Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»



Скачать 131,05 Kb.
Дата21.04.2016
Размер131,05 Kb.
ТипСеминар



Семинар-практикум по методической теме:
«Воспитание звуковой культуры речи
посредством пальчиковых игр и упражнений
детей дошкольного возраста»

.
2012 год



Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.


Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии. Философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Ведущим методом обучения является игра. Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов. На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.
Целенаправленное обучение звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений позволяет обеспечить нужное количество звуковых повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию.
Формы работы
С целью овладения звуковой культурой речи детей дошкольного возраста мною были разработаны перспективные планы для каждой возрастной группы, способствующие развитию речевого дыхания, темпа речи, мелкой моторики рук и обучению правильному произношению звуков, слов.
Перспективное планирование и процесс воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений разработаны на основе «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ФГ ДОУ №2027МО РФ» по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). В соответствие с методикой О.С. Ушаковой. Критерии оценивания заданий по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников, проводилась по методике М.Ф.Фомичёвой (дыхание, звукопроизношение, темп речи).
Целенаправленная, педагогическая работа проводилась с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течение каждого учебного года. В виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного, динамичного процесса. Учитывая возрастные особенности детей.
Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи проводились в игровой форме для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. Был использован большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные палочки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаика, цветное тесто, яркая бумага разная по качеству, крупы, бисер, бусинки, расчески, проволока, предметы вышивания пальчиковый театр, наглядные картинки и т.п.), который использовался в различных видах деятельности, что также говорит о доступности данных упражнений и заданий. В непосредственно образовательной деятельности (лепки, рисовании, аппликации) и ручным труде (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
В группах создавала уголки звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений, поддерживая интерес детей, позволяя им самостоятельно играть в игры с речевым сопровождением. Оформила картотеку пальчиковых игр и упражнений в группах ДОУ, театрализованные уголки (пальчиковый, би-ба-бо и т.п.).
Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами, загадками, потешками вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи.
Роль стимула в развитии центральной нервной системы, всех психических процессов и особенно звуковой культуры, по мнению Т.Р.Кисловой, играют формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и паль¬цев рук.
Тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции: речь ребенка становится отчетливой, выразительной, плавной, исчезает смазанность, нечеткость произношения. А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет не только на развитие детской речи, но и исправление ее дефектов. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его звуковая культура речи.
По моему мнению, успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности, языковые нормы взрослых, особенно включение родителей дошкольников в этот процесс.
Проводилось родительское собрание в младшей группе на тему: «Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений», где была представлена программа с планированием заданий на учебный год. Родителям в индивидуальном порядке были представлены данные исследования уровня звуковой культуры речи первичной диагностики детей, с целью оказания помощи в данной педагогической работе. Роль родителей заключалась в том, чтобы способствовать повышению уровня звуковой культуры речи: контролировать речевое дыхание, темп речи, правильное произношение звуков и слов, развить мелкую моторику рук. В средней группе на тему: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей пятого года жизни».
Велись тематические беседы, индивидуальное общение с родителями, консультации на темы: «Как малышу произносить звуки», «Мастерская пальчиков» «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Словесные игры», «Разговорчивые пальчики», «Для чего нужны пальчиковые игры и упражнения», «Гимнастика для пальчиков», «Особенности развития звуковой культуры речи детей пятого года жизни», «Пальчиковый театр».
Основным рабочим материалом для эффективности результата воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений, родителям предлагались дифференцированные задания на карточках, разработанные для разных уровней звуковой культуры речи детей. Задания представлялись в форме игр и игровых упражнений, интересные для детей и доступные для объяснения родителями.
Цель моей педагогической деятельности: развитие речевого дыхания, темпа речи, мелкой моторики рук и обучению правильному произношению звуков, слов детей дошкольного возраста.
Я могу сделать вывод, что цель достигнута и проделанная мною целенаправленная, педагогическая работа повысила уровень воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста.

Несколько игр и упражнений с инструкцией к их выполнению


по методической теме:

Задание 1. Пальчиковое упражнение: «Не боюсь колючек?»


Цель: сделать массаж ладоней и пальцев ребенка, учить соотносить слова текста с соответствую¬щими движе¬ниями и четко, правильно произносить звук [с].
Инструкция: катать бигуди по столу (вперед – назад), затем перейти на катание бигуди между ладонями, нажимая на неё с разной силой и проговаривать одновременно фразу.
Я колючек не боюсь,
Даже если уколюсь!

Задание 2. Пальчиковая игра: «Котенок» (пищащая игрушка)


Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого; четко и правильно произносить звук [щ].
Инструкция: сжимать игрушку в кулачке и соотносить слова стихотворения.
Ты котенок не пищи,
Лучше маму поищи!

Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Братцы»


Цель: развивать память, умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук, речевое дыхание, умение контролировать темп речи, учить четко и правильно произносить звуки [п] и [р].
Инструкция: подняв левую руку (правую) ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой (левой) по очереди, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик уж заснул,
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Задание 4. Пальчиковая игра «Рыболовы»


Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навыки расстегивания и застегивания прищепок; обучать правильному произношению звуков [а], [п], [р].
Инструкция: расстегивать прищепки и «ловить» маленькие игрушки (рыбки, раки, лягушки и т.п.) из емкости, с сопровождением художественного слова.
Очень хитрый-хитрый пальчик
Здесь расставил свой капканьчик.
Мышку – хвать! И зайку – хвать!
Невозможно убежать!
А потом поймал верблюда.
Разве вырвешься от сюда?
Но попался вдруг кабан –
Разломал он весь капкан!

Задание 5. Пальчиковая игра «Шаловливый котенок»


Цель: учить соотносить движение рук, кистей и пальцев рук с речью; обучать правильному произношению звука [л], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.
Инструкция: наматывать нитку на клубок или на палочку одной рукой, а держать клубок (палочку) другой рукой и сопровождая художественным словом.
Я веревочку смотаю
Всю в один большой клубок,
Чтоб котенок мой играя,
В нем запутаться не смог.
Задание 3. Рисование пластилином (плоскостная лепка): «Смотрит солнышко в окошко»
Цель: развивать силу рук, хватательные движения и соотнесение слов текста с движениями рук, закреплять правильное произношение звука [с], четко произносить слова и фразы с различной громкостью.
Инструкция: указательным пальчиком левой и правой руки проводить, нажимая на пластилин, прямые линии «лучики», сопровождая стихотворением.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит, улыбается.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Задание 6. Отрывная аппликация: «Осенние листья»
Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, создавать композицию; обучать правильному произношению звука [л].
Инструкция: разорвать листы бумаги на маленькие кусочки, по форме листиков дерева, из них создать композицию на листе бумаги; сопровождая действия стихотворением.
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.

Задание 7. Предметная лепка: «Испечем мы пирожки»


Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, закреплять приемы лепки; обучать правильному произношению звуков [ж], [ш], отчетливо и достаточно громко, четко произносить слова с этими звуками, развивать речевое дыхание.
Инструкция: выполняем все действия с пластилином соответственно словам стихотворения.
Месим, месим тесто,
Месим понемножку.
Из такого теста сделаем лепешку.
Внутрь яблочко кладем,
Уголочки мы загнем
Получился пирожок:
Кушай, кушай мой дружок!

Задание 8. Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку»


Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, соотносящие движения, речевое дыхание, темп речи, учить правильному произношению звука [з].
Инструкция: завязываем бантик на шапочке, а потом развязываем.
Развязались вдруг шнурки.
Как их завязать?
То ли спутать в узелки,
То ли маму звать…
Не могу пока шнурки
Завязать на бантики.
Ручки-крючки не ловки —
Путаются пальчики.

Задание 9. Рисование пальчиками: «Желтый цвет»


Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, закреплять навыки рисования предметов разнообразных форм; развивать логическое мышление, воображение; обучать правильному произношению звука [ж].
Инструкция: рисовать предметы (изображая пейзаж) пальчиками, ладошками, кулачками на листе бумаги, соотнося слова стихотворения с действиями.
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит,
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья с деревьев летят.

Задание 10. Шнуровка: «Веселый шнурок»


Цель: развивать тонкие движение пальцев рук, формировать навыки действия с шнурком; умение соотносить слова текста с соответствую¬щими движениями пальцев и кистей рук; учить правильно произносить звук [ш], умение контролировать темп речи, развивать речевое дыхание.
Инструкция: выполнять шнуровку соответственно словам текста.

Вверх шнурок,


Вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!

Детям очень сложно обувь шнуровать.


Но учиться нужно и не горевать.
Пальчики шнуровка развивает ловко.
В садике ребята станут приставать:
«Где ты научился так классно шнуровать?»

Задание 11. Пальчиковое упражнение: «Заплетем косички»


Цель: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, зрительное внимание, память; обучать правильному произношению звука [с], отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.
Инструкция: поочередное переплетение шнурков в косичку с сопровождением художественного слова.
Заплести косички
У своей сестрички?
Дайте мне возможность
Осознать всю сложность.
Как плести сестричке
Разные косички?

Задание 12. Пальчиковая игра: «Помоги перебрать зернышки»


Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук; обучать правильному произношению звука [р], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.
Инструкция: отобрать зерна разного вида по отдельности, используя только указательный и большой палец и проговаривать одновременно стихотворение.
Я мамуле помогаю,
Я крупу перебираю:
Гречка – рис,
Гречка – рис,
Будет мамочке сюрприз.

Задание 13. Объемная аппликация: «Цыплёнок»


Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, учить скатывать готовые салфетки в шарики делая круговые движения, делать цыпленка способом аппликации из шариков; контролировать темп речи и обучать правильному произношению звука [ц].
Инструкция: кусочек мокрой салфетки отжать пальчиками и скатать шарик (маленький – между указательным и большим пальцем, средний - на ладони, указательным и среднем пальцем, большой шарик - между ладонями) сопровождая действия художественным словом.
Из яйца, как из пеленок,
Вылез маленький цыпленок.
Вот какой он, посмотрите!
Манной кашей накормите.

Задание 14. Пальчиковое упражнение: «Овощи»


Цель: развивать тонкую моторику рук, речевое дыхание, учить регулировать темп речи и закреплять произношение звука [р].
Инструкция: проговаривая строчку стихотворения необходимо откладывать бусину, держа четки в одной руке. Работают только большой, указательный, средний палец, а остальные держат четки.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!...
Вот овощи спор завели на столе
- Что лучше, вкусней и нужней не земле:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка иль свекла? Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!...
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!...
И суп овощной оказался не плох!

Конспект практикума

«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

конспект практикума с родителями
Проведение практикума. Предложить родителям совместное рисование с детьми «Дорисуй, что я задумал».

Ребенок начинает рисовать что-либо, а родитель дорисовывает. Важно не только дорисовать рисунок, но угадать и подержать замысел своего ребенка. По окон-чании совместного рисования предложить родителям поделиться своими ощу-щениями - легко или трудно было им поддерживать рисуночный диалог с ребенком.

Познакомить родителей с результатами анкетного опроса о понимании ими ценности изобразительного творчества в развитии ребенка в семье (содержание анкеты прилагается к конспекту) .

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Педагог бросает мяч любому родителю, при этом произносится начало фразы. Поймавший мяч заканчивает фразу по своему усмотрению, если затрудняется, перебрасывает мяч другому родителю.



Примерные фразы для игры

Если рисунок ребенка выполнен в темной гамме, то.

Если, рисуя пейзаж, ребенок изображает небо в тучах, склоненные деревья, то.

Если, изображая семью, ребенок рисует одного себя или на дистанции от других членов семьи, то. и т. д.

Закончив упражнение, организовать небольшое обсуждение обоснованности прозвучавших ответов.

Игровое моделирование родителями своего поведения в следующих ситуациях.

Ребенок что-то нарисовал и хочет показать вам. Вы:

а) говорите ему, что потом посмотрите, сейчас заняты;

б) делаете ребенку замечание, что не следует пустяками отвлекать взрослых от дела;

в) рассматриваете рисунок, выражаете свое отношение.

Ребенок мечтает сделать рисунок на сюжет из понравившегося мультфильма, сказки, но это трудно, у него не получается. Вы:

а) нарисуете ребенку то, о чем он мечтает;

б) посочувствуете ему в том, что его навыки еще ограничены и предложите пока отказаться от мечты;

в) поступите как-то иначе.

Родителям предлагается выбрать тот вариант поведения, который они одобряют, или заявить свой.



Прокомментировать следующие педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Сима (6 лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака.

«Что ты там увидела, смотри под ноги, а то упадешь», - говорит мать дочери.

«Ух ты, как здорово! Вон смотри - это облако совсем как наша собака Тишка, белый, пушистый и хвост колечком».

"Ну и фантазерка! Где ты видишь собаку? Это на небе-то собака? Облака это. Выдумываешь ты все! Не отставай, иди быстрее».

Ситуация 2.

Одна мать говорит другой: «Как хорошо рисует ваш Сережа! А у моего Пети одни каракули».

«А вы пробовали его учить? »

«Да, я часто усаживаю сына рисовать. Наверное, он у меня неспособный», - отвечает мать Пети.



Ситуация З.

Мать рассматривает рисунок пятилетнего Саши:

«Ты что это у меня такой глупый? Где ты видел оранжевые елки? А трава, почему розовая? Отвечай! »

Саша, опустив голову: «Потому, что это красиво».



В заключении практикума сделать вывод о том, что изобразительная деятельность - важный помощник родителей и педагогов в формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, самому себе. Поблагодарить родителей за участие в практикуме.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница