Семинар по теме: «Обучение смысловому чтению учебного и научного текста с целью извлечения необходимой информации и оптимизации процесса обучения»



Скачать 156,21 Kb.
страница1/9
Дата03.01.2021
Размер156,21 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Методический семинар по теме:

«Обучение смысловому чтению учебного и научного текста с целью извлечения необходимой информации и оптимизации процесса обучения»

«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».



Элвин Тофлер
Окончив педагогический университет, я пришла работать в школу. Тогда я и столкнулась с первыми трудностями, одна из которых сводилась к неумению школьниками выбирать информацию из текста, осмысливать и перерабатывать. А ведь навык чтения – это фундамент всего последующего образования, тем более в современном мире, характеризующемся высокой скоростью смены разнообразной, несистематизированной информации.

Я – учитель истории и обществознания. На моих предметах обучающимся постоянно приходится много работать с большими объемами информации (тексты учебника, законы, исторические документы и пр.). В число предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории и обществознанию включены: умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; умение критически осмысливать информацию морально-нравственного и правового характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями, нормами поведения, установленными законом.

Умение читать – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Научиться мыслить в процессе чтения – важнейшая задача, притом мыслить надо уметь рационально, без лишних затрат времени, физических и психических усилий.

Как помочь ученику учиться, а мне, учителю, учить пониманию текста?



Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой и незнакомой познавательных ситуациях – одна из самых актуальных задач современной школы. Именно поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий.



Цель моей педагогической деятельности заключается в следующем: совершенствовать умения первичной обработки учебной информации, активизировать мыслительные процессы у обучающихся, повышая скорость и качество усвоения учебного материала.

Задачи: ввести в процесс обучения такие методы и приемы работы с текстом, которые за минимум отведенного на уроке времени позволят добиться полноценного чтения, а урок превратить в увлекательное и интересное исследование.

При выборе методов обучения и приемов организации учебной деятельности обучающихся я отдавала предпочтение интерактивным методическим практикам. Ведущие признаки интерактивного взаимодействия: многоголосье – возможность каждого участника обучения иметь свою точку зрения по рассматриваемой проблеме; диалог – умение слушать и слышать друг друга; мыследеятельность – организация активной мыслительной деятельности обучающего и обучающихся, организация педагогом самостоятельной познавательной деятельности; смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися новых для себя смыслов по изучаемой проблеме.

В современной науке накоплен значительный опыт исследования сущности и механизмов чтения как специфического вида деятельности, освоение которой во многом определяет социальное и личностное развитие, «врастание ребенка в цивилизацию»
(Л.С. Выготский). Чтение является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Анализ литературы показывает, что большинство подходов к проблеме смыслового чтения при всех различиях объединяет положение, получившее отражение в работах
С.Л. Рубинштейна, который писал, что всякий текст есть лишь условие мыслительной деятельности: то, что объективно содержится в тексте, может обрести и субъективную форму в голове читателя, и эта субъективная форма существования есть результат собственной мыслительной деятельности читателя.

Психологами установлено, что полноценное чтение – это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка. Вторая – это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Третья – это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты. В современных условиях этого не достаточно для получения образования.

В настоящее время выделяют разные виды чтения по участию психических процессов, по целям, по степени осмысления информации, по мотивам, по скорости. Из всего разнообразия видов чтения ученики основной школы должны овладеть в ходе обучения следующими видами: ознакомительным, направленным на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающим (смысловым, критическим), имеющим целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковым (просмотровым), направленным на нахождение конкретной информации, конкретного факта.



Каталог: files -> works
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
works -> Вопросы к экзамену (очная форма обучения)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница