чтобы у гордой и искренней девочки было всё хорошо, чтобы герой оценил её светлое чувство, как самый бесценный дар, но увы… Я был разочарован, что нерешительный Н.Н. не нашёл нужное слово при их последней встрече и осудил себя на «одиночество бессемейного бобыля».

В следующей повести, сравнивая Зину с предыдущей героиней, я сначала к ней отнёсся с предубеждением. Почему она так поступила с Владимиром? И как могла молодая девушка полюбить взрослого женатого мужчину? Разве нельзя было обратить своё внимание на одного из многочисленных поклонников? Оказалось, что не могла она поступить иначе, любовь не знает определённых правил и приличий, она приходит неожиданно и не считается с нашими желаниями. Владимир для Зинаиды ещё слишком юн, хотя она понимает его чувства, поклонники несерьёзны и часто выглядят очень глупо, а вот отец главного героя – человек серьёзный, привлекательной наружности, тем более несчастный в браке. Для Зины он первая любовь, а для него Зина – последняя и, наверно, самая мучительная.
О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!


Нельзя не сказать и о Джемме с её удивительной красотой, умом, душевным благородством, актёрским талантом и любовью к литературе. Но особенно меня поразило в ней свободолюбие: девушка мечтала об освобождении Италии от австрийского ига. Не буду даже писать про Санина, в которого влюбилась Джемма, так как он предал светлые чувства, изменил идеалам девушки. А она, как Елена Стахова и другие тургеневские героини, не изменит им никогда. Для меня тургеневские девушки ассоциируются с жёнами декабристов, которые отказались от богатства, знатности, блеска светской жизни и отправились в Сибирь.
Их обжигала северная стужа,

Тоска и смерть стучала в их окно.

Чтоб умереть за честь и дело мужа –

Не всякой это женщине дано.


Да, я согласен, что не каждая женщина сможет разделить горькую участь супруга, но тургеневские женщины способны на подвиг ради любви. Если бы мне представилась возможность сделать свой выбор, то я, не раздумывая, связал бы свою судьбу с Асей. Джемма – итальянка, чужие традиции, культуру и язык мне трудно принять. Зинаида вряд ли обратила на меня внимание, как и на Владимира, так как я ещё слишком молод. А Ася, моя ровесница, близка мне и по характеру, и по поведению. Я такой же непредсказуемый, резко меняющий в течение дня своё настроение.

Не только тургеневские девушки подействовали на меня «просветляющее» и «освежающе», сама природа вдохнула что-то яркое, волнующее. Мы все помним «чудный Днепр при тихой погоде», любим «грозу в начале мая», а вот тургеневские пейзажи в школьной программе учить не приходилось. А почему? Разве его пейзажи – не гимн природе? Разве можно не восхититься «игрой перепутанных листьев», похожих на изумруды, летним солнцем, пробивающимся сквозь мощную листву каштанов, «зеленоватым золотом полуденных лучей» и прочими яркими и сочными красками?

Я закрыл последнюю страницу, туманное и седое утро сменилось тёплым звёздным вечером с освежающим ветерком и приятными впечатлениями в моей душе. Произведения классика «очистили» меня от грустных мыслей, внесли в мою душу что-то такое, что, по словам самого автора: «Нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце… как будто медлительной вереницей проходят по душе счастливые воспоминания».

Сочинение ученицы 11 класса Малихиной Екатерины.

Евангельские мотивы в прозе Ф.М.Достоевского. (По роману «Преступление и наказание»).
Господь ищет сердце, исполненное

Любви к Богу и ближнему. Царствие

Божие заключено в сердце человека.

Серафим Саровский.


Истинный поэт, писатель, художник всегда острее чувствует жизнь, более глубоко и ярко воспринимает окружающую его действительность, и если она трагична (а когда в России были спокойные времена?) или даже беспросветна, то это приводит его, как правило, либо к смерти, либо к отказу от творче6ства, либо к Богу.

Всё, что пережил в своей жизни Достоевский, как в зеркале, отразилось в его творчестве. Можно с уверенностью сказать, что писатель выстрадал каждое своё произведение, избрав своей целью не только показать страдания всех униженных и оскорблённых, но и помочь им найти выход из положения через братское объединение людей на основе веры в Бога. Фёдор Михайлович постоянно обращается к таким понятиям и категориям, как грех, добродетель, смирение, гордыня. Он ведёт нас постепенно к осознанию того, что можно к христианской истине «не убий» прийти, как Родион Раскольников, через преступление нравственного закона и через искупление своей вины, пройдя по кругам ада, который у него в душе.

Достоевский для меня не просто писатель, он историк, философ, психолог, аналитик. Как историк, он рисует порядки прошлого России, старые нормы, законы, господствовавшие тогда в стране. Как психолог, рассуждает и анализирует идеи, порой кажущиеся бредовыми, но укоренившиеся в душах людей. Как философ, утверждает, что личность, на что бы она ни претендовала, ничтожна без глубоких нравственных основ.

Я убеждена, что из всех известных мне писателей никто не смог бы изобразить Раскольникова так, как это сделал Достоевский. У него он стоит на мучительной, запутанной и трагической тропе. А ведь он не посредственность, а мыслящая, умная, тонкая и талантливая натура. Что привело его к преступлению? Бесправие, нищета, страдания окружающих его людей, несправедливость? Но в таких условиях жили тысячи людей, не помышлявших об убийстве. Что удерживало их в разряде порядочных, законопослушных граждан? Достоевский знает ответ на этот вопрос: отсутствие гордыни болезненного уязвлённого самолюбия. Вот что удерживает людей от преступления, а у Родиона Раскольникова этого нравственного стержня не оказалось, и ушла на второй план мыслящая, умная, тонкая и талантливая натура.

Первым шагом к преступлению для Родиона Раскольникова стала уверенность, что мир устроен изначально несправедливо, вторым – его теория о том, что все люди делятся на две категории: «твари дрожащие» и «имеющие право» ими помыкать, унижать, использовать по своему усмотрению. Третий шаг – стремление разобраться, к какой из этих групп людей относится он сам. Итак, к теоретическому обоснованию преступления раскольников пришёл, отказавшись от первой заповеди «не убий», осталось на практике подтвердить собственную теорию. Гордыня, обуявшая нашего героя, отвергает истину, данную нам Богом: распоряжаться жизнью может только Бог, но не человек, каким бы он ни был… «Бог дал, Бог взял».

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы достичь христианского идеала любви к ближнему. Грех убийства, по его мнению, вторичен. Преступление Раскольникова – это отказ от христианских заповедей, и человек, отказавшийся от них, уже способен на всё.

Герой переступает границу дозволенного и совершает злодейское убийство старухи – процентщицы. Обратной дороги нет. Зло порождает зло. Родион убивает и несчастную Лизавету (за что?), беззащитное существо, которое вызывает только сочувствие. Ведь она не старуха, глупая, вредная, отвратительная и жадная, она не «жалкая вошь» с деньгами и драгоценностями, убив которую, Раскольников даже не чувствует себя преступником. Именно убийство Лизаветы отрезает, отдаляет Раскольникова от людей. Вот доказательство того, что благими намерениями вымощена дорога в ад, что цель не оправдывает средства к её достижению.

Разумеется, Достоевский не согласен с философией Раскольникова, поэтому и заставляет его самого разувериться в ней. Мне кажется, что сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала отказ от христианских заповедей, потом убийство, затем постижение идеала любви к ближнему, раскаяние и очищение.

Как же Раскольников постигает ошибочность собственной теории? Так же, как и Достоевский, - через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения истины – основа философии самого автора.

И опять возвращаюсь к истоку преступления, совершённого Раскольниковым, так как меня терзает вопрос: почему идея преступления так властно овладела им? Чтобы читателю было легче разобраться в этом, Достоевский вводит в роман Соню Мармеладову. Раскольников преступил христианские заповеди, но и Соня нарушает их. Значит, оба они преступники? Никто не может осудить Соню, а Раскольникова мы осуждаем решительно. Почему? В чём разница? А разница в том, что Соня идёт на страдания, жертвует собой, торгует своим телом не ради себя и разрешения каких-то философских терзаний, а ради своего отца, детей Катерины Ивановны, их благополучия и счастья. Поэтому Соня сохраняет в наших глазах и нравственную чистоту, и соблюдение христианских заповедей, и способность к сострадательной любви. Она глубоко и искренне верующий человек, нашедший в вере себе поддержку, силы, источник безграничной «евангельской любви». И е6сли бы такая любовь была у Родиона Раскольникова, он никогда бы не пошёл на преступление. В любви Достоевский видит возможность спасения, потому что она приучает людей жертвовать собой ради других, как это сделал Иисус Христос, потому что в любящем сердце нет места философским рассуждениям об оправдании убийства и о том, кто и на что имеет право в этой жизни.

Роман является подтверждением того, что сказано в Евангелии от Матфея: «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится…» Может я не права, но, перечитывая эти строки, вновь вижу перед собой Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову. Вот он, возвышающий себя своими рассуждениями и поступками, и она, нежная, тихая, способная пожертвовать собою ради всех обиженных и униженных на земле, натура чистая и потому милосердная.

И ещё раз мне хочется обратиться к Библии, приведя десятую заповедь: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни, ни вола его, ни осла – ничего, что у ближнего твоего». Знал ли Раскольников эту заповедь? Скорее всего знал, но его отвлекло то, что в ней идёт речь о ближнем, а он не считал таковой старуху – процентщицу. Но так было и так будет: незнание не освобождает от наказания. Раскольников сам доносит на себя, а уже на каторге по влиянием всепрощающей любви Сони раскаивается, что подтверждают его слова: «Разве могут её убеждения не быть теперь и моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…»

Достоевский во всех своих произведениях стремился показать человека на пути нравственного обновления через собственное страдание и милосердие. Именно жизнь во всей её неприглядности привела Раскольникова к ничем не оправдываемой жестокости и убийству. А Соню та же самая жизнь сделала сильнее Раскольникова, она сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвовании. Человек, утверждает Достоевский, может искупить свою вину перед Богом и людьми, пройдя муками совести к очищению, обретя Бога и став христианином, осознав, что такое нравственный идеал и что такое истинная любовь человека к человеку.

В современном мире творится много зла и беззакония, прикрываемого умными рассуждениями, что всё делается ради блага людей; появились новые Раскольниковы, создающие и практикующие собственные теории превосходства одних людей над другими. Я считаю, что они в своих умозаключениях отошли от евангельских мотивов, проповедуемых Фёдором Михайловичем Достоевским. Им стоит обратиться к вечно живому и жизненному роману писателя, чтобы не повторить ошибок, а всегда помнить легенду из Евангелия о воскрешении Лазаря, которая стала символом возрождения героя Достоевского.



Сочинение ученика 11 класса Гайдукова Александра (2 место в районном конкурсе сочинений).
МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ.
О, как природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах, в таёжных дебрях – тигра.

Н Старшинов.


Может кого-то удивит этот эпиграф к сочинению: почему о природе – матери, когда речь идёт о будущей профессии? А дело в том, что моя будущая специальность неразрывно связана с природой, с совреме6нной экологической обстановкой в мире, вызывающей растущую тревогу, споры, ожесточённую полемику. Я мечтаю после школы изучать лесоведение, лесоводство и впоследствии стать лесником, имеющим высшее образование. Выбор профессии не случаен, так как я родился и вырос в деревне, рано научился любить природу и «дышать с природою одной жизнью», как писал про себя русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Рядом с нашим селом есть лес, хотя и небольшой, с тайгой сравнить его нельзя, но когда-то он был для сельчан кормильцем и спасителем от холода. Старожилы рассказывают, что собирали сухой хворост в лесу, топили им печи, ходили семьями по грибы, ягоды и орехи. До сих пор подхоженские леса любимы грибниками и ягодниками, да и охотники частенько наведываются сюда.

Помогла мне в выборе профессии и русская литература, в которой природа и человек неразрывно связаны между собой, причём природа предстаёт предметом одушевлённым. Вспомни опять же Ф.И.Тютчева:


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


Но не каждому дано понять её душу, завоевать её любовь и научиться разговаривать понятным её языком.

Однажды, а точнее в шестом классе, мы читали рассказ И.С.Тургенева «Бирюк», где шла речь о леснике, приютившем охотника в грозу у себя в избушке. В самом начале повествования, видя условия его быта, я проникся состраданием к главному герою, который на совесть выполнял барскую службу: «не было ещё на свете такого мастера своего дела». И что же он получил за это? Нищету, бесправие и одиночество, так как его ненавидели крестьяне за то, что «вязанки хворосту не даст утащить». Но прочитав дальнейшую историю с браконьером – мужиком, я убедился, что Бирюк – человек цельный, несгибаемый, чуждый материальных благ и корысти, способный сопереживать бедным и униженным и понять несправедливость существующего строя. И странно, я, хотя и сострадал, но не жалел Бирюка, а хотел быть похожим на него в смысле честности, мастерства и верности долгу. Но это были ещё детские мечты, размытые и несформировавшиеся.

По мере взросления я всё чаще и чаще возвращался к мысли о том, кем же мне быть, какой путь выбрать, чтобы не тихо «прозябать» на работе, а найти своё место в жизни, реализовать свои возможности и задатки, заложенные природой. И вновь литература воскресила в моей душе детские мечты. Я прочитал «Русский лес» Леонида Леонова, где говорится о сродстве русского характера с русской природой, и очень удивился. Оказывается, ещё в 1953 году с болью писали о губительности безумного покорения матушки – природы. Чуть позднее об этом же скажет и Василий Белов: «Чем больше останется в природе нетронутых уголков, тем чище будет наша совесть». Умный и здравомыслящий человек не может не задуматься над этими словами. В русской литературе очень много произведений, где слышится боль авторов из-за неблагодарного отношения человека к природе, когда загрязняются моря и океаны, реки, озёра, воздух, почва, безжалостно вырубаются леса, гибнут животные и растения. В романе С.Алексеева «Рой» есть слепой медведь, проходящий от начала до конца через всё повествование и олицетворяющий собой убиваемую человеком окружающую среду. Символом является и мёд – сладкая и лёгкая жизнь, ради которой человек готов разрушить всё вокруг себя. Читая роман, хочется крикнуть: «Опомнитесь, люди! Что вы делаете? Остановитесь!» А в романе киргизского писателя Чингиза Айтматова «Плаха» люди так далеко зашли в покорении флоры и фауны, что, «как будто сено на огороде», расстреливали животных. Волки в романе благороднее людей. В них живёт любовь к потомству, верность друг другу, самоотверженность. Люди и волки поменялись местами. Роман «Плаха» вызвал много споров в критике, но ясно одно: автор ратует за уважительное и бережное отношение к матери – природе.

Кто после прочтения таких произведений останется равно душным? Кто всерьёз не задумается о спасении того, что ещё можно спасти? Так вот и я не могу спокойно жить дальше, если не постараюсь восстановить нарушенный баланс в окружающей нас среде.

Но самым запомнившимся и потрясшим меня произведением стала повесть Леонида Бородина «Третья правда». Именно она поставила точку в моих колебаниях по поводу выбора профессии. Егерь Иван Рябинин, главный герой повести, стал во многом для меня идеалом. Его любовь к лесу, в котором он жил и который охранял, его бережное отношение к природе, с которой сроднился душой, и его жизненная правда так естественны, как естественны законы самой природы. Он и сильный, и щедрый, и открытый, и беззащитный перед насилием, жестокостью, несправедливостью. Он и погибает так же достойно, как жил: с возмущением бросается навстречу колонне бульдозеров, водители которых уничтожали родную тайгу. Дочитав повесть, я понял, что каждый человек для себя должен выбрать путь грешника или праведника, соизмеряя свои поступки с тем временем, в котором живёт, и с теми людьми, которые его окружают. Тайга – живой персонаж с непередаваемым вкусом родниковой воды и неумолчным шумом вековых кедров – воодушевляла Ивана Рябинина на героические поступки, а меня приближают к будущей профессии мои родные подмосковные леса, современный вид которых вызывает только горькое разочарование. Никто не убирает сухие деревья и обломившиеся ветки, от забытых костров и случайно брошенных окурков они горят, браконьеры вырубают наиболее ценные породы древесины, а о восстановлении, выращивании новых насаждений и уходе за ними словно забыли. Кто же позаботиться о лесе, если не мы, подрастающее поколение?

Я считаю, что моя будущая профессия лесника – одна из самых важных и полезных в современном обществе. Нельзя допустить потери пусть не первозданной природы, то хотя бы того, что нам досталось от предыдущих поколений, иначе произойдёт страшное, о чём писал С.Залыгин: «Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу – после этого нам терять уже будет больше нечего».



Сочинение ученицы 10 класса Ивановой Олеси (2 место в районном конкурсе сочинений).
КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ?
Поистине серьёзное стремление к какой -

либо цели – половина успеха в её достижении.

В.Гумбольдт.
Быть личность – значит сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях, быть способным ориентироваться в многообразии знаний и нести ответственность за свой выбор. Нам, молодым людям, вступающим в жизнь, надо знать о том, что культура человека не должна быть сведена только к начитанности, эрудиции, хотя и это очень важно. Самое главное – это выбрать себе дело по душе и призванию, посвятить ему всю свою жизнь, быть готовым к полной самоотдаче и самопожертвованию. Недавно я прочитала у И.Гёте всего несколько строк: «Без пользы жить – безвременная смерть…» Как эти слова потрясли меня! В течение нескольких дней я вновь и вновь возвращалась к ним, думала, смогу ли прожить свою жизнь достойно, чтобы не было стыдно за бесполезно прожитые годы.

А как стать полезным и нужным людям? Наверно, сначала следует получить достойное образование, выбрать профессию по душе и призванию, а затем посвятить любимому делу всю себя без остатка. Через год я окончу школу и буду поступать в медицинский институт, так как уже давно мечтаю стать хирургом. Конечно, я не стану Уильямом Гарвеем, открывшим кровообращение в организме людей и животных, или Фредом Бантингом, получившим Нобелевскую премию за открытие инсулина, но надеюсь в эту благородную профессию вложить частичку своей душевной теплоты и доброты. В настоящее время, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, когда вокруг одни компьютеры, встаёт, как первоочередная, проблема душевной теплоты, нравственности. К сожалению, редко сейчас встретишь по-настоящему добрых и искренних людей, способных слушать, чувствовать души других, не проходить мимо чужого несчастья. Плохо, когда мы, стремясь к собственному благополучию, забываем о том, что живём в этом мире не одни, что вокруг нас тоже люди, с которыми необходимо считаться.

Чёрствость души – самая страшная болезнь на свете, поразившая многих, в том числе и врачей. Иногда приходишь на приём к доктору, начинаешь говорить о своей болезни и убеждаешься, что тебя слушают невнимательно, перебивают некстати, выписывают рецепт молча, а в глазах – пустота и отчуждённость. После такого посещения чувствуешь не облегчение, а, наоборот, к физическим страданиям добавляются моральные. Я не хочу быть равнодушным «целителем»,заглушающим голос собственной совести, убеждая себя, что потом наверстаю упущенное, а пока и без того много забот. Так можно убить в себе самое ценное качество – способность делать добро. А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро». И я полностью с ним согласна, так как добро, которое мы делаем другим, добром к нам же и возвращается.

Последнее время я очень много читаю о своей профессии и убеждаюсь, что большая часть современных произведений посвящена теме нравственного добра. Очень интересна повесть А.Алексина «Больные и здоровые», где автор показал нравственно больных людей, тот огромный вред, который они приносят. В больнице работает молодой талантливый хирург под руководством бездарного и чёрствого человека. Думая только о своём благополучии и спокойствии, человек забывает о том, что оно носит белый халат, что когда-то произносил клятву Гиппократа, что его дело – лечить людей. Из-за ремонта в больнице больных выгоняют, пострадавшим в аварии, которая произошла под окнами стационара, не делают операцию, потому что главврач боится. А вдруг они умрут, и его накажут. Утешает только то, что сами больные выступили против зла, призывая и нас, читателей, бороться, а не закрывать глаза на безнравственность. Так вот, я не хочу быть карьеристкой и самодуркой, не хочу считать минуты до конца рабочего дня, а желаю стать настоящим врачом с большой буквы, чтобы люди, выписавшись из больницы, вспоминали меня добрым словом и были мне благодарны.

«Благодарность» - это слово в современном обществе люди понимают по-разному. Для кого-то достаточно сказать «спасибо», а некоторым волшебного слова недостаточно, им хочется большего, более осязаемого и ощутимого. Мне стыдно за таких людей и за врачей, продающих свой талант. Недавно у нас в школе был классный час, где мы беседовали о выборе профессии. Когда я сказала, почему я хочу стать хирургом, многие заявили, что это ложь о благородной миссии, а я только мечтаю о больших и лёгких деньгах. Мне стало обидно и стыдно. Неужели в далёкое прошлое ушли честные Чеховы, а их место заняли некоторые герои его произведений? Антон Павлович, врач по образованию и человек по призванию, был непримирим ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Он прекрасно и наглядно показал в рассказе «Ионыч», как деньги постепенно и незаметно могут вытеснить в человеке его живую душу, сделать его физически и морально неполноценным. Доктор Старцев из горячего юноши с высокими идеалами превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча, для которого главным развлечением стало считать деньги и покупать новые дома. Кто-то скажет, что в этом виновато окружение доктора Старцева, а я считаю, что виноват он сам.

Мы часто виним время и обстановку, в которой живём, защищая свою несостоятельность и бездеятельность, а делать это не следует. Пусть время не очень удачное, но на то ты и человек, чтобы улучшить его. Нельзя уподобляться плохим примерам, а нужно подавать свой правильный и непререкаемый таким образом, чтобы ему последовали другие. Ведь мы же разумные существ анна свете, про которых сказал Фирдуоси:


В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее всё воплощается в нём.

Как тополь, вознёсся он гордой главой,

Умом одарённый и речью благой.


Я считаю, что «одарённый ум» и «благая речь» нам даны для благородных поступков и полезных дел. И мне хочется упомянуть тех людей и врачей, с которых можно брать пример, которыми мы должны гордиться. Это Валентин Дикуль, разработавший собственную гимнастику и создавший центр ревматологии; это бывший генеральный директор института межотраслевой микрохирургии глаза С.Н.Фёдоров, создавший на базе своего института межотраслевой научно-технический комплекс; это Гавриил Абрамович Имцаров, кудесник из Кургана, создавший метод лечения переломов, и многие другие. Эти врачи в памяти народной будут жить вечно.

Иногда кажется, что всё уже открыто, изведано, исследовано, но это ошибочное суждение. Многое во врачебном деле находится ещё в начальной стадии исследования, многому до сих пор нет объяснения и конкретного способа лечения. Например, не всё благополучно в трансплантации органов, в лечении раковых заболеваний, СПИД и наркомания шагают по планете, смерть уже превышает рождаемость в нашей стране. Неужели мы смиримся с данной ситуацией? А мне хочется на своём поприще не сдаваться, не опускать руки после неудачной операции, а дерзать и стремиться к новым открытиям. Может и мне придётся со временем поучаствовать в разработке нового препарата или провести уникальную операцию? Кто знает, что день грядущий нам готовит. А пока я стремлюсь стать хорошим хирургом и человеком, чтобы и ко мне были адресованы слова А.Толстого:

Блажен, кто рядом славных дел

Свой век украсил быстротечный.



Сочинение ученицы 11 класса Сизовой Натальи ( 1 место в районном конкурсе сочинений).

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ.
«Есть великое призвание – чувствовать душу земли (о профессии агронома).
Не для того меня растили

И сберегали, как могли,

Чтоб я в поре своей и силе

Чуралась матери – земли.

А.Т.Твардовский «За далью даль»
«Русское поле…я твой тонкий колосок», - поётся в одной замечательной песне. Слушая её, я представляю себя посреди бескрайнего золотистого пшеничного поля, в котором есть и моя частичка труда. Есть много песен, стихотворений, пословиц и поговорок, в которых выражается любовь народа к земле, полю, кормящих его. Кем бы ни был человек: рабочим, инженером, врачом, предпринимателем или юристом – корни его в земле. Именно поэтому работа на земле остаётся почётной и благородной. А кто важнее агронома в этом деле? Это человек, который совместил в себе умение работать с землёй своими руками вековой народный опыт и глубокие научные знания.

Джонатан Свифт писал: «Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где рос один, две былинки травы, где росла одна, заслужил бы благодарность всего человечества!» Но я, решив стать агрономом, думаю прежде всего не о благодарности, а о пользе своей профессии.

Настоящая наука агрономия появилась лет 150 – 200 назад. Само слово агроном образовалось от слияния двух греческих слов: «агро» - поле и «номос» - закон. Иначе говоря, агроном должен ухаживать за землёй, соблюдая определённые правила. Люди моей будущей профессии есть и в овощеводстве, садоводстве, цветоводстве и виноградарстве. Но для меня она неразрывно связана с хлебным полем, с густыми травами. Давно родилась пословица, что хлеб – всему голова, но и до сих пор это так. Хлеб – мерило всех ценностей, символ жизни, труда благополучия и радости. Хлебом делятся в годину бедствий, хлебом – солью встречают гостей. Представьте только, что из нашей жизни на некоторое время исчезли радио, телевизор , компьютер. Конечно, вначале будет скучно и неуютно, но постепенно мы привыкнем. А если вообразить, что исчез хлеб? Вряд ли мы к этому привыкнем и смиримся. Поэтому очень больно видеть, как некоторые «ценители» хлеба выбрасывают его зачерствелым, затаптывают в землю, в грязь. Им бы почитать роман Шолохова «Поднятая целина». Вот где умели ценить и уважать хлеб! Хлеб – один из главных героев романа. Его мы видим и краюхой в дрожащих руках, и вкусным ломтем на столе возле миски со щами, и отборным семенным зерном в туго набитых мешках, и крохотным зёрнышком с тонусеньким ростком, и наливными колосьями поспевающей пшеницы. Хлеб – основа культуры, быта, образа жизни героев Шолохова. Даже на исходе зимы у пахаря , когда он снимает кепку, «лоб, обрезанный полосой загара». Нелегко давалась пшеничка! Именно про таких людей, как герои романа Шолохова, написал свои стихи Л.Решетников:
Рука, дарующая хлеб,

Длань, поднимающая ниву, -

Да видят все, кто не ослеп:

Ты по-особому красива!

Ты пахнешь солнцем и травой,

И булкой из печи духмяной,

Лежащей в кухне полевой
В соседстве с миской оловянной.

Ты знала радость и беду

И, побелевшая от пота,

Порой сжимала лебеду

В горсти своей в конце работы.
Попотеть приходится не только простому пахарю, но и учёному агроному. Не мне, выросшей в деревне, представлять труд агронома лёгким. Он встаёт рано, а ложится поздно. Все на него смотрят, ожидая приказа сеять или убирать. Ему нельзя ошибаться, так как может пострадать огромное хозяйство. Поэтому агроном постоянно определяет температуру земли и её влажность, в жару с надеждой смотрит на небо, не появятся ли там тучки, а в ненастную погоду пытается угадать, скоро ли закончатся губительные дожди. Долгими часами он по бездорожью трясётся в машине или скачет на лошади, сутками не снимает сапог, с трудом пробираясь по пашне, следит за тем, как вносят удобрения. Очень много забот у агронома! Но спросите у него, захочет ли он уехать от земли и заняться более спокойным и доходным ремеслом, и я уверена, что человек, любящий своё дело, не променяет его на лучшую долю. Главное, только пусть не мешают ему глупыми приказами, пусть дадут развернуться его знаниям и опыту, и земля откликнется на заботливый уход и внимание к себе богатым урожаем. Говорят, та земля хороша, которая хлеб родит. Сколько её, такой земли, на необъятных просторах России! И если бы не раскулачивали крестьян, не командовали колхозами, не переводили крестьянский скот, давно бы стало изобильным наше сельское хозяйство.

И вновь я хочу обратиться к роману «Поднятая целина». За короткое время, что описано в нём, мы видим плоды «великого перелома». В хуторе не остаётся зажиточных хозяев, хлеб для хлебозаготовок выбивается силой, крестьян, захотевших выйти из колхоза, лишают семенного хлеба, перед вступлением в колхоз порезали скот и т.п. Крепкий хозяин Яков Лукич Островнов, интересующийся агротехникой, превращается в замаскированного врага Советской власти. А впереди страну ожидают страшный голод, репрессии и война… Мне кажется, что коллективизация отучила крестьян от земли, сделала их из хозяев батраками, подёнщиками, не заинтересованными в результатах своей работы. Год за годом советская власть командовала землеробом, отнимала у него плоды его труда, морила голодом, а потом кормила заокеанским хлебом. И сегодня сельчане не чувствуют себя хозяевами земли, а многие и не хотят такой ответственности. Как же быть?

Русский агроном В.Докучаев сказал: «Если действительно хотят поднять русское земледелие, ещё мало одной науки и техники, ещё мало одних жертв государства, для этого необходимы – добрая воля, просвещённый взгляд на дело и любовь самих земледельцев…» Я хочу стать агрономом по доброй воле, получить в институте соответствующее образование и с любовью к земле претворять знания и умения в жизнь. Я верю, что появятся новые хозяева, будь то фермеры или крестьянские ассоциации, но настоящие дети земли, которые в союзе с агрономом сумеют поднять наше земледелие, чтобы не было стыдно за державу, чтобы не зависеть от иностранных поставок.

Некоторые мои одноклассники считают, что профессия агронома сейчас непрестижна и невыгодна, что я ошиблась в своём выборе. А я сама думаю иначе:


Не слушайся слепо кого-то

И выгодных дел не лови,

Себе выбирая работу,

Её выбирай по любви.

Такую, с которою вместе

Забудешь о всякой другой,

Поверишь ей, словно невесте,

Своей назовёшь дорогой.



Сочинение ученицы 11 класса Малаховой Олеси.
Сюжеты и герои ранней романтической прозы М.Горького.
Он выдумал жизнь сильную, радостную,

Полную волнующих предчувствий…

Этого невероятного и ожидала

Изнемогающая от самой себя действительность.

А.Н.Толстой.
Жизнь нам даётся один раз, поэтому каждый человек мечтает и хочет её прожить красиво, осмысленно и вдохновенно. А чтобы мечты осуществились, для этого надо прилагать немалые усилия, а главное – верить в лучшее, не разочаровываться от неудач и поражений. Я всегда вспоминаю Максима Горького, его нелёгкую судьбу, полную обид, скитаний по чужим людям, путешествий по стране с котомкой на плечах. Ведь не опустил же руки человек, написавший такие слова: «Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слёзы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть всё, что захочет найти человек, а в нём есть сила создать то, чего нет в ней!» Прочитав эти строки, нельзя оставаться равнодушным, хочется обязательно сделать что-то неординарное, выдающееся, ведь такая огромная вера в силы человека звучит в горьковских словах. И не только в словах, но и в ранних романтических произведениях, подаривших миру читателей прекрасные, яркие, запоминающиеся образы – старуха Изергиль, Ларра, Данко, Лойко Зобар, Сокол, Буревестник.

Над ними не властны годы, десятилетия, так как от «знакомства» с ними остаётся впечатление соприкосновения с настоящим талантом, подлинным искусством. Из Песен о Соколе и Буревестнике в наш язык вошли такие блестящие выражения, как «Безумство храбрых – вот мудрость жизни», «Рождённый ползать – летать не может!» и другие. Конечно, образ романтического героя укладывается в привычную схему, однако мы можем отличить байроновского Конрада от пушкинского Кавказского пленника, горьковского Данко от лермонтовского Мцыри. Весь секрет кроется в художественных особенностях мастерства писателя, умелом построении, сюжетной линии, хотя ключевое место всегда занимает свободная личность, ибо свобода для романтического героя – высшее благо.

Возьмём, к примеру, рассказ «Старуха Изергиль», состоящий из трёх легенд, похожих на сказку. Все три героя – Ларра, Изергиль и Данко – хотели свободы, но понимали её по-разному. Ларра хотел брать от жизни всё, ничего не давая взамен, за что был осуждён на вечное скитание и вечное одиночество. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…» Данко, наоборот, «сжёг для людей своё сердце, не прося у них ничего в награду себе». Но память о нём останется, ведь огонь от сердца превратился в «голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Горький испытывает героев одинаковыми ситуациями – ситуациями конфликта с племенем и людского суда.

Один выбирает абсолютную свободу, а другой взваливает на себя ответственность за жизнь людей и погибает. Ларра превратился в тень, а сердце Данко – в искры огня. Вывод напрашивается сам по себе:

Красиво жить – не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил,

Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!

Ларра и Данко – герои фантастических легенд, а старуха Изергиль – смертная женщина, но и она стала воплощением романтического существования, так как всю свою жизнь щедро дарила любовь людям достойным и смелым. Она никогда не становилась рабой чувства, никогда не поступилась свободой ради него, и если в любви не было горения, Изергиль её отвергала. Горький образом старухи Изергиль свидетельствует о том, что идеал романтического существования следует искать не только в сказке, но и в самой жизни. А идеальная, обыденная жизнь наилучшим образом показана у него в рассказе «Челкаш» , где «босяк» Гришка имеет гордое человеческое достоинство, а крестьянин Гаврила способен из-за жадности убить человека. И как красив оборванный вор и пьяница в ту минуту, когда с чувством жалости и ненависти кричит: «Эх, войлок! Нищий! Разве из-за денег можно так истязать себя?» Именно в эту минуту, бросив Гавриле скомканные бумажки, Челкаш почувствовал себя героем. То же чувство возникает и у читателя, так как не всякий человек может легко расстаться с заработанным, а тем более отдать всё человеку, которого презираешь.

Может потому горьковские герои такие сильные и красивые, что действие рассказов происходит у моря? Оно как бы само становится действующим лицом. Море тихое и ласковое, когда герои счастливы и влюблены, но оно мрачное и печальное, а порой и грозное, если происходит трагедия. Свободная морская стихия и свободолюбивая романтическая натура человека едины и неразделимы, по мнению максима Горького.

Читая ранние произведения Горького, невольно представляешь романтическим героем и самого автора, который никогда не соглашался с господством зла и неправды, с обречённостью человека на страдания. «Безумство храбрых» он завещал нам, последующим поколениям.



«Из-под козырька фуражки, прижатой ко лбу, с той же неповторимой, чуть иронической одобрительной улыбкой он будет испытующе всматриваться вослед…уходящим поколениям, в которые он так верил – трибун, поэт, бунтарь, отец и наставник человеков на земле».
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница