Сценарий педсовета «Математика в детском саду»



Скачать 42,39 Kb.
Дата21.04.2016
Размер42,39 Kb.
ТипСценарий
Сценарий педсовета «Математика в детском саду»
28.03.2014.

МБДОУ «Ромашка»

Цель:

  • Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.

  • Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

Вступительное слово.


В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением, прежде всего, свободы — без него оно неизбежно погибает.

А. Эйнштейн.


Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.

В. С. Ротенберг,

Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников, студентов. Ведь «математика всегда… остается для детей, учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (ФГОС) заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

 А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.

(слайды 1 – 7) – сравнение итоговых знаний детей разных возрастных групп в области математики старой программы и ФГОСа.



1 задание:

Определите проблему ФЭМП в дошкольном воспитании.

Всем педагогам предлагается прописать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП в своей возрастной группе (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы)

2 задание: «Разминка» (слайды 8,9,10,11)


  1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

  2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

  3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

(10 слайд)

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:

разъяснения (как выполнить данную задачу),

указания воспитателя (в основном с детьми),

план действий старшего дошкольного возраста.


Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

В соответствии с ФГОС ведущий вид деятельности в детском саду является игра. НОД которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако, ирга формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.



Игровые методы – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Наглядные методы.

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.


  1. Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП

  2. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.   

  • Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

  • Материал должен быть различным на каждом занятии

  • Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)

  • Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

  1. Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП?

  2. (12 слайд)

Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НОД, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.



К НОД необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,

- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.)

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

Различают типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр,

2) занятия в форме дидактических упражнений,

3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно.

Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: д/и, дид. материал и деятельность с ним или сочетание того и другого.

Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.


Вид занятия зависит от программных задач:

1) занятие полностью посвящено изучению нового материала,

2) занятие полностью посвящено повторению,

3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто),

4) итогово-проверочные занятия (новый материал не даётся!).
Образец речи воспитателя – основной приём.

Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком

Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя

Многократное упражнение детей.

Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.

По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.

Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.

Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
3 задание: “Отвечай-ка” (17 сл)

Педагогам предлагается 4 области в работе по ФЭМП и номер вопроса. Воспитателям предлагается несколько вариантов ответов. Коллеги выбирают правильный ответ.



1. Преемственность в работе ДОУ с семьей и школой по реализации задач математического развития детей.

1. Исключите неправильный вариант ответа. Творческий контакт ДОУ и семьи обеспечивается благодаря следующим факторам: (18)

А. Консультации и беседы о математическом развитии ребенка .

Б. Открытое занятие

В. Ширмы и папки – передвижки

Г. Консилиум

Д. Организация математических викторин для детей



2. Родители помогают детям освоить математическое содержание в быту и в процессе знакомства с .... (исключить неверное) (19)

А. Учебниками по математике 1 класса

Б. Пространственными представлениями

В. Различными свойствами реальных объектов окружающего мира и их количественными отношениями.

Д. Художественной литературой

Г. Предметами - заместителями



3. Учитель, как и воспитатель подготовительной группы детского сада для развития математических способностей детей меньше всего использует.... (20)

А. специальные педагогические ситуации

Б. Задания на развитие наглядно – действенного мышления

В. Развивающие упражнения.

Г. Экспериментирование и моделирование

Д. Дидактические игры с математическим содержанием.



4. Родители не могут добиться успеха в математическом развитии детей при осуществлении знакомства ребенка с ... (21)

А. Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений

Б .Трехмерным пространством окружающего мира.

В. Формой и величиной реальных объектов окружающего мира.

Г. Учебниками по математике 1 класса.

Д. Временными ориентирами в естественных условиях.



2. Дидактические основы обучения дошкольников элементам математики.

1. Занятия по РЭМП нацелены на... (22)

А. Закрепление, применение и расширение знаний и умений

Б. Предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков

В. Устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка.

Г. Формирование интереса к математике, подведение итогов.

2. Инновационными средствами ФЭМП являются: (23)

А. Оборудование для игр и занятий, комплексы наглядно - дидактического материала, литература.

Б. Компьютерные программы на специальных носителях, компьютер, магнитные доски.

В. Дидактический материал М.Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Г. Демонстрация, инструкции, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.



3. Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка? (24)

А. Сознательности и активности

Б. Наглядности

В. Систематичности и последовательности.

Г. Научности

Д. Доступности.



4. К традиционным средствам ФЭМП относятся: (25)

3. Особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста

1. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников: (26)

А. Формирование системы ЭМП.

Б. Формирование предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитие конструктивной деятельности

Г. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.

Д. Формирование сенсорных процессов и способностей.



2. Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагога... (27)

А. Создание предметно-развивающей среды, игровой и бытовой среды.

Б. Овладение вычислительной деятельностью.

В. Овладение культурой общения.

Г. Создание психологической комфортности в группе

Д. Умения пользоваться различными парциальными программами.

3. Математическое развитие менее всего связано с ... (28)

А. С формированием системы элементарных математических представлений

Б. Формированием предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитием двигательных способностей.

Г. Формирование сенсорных процессов и способностей

4. Целеполагание и проектирование работы по ФЭМП опирается на... (29)

А. Данные констатирующего контроля

Б. Индивидуальные особенности детей в усвоении математических представлений

В. Генезис математических представлений у детей и диагностику математического развития.

Г. Предметную деятельность дошкольников

Д. Самостоятельную деятельность детей.



5. Согласно педагогическим взглядам понятия о числе формируются в процессе... (30)

А. Изобразительной деятельности

Б. Конструктивной деятельности

В. Игровой деятельности.

Г. Творческого рассказывания

Д. Специально организованных занятий.



5 . Практическая деятельность (31 – 34)

Педагогам предлагается разделиться на команды и составить план – конспект занятия по ФЭМП у дошкольников.



Задание командам:

  1. Определить возрастную группу;

  2. Составить программное содержание к занятию;

  3. Придумать начало, т.е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);

  4. Продумать демонстрационный и раздаточный материал к занятию

  5. Предложить элементы интеграции с другими видами деятельности (физическая культура, музыкальное воспитание)

8. Задание «Мудрилка» (35 – 37)

Педагогам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.



1-ая ситуация

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.

Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.

На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:


  1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?

  2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2-я ситуация.

Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости.

Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.



Вопросы:

  1. Какие ошибки были допущены воспитателем?

  2. Как нужно правильно организовать эту часть занятие?

3-я ситуация:

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: “Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.



Вопросы:

  1. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

  2. Какие ошибки были допущены воспитателем?

  3. Как нужно правильно организовать это занятие?

9. Задание «Развлекалочка» (38 – 41)

Информация о досуговой деятельности с использованием математики.



Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях по ФЭМП. Досуговая деятельность осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников в свободное время, а также путем самообразования и творческой деятельности. Досуговая деятельность должна быть постоянной заботой педагогов дошкольного учреждения.

В настоящее время большинство досугов посвящено играм, музыкальным развлечениям, литературному творчеству, а математике не отдаётся и малой части досугового времени дошкольников. Поэтому главная задача воспитателя разрабатывать и апробировать досуги и развлечения направленные на ФЭМП.

Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность детей позволит им внести свой “интеллектуальный” вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.

Педагогам предлагается перечислить:

1Назовите формы досуговой деятельности в ДОУ.

2. Назовите формы проведения математических праздников.

3. Назовите формы проведения музыкальных праздников при интеграции с РЭМП.






10. Задание «Игралоч-ка» (42)

Вносится “Черный ящик”

1. Задание обеим командам предлагается отгадать, что находится в черном ящике:

Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов.

Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после без результатных попыток .

Далее командам предлагается выбрать по “Черному ящику”, в которых лежат ненужные предметы.

Задание командам: придумать 5 и более способов использования этих предметов.

11. Заключение (43 – 44)

И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Завершая педсовет, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и  каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.

А сегодня на педсовете  мне понравилось, что педагоги были активными.

Педсовет  подошёл к концу. Прошу дать оценку педсовету. (Рефлексия)
12. Проведение саморефлексии своей деятельности.
Упражнение «Карикатура».
Цель: продолжать развивать у педагогов развитие адекватной саморефлексии своей практической деятельности.
«Мы сегодня так играли,

  И немножечко устали.

  Краски в руки мы возьмем,

  Карикатуру на себя произведем».




  1. Педагогам предложено, используя разнообразие  изобразительных средств изобразить себя, своих коллег с последующим пояснением.

13. Проект решения:

1. Строить работу по ФЭМП в соответствии с требованиями развивающего обучения и воспитания в ДОУ и ФГТ.

2. Использовать создание проблемных ситуаций на НОД и в свободное время, побуждающих к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.
3. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
4. Включать в планы досуговой деятельности развлечения с использованием ЭМП (организация дня игры).

Используемая литература.


  1. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998.

  2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей дет. Сада. М., “Просвещение”, 1977.

  3. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой – 3 –е изд., испр и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2005.

  4. От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

  5. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: метод. Пособие /Аторы – сост. Н.В.Микляева, Л.Р. Болотина, Ф.С. Гайнуллова и др. – М.: Айрис- пресс, 2007.

  6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991.

1-ая ситуация

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.

Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.

На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

1.Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?

2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2-я ситуация.

Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости.

Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.



Вопросы:

1.Какие ошибки были допущены воспитателем?

2.Как нужно правильно организовать эту часть занятие?

3-я ситуация:

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: “Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.



Вопросы:

1.Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?



2.Какие ошибки были допущены воспитателем?

3.Как нужно правильно организовать это занятие?

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница