Синергетический эффект сочетания технологии модерации и амо в условиях современного урока



Скачать 84,55 Kb.
Дата17.04.2016
Размер84,55 Kb.
#16415
Дюкарева Н.В.,учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1 г.Пугачёва Саратовской области

имени Т.Г.Мазура»


Синергетический эффект сочетания технологии модерации и АМО

в условиях современного урока

Просто быть вместе!

Анна Говальди.

Сегодня современное образование рассматривается в непрерывном единстве урочной и внеурочной деятельности, где переносится акцент с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общих учебных умений, на развитие самостоятельности и освоение универсальных учебных действий, усиливается внимание к состоянию здоровья школьников, уровню физического и духовно-нравственного развития. Поэтому перед учителем стоит важная задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит школу, вырастить не только крепким,  здоровым, «знающим», но и – инициативным, думающим человеком, умеющим критически относиться к получаемой информации, способным на творческий подход к любому делу. Для решения этой задачи каждый педагог ищет для себя и своей деятельности такие методы и технологии обучения, которые позволят действительно работать «на результат». Реализовать новую стратегию прежними педагогическими инструментами невозможно, требуются новые образовательные технологии и методы. Причём, эти технологии должны обеспечить перевод обучающегося на позицию заинтересованной в своём обучении личности и обеспечить уверенное достижение поставленных стандартами образовательных целей.

Сегодня существует множество технологий, способствующих идти к поставленной временем цели обучения. Какая же из них наиболее приемлема? И как из множества предложенных наукой технологий выстроить логичную, эффективную и в достаточной степени стройную систему работы? И здесь на помощь может прийти синергетический подход в обучении. Термин "синергетика" происходит от греческого "synergeia" ("содружество", «вместе действующий») и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. По словам специалистов в области синергетического подхода Е.Н.Князевой и С.П. Курдюмова, процедура обучения с синергетической точки зрения – это создание условий, при которых становятся возможными процессы приобретения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Суть образования они видят в открытии человеком себя в сотрудничестве с самим собой и другими. Благодаря совместной активности учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе, попадают в один и тот же взаимосогласованный темпомир. Учитель и ученик сотрудничают друг с другом, взаимообучаются и взаимообогащаются.

Вопрос о внедрении принципов синергетики в педагогическую теорию и практику приобретает в настоящее время актуальность, так как наиболее полно отвечает требованиям ФГОС. Использование синергетического подхода на этапе начального обучения позволяет по-новому расставить приоритеты процесса и результатов образовательной деятельности – главным становится не уровень обученности, а интегральная характеристика личности как сформированная способность к самореализации, саморазвитию и самообучению.

Внедрение синергетического подхода подразумевает многообразие подходов, приемов и методов, действующих совместно, которое дает качественно иной результат, чем результат, полученный от простого сложения эффектов действия каждого из приёмов в отдельности. Считаю, что значительно повысить результативность и качество современного урока в начальной школе позволяет технология модерации с использованием приемов технологии активных методов обучения (АМО). Таким образом, суть педагогической идеи заключается в том, чтобы использовать идеи синергетики при моделировании урока в начальной школе.

Эффект синергии возможно наблюдать там, где есть какое-либо взаимодействие. Такими взаимодополняющими элементами и становятся две технологии.

Цель применения модерации (от итальянского «moderare» - «смягчение», «сдерживание») - эффективное управление классом в процессе урока, максимальное вовлечение всех учеников в образовательный процесс. При этом технология   модерации  предполагает определённые этапы - фазы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы:


  1. Инициация (начало урока, знакомство);

  2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

  3. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

  4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

  5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

  6. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

  7. Эмоциональная разрядка (разминки)

На таких уроках учитель - модератор, консультант, наставник, старший партнер, более опытный товарищ, играющий в одной команде с учениками, т.е. в основе коммуникации истинные субъект-субъектные отношения. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. Можно работать в одних и тех же группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. Работа школьников в группе усиливает или дополняет личные качества друг друга. Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие потребностям современного общества. Такая структура урока, его форма организации и изменение роли учителя - ни что иное как компетентностный системно-деятельностный подход к построению учебного процесса, что является краеугольным камнем ФГОС и согласуется с общей концепцией работы нашей школы: обновление образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

Синергетический эффект групповой работы, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока осуществляется за счет использования на каждом этапе определенных приемов и методов, которые включает в себя данная технология (Например, «Мозгового штурма», «Карточного опроса», «Смыслового облака» и др.). Но опыт работы показал, что технология модерации более эффективна, если включить в ее процесс приемы и методы технологии АМО. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, две технологии обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку, другими словами, позволяют получить синергетический образовательный эффект.

Для каждой фазы модерации применяю разные активные методы. Например, такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Метод «Судоку» использую на этапе «проработка содержания темы», где учащиеся делятся на несколько команд по 2-3 человека(для этого можно использовать считалку). Принцип работы заключается в том, чтобы дети заполнили пропуски недостающими элементами, которые можно просто нарисовать в пустых клетках и подписать. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга приемов, нанизанных на структуру и логику урока, ведет к поставленной цели урока. Стоит отметить, что кроме общеизвестных приемов АМО, в работе использую и самостоятельно разработанные. Так на уроке литературного чтения на этапе подведения итогов предлагаю детям прием «Маска»(Суть: нарисовать маску литературного героя).

Конструируя уроки на основе технологии модерации и гармонично включая АМО в учебный процесс, вижу, как активно включаются ребята в работу, как им все интересно и ново, потому что данная технология плюс приемы АМО снимают психологический барьер общения, создают условия для развития творческого мышления, формируют и развивают навыки совместной деятельности.

Идеи синергетики находят свое отражение и в том, что процесс обучения младших школьников стараюсь организовать во взаимосвязи с социальными структурами (привлекая ресурсы школьного музея, детской библиотеки, сетевых образовательных сообществ и др.). Так, например, серия уроков по окружающему миру и технологии прошла на базе школьного музея. На уроке технологии руководитель кружка ЦРТДиЮ «Забавушка» Никишанова И.Е. провела мастер-класс по бисероплетению и батику. В сотрудничестве с библиотекой № 26 были организованы такие внеклассные занятия, как «Здравствуй осень!», «Чудо, имя которому «книга».

Системное применение технологии модерации и АМО приводит к повышению мотивации обучающихся, ведет к устойчивой активизации познавательных мотивов, сохранению живого интереса к обучению, социализации учащихся. В результате специально созданных условий отмечаются позитивные изменения интеллектуального потенциала и личностного развития моих учащихся, о чем свидетельствуют хорошие показатели итоговой аттестации выпускников начальной школы, победы на предметных олимпиадах. Мои ученики – активные участники творческих конкурсов, научно-практических конференций, в том числе и дистанционных.



Организация уроков по синергетической модели способствует формированию синергетического мышления, которое, как считают ученые, поможет решить проблемы XXI века.
Современный урок – это целый мир, а созидать мир намного легче совместными усилиями.
Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология

Скачать 84,55 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница