Семинар Понятие возраста. Типология возрастов. Выделение различных возрастных этапов. Абсолютный возраст



Скачать 22,91 Kb.
страница1/2
Дата06.01.2023
Размер22,91 Kb.
#198867
ТипСеминар
  1   2
Связанные:
Семинар 1
Семинар 2

Семинар
1.Понятие возраста. Типология возрастов. Выделение различных возрастных этапов.
Абсолютный возраст, т.е. календарный, или хронологический возраст. Он выражается количеством временных единиц (секунд, лет, тысячелетий), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения.
Существует и условный возраст, или возраст развития. Он определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, и устанавливается на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста - элемент периодизации. Любая периодизация - попытка структурировать течение времени, выделить в нем определенные, имеющие какие-то содержательное значение хронологические элементы (периоды).
Типы возрастов:

  • Биологический возраст, который определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Биологический возраст разделяется на скелетный, зубной, возраст полового созревания.

  • Социальный возраст, который представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст, брачный возраст и т.д. имеют явно социальные происхождение и смысл. Социальный возраст определяется путем соотнесения уровня социального развития индивида, овладения им определенных социальных ролей, с тем, что статистически нормально для его сверстников.

  • Психический возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистически симптомокомплексом. Индикаторы психического возраста - IQ (умственный возраст), степень нравственной зрелости, рекреационный возраст (насколько досуг ребенка соответствует тому, что статистически типично для возраста индивида), психосексуальный возраст (уровень эротических интересов и поведения). Эти варианты так называемого психического возраста имеют определенное объективное внешнее измерение.

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека (АМН СССР, 1965) выглядит следующим образом:

  1. Новорожденные - 1-10 дней.

  2. Грудной возраст - 10 дней-1 год.

  3. Раннее детство - 1-3 года.

  4. Первое детство - 4-7 лет.

  5. Второе детство - 8-12 (мальчики), 8-11 (девочки).

  6. Подростковый возраст - 13-16 (мальчики), 12-15 (девочки).

  7. Юношеский возраст - 17-21 (мужчины), 16-20 (женщины).

  8. Зрелый: 1-й период-2 2 -3 5 (мужчины), 21-35 (женщины).

  9. Зрелый: 2-й период - 36-60 (мужчины), 36-55 (женщины).

  10. Пожилой - 61-74 (мужчины), 56-74 (женщины).

  11. Старческий - 75-90 (мужчины и женщины).

  12. Долгожители - 90 лет и выше


2. Концепция возраста как достижения. Создание и реализация возраста
Возраст как достижение рассматривается в том плане, что человек на определенном этапе своей жизни должен соответствовать некоторым нормам и ролям, которые ему приписывает общество. В этом смысле человеку не достаточно прожить до определенного количества лет, необходимо также иметь соответствующие достижения.
Концепция возраста как достижения опирается на следующие основные теории:

  • Символический интеракционализм

  • Этнометодология

  • Социальная феноменология

  • Теория социального конструкционизма


3. Изучение возраста через парадигму жизненного пути
На индивидуальном уровне жизненный путь подразумевает то, что прошлое и будущее человека неразрывно связаны – все его действия и болячки из прошлого отразятся на будущем.
Понятие «жизненный путь» предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии одновременно автономны и взаимосвязаны. Возраст связывается с ожиданием и осуществлением переломных событий. Иными словами, базой для изучения изменений в психике человека стали: случай, время, последовательность жизненных событий (женитьба, смерть родителя, окончание учебы, рождение ребенка) и биографический метод.
Эта парадигма обрела популярность в 50-60-е гг. Т.к. теория социализации (в частности бихевиоризм) не могла объяснить то, что некоторые сложные подростки не вырастают в таких же сложных взрослых.


Скачать 22,91 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница