Семушина К. А. Мифологическое двоемирие в романе м. Павича «внутренняя сторона ветра»



Скачать 70,69 Kb.
страница1/2
Дата30.06.2022
Размер70,69 Kb.
#152658
  1   2

Семушина К.А.


МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ В РОМАНЕ М. ПАВИЧА «ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА ВЕТРА»
О Павиче в прямом смысле можно сказать, что он мыслит мифами. Более того, он мифами и изъясняется с читателем. Пространство его произведений заполнено, переполнено многозначными символами, людьми, о которых хочется сказать, что таких людей не бывает, ситуациями, которые никогда не встречаются в реальности. Рыжие усы, хрустальные глаза, варёные яйца, которые непременно надо разбивать о лоб, путаница настоящего и прошедшего времён, раздвоение личности героев – всё это сон. Сон – состояние, когда внутренний человек свободен от физического мира, его законов. Это новая реальность, в которой всё, что неправдоподобно для стороннего наблюдателя, является предметом веры и квинтэссенцией смысла существования мира для того, кто внутри этого сна (мифа?), кто живёт по его законам, логике.
Павич – творец своего мира с собственной мифологией. Многие его утверждения, данные как истинные, можно оспорить, и весьма обосновано. Но в его мире эти сомнительные для нас утверждения – истина.
Поэтому не хочется взрывать и нарушать гармоничность возведённого автором здания текста, переводя его образы, фразы на язык реальности, не расшифровывать метафоры, а увидеть их.
Сам писатель говорил о своих романах, что у них нет определённого начала и конца. Автор оставил это читателю – «принятие решений об основных моментах романа и развитии сюжета»[3]. Это даёт нам основание для дальнейших выводов.
Роман «Внутренняя сторона ветра»  не один миф, а слоёный пирог из мифов, где слои проникают друг в друга, накладываясь, создают новую форму. Или это башня, которая впечатляет своей высотой, но в этом здании есть двери и окна, потолки и стены, кирпичи и раствор – каждый из этих элементов знаменателен: и дверь, и окно можно рассмотреть отдельно.
Исходя из вышесказанного мы подходим к тому, что миф о Геро и Леандре, который ещё и вынесен в подзаголовок, – это внешние стены башни. Миф о том, как Леандр полюбил Геро и каждую ночь переплывал разделявший их морской пролив, руководствуясь лишь свечой, которую зажигала для него Геро, а однажды он разбился, и она от отчаянья умерла, Павич расшифровывает и творит при этом новый миф. В пространство этого нового и умещается роман. И дальше множество нитей – за какую потянешь, в ту комнату и попадёшь.
Итак, перед нами роман, который принял форму мифа, который взял стиль и образность мифа.
Героев Павича отличает отсутствие предрассудков, издержек воспитания; они не обладают относительным, временным знанием – они или не знают ничего, или обладают абсолютным познанием; они воспринимают мир наивно, нерационально, чувствами.
Сюжет сложен из множества сюжетов, которые встречаются, переплетаются, выделяются, развиваются в соответствии с теми законами, которые Павич утвердил в данном тексте.
О композиции говорить здесь не будем – эта тема обширна и отдельна.
Как было сказано выше, роман Павич заключает в греческий миф о Геро и Леандре. В соответствие с этим нельзя не принять во внимание особенности греческой мифологии. Например, понятие времени. «Человек мифической эпохи жил в двух измерениях времени: в священном и в профанном» [2]. Да и весь мир воспринимается как нечто, что может быть рассмотрено с двух позиций: «внешняя позиция»  позиция смертных, «внутренняя позиция»  божественная перспектива. В такой же системе временных координат живут и герои романа.
Внутренний мир и внешний. Это касается не только времени. Всякая вещь, по Павичу, одной стороной во внутреннем, другой  во внешнем.
Всё в мире, созданном автором, имеет противоположность, что образовывает две реальности, одинаково имеющие право на существование. Они находятся в постоянном контакте, что и приводит героев в движение. И для того, чтобы заставить читателя увидеть эти реальности, автор использует различные приёмы.
Во-первых, мы замечаем, что автор всем значимым понятиям, героям, событиям подбирает пару. Леандр – Геро, дешёвый пророк – дорогой пророк, башня Сандаля – башня Леандра, правая рука – левая рука, день – ночь, скорость  , время – вечность… Но это действительно пары, или две стороны одного и того же?


Скачать 70,69 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница