Система работы школы при подготовке к итоговой аттестации
Итоговая аттестация – не новая практика для Российской системы образования. Но в педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ней, до сих пор активно обсуждаются. Как до сих пор нет и единого мнения, чего больше аттестация принесла – плюсов или минусов.
Тема педсовета: Система работы школы при подготовке к итоговой аттестации.
Основная цель данного педагогического совета - проанализировать работу школы с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации, выявить проблемы, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при подготовке, и наметить пути их решения.
Задачи:
-
Выявить уровень готовности педагогических кадров к созданию системы условий по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ
-
Проанализировать формирующийся опыт работы учителей по подготовке к итоговой аттестации.
-
Выработать основные направления работы всех участников образовательного процесса по подготовке к итоговой аттестации.
Педсовет организован по следующему плану:
1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам итоговой аттестации (Чумарина Ю.Т.)
2. Мониторинг в образовательном пространстве школы (Чумарина Ю.Т.)
3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации (Чуприна Ф.М.)
4.Предметная готовность учащихся (Чумарина Ю.Т.)
5. «Из опыта преподавания (Ипполитова Л.В., Фатыхова Г.Р.)
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие:
-
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-
психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следующие:
-
организация информационной работы по подготовке учащихся
-
мониторинг качества;
-
психологическая подготовка к итоговой аттестации.
-
Предметная подготовка учащихся к итоговой аттестации
1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам подготовки к итоговой аттестации
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации и учителей-предметников, родителей.
БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к итоговой аттестации мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях
- о нормативно-правовых документах;
- о ходе подготовки к итоговой аттестации в школе, в районе.
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся).
3) Направление учителей на семинары и курсы по вопросам итоговой аттестации.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ
- пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле.
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители).
2. Мониторинг в образовательном пространстве школы
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к итоговой аттестации занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность выявить проблемы и наметить пути их решения, прогнозировать оценки на выпускном экзамене.
Проблемы, выявленные в ходе проведения ОГЭ и ЕГЭ
в 2014 году:
-
Нестабильные результаты (средний балл из года в год либо ухудшается, либо улучшается) по предметам: «Математика», «История», «Обществознание», «Английский язык»;
-
Отрицательная динамика по предметам: «История», «Математика», «Русский язык».
-
Появились ученики, не набравшие минимальное кол-во баллов по обязательным предметам;
-
Средний балл школы не превышает средний балл по городу, субъекту и РФ, но незначительно.
-
Незначительное количество выпускников, набравших более 80 баллов. (14%)
Механизмами совершенствования качества образования служат школьные, муниципальные и региональные ДКР. Проведенная в октябре в 11 классе ДКР показала следующее:
Средний балл – 11-12б – 40%
Самый высокий – 16 б. – 11а
Самый низкий – 9б. – 11б
Мониторинг помогает организовать работу с одаренными детьми и слабоуспевающими.
Была выработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации. Она включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи;
- включение в планы работы деятельности ШМО вопросов подготовки к итоговой аттестации, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки
- введение элективных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения; в учебный план школы включены элективные курсы по русскому языку и математике
- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к итоговой аттестации.
3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации (Чуприна Ф.М)
4. Предметная подготовка учащихся.
Одним из ключевых моментов является предметная подготовка учащихся, составляющими которой являются:
-
Входной контроль по материалам КИМов;
-
Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;
-
Систематическое повторение материала на уроках и групповых занятиях;
-
Регулярное выполнение домашних заданий;
-
Учет индивидуальных учебных возможностей, дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности;
-
На уроках обобщающего повторения по каждому блоку проводится контроль в форме тестирования;
-
Проводятся пробные школьные экзамены по материалам и в соответствии с требованиями итоговой аттестации;
-
Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;
-
Текущий тематический контроль проводится по материалам КИМ.
-
Индивидуальное консультирование выпускников;
-
Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.
Особенностями подготовки к итоговой аттестации являются:
-
Необходимость повторения большого объема предметного материала в короткие сроки
-
Осуществление повторения в условиях многочисленного класса
-
Техническая сложность организации индивидуального повторения со всеми учащимися класса
-
Ученики в одно и то же время находятся на разных стадиях готовности к итоговому контролю
Справиться со всеми сложностями помогут разработанные методики по организации уроков повторения.
И закончить хочется советом учителям, начинающим работать в выпускных классах.
С чего начать?
-
Необходимо изучить обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников
-
Организовать повторение по всем основным блокам содержания образования
-
Отрабатывать навыки решения базовых задач
-
Формировать осознанные знания учащихся, с помощью метода варьирования текста задания
-
При работе с тестами формировать навыки самоконтроля времени, прикидки результатов, подстановке как приему проверки, рассматривать метод исключения неверных ответов.
-
Проводить тренинги: по заполнению бланков, по решению КИМов;
-
Постоянно отслеживать результаты деятельности каждого ученика.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
-
Продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного процесса с нормативной базой итоговой аттестации.
-
Продолжить работу по проведению мониторинга индивидуальной подготовки учащихся к итоговой аттестации.
-
С целью предупреждения снижения умственной деятельности учащихся выпускных классов, разнообразить формы работы на уроках, включая физкультминутки, минутки релаксации, упражнения для снятия напряжения.
-
Внедрить использование тестовых оболочек для контроля учащихся на уроках других образовательных предметов.
Руководителям ШМО создать банк тестов, находящийся свободном доступе для всех педагогов школы.
-
Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
Поделитесь с Вашими друзьями: |